Домой Услуги Как правильно оформить отчет по учебной практике. Образцы отчетов по практике

Как правильно оформить отчет по учебной практике. Образцы отчетов по практике

Сегодня мы предлагаем поговорить о том, как правильно писать и оформлять отчет о практике. Примеры и выдержки из работ также будут представлены вашему вниманию.

Все студенты без исключения проходят данные этапы:

  • учебная практика;
  • производственная;
  • преддипломная;
  • выпускная квалификационная работа.

Многие студенты стараются подстраховаться и заказать работу у профессионала. Но, на самом деле ничего страшного в написании отчета и выпускной квалификационной работы нет. Вы в этом можете самостоятельно убедиться, прочитав данную статью. Мы расскажем все нюансы написания отчета о прохождении практики. Примеры, взятые из реальных работ, вы также сможете увидеть. Предлагаем приступить незамедлительно.

Как написать отчет?

Каждая из трех видов практики имеет свои особенности. Давайте коротко охарактеризуем каждый из них.

Учебная практика - это первый ознакомительный этап. Как правило, этот вид проходят студенты без каких-либо затруднений. Выглядит это примерно следующим образом:

  • студенты получают задание;
  • ежедневно на протяжении какого-то времени преподаватель читает лекции;
  • ученики пишут отчет;
  • проходят защиту.

Во время лекций студент должен постараться набрать максимум необходимого материала, в результате - сформировать из него отчет.

Следующий этап - производственная практика. Она проходит непосредственно в рабочей обстановке. Ее цель - погрузить студента в ту атмосферу, где ему предстоит трудиться после окончания учебы. Сейчас ученик должен занимать конкретную должность, а в отчете указать результаты прохождения практики.

Решающим этапом является написание отчета по практике на примере ООО… Если во время производственной практики у студента был куратор, то сейчас он может надеяться только на свои силы. Обратите внимание на то, что данный отчет должен напрямую касаться темы дипломной работы.

  • подвести итог обучения;
  • закрепить теоретические знания;
  • освоить практические навыки;
  • осознать деятельность;
  • изучить работу предприятия.

Завершением практики является защита написанного отчета. Что преподаватель должен в нем увидеть? Данный документ свидетельствует о том, чему научился студент, какими профессиональными качествами он овладел за время прохождения практики.

Отчет о практике, примеры отрывков которого вы сможете увидеть далее, является важной работой. Исходя из того, что в нем будет написано, преподаватель сможет сделать выводы о профессиональной подготовке студента. Поэтому отчет должен быть написан грамотно и качественно. Для этого нужно:

  • максимально внимательно изучить работу предприятия;
  • познакомиться со всеми документами и нормативными актами;
  • описать свою деятельность;
  • познакомить преподавателя со своими достижениями;
  • выдвинуть рекомендации по улучшению работы предприятия.

Помимо этого, все должно быть оформлено по ГОСТу. Мы уделим этому внимание далее.

С чего начать?

Все виды практики начинаются с получения методических материалов на выпускающей кафедры университета. Это инструкция по правильному написанию отчета.

Основа для написания - это план практики. Здесь вы сможете ознакомиться с задачами (их может быть от трех до четырех). Для написания грамотного и структурированного отчета необходимо:

  • собрать информацию;
  • проанализировать ее;
  • разработать план по улучшению работы;
  • написать отчет, основываясь на методические рекомендации.

Виды отчетов

Как уже говорилось ранее, всего студенту необходимо пройти три практики:

  1. Учебная. Разница между этим и другими видами заключается в том, что данный отчет не имеет практической части. Основная задача - погружение в рабочую обстановку, об этом важно упомянуть при написании работы.
  2. Производственная. Оформление отчета должно полностью соответствовать ГОСТу. Эта практика направлена на самостоятельную работу студента. Важно: ваши личные рекомендации и комментарии необходимы.
  3. Преддипломная. Является самым ответственным этапом. В отчете по преддипломной практике (пример структуры вы сможете увидеть далее) важно упомянуть о теме вашей ВКР.

Структура ГОСТ

По ГОСТу отчет должен содержать не менее тридцати пяти и не более сорока пяти страниц. В этот объем вы должны компактно уместить весь материал. Обратите внимание на то, что введение должно занимать не более трех страниц.

Структура согласно ГОСТам:

  1. Титульный лист.
  2. План практики.
  3. Отзыв дипломного руководителя.
  4. Аннотация.
  5. Сокращения и условные обозначения.
  6. Оглавление.
  7. Введение.
  8. Основная часть.
  9. Заключение.
  10. Литературные источники.
  11. Приложения.

Что же входит в основную часть отчета по практике на предприятии? Пример вы сможете увидеть ниже.

  1. Краткая характеристика ООО «ЮниКредит Банк», филиал города Саратов.
  2. Анализ активов ООО «ЮниКредит Банк» города Саратов.

2.1. Структура и состав активов.

2.2. Группировка по уровню ликвидности.

2.3. Анализ по доходности.

Также важно упомянуть по поводу приложений - они включаются при необходимости.

Требования к оформлению

Оформление согласно ГОСТам подразумевает не только правильную структуризацию, но и соответствие выбора шрифта, размера, грамотное размещение графики.

Как правило, сейчас при написании отчета пользуются компьютером и текстовым редактором Word. Распечатывать необходимо на листах формата А4. Шрифт работы: Times New Roman. Основной текст: кегль 14, одинарный межстрочный интервал. Заголовки и подзаголовки: кегль 16, шрифт полужирный.

Разделы и подразделы

Вся работа должна быть разделена на разделы и подразделы. Обратите внимание на то, что при необходимости в работу можно включать пункты или списки.

При написании отчета очень важно не забывать, что новый раздел начинается с чистого листа. Требования к оформлению разделов: нумерация арабскими цифрами, выравнивание по центру, шрифт полужирный, шингл 16, буквы прописные. Требования к оформлению подразделов: нумерация арабскими цифрами, буквы строчные, выравнивание по левому краю, шрифт полужирный, шингл 14.

Графические элементы

Графические элементы (картинки, схемы, таблицы, формулы, чертежи и так далее), согласно ГОСТ, можно вставить тремя разными способами:

  • после абзаца, в котором упоминается объект;
  • на следующей странице;
  • в приложении.

Грамотное размещение графических элементов очень важно в отчете о практике. Пример оформления вы видите ниже. Наиболее удачный вариант - первый. Так, читающий не потеряет никакой информации, сразу ознакомится с ней.

Форма изложения

Сейчас вы сможете увидеть отрывок, взятый из отчета о практике. Пример отвечает всем требованиям ГОСТ.

«Цель анализа структуры активов «ЮниКредит Банк» города Саратова - выявление уровня диверсификации активных операций и оптимальности их структуры.

Активные операции банка составляют существенную часть операций. Банк благодаря поддержке акционеров постоянно наращивает свои активы всю историю своего существования».

Обратите внимание на то, что недопустимо в отчете употребление:

  • значка диаметра;
  • «-» для обозначения температуры;
  • некоторых математических символов.

Пояснительная записка

Помимо всего вышеперечисленного, необходима пояснительная записка, которая прикрепляется к отчету по производственной практике. Пример вы видите на рисунке, представленном в данном разделе статьи.

Если говорить предельно коротко, то пояснительная записка - это краткое изложение написанного отчета. Там студенту необходимо отразить:

  • все свои действия;
  • обобщенную информацию о прохождении практики.

Характеристика

В этом разделе вы сможете увидеть характеристику из отчета по практике бухгалтера. Пример, представленный на картинке выше, содержит отзыв-характеристику преподавателя от базы практики.

Этот документ не нужен в отчете по учебной практике. Как правило, в нем содержится следующая информация:

  • посещаемость;
  • участие в организационных процессах;
  • польза от студента для предприятия;
  • готовность к сотрудничеству.

Не стоит забывать того, что характеристика (отзыв) - это очень важный документ, особенно в преддипломной практике преподаватели уделяют ему особое внимание.

Дневник

Как правило, форму для заполнения выдается выпускающей кафедрой. Заполнить ее предстоит самим студентом.

Этот документ содержит записи, которые делает студент самостоятельно ежедневно на протяжении всего периода прохождения практики. Важно не забывать ставить даты, задачи (на определенный день) и результат выполнения. Имейте в виду то, что эта информация должна подтверждаться подписью и печатью руководителя практики от предприятия.

Защита отчета

Когда практика уже позади, а отчет готов, самое время для его защиты. На самом деле - это не тяжело (при условии, что вы самостоятельно его писали).

Вы обязаны хорошо ориентироваться в своей работе и знать - куда подсмотреть, если вам не хватает информации. Для удобства подготовьте небольшую презентацию, которая будет содержать всю необходимую информацию в компактном виде.

Практика – необходимый элемент учебного процесса подготовки студентов в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, причем курс, профессия значения не имеют. Её проходят все студенты, получающие как высшее образование, так и среднее профессиональное, независимо от будущей профессии:

  • юристы
  • экономисты
  • бухгалтеры
  • менеджеры

Цель:

  1. проверить возможность применения теоретических знаний, полученных в учебном заведении, вживую, при непосредственной работе по осваиваемой профессии;
  2. приобрести навыки работы в новом коллективе, учитывая мнение старших товарищей;
  3. оценить свою зрелость при самостоятельной работе.

Управление практикой осуществляет руководитель организации (предприятия), начальник отдела, администратор торгового зала, но могут осуществлять и другие лица, уполномоченные руководством.

Отчет по практике: виды, особенности, структура

Выделяют учебную (ознакомительную), производственную и преддипломную практики.

Учебная практика обычно проводится в учебном учреждении. На ней закрепляется полученный в техникуме или в колледже, в ВУЗе лекционный материал путем решения задач и жизненных ситуаций.

Производственная (технологическая) практика проводится в организациях, учреждениях, на предприятиях или на кафедрах образовательной организации. В период ее прохождения студент знакомится с деятельностью организации, в которой осуществляется деятельность по осваиваемому им направлению, причем место работы он может определить сам или его направит учебное заведение. Отсутствие отчета по производственной практике может «поставить крест» на дальнейшем обучении студента.

Преддипломная практика «говорит» сама за себя – она проводится непосредственно перед написанием дипломной работы, для написания заключительной части, в которой должны быть отражены проблемы по исследуемой теме и пути их решения исходя из уже практического опыта студента.

Организационные моменты возложены на преподавателя учебного заведения, руководящего практикой – он должен:

  • объяснить порядок прохождения
  • оформления документов
  • раздать бланки дневников
  • выдать методические указания. Ну, или хотя бы указать адрес, по которому всё это можно найти на сайте учебного заведения.

По итогам пишется отчет о прохождении практики. Руководителем практики из педагогического состава учебного учреждения оценивается его содержание и качество выполнения. Образцы отчетов размещаются на сайте учебного заведения.

Отчет по практике является самостоятельной творческой работой студента. В нем описывается только его трудовая деятельность на предприятии (в организации, учреждении) как будущего специалиста. То есть юристы делают основной упор на нормативную базу, менеджеры и бухгалтеры – на финансовую часть, педагоги – на образовательную. Экономисты предоставляют отчет по практике по экономике предприятия.

При написании отчета можно использовать научную и учебную литературу, а также нормативно-правовые акты, которые наиболее полно позволяют раскрыть деятельность места, в котором происходит освоение специальности. Необходимо рассмотреть действующие:

  1. инструкции, применяемые в организации,
  2. методические указания (рекомендации),
  3. локальные документы, регламентирующие работу организации (предприятия, учреждения), в том числе по бухгалтерскому учету
  4. посмотреть образцы оформления отчета, отзыва и характеристики.

Можно сказать, что это небольшой научный труд, при написании которого практикант демонстрирует теоретические знания, полученные в учебном учреждении, и практический опыт, полученный на предприятии.

На завершающем этапе похождения практики студент должен собранные им сведения скомпоновать, структурировать и оформить в виде отчета.

Скачивать отчет по практике с интернета не рекомендуется – у каждого студента свои особенности места практики, к тому же у разных учебных заведений могут отличаться требования к оформлению и структуре

Отчет оформляется в соответствии с требованиями программы с обязательным учетом особенностей предприятия (организации), с соблюдением согласованного с руководителем плана.

Оформляя отчет, студент должен соблюдать следующие единые стандартные требования:

Структурно отчет должен состоять из 4-х частей:

  1. Введение – вступительная часть отчета. Здесь студент указывает, в каком учреждении (организации) проходил стажировку, каковы функции и задачи учреждения, структура организации и т.п. В введении необходимо указать цель прохождения практики и задачи, решение которых направлено на достижение поставленной цели. По объему введение должно составлять примерно 1-2 страницы.
  2. Основная часть. В ней даются ответы на вопросы по содержательной части работы, со ссылкой на законодательство. Содержит аналитическую часть, в том числе анализ судебной, правоприменительной практики. Раскрывается правовое обеспечение профессиональной деятельности. В тексте отчёта следует делать ссылки на приложенные к отчёту документы.
  3. Заключение. В нем студент или студентка тезисно излагают выводы по описанной в отчете работе, рассказать о своих впечатлениях от работы, о полученных знаниях и умениях, о недостатках в организации работы и своих предложениях по ее усовершенствованию. Объем отчёта (без приложений) должен составлять 10-15 страниц печатного текста с интервалом 1,5, 14 шрифтом Times New Roman. Страницы отчета нумеруются.
  4. Приложения. Желательно прикладывать то, с чем практикант работал – это могут быть любые бланки, образцы. Требования предъявляются только к их оформлению – обязательно указывается номер приложения и на него в тексте делается ссылка.

Приветствуется предварительное направление готового отчета на проверку руководителю практики от учебного заведения.

Практика на предприятии, составление отчета являются для студентов возможностью продемонстрировать свои знания и умения будущему работодателю, зарекомендовать себя с положительной стороны. Отчет по практике образец можно посмотреть тут.

Отзыв руководителя (характеристика) о практике студента: пример

Отзыв студента с места практики позволяет оценить работу студента вне стен учебного заведения и узнать мнение потенциального работодателя о практиканте как будущем специалисте. Данный документ сдается вместе с готовым отчетом по практике и дневником. Написать отзыв должен руководитель практики, но некоторые преподаватели приветствуют написание отчета студентом.

В характеристике должны быть указаны:

Так, студент может пройти практику в бухгалтерии государственной или коммерческой организации, соответственно, отчет должен содержать информацию о работе практиканта по бухучету на предприятии: составление отчетности, актов на списание, проведение расчетов заработной платы и т.д. Если же студент учится на повара или технолога и проходит практику на предприятии общественного питания, то и выполнение заданий будет связано с обработкой продуктов, приготовлением пищи.

Желательно писать не больше 1 страницы текста.

Заключение отчета по практике

Завершающей частью отчета по практике является заключение. Резюмируя работу в организации, студент кратко описывает место прохождения практики, направления его деятельности, делает выводы по поставленным, отражает проблемы и предлагает пути их решения. Заключение представляет собой результат научного творчества студента, обобщение выводов по итогам работы и оценку результатов.

В заключении должны содержаться выводы студента по результатам практики, в том числе:

  1. что нового студент узнал в ходе практической деятельности
  2. какие теоретические предметы наиболее часто применялись
  3. положительные стороны организации и деятельности учреждения
  4. какие выделены недостатки в организации деятельности учреждения
  5. предложения по усовершенствованию работы учреждения, внедрению новых методов работы и т.п.

Затем ставиться подпись и дата.

Заключение должно отражать:

  • Оценку общего состояния места прохождения практики;
  • Итоги анализа изучаемой проблемы в организации;
  • Краткую характеристику предлагаемых проектных предложений и рекомендаций, а также их предполагаемую экономическую и социальную эффективность, практическое применение.

Заключение должно показать уровень профессиональной зрелости студента, умение обобщать полученные знания и соотносить их с целями и задачами исследования, умение делать самостоятельные выводы по проблеме.

Отчет по технологической практике

Прохождение преддипломной практики – это возможность студента продемонстрировать потенциальному работодателю уровень своей теоретической подготовки по специальности, полученной в ВУЗе или в среднем профессиональном образовательном учреждении, а также подготовиться к написанию дипломной работы.

Причем место практики студент подбирает самостоятельно с учетом темы своей дипломной работы, которая может быть связана с:

  • бухгалтерским учетом
  • юридическим направлением
  • технологическим
  • педагогическим воспитанием (например, дошкольным).

В поиске базы, где студент может пройти практику, может помочь и учебное учреждение, заключив необходимый договор с организацией.

Отчет о прохождении преддипломной практики: как написать

Преддипломная практика проводится в помощь студенту: проходя ее, он может подкрепить свои предположения о проблемах в рассматриваемой области, основанных на материалах учебной и научной литературы, нормативных правовых актов, доказательствами, аргументами.

До начала практики руководитель дает задания, решение которых позволит максимально полно раскрыть рассматриваемую тему в рабочем порядке.

Руководитель выдает бланк дневника с методическими указаниями по его оформлению, а образец отчета можно посмотреть на сайте учебного учреждения. Там же можно скачать бланк дневника и другую информацию по практике

Студент должен определиться с объектом и предметом, поставить цель и определить задачи для ее раскрытия. При прохождении практики необходимо четко следовать методическим рекомендациям и согласованному плану.

Преддипломная (производственная) практика отражает практическую деятельность по профилю специальности:

  1. для юриста – написания иска или отзыва на него,
  2. для бухгалтера – составление отчетности,
  3. для менеджера – отчет о выполненных продажах,
  4. для будущих педагогов и воспитателей – разработанные учебные планы занятий.

Итоги прохождения оформляются отчетом о прохождении преддипломной практики.

Цели и задачи преддипломной практики

Цель: Применение знаний, полученных в образовательном учреждение, в практической деятельности; подготовка к написанию дипломной работы.

Задачи преддипломной практики:

  • проведение мероприятий, направленных на максимально полное раскрытие своих знаний и умений;
  • изучение работы организации, выявление проблем в ее деятельности по рассматриваемой в дипломной работе теме, предложение путей их решения;
  • развитие личностных качеств, необходимых в профессиональной деятельности.

Структура отчета по преддипломной практике

В введении указывается:
  1. цель прохождения практики
  2. задачи
  3. объект
  4. предмет исследования
  5. нормативная база исследования
  6. структура отчета.
В общей части отчета описываются направления работы предприятия, его структура. Желательно указать дату создания и достижения. С точки зрения психологии, подробное изучение предприятия и всего, что с ним связано, может положительно отразиться на мнении о практиканте потенциального работодателя.

В специальной части рассматривается деятельность отдела, в котором практикант непосредственно работал с целью выявления проблем по рассматриваемой в дипломной работе теме для выработки путей их решения.

Отчет по преддипломной практике представляется вместе с заверенными печатями и подписями дневником по практике; отзывом-характеристикой.

Дневник преддипломной практики

Дневник является необходимым документом, содержащим описание деятельности студента на предприятии. Требования к его оформлению формируются каждым учебным заведением самостоятельно, но обязательно соблюдение требования об ежедневном фиксировании проделанной учащимся учебного учреждения (ВУЗа, техникума, колледжа) работе (ознакомление с документами организации; оформление документов и т.д.). В дневнике указывается срок и выполняемая студентом работа. Также в нем отражаются замечания руководителя с места практики. Дневник заверяется путем подписания дневника руководителем практики с места прохождения практики и печатью.

Примеры преддипломных работ - отчеты по практике

Примеры отчетов по преддипломной практике можно посмотреть ниже.

Характеристика по преддипломной практике: особенности написания

В характеристике от организации, должны быть обязательно указаны фамилия практиканта, его имя, отчество, подпись руководителя организации и расшифровка, а также дата выдачи характеристики. Подлинность записей удостоверяется печатью. Характеристика позволяет оценить работу студента вне стен учебного заведения и узнать мнение потенциального работодателя о практиканте как будущем специалисте.

Характеристика сдается вместе с готовым отчетом и дневником. Особенность написания характеристика – оценка руководителем практики студента уже как потенциального работника

Пример: Студентка Иванова Ольга Ивановна в период с «___» _______ _____г. по «___» ________ _____ г. проходила преддипломную практику по специализации «Бухгалтерский учет» в бухгалтерии ООО «Ромашка».

За время приобретения практических навыков зарекомендовала себя как специалист с хорошем уровнем теоретической подготовки в области бухучета и экономики, знающий ка (код аутентификации), порядок составления отчетности и сроки ее предоставления в контролирующие органы.

Коммуникабельна, ответственна, исполнительна.

План преддипломной практики выполнила в полном объеме. Замечаний нет.

Работу студентки можно оценить на оценку «Отлично».

Заключение преддипломной практики

В заключение отражаются выводы по результатам пройденной практики, обобщаются итоги по задачам, рассмотренным в отчете.

Необходимо отразить работу предприятия и отдела, направления деятельности, раскрыть выявленные проблемы со ссылкой на нормативно-правовые акты, предложить пути их решения


В любом ВУЗе в процессе обучения студентам необходимо проходить практику с целью закрепления полученных теоретических знаний и получения практических навыков работы. За весь период обучения проходят ознакомительную (учебную), и преддипломную практики. Окончание прохождения практики требует написания отчета, который сопровождается дневником и характеристикой с места прохождения практики. Чтобы написать отчет по практике самостоятельно, необходимо знать особенности каждого вида практики.

Учебная или ознакомительная практика становится первым испытанием для студентов. Ее проходят на 1 или 2 курсе. Целью является закрепление общетеоретических знаний, полученных в процессе учебы, а также получение общих представлений о выбранной специальности. Во время практики студентам дают возможность ознакомиться с работой предприятия путем чтения лекций и проведения экскурсий, а также посмотреть работу сотрудников выбранной вами специализации.

Производственная практика проходит на 3-4 курсе и является следующим шагом в освоении профессии. Практикантам дают возможность изучить работу предприятия изнутри под присмотром куратора, изучить и проанализировать документацию, собрать материалы.

Преддипломная практика является заключительным этапом обучения. На основе полученной на предприятии информации, необходимо будет . Отчет по преддипломной практике часто является второй главой диплома и представляет собой анализ работы предприятия.

Отчет о работе предприятия должен соответствовать требованиям программы практики вашего ВУЗа (Смотрите также: ), как правило, он содержит:

— календарный план;

— дневник;

— характеристику с места прохождения практики

— введение;

— основную часть;

— заключение;

— список литературы;

— приложения

Титульный лист оформляется по образцу из методических указаний. Титульный лист содержит данные о названии ВУЗа, типе практики (учебная, ознакомительная, производственная, преддипломная), теме практики, специальности, учащемся, руководителе, месте и годе написания.

Образец титульного листа

Календарный план оформляется в виде таблицы, содержит данные о виде, сроках и месте исполняемых вами работ на предприятии. Иногда входит в дневник.

Пример календарного плана отчета по практике

Дневник практики – схож с календарным планом. Дневник является основным документом, наравне с отчетом, по которому учащийся отчитывается о выполнении программы практики.

Практикант каждый день отмечает, что он делал или изучал сегодня. Оформляет все в виде таблицы.

Пример заполнения дневника практики

Характеристика с места прохождения производственной, учебной или дипломной практики должна отражать данные о знаниях, навыках и умениях практиканта. Об уровне его профессиональной подготовки, личных качествах, а также о работе и поручениях, которые выполнял студент во время посещения предприятия. И, конечно, рекомендуемая оценка.

Характеристику студенту должен получить от своего руководителя и приложить к отчету. Но на практике руководитель перекладывает эту обязанность на студента.

Образец характеристики с места прохождения практики

Образец содержания отчета по практике

Введение содержит:

  • сведения о месте прохождения практики;
  • ее цели и задачи, которые указаны в методических указаниях;
  • объект и предмет исследования;
  • оценку современного состояния исследуемой темы;
  • может содержать предполагаемые результаты прохождения практики.

Пример введения

Основная часть делится на главы. Содержит теоретическую и практическую части. В практической части описывается структура и деятельность предприятия. Проводится анализ. Выявляются положительные и отрицательные стороны в работе предприятия или учреждения. Приводятся все расчеты, графики и таблицы.

Заключение пишется на основе изученного материала. Содержит ответы на поставленные во введении задачи. Включает все полученные в основной части выводы. Можно включить оценку собственной работе и дать рекомендации по улучшению деятельности предприятия.

Образец заключения отчета по практике

Список литературы содержит все используемые при написании работы источники, в том числе указанные в . согласно методическим указаниям или ГОСТ. В него можно включить названия документов, полученных с предприятия, а также нормативную литературу, интернет-источники.

Приложения включают любые данные, на которые можно сослаться при написании работы, в тексте работы. Это может быть отчетность, организационная структура предприятия, выписки из законодательства, анкеты, чертежи, схемы, таблицы. Все, документы, которые вы нашли на предприятии и которые пригодились для написания отчетной работы.

Писать отчет по практике самостоятельно очень интересно и познавательно. Но если у вас возникли трудности с написанием или у вас не получилось пройти практику на предприятии, вы всегда можете обратиться за помощью к нашим специалистам и получить квалифицированную консультацию.

Федеральное агентство Российской Федерации по образованию

Казанский Государственный Архитектурно-Строительный Университет

Кафедра профессионального

обучения, психологии и социологии

ОТЧЕТ

по преддипломной практике

Выполнил: студент 4-го курса

гр. 3ПО 01

Фаляхиев Айдар Камилевич

Место прохождения практики:

Образовательное учреждение: КГАСУ

Итоговая оценка за преддипломную практику __________

Руководитель практики по месту прохождения:

Шигапова Д.К. __________________

(должность, подпись)

Руководитель практики от кафедры:

Доцент к.с.н. Шигапова Д.К. ______________

(подпись)

Казань 2017 г.

Содержание

Введение

1. Описание структуры учебного заведения

2.

3. Результаты опытно-экспериментального исследования

Заключение

Список литературы

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Преддипломная практика проходила в КГАСУ , находящегося по адресу: Республика Татарстан, г.Казань, ул. Зеленая, д.1.

Период прохождения практики с 24.04.2017 по 21.05.2017.

Преддипломная практика занимает очень важное место в подготовке компетентного педагога профессионального обучения. Она помогает получить первый опыт, наглядно изучить, как проходят процессы воспитания, обучения и развития. Это так же способ проверить свои знания, умения, а так же развить навыки преподавания.

Цель преддипломной практики - закрепление знаний и умений, приобретенных в результате освоения теоретических курсов, развитие общепрофессиональных и профессиональных компетенций, приобретение опыта самостоятельной практической педагогической и психологической деятельности, становление профессиональной направленности, проведение опытно-экспериментального исследования по изучению мотивации студентов.

Задачами практики выступают:

Совершенствование психолого-педагогических и специальных (по предмету) знаний студентов в процессе их применения для осуществления педагогического процесса;

Развитие у студентов представлений о работе современного образовательного учреждения (о специфике образовательных программ, о направлениях деятельности педагогического коллектива, о функциональных обязанностях представителей администрации и педагогического коллектива);

Становление у студентов педагогических умений (проективных, ораторских, коммуникативных).

Развитие у студентов интереса к профессиональной педагогической деятельности, творческого отношения к педагогической работе;

Развитие у студентов, педагогических способностей, а также профессионально значимых качеств личности преподавателя (расположенность к учащимся, самообладание, педагогический такт, справедливость и т.д.).

6) Сбор и анализ данных, необходимых для подготовки практической экспериментальной части выпускной квалификационной работы на тему: « Изучение мотивации».

1.Описание структуры учебного заведения (КГАСУ)

История. В 1889 году особая комиссия Министерства народного просвещения Российской империи, при инициативном участии волжско-уральского купечества, приняла решение открыть в Казани учебное заведение, готовящее техников — объединенное Промышленное училище с двумя уровнями профессиональной подготовки: средне-химическим и низшим техническим, с механической, химической и строительной специальностями. С образования Промышленного училища, берёт начало строительное образование в Казани и во всём Поволжско-Уральском регионе. Первый камень учебного корпуса был заложен 12 июня 1896 года. Контракт на строительство учебных зданий был заключен с Торговым домом братьев В. и А. Персон . Следить за строительством зданий был назначен архитектор Казанского учебного округа С. В. Бечко-Друзин. Само здание учебного корпуса проектировал известный архитектор Константин Олешкевич .

В соответствии с постановлением Временного правительства России от 30 мая 1917 года N 131 оно было преобразовано в Казанское политехническое училище с тремя отделениями, в том числе строительным (с 30 сентября 1917 года). 21 ноября 1918 года предписанием N 3420 отдела вузов Наркомпроса был создан , в состав которого вошли бывшие: Казанское политехническое училище, Казанское художественное училище, Казанское коммерческое училище и Виленское химико-техническое училище.

2 января 1919 года постановлением N 22 отдела вузов Наркомпроса РСФСР Казанский промышленный, экономический и художественный техникум был преобразован в Казанский политехнический институт , который 9 января начал свою работу в составе 4-х факультетов: архитектурно-строительного, химического, механического, экономического с сельскохозяйственным уклоном (преобразован 23 февраля 1919 года в сельскохозяйственный факультет). Первым ректором политехнического института был избран профессор Казанского государственного университета Д. Н. Зейлигер, проректором стал профессор А. И. Тулпаров. Возглавили факультеты: профессор К. С. Олешкевич (архитектурно-строительный), профессор А. О. Барщевский (химический), профессор П. И. Жаков (механический), профессор Никольский, а впоследствии профессор Д. Н. Зейлигер (экономический).

О кафедре ПОС.

Кафедра Профессионального обучения, педагогики и социологии образована 1 сентября 2014 года путем объединения двух кафедр: «Профессионального обучения и педагогики» и «Социологии».

Кафедра является выпускающей и осуществляет подготовку инженерно-педагогических кадров для строительной отрасли с присвоением квалификации бакалавр профессионального обучения по направлению «Профессиональное обучение (по отраслям)», профиль «Строительство”. В течение 4 лет студенты профессионального обучения так же, как и студенты инженерных специальностей, изучают гуманитарные, социальные и экономические, математические и естественнонаучные (общенаучные), профессиональные дисциплины. В отличие от инженерных специальностей, выпускники направления «Профессиональное обучение (по отраслям)» получают углубленные знания в области психологии и педагогики.

На кафедре работают 11 преподавателей, из них 3 профессора, 6 доцентов, 1 старший преподаватель, 1 ассистент, которые преподают психолого-педагогические и социологические дисциплины. Первый выпуск педагогов профессионального обучения состоялся в 2010 году. Направление подготовки аккредитовано. Уже сегодня выпускники кафедры востребованы на рынке труда в качестве преподавателей общетехнических и специальных дисциплин в профессиональных лицеях, колледжах, техникумах и вузах, а также в строительных организациях.

Кафедру возглавляет Сафин Р.С. , профессор, доктор педагогических наук, заслуженный деятель науки РТ, почетный работник высшего профессионального образования РФ, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, автор более 370 публикаций, в том числе десяти монографий, 25 учебных и научно-методических пособий.

На базе кафедры "Профессионального обучения и педагогики" Казанского государственного архитектурно-строительного университета в 2006 году создана лаборатория по обучению современным технологиям отделочных работ с применением материалов немецкой фирмы «КНАУФ». В лаборатории проводятся учебные занятия по дополнительной подготовке кадров в сфере применения новых строительных материалов технологий и комплектных систем фирмы "КНАУФ" в соответствии с профессиональным стандартом "Мастер сухого строительства". В учебной лаборатории имеется класс для теоретических занятий с соответствующими средствами электронного обучения и мастерская (практическая аудитория) с комплектом специализированных инструментов, приспособлений в соответствии с технологическими нормами и комплектом расходных материалов (листы, профили, сухие смеси, вспомогательные материалы). Обучение всех студентов КГАСУ бесплатное.

В процессе прохождения практик студенты получают рабочие профессии: штукатур-маляр, каменщик, а также осваивают новые технологии фирмы "КНАУФ". Полученные специальности подтверждаются соответствующими удостоверениями и сертификатами.

Все преподаватели кафедры прошли стажировки в ведущих учебных и научных центрах страны и за рубежом, имеют дипломы и сертификаты на право преподавания дисциплин: «Общая психология», «Психология профессионального образования», «Общая и профессиональная педагогика», «Психология социального взаимодействия», «Социология в строительной сфере» и др. В процессе чтения лекций и проведения семинарских занятий широко используются инновационные методы обучения: игровые методы; тренинговые программы; кейс-стади (работа с реальными конкретными ситуациями, для разрешения которых обучающийся предлагает свой план действий, где перспективность подобных решений оценивается в соответствии с экспертной оценкой и т.п.) и др.

Научная работа кафедры выполняется по следующим темам: «Разработка концепции профессионально-педагогического образования в условиях строительного кластера РТ», «Научные основы взаимодействия систем образования и производства», «Научно-методическое обеспечение взаимодействия систем государственного и корпоративного образования», "Социокультурные трансформации в российском обществе". На базе кафедры проведено семь Международных научно-практических конференций с изданием материалов.

В выполнении научной темы участвуют все преподаватели кафедры, а также аспиранты и соискатели. По исследуемым проблемам опубликовано десять монографий, семь сборников материалов Международных научно-практических конференций, двадцать два раздела в коллективных монографиях и более ста статей в республиканских и общероссийских издательствах. Промежуточные результаты научной работы регулярно докладываются на конференциях различного уровня, в том числе и на международных симпозиумах (профессор Падерин В.К., ст. преп. Вильданов И.Э. и др.).

При кафедре функционирует аспирантура по направлениям: 39.00.00 - Социология и социальная работа (научная специальность 22.00.04 - "Социальная структура, социальные институты и процессы") и 44.00.00 - Образование и педагогические науки (научная специальность 13.00.08 - Теория и методика профессионального обучения). Под руководством профессора Падерина В.К. защищено одиннадцать, профессора Корчагина Е.А.- 8, профессора Сафина Р.С. - 2 кандидатских диссертаций. В 2014 году в аспирантуру зачислено 5 выпускников вузов.

Большое внимание уделяется и научной работе студентов. При кафедре функционирует научные кружки СНО (руководители Р.Р. Бикчентаева и Л.Р. Яруллина). Результаты студенческих исследований докладываются на международных, всероссийских и региональных конференциях. Работы студентов направляются для участия на различных конкурсах. Студенты, занимающиеся научной работой по профилю кафедры, неоднократно отмечались грамотами и премиями.

Для повышения эффективности воспитательной работы кафедра систематически практикует проведение социологических и психолого-педагогических исследований как в масштабе отдельных факультетов, так и в масштабе вуза в целом. Разработана программа проведения социологических исследований, которая включает в себя социологические опросы студентов, касающиеся следующих проблем: "Мотивационные предпочтения студентов КГАСУ"; "Нравственные ориентации студентов вуза архитектурно-строительного профиля"; "Делинквентные и наркотические практики в студенческой среде"; "Субкультура студенческой молодежи, проживающей в общежитии"; "Выпускники КГАСУ на рынке труда".

Разработанные рекомендации используются в процессе проведения воспитательной работы со студентами в учебное и во внеучебное время. Кафедра регулярно проводит социологические и психолого-педагогические исследования различных областей общественной жизни по заказам различных предприятий, организаций, административно-управленческих и государственных структур.

С 2010 года кафедрой ежегодно проводится «Декада психологии», приуроченная ко дню психолога. Она включает в себя мероприятия психологической направленности: тренинги, деловые игры, арт-терапия, групповые коллажи, мастер-классы и т.д.

Студенты направления «Профессиональное обучение (по отраслям)» ежегодно участвуют во Всероссийских и республиканских конкурсах выпускных квалификационных работ (ВКР) и олимпиадах по специальности. За последние три года получены два диплома второй и третьей степени во Всероссийском конкурсе ВКР (г. Екатеринбург), дипломом третьей степени отмечена команда КГАСУ на Всероссийской олимпиаде по профессионально-педагогическому образованию. Работы студентов отмечены дипломами на Всероссийских форумах, Международных форумах.

Кафедра поддерживает тесные связи с ведущими российскими и зарубежными учебными и научными центрами психолого-педагогического и социологического профиля. В частности, ряд тем выполнялся кафедрой совместно с Институтом педагогики и психологии профессионального образования РАО, Центром социологии культуры Казанского (Приволжского) федерального университета, Академией наук Республики Татарстан, с учеными социологами, педагогами и психологии США, Великобритании, Италии, Бельгии.

Описание методик опытно-экспериментального исследования

Наше исследование включает следующие этапы:

Первый этап - диагностика учебной мотивации при помощи специальной методики (А.А.Реан, В.Я.Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой) (Приложение 1). В тесте необходимо оценить по 5-балльной системе приведенные мотивы учебной деятельности (7 видов) по значимости для Вас: 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, 5 баллов - максимальной.

Шкалы

Коммуникативные мотивы

Мотивы избегания

Мотивы престижа

Профессиональные мотивы

Мотивы творческой самореализации

Учебно-познавательные мотивы

Социальные мотивы

Второй этап - диагностики ценностных ориентаций мотивации при помощи модифицированного теста «Ценностные ориентации» М. Рокича. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича представляет собой прямое ранжирование двух списков ценностей: терминальные и инструментальные.

Студентам предложен набор из 18 карточек с обозначением ценностей, задача - разложить их по порядку значимости принципов, которыми они руководствуется жизни. Наиболее значимую ценность поместить на первое место, вторую по значимости ценность поместить вслед за первой, далее проделать то же самое со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная ценность останется последней и займет 18 место. Тестовый материал для исследования ценностей Рокича представлен в приложении 2.

Третий этап - методика Ш. Ричи и П. Мартина «Мотивационный профиль».

Данный профиль является удобным инструментом для оценки и последующей корректировки реальных профилей участников. Профиль можно представить в виде диаграммы, которая позволяет наглядно продемонстрировать необходимое распределение мотивационных факторов. Для оценки мотивации обучающихся результаты тестирования сравниваются с базовым профилем. График показывает необходимые направления действий по корректировке профиля для повышения эффективности учебной работы (Приложение 3).

Результаты опытно-экспериментального исследования

Для выявления особенностей мотивации обучающихся КККХиС была использована методика диагностики учебной мотивации студентов А.А. Реана и В.А. Якунина, модификация Н.Ц. Бадмаевой. Анализ результатов исследования показал, что у данной группы испытуемых, преобладающими мотивами являются - коммуникативные (4,2) и профессиональные (4,2). Коммуникативные мотивы связаны с потребностью в общении. Профессиональные мотивы отражают уровень направленности обучающихся на овладение профессией, т.е. стремление к получению профессиональных знаний и развитию профессионально важных личностных качеств.

Для того, чтобы узнать, приоритеты ценностей, нами использовалась методика «Ценностные ориентации» М. Рокича представляющая собой прямое ранжирование двух списков ценностей: терминальные и инструментальные.

Инструментальные - ценности-средства, ценные в качестве средств, инструментов для достижения обычных целей. В качестве инструментальных ценностей обычно рассматриваются личностные черты, помогающие человеку в жизни: вежливый, ответственный, интеллигентный, храбрый, одаренный воображением, честолюбивый, контролирующий, логичный, нежный, честный, полезный, способный, чистый, прощающий, веселый, независимый, послушный, с широким кругозором.

Терминальные - это ценности, ценные сами по себе: самоценности. Ценности, которые нельзя обосновать другими, более общими или более важными ценностями. К таким ценностям обычно относят: полноценная любовь, счастье, безопасность, удовольствие, внутренняя гармония, чувство завершенности, мудрость, спасение, комфортная жизнь, воодушевление, свобода, дружба, красота, признание, уважение, надежная семья, равенство, всеобщий мир.

Изучение ценностных ориентаций обучающихся позволяет выделить среди студентов условно 4 группы. Первую подгруппу связывает то, что на первом месте для них стоят более «духовные» понятия, такие как (49% среди студентов): счастливая семейная жизнь, полное формирование личности, умственные способности, сила воли и собранность, умение общаться, обладание красотой и выразительностью движений, здоровье. Другая группа “материальных ценностей”: (21 % из опрошенных студентов) - материальное благополучие, авторитет среди окружающих. Третья группа ценностей является более «самолюбивой» потому, что главным приоритетом для них являются собственная свобода, уверенность в себе, личностное развитие (21 %). Четвёртая группа ценностей названа “частными” (9 %) - так как для этих студентов на первом месте стоит общественное признание.

На третьем этапе исследования, основным инструментом для анализа мотивационных характеристик стала методика Ш. Ричи и П. Мартина «Мотивационный профиль». Именно данная диагностика, которую можно проводить неоднократно, позволяет построить и проследить индивидуальное сочетание мотивационных факторов и выстроить иерархию с относительно устойчивой доминантой.

Рассмотрим результаты исследования, проведенного в колледже, и занесем данные в диаграмму. Значение фактора показывает степень важности его удовлетворения, а также уровень неудовлетворенности данного фактора в настоящее время. Таким образом, в процессе корректировки действия должны быть сориентированы по этим двум направлениям: во-первых, на корректировку доминант в мотивационном профиля, во-вторых, на удовлетворение избыточно доминирующих факторов и искусственное создание потребности в других факторах, повышая заинтересованность индивида и приближая значения факторов мотивации к определяющим показателям

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате прохождения преддипломной практики в КГАСУ, достигнута поставленная цель и задачи.

1. Ознакомление с учебным заведением, специальностями, группами, структурой.

2. Проведение эксперимента по теме ВКР: Изучение мотивации учащихся (в 2 группах 20-30 чел.)

1) Этап - методика Ш. Ричи и П. Мартина «Мотивационный профиль».

Проведение тестирования;

2) Этап - Диагностика мотивации при помощи модифицированного теста «Ценностные ориентации» М. Рокича;

Проведение тестирования;

Обработка полученных результатов.

3) Этап - Методика диагностики учебной мотивации студентов (А.А.Реан, В.Я.Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой)

Проведение анкетирования;

Обработка полученных результатов.

3. Разработка мероприятий в соответствии с мотивационным профилем группы.

4. Проведение мероприятия по повышению учебной мотивации учащихся.

5. Оформление отчета по практике.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. - М.: Академия, 2009.- 80 с.

Анисимов С. Ф. «Мораль и поведение» Издательство: "Мысль", 2010.-160 с.

Асмолов А.Г. Психология личности. МГУ, 2011. - 367 с.

Вилюнас, В.К.Психологические механизмы биологической мотивации / В.К. Вилюнас. -М., 2009. - 288 с.

Грядунов, М. В. Социокультурная регуляция морально-нравственных ценностей студенческой молодежи в современной России: дис. канд. соц. наук. М., 2009.-122с.

Гурова Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентации// Педагогика. - 2010. - №10. - С. 32-38;

Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям / И.А. Зимняя. — 2-е изд., доп., испр. и перераб. — М. : Логос, 2009. — 383 с.

Зубарев В.Ф., Бондарев Г.А. Психолого-педагогический анализ направленности учебной мотивации абитуриентов медицинского вуза // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6.- С.22-29.

Косова Л. Б. Динамика ценностных ориентаций: анализ результатов эмпирического исследования// СОЦИС. - 2014. - №2. - с. 114-118;

Петров, А. В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменения// СОЦИС. - 2009. - №2. - с. 83-90;

Петровский, А.В. Общая психология: учебник для педагогических институтов / под ред. А. В. Петровского. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М. : Просвещение, 2012. - 479 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Методика диагностики учебной мотивации студентов

ИНСТРУКЦИЯ: Оцените по 5-балльной системе приведенные мотивы учебной деятельности по значимости для Вас: 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, 5 баллов - максимальной. При обработке результатов тестирования необходимо подсчитать средний показатель по каждой шкале опросника.

ТЕСТ

1. Учусь, потому что мне нравится избранная профессия.
2. Чтобы обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.
3. Хочу стать специалистом.
4. Чтобы дать ответы на актуальные вопросы, относящиеся к сфере будущей профессиональной деятельности.
5. Хочу в полной мере использовать имеющиеся у меня задатки, способности и склонности к выбранной профессии.
6. Чтобы не отставать от друзей.
7. Чтобы работать с людьми, надо иметь глубокие и всесторонние знания.
8. Потому что хочу быть в числе лучших студентов.
9. Потому что хочу, чтобы наша учебная группа стала лучшей в институте.
10. Чтобы заводить знакомства и общаться с интересными людьми.
11. Потому что полученные знания позволят мне добиться всего необходимого.
12. Необходимо окончить институт, чтобы у знакомых не изменилось мнение обо мне, как способном, перспективном человеке.
13. Чтобы избежать осуждения и наказания за плохую учебу.
14. Хочу быть уважаемым человеком учебного коллектива.
15. Не хочу отставать от сокурсников, не желаю оказаться среди отстающих.
16. Потому что от успехов в учебе зависит уровень моей материальной обеспеченности в будущем.
17. Успешно учиться, сдавать экзамены на «4» и «5».
18. Просто нравится учиться.
19. Попав в институт, вынужден учиться, чтобы окончить его.
20. Быть постоянно готовым к очередным занятиям.
21. Успешно продолжить обучение на последующих курсах, чтобы дать ответы на конкретные учебные вопросы.
22. Чтобы приобрести глубокие и прочные знания.
23. Потому что в будущем думаю заняться научной деятельностью по специальности.
24. Любые знания пригодятся в будущей профессии.
25. Потому что хочу принести больше пользы обществу.
26. Стать высококвалифицированным специалистом.
27. Чтобы узнавать новое, заниматься творческой деятельностью.
28. Чтобы дать ответы на проблемы развития общества, жизнедеятельности людей.
29. Быть на хорошем счету у преподавателей.
30. Добиться одобрения родителей и окружающих.
31. Учусь ради исполнения долга перед родителями, школой.
32. Потому что знания придают мне уверенность в себе.
33. Потому что от успехов в учебе зависит мое будущее служебное положение.
34. Хочу получить диплом с хорошими оценками, чтобы иметь преимущество перед другими.

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

. Шкала 1. Коммуникативные мотивы: 7, 10, 14, 32.
. Шкала 2. Мотивы избегания: 6, 12, 13, 15, 19.
. Шкала 3. Мотивы престижа: 8, 9, 29, 30, 34.
. Шкала 4. Профессиональные мотивы: 1, 2, 3, 4, 5, 26.
. Шкала 5. Мотивы творческой самореализации: 27, 28.
. Шкала 6. Учебно-познавательные мотивы: 17, 18, 20, 21, 22, 23, 24.
. Шкала 7. Социальные мотивы: 11, 16, 25, 31, 33.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Модифицированный тест М.Рокича

Список А (терминальные ценности):

1) активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

2) жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

3) здоровье (физическое и психическое);

4) интересная работа;

5) красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

6) любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

7) материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

8) наличие хороших и верных друзей;

9) общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

10) познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

11) продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

12) развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

13) развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

14) свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

15) счастливая семейная жизнь;

16) счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

17) творчество (возможность творческой деятельности);

18) уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности):

1) аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

2) воспитанность (хорошие манеры);

3) высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

4) жизнерадостность (чувство юмора);

5) исполнительность (дисциплинированность);

6) независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

7) непримиримость к недостаткам в себе и других;

8) образованность (широта знаний, высокая общая культура);

9) ответственность (чувство долга, умение держать слово);

10) рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

11) самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

12) смелость в отстаивании своего мнения, взглядов;

13) твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

14) терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

15) широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

16) честность (правдивость, искренность);

17) эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

18) чуткость (заботливость).

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Методика Ш. Ричи и П. Мартина «Мотивационный профиль»

Для оценки каждого из вариантов (а), (Ь), (с), (d ) утверждений, используйте все 11 баллов.

Я полагаю, что мог бы внести большой вклад на такой работе, где

Я не хотел бы работать там, где

Для меня важно, чтобы моя работа

Я полагаю, что я не был бы очень заинтересован работой, которая

Работа мне нравится, если

Полагаю, что мне бы понравилось, если

Работа, приносящая удовлетворение,

Важно, чтобы работа

Я не считаю, что работа будет приносить удовлетворение, если

Самой хорошей является такая работа, которая

Вероятно, я не буду хорошо работать, если

При определении служебных обязанностей важно

Вероятно, я не захочу работать там, где

Я был бы удовлетворен, если

Работа меньше удовлетворяла бы меня, если

Я полагаю, что должность должна предоставлять

Работа приносила бы меньше удовлетворения, если

Я хотел бы работать там, где

Вряд ли я захотел бы работать там, где

Я полагаю, что приносящая удовлетворение работа должна предусматривать

Работа не будет доставлять удовольствие, если

Я считаю важным, чтобы работа обеспечивала мне

Я не думаю, чтобы мне нравилась бы работа, если

В процессе организации работы важно

Скорее всего я не захотел бы работать там, где

Работа приносит удовлетворение, вероятно, когда

Мне бы не понравилась работа, которая

Я бы проявил стремление работать там, где

Я не считаю, что работа должна

Хорошо спланированная работа обязательно

Я считал бы, что работа не приносит удовлетворения, если

Наиболее важными характеристиками должности являются

  1. хорошая заработная плата и прочие виды вознаграждений;

    имеется возможность установить хорошие взаимоотношения с коллегами по работе;

    я мог бы влиять на принятие решений и демонстрировать свои достоинства как работника;

    у меня есть возможность совершенствоваться и расти как личность.

    отсутствуют четкие указания, что от меня требуется;

    практически отсутствуют обратная связь и оценка эффективности моей работы;

    то, чем я занимаюсь, выглядит малополезным и малоценным;.

    плохие условия работы, слишком шумно или грязно.

    была связана со значительным разнообразием и переменами;

    давала мне возможность работать с широким кругом людей;

    обеспечивала мне четкие указания, чтобы я знал, что от меня требуется;

    позволяла мне хорошо узнать тех людей, с кем я работаю.

    обеспечивала бы мне мало контактов с другими людьми;

    едва ли была бы замечена другими людьми;

    не имела бы конкретных очертаний, так что я не был бы уверен, что от меня требуется;

    была бы сопряжена с определенным объемом рутинных операций.

    я четко представляю себе, что от меня требуется;

    у меня удобное рабочее место, и меня мало отвлекают;

    у меня хорошие вознаграждение и заработная плата;

    позволяет мне совершенствовать свои профессиональные качества.

    были бы хорошие условия работы и отсутствовало бы давление на меня;

    у меня был бы очень хороший оклад;

    работа в действительности была бы полезная и приносила мне удовлетворение;

    мои достижения и работа оценивались бы по достоинству.

    быть слабо структурированной, что непонятно, что же следует делать;

    предоставлять слишком мало возможностей хорошо узнать других людей;

    быть малозначимой и малополезной для общества или неинтересной для выполнения;

    оставаться непризнанной, или ее выполнение должно восприниматься как само собой разумеющееся.

    связана со значительным разнообразием, переменами и стимуляцией энтузиазма;

    дает возможность совершенствовать свои профессиональные качества и развиваться как личность;

    является полезной и значимой для общества;

    позволяет мне быть креативным (проявлять творческий подход) и экспериментировать с новыми идеями.

    признавалась и ценилась организацией, в которой я работаю;

    давала бы возможности для персонального роста и совершенствования;

    была сопряжена с большим разнообразием и переменами;

    позволяла бы работнику оказывать влияние на других.

    в процессе ее выполнения мало возможностей осуществлять контакты с разными людьми;

    оклад и вознаграждение не очень хорошие;

    я не могу установить и поддерживать добрые отношения с коллегами по работе;

    у меня очень мало самостоятельности или возможностей для проявления гибкости.

    обеспечивает хорошие рабочие условия;

    дает четкие инструкции и разъяснения по поводу содержания работы;

    предполагает выполнение интересных и полезных заданий;

    позволяет получить признание личных достижений и качества работы.

    имеется мало возможностей ставить перед собой цели и достигать их;

    я не имею возможности совершенствовать свои личные качества;

    тяжелая работа не получает признания и соответствующего вознаграждения;

    на рабочем месте пыльно, грязно или шумно.

    дать людям возможность лучше узнать друг друга;

    предоставить работнику возможность ставить цели и достигать их;

    обеспечить условия для проявления работниками творческого начала;

    обеспечить комфортность и чистоту места работы.

    у меня будет мало самостоятельности и возможностей для совершенствования своей личности;

    не поощряются исследования и проявление научного любопытства;

    очень мало контактов с широким кругом людей;

    отсутствуют достойные надбавки и дополнительные льготы.

    была бы возможность оказывать влияние на принятие решений другими работниками;

    работа предоставляла бы широкое разнообразие и перемены;

    мои достижения были бы оценены другими людьми;

    я точно знал бы, что от меня требуется и как я должен это выполнять.

    не позволяла бы ставить и добиваться сложных целей;

    четко не знал бы правил и процедур выполнения работы;

    уровень оплаты моего труда не соответствовал бы уровню сложности выполняемой работы;

    я практически не мог бы влиять на принимаемые решения и на то, что делают другие.

    четкие должностные инструкции и указания на то, что от меня требуется;

    возможность лучше узнать своих коллег по работе;

    возможности выполнять сложные производственные задания, требующие напряжения всех сил;

    разнообразие, перемены и поощрения.

    не допускала бы возможности хотя бы небольшого творческого вклада;

    осуществлялась бы изолированно, т.е. работник должен был бы работать в одиночестве;

    отсутствовал бы благоприятный внутренний климат, в котором работник мог бы профессионально расти;

    не давала бы возможности оказывать влияние на принятие решений.

    другие люди признают и ценят выполняемую мной работу;

    у меня будет возможность оказывать влияние на то, что де лают другие;

    имеется достойная система надбавок и дополнительных льгот;

    можно выдвигать и апробировать новые идеи и проявлять креативность.

    не существует разнообразия или перемен в работе;

    у меня будет мало возможностей влиять на принимаемые решения;

    заработная плата не слишком высока;

    условия работы недостаточно хорошие,

    наличие четких указаний, чтобы работники знали, что от них требуется;

    возможность проявлять креативность;

    возможность встречаться с интересными людьми;

    чувство удовлетворения и действительно интересные задания.

    предусмотрены незначительные надбавки и дополнительные льготы;

    условия работы некомфортны или в помещении очень шумно;

    работник не имеет возможности сравнивать свою работу с работой других;

    не поощряются исследования, творческий подход и новые идеи.

    множество контактов с широким кругом интересных людей;

    возможность установления и достижения целей;

    возможность влиять на принятие решений;

    высокий уровень заработной платы.

    условия работы некомфортны, на рабочем месте грязно или шумно;

    мало шансов влиять на других людей;

    мало возможностей для достижения поставленных целей;

    я не мог бы проявлять креативность и предлагать новые идеи.

    обеспечить чистоту и комфортность рабочего места;

    создать условия для проявления работником самостоятельности;

    предусмотреть возможность разнообразия и перемен;

    обеспечить человеку широкие возможности контактов с другими людьми.

    условия работы некомфортны, т.е. шумно или грязно и т.д.;

    мало возможностей осуществлять контакты с другими людьми;

    работа не является интересной или полезной;

    работа рутинная и задания редко меняются.

    люди признают и ценят хорошо выполненную работу;

    существуют широкие возможности для маневра и проявления гибкости;

    можно ставить перед собой сложные и смелые цели;

    существует возможность лучше узнать своих коллег.

    не была бы полезной и не приносила бы чувства удовлетворения;

    не позволяла бы мне устанавливать дружеские отношения с другими;

    была бы неконкретной и не ставила бы сложных задач.

    работа интересная и полезная;

    люди могут устанавливать длительные дружеские взаимоотношения;

    меня окружали бы интересные люди;

    я мог бы оказывать влияние на принятие решений;

    предусматривать, чтобы человек большую часть времени работал в одиночку;

    давать мало шансов на признание личных достижений работника;

    препятствовать установлению взаимоотношений с коллегами;

    состоять в основном из рутинных обязанностей.

    предусматривает достаточный набор льгот и множество надбавок;

    предусматривает возможность ставить цели и достигать их;

    стимулирует и поощряет выдвижение новых идей.

    не мог бы выполнять сложную перспективную работу;

    было бы мало возможностей для проявления креативности;

    допускалась бы лишь малая доля самостоятельности;

    сама суть работы не представлялась бы полезной или нужной.

    возможность для творческого подхода и оригинального нестандартного мышления;

    важные обязанности, выполнение которых приносит удовлетворение;

    возможность устанавливать хорошие взаимоотношения с коллегами;

    наличие значимых целей, которых призван достичь работник.

Новое на сайте

>

Самое популярное