Домой Услуги Этика государственной и муниципальной службы. Профессиональная этика и противодействие коррупции на государственной и муниципальной службе В качестве профессионально этических основ службы выступают

Этика государственной и муниципальной службы. Профессиональная этика и противодействие коррупции на государственной и муниципальной службе В качестве профессионально этических основ службы выступают

Государственный служащий - это гражданин Российской Федерации в возрасте не моложе 18 лет владеющий государственным языком, имеющий профессиональное образование и исполняющий обязанности по государственной должности за денежное вознаграждение.

После принятия в 1995 году федерального Закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" понятие "государственный служащий" приобрело достаточно определенное содержание. Государственный служащий должен обладать следующими качествами: компетентностью, организаторскими способностями, для развития и совершенствования которых общество должно создавать необходимые условия, постоянным занятием только государственной службой (без отвлечения на политику, предпринимательство и другие аналогичные виды деятельности), четкостью и дисциплинированностью в работе.

Приоритетными же качествами являются:

  • - умение анализировать;
  • - политическая и социальная эрудиция;
  • - творческий подход;
  • - коммуникабельность;
  • - объективность;
  • - корректность, порядочность, сопротивляемость стрессам и разочарованиям.

В федеральном Законе "Об основах государственной службы Российской Федерации" качества государственного служащего определяются перечнем квалификационных требований, в числе которых:

  • - уровень профессионального образования с учетом группы и специализации государственных должностей государственной службы;
  • - стаж и опыт работы по специальности;
  • - уровень знаний Конституции РФ, федеральных законов, уставов, законов субъектов Федерации применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.

Данные требования составляют лишь основу профессиональных качеств государственного служащего. Они должны дополняться другими, исходя из специфических условий, места и времени деятельности того или иного государственного органа.

Этика государственной службы как один из видов профессиональной этики представляет собой кодекс поведения, предписывающий определенный тип человеческих взаимоотношений, который представляется оптимальным с точки зрения исполнения государственными служащими их профессиональной деятельности.

Все многообразие видов и содержания деятельности государственных служащих объединяет призвание обеспечить поддержку конституционного строя, соблюдение Конституции РФ и федеральных законов. Принцип законности, верховенства Конституции и федеральных законов над иными нормативными актами и должностными инструкциями выступает важнейшим этическим принципом деятельности государственного служащего. Одним из фундаментальных принципов этики государственной службы и важнейшим компонентом нравственной оценки деятельности чиновника является сформулированный еще древними римлянами принцип: "Справедливость есть основа государственного строя".

Государственный служащий, осуществляя служебные функции, обязан руководствоваться моральным принципом бескорыстности, независимости и неподкупности, согласовывая свои собственные интересы с общественными. Это является непременным условием его служебной деятельности.

Основу нравственной оценки деятельности государственных служащих составляют принципы законности, справедливости, гуманизма, неподкупности и ответственности.

Они включены в этические кодексы государственных служащих многих стран, выражая существо требований к нравственному содержанию деятельности как всего института государственной службы, так и каждого чиновника, определяя жизнеспособность и характер реального функционирования этого института.

Нарушение этих принципов ведет за собой проявления бюрократизма, произвола, несправедливости и безнравственности. Пресечение фактов безнравственности должностных лиц отвечает социальным ожиданиям граждан и требует принятия жестких и эффективных мер по их преодолению и предупреждению. К личности государственного служащего государственная служба предъявляет разнообразные требования в зависимости от занимаемой должности, характера и содержания выполняемой им работы.

Это довольно широкий набор нравственных качеств, норм и принципов морали, из которых складывается нравственная культура и этический уровень служащего. Профессиональный этический облик государственной службы составляют общечеловеческие и специфические качества.

Так, плодотворная служба требует в процессе общения между служащими наличия отношений взаимной честности и правдивости. Это одна из основных норм профессиональной этики государственного служащего. Честность и правдивость должны помочь государственному служащему быстрее и эффективнее находить контакт и взаимопонимание с людьми, разбираться в мотивах их поступков и действий, улавливать настроение и понимать их психологию.

Вместе с тем честность и правдивость тесно связаны с другими нормами профессионального этического кодекса государственного служащего - его доброжелательностью, чуткостью и отзывчивостью.

Любому государственному служащему приходится поступать в соответствии с данными этическими нормами практически повседневно. Часто одной только логики, одного только оперирования фактами и аргументами для правильных умозаключений бывает мало.

Нужны человечность и доброжелательность. Только при этом возможно наиболее полное понимание ситуации.

Замечательным качеством государственного служащего является скромность, исключающая самодовольство, зазнайство, высокомерие.

Скромность проявляется в том, что человек не признает за собой никаких исключительных достоинств или особых прав. Он добровольно подчиняет себя требованиям общественной дисциплины, относится ко всем людям с уважением, проявляет необходимую терпимость к мелким их недостаткам и одновременно критически относится к своим собственным заслугам и недостаткам. Для государственного служащего совершенно недопустимы чрезмерная самоуверенность, нетерпимость по отношению к товарищам, подчиненным и посетителям.

Скромность госслужащего в общественной и личной жизни - одно из важнейших требований нравственности современного чиновника новой России. Каждый государственный служащий должен отличаться и подлинной искренностью - важнейшим моральным качеством, характеризующим личность и ее поступки, делать и говорить то, в правильность чего он верит, действовать из тех соображений, в которых он готов признаться самому себе и другим.

Искренность противоположна лицемерию и обману, попыткам создать неправильное впечатление о мотивах, которыми человек руководствуется.

Более того, государственному служащему в большей степени, чем представителю какой-либо другой профессии, должно быть абсолютно чуждо такое качество, как чванство. Оно выражается в высокомерном отношении к людям, их знаниям и опыту. Нетерпимо в государственном служащем и такое качество, как высокомерие, характеризующееся неуважительно-презрительным, надменным отношением к другим людям, связанное с преувеличением своих собственных достоинств и себялюбием. В государственном работнике непозволительно и честолюбие, проявляющееся как мотив действий, которые совершаются лишь ради достижения человеком первенства, главенства в той или иной области деятельности, приобретения влияния и веса в какой-либо сфере общественной деятельности.

Честолюбие сходно с тщеславием, но в отличие от тщеславия честолюбие связано не столько с жаждой признания со стороны окружающих, сколько с желанием приобрести высокое общественное положение, вес, влияние, а также заслужить официальное признание и связанные с ним почести и правительственные награды.

Одним из важнейших качеств государственного служащего является доступность. Это значит быть постоянно готовым к общению с людьми, готовым внутренне, по убеждению, а не по формальной обязанности. Доступный государственный служащий не упустит случая, чтобы выслушать добрый совет, дельную критику, уловить настроение.

И, если кто-то настаивает на встрече с ним, у него нет и не может быть причин, которые могли бы заставить его отказаться от этой встречи. Исключение - отсутствие практической возможности у государственного служащего высшего звена повстречаться со всеми желающими. Но и эти руководители, несмотря на всю свою занятость, должны находить возможность регулярно встречаться с людьми, и не только во время очередного личного приема, интересоваться, чем они живут.

Большое значение имеет еще одна способность государственного служащего - умение слушать. Это значит не только не перебивать собеседника, но уметь сопереживать. В момент разговора он живет проблемами собеседника, а внутренние проблемы работника, даже если они неизмеримо более значительны и серьезны, чем те, которые обсуждаются в беседе, в его собственном настроении должны быть нейтрализованы.

Не менее важное место в характере госслужащего занимает корректность в обращении. По сути дела, это выражение таких внутренних личных качеств, как самообладание, выдержка, уравновешенность. В самых различных ситуациях корректность способствует достижению лучшего взаимопонимания, лучшего контакта с людьми, с которыми приходится решать любые вопросы. Надежным критерием моральных качеств служащего выступает его авторитет. Он не приходит с должностью. Его истоки - глубокое знание дела, упорный труд, высокие нравственные достоинства" честность и правдивость, скромность и простота, высокая требовательность к себе и другим, развитое чувство долга и ответственности.

Государственный служащий должен научиться хорошо разбираться в людях, и в первую очередь в своем непосредственном окружении. Подхалимство, лесть, неумеренное восхваление часто кружат голову незрелым руководителям, мешают им правильно, критически оценивать обстановку и результаты своей деятельности.

В силу того, что деятельность государственного служащего связана с активным общением с людьми, ему необходимо создать себе такой имидж, чтобы с ним было приятно общаться, находиться рядом.

Это достигается доброжелательностью, приветливостью и оптимистичностью. Однако положительный образ государственного служащего складывается не только из умения обращаться с людьми, но и из внешнего облика, речи, манеры поведения в целом.

Аккуратно, с чувством достоинства и без лишней броскости одетые служащие внушают больше доверия, чем одетые кое-как или, напротив, подчеркнуто манерно. Не стоит рисковать своим профессиональным имиджем, надевая вещи слишком дешевые, поношенные, мешковатые или требующие починки, выпадающие из стиля или не вписывающиеся в ту среду, где приходится трудиться.

Любая деталь одежды, от обуви до галстука, должна гармонировать с остальными и содержаться в безупречном виде: ботинки начищены, складки на брюках или юбке тщательно отутюжены, на галстуке - никаких пятен.

Иные должностные лица высоких рангов ради популярности и заботы о своем имидже стали проще одеваться. Однако отсутствие подлинной культуры и чувства меры подчас бросает их в другую крайность.

Демократичность, простота и скромность, которые, по их замыслу, должен был бы являть их внешний облик, оборачиваются неряшливостью, дешевым популизмом, а то и просто шутовством. Вспомним хотя бы нелепый красный пиджак экс-депутата Госдумы Марычева или претенциозные френчи В. Жириновского.

Появление на телевизионном экране чиновника в расстегнутом пиджаке или вовсе без пиджака, с засунутыми в карманы брюк руками, с взлохмаченными волосами, в криво повязанном галстуке - картина нередкая. Вряд ли такая фигура вызовет доверие и уважение. Внешность служащего - это "внешняя оболочка" его имиджа, причем одежда составляет 90% всего того, что люди видят перед собой, когда смотрят на вас. Часто они судят о вас, вашем характере и социальном статусе, о вашей культуре лишь на основании взгляда на вашу одежду.

В любом учреждении существуют определённые, более или менее строгие стандарты одежды для служащих. Когда вы приходите в новую организацию, от вас ждут, что вы будете выглядеть примерно так, как принято в данном учреждении. В некоторых организациях введена нестрогая униформа (например, у служащих авиакомпаний, банков, налоговых инспекций, некоторых крупных фирм). Во многих зарубежных корпорациях принята и специальная фирменная одежда как демонстрация показателя дисциплины коллектива, сплоченности служащих, как символ стабильности и надежности фирмы в глазах общественности.

Унифицированная форма одежды воспринимается как социальный знак, этикетный признак, несущий информацию о социальной роли ее носителя и задающий определенный тип поведения.

Не случайно форменная одежда для государственных служащих в России существовала еще с петровских времен вплоть до 1918 года. Табель о рангах, устанавливая иерархию всех чинов, предписывала им свой стиль в одежде "в соответствии со своим служебным положением, не хуже и не лучше, а как чин и характер того требует".

Форменная одежда служила наглядным выражением принадлежности к государственной службе.

По мундиру можно было определить род службы, ведомство, класс чина или должность.

Позднее появились губернские мундиры, гражданские ведомственные мундиры для чиновников центральных и местных учреждений каждого ведомства. Были разработаны строгий регламент и порядок ношения мундира, установлены семь комбинаций компонентов форменной одежды: парадная, праздничная, обыкновенная, будничная, особая, дорожная и летняя. Отмена гражданских чинов в 1917 году повлекла за собой и упразднение форменной одежды чиновников.

Однако определенные требования к одежде служащих, продиктованные не только общепринятыми требованиями этикета, но и спецификой условий работы на государственной службе, сохранились и поныне. Прежде всего, одежда служащего должна соответствовать основному назначению его деятельности/быть функционально целесообразной, удобной для работы, не отвлекать внимания ни самого работника, ни окружающих от дела. Ее строгость, опрятность и элегантность должны символизировать надежность, стабильность, значимость и культуру государственной службы.

Функциональное назначение одежды служащих определяет выбор стиля, материала, формы покроя, цвета. Многие специалисты считают наиболее предпочтительным для служащих "консервативный стиль" который производит впечатление основательности и деловитости. Как показывают наблюдения, женщины, чью манеру одеваться характеризовали как "в высшей степени женственную", реже получали повышение по службе, а на наиболее высокооплачиваемых должностях оказываются женщины, придерживающиеся в своей одежде строго консервативного стиля, без кокетства и претензии на внимание.

Деловой этикет не рекомендует служащему одеваться "с иголочки". Одежда должна быть удобной, "проношенной", не бросаться в глаза, что сегодня нередко случается, особенно после того как наши рынки стали наводняться ярким, а зачастую и безвкусным заграничным "ширпотребом". Одежда должностного лица должна быть респектабельной. Это достигается сдержанностью и осторожностью в следовании моде, выборе не только цвета, но и фасона костюма и даже качества и выделки ткани. Не стоит забывать и важнейшие правила делового этикета. Чтобы быть всегда хорошо одетым, надо иметь вкус. Не может быть красивым то, что может нанести ущерб здоровью. Одежда должна соответствовать своему назначению. Она должна соответствовать возрасту. Одежда должна соответствовать индивидуальным особенностям человека. Она всегда должна быть чистой и опрятной. Следование этим правилам в сочетании с приятными манерами и приветливой улыбкой - одно из важных требований профессиональной культуры служащего.

Если говорить непосредственно о манере поведения, то начать нужно с взаимных приветствий.

В условиях деловых отношений "первым здоровается тот, кто умнее и воспитание". Женщина в служебной обстановке имеет равные права и обязанности с мужчиной и потому может здороваться первой, не дожидаясь приветствия мужчины.

По правилам же этикета мужчине следует первому поздороваться с женщиной, более молодому человеку - со старшим, подчиненному - с руководителем. Надо ли обмениваться рукопожатием?

Как правило, при приветствии первым руку подает вышестоящий по должности нижестоящему, старший по возрасту - младшему, женщина - мужчине. Служащим часто приходится проводить прием посетителей.

После того как посетитель войдет, руководитель или просто государственный служащий должен выйти из-за стола, поприветствовать вошедшего (познакомиться с ним), предложить сесть и только после этого занять место. Не следует подавать посетителю руку сидя или через стол.

Любой мужчина, даже если он сидит в министерском кресле, должен при появлении женщины в его кабинете подняться и, выйдя из-за стола, ждать, пока она не представится и не подаст ему руку. Себя он может не называть, так как посетитель, разумеется, знает, к кому явился на прием, ему уже известны данные о руководителе. Во время беседы необходимо внимательно слушать собеседника, не отвлекаться на телефонные звонки и просматривание бумаг, не поглядывать на часы. Хороший государственный служащий в часы приема попросит секретаря не беспокоить его даже телефонными звонками, чтобы дать возможность посетителю и себе сосредоточиться на поднимаемом вопросе.

Первым заканчивает беседу тот, к кому пришли на прием. Поднявшись, он дает понять, что встреча завершена, и, как правило, резюмирует: "Итак, мы с вами договорились...".

В ходе делового общения постоянно приходится пользоваться телефоном. Знание этикета телефонного разговора - признак высокой культуры. Разговор по служебному телефону должен быть коротким, вежливым и только по существу. Набрав номер и услышав, что трубку сняли, здороваются, интересуются, правильно ли сработала связь, называют себя и цель звонка, просят пригласить нужного человека или интересуются, может ли собеседник уделить внимание.

Существует правило, согласно которому при обрыве связи вновь набирает номер тот, кто звонил. Длительность разговора обычно определяет старший или начальник. Младшему не стоит первому прекращать разговор или прощаться. Он только должен уведомить старшего о том, что уже уяснил все вопросы, поднятые им.

Во время телефонного разговора необходимо следить за своей дикцией. Если к вам обращаются по телефону с жалобой, следует дать выговориться звонящему, не прерывая его, выразить ему сочувствие, а если в его несчастьях виновата ваша организация, извиниться.

Обещая перезвонить ему, обязательно сделайте это в оговоренные сроки, даже если к этому времени не удалось решить проблемы. Вежливое общение увеличивает эффективность деятельности государственных служащих и одновременно повышает уровень удовлетворенности собственной работой.

Поскольку не все вопросы можно решить по телефону или лично, то в деловом общении нередко приходится прибегать к деловой переписке, которая требует отвечать на полученные письма желательно как можно скорее, не позднее чем через 3-5 дней после их получения. Ответы на письма пишутся только на лицевой стороне листа. Если письмо не помещается на одном листе, то оно пишется на нескольких. При этом каждая страница, кроме первой, нумеруется арабскими цифрами.

Письмо должно быть напечатано без ошибок, помарок и исправлений. Складывается письмо текстом внутрь.

Наиболее важные деловые письма следует не сгибать, а посылать их в большом плотном конверте, изготовленном типографским способом с соответствующими реквизитами.

Организация, в которой соблюдаются требования этики и этикета, правильного оформления служебных документов, приносит большое удовлетворение каждому сотруднику, а ее деятельность рассматривается людьми, обращающимися в такую организацию, как наиболее авторитетная. Знание дела, любовь к работе, доброжелательное отношение к товарищам, подчиненным и посетителям - вот те главные качества, которые всесторонне характеризуют государственного служащего.

Формирование профессиональной культуры современной государственной службы немыслимо без специфических норм профессиональной этики и инфраструктуры, обеспечивающей их соблюдение.

Во всех странах наряду с профессионализмом стараются сформировать у государственных служащих такие моральные качества, как честность, ответственность перед законом, стремление к совершенству в работе, уважительное отношение к гражданам, дисциплинированность, нравственность и т.д. При высоком уровне этического поведения госслужащих общество получает следующие выгоды:

Более экономное использование ресурсов;

Качественную систему принятия решений;

Уменьшение антисоциального поведения в государственном аппарате;

Сокращение конфликтных ситуаций и рост доверия к власти;

Уменьшение формализма и бумаготворчества.

В широком смысле этика представляет собой учение о должном и не должном, о добре и зле. Помимо общей этики в рамках каждой профессии существует специфическая профессиональная этика, под которой понимается подразумеваемый или конкретно определенный набор моральных норм, служащий руководством поведения в той или иной профессиональной деятельности.

В свою очередь, административная этика - это вид профессиональной этики, связанный с проблемами государственного управления, спецификой бюрократических организаций. Как кодекс поведения государственных служащих и как наука о приложении моральных принципов к поведению и деятельности государственных служащих и должностных лиц, административная этика предписывает определенный тип нравственных отношений, которые представляются оптимальными с точки зрения отправления работниками государственного аппарата своей профессиональной службы1.

Основные компоненты административной этики, определяющие ее характер и общий уровень развития, представлены на рис. 9.1.

Профессиональная этика государственных служащих (административная этика), таким образом, отличается сравнительно более высоким уровнем регламентации (насколько это вообще возможно для такого регулятора общественных отношений) и особым статусом государственных служащих как носителей административно-этических ценностей. К основным принципам административной этики следует отнести:

Лояльность ко всем ветвям власти, воле избирателей, к государственным органам и учреждениям;

Законность как строгое соблюдение буквы и духа закона;

Нейтральность (беспристрастность);

Обеспечение государственного интереса;

Открытость и гласность;

Справедливость;

неподкупность;

Гуманизм;

Ответственность;

Добровольное ограничение служащими своих гражданских прав и свобод.

Помимо профессиональной этики государственных служащих - административной этики - здесь необходимо упомянуть ряд других видов профессиональной этики, напрямую связанных с деятельностью государства и его структур.

Речь идет о таких видах профессиональной этики, как этика врача, учителя, социального работника, т.е. в первую очередь работников социальной сферы. Данные учреждения, как правило, подчинены государству (или муниципальным образованиям), а их сотрудники в ряде стран (например, во Франции или Германии) приравниваются к государственным служащим.

В отличие от этики государственных служащих, нормы профессиональной этики для работников социальной сферы практически никак не урегулированы на законодательном уровне, т.е. не имеют нормативно-правового обеспечения. С другой стороны, нельзя не отметить, что профессионально-этические нормы настолько глубоко интегрированы в профессиональную культуру врачей и педагогов, что зачастую не нуждаются в подобном обеспечении. В то же время отдельные вопросы (например, механизм урегулирования конфликта интересов или противоречия между интересами дела и внутрипрофессиональной солидарностью) все же необходимо прописать официально либо на законодательном, либо на подзаконном уровне.

Чтобы высокие этические нормы и стандарты получили распространение в государственном аппарате и были реализованы на практике, необходимо создание соответствующей этической инфраструктуры. Целью ее создания является поддержка и обеспечение высокого уровня морали среди работников органов государственной власти, так как само существование этических норм и ценностей, а также этического законодательства не ведет автоматически к их выполнению. Данная инфраструктура, как правило, включает несколько элементов и выполняет руководящие, контрольные и управленческие функции (рис. 9.2). Этическая инфраструктура должна дополнять правовые и финансовые основы политики и администрирования.

Рис. 9.2. Функции и основные элементы этической инфраструктуры

Нормы профессиональной этики государственных гражданских служащих содержатся отчасти в Законе № 79-ФЗ (в частности, этому посвящена ст. 18, содержащая требования к служебному поведению государственных гражданских служащих) или в соответствующих законах субъектов РФ, отчасти в административных и должностных регламентах, отчасти в специальных кодексах профессиональной этики, утверждаемых представителем нанимателя в каждом государственной органе. Интересен опыт ряда зарубежных стран по внедрению кодексов профессиональной этики и соответствующих рекомендаций государственным служащим. Выдержки из некоторых подобных документов приведены в Приложении Г.

Среди проблем административной этики следует выделить:

Закрытый характер государственного аппарата;

Отсутствие эффективных средств общественного контроля, что является условием для нарушения не только моральных, но и правовых норм;

Иерархический принцип построения государственной службы, что ведет к копированию образцов поведения (в том числе и негативных) с вышестоящих уровней иерархии на нижестоящие;

Высокий уровень регламентации государственной службы, следование регламентам и инструкциям, что ведет к формализму и невнимательному отношению к проблемам граждан;

Корпоративизм (групповой эгоизм), т.е. чиновничество образует весьма закрытую социальную группу, в которой приоритетной задачей становится не соблюдение прав и законных интересов граждан, а защита собственных внутригрупповых интересов. Таким образом, возникает опасность подмены моральных требований общества корпоративными интересами государственного аппарата и присвоения властных функций.

Отдельной проблемой административной этики является проблема борьбы с коррупцией .

Коррупция - это совокупность действий, связанных с использованием государственными служащими (должностными лицами)своего служебного положения для извлечения личной выгоды (взяточничество, мошенничество, растраты и др.). Это неофициальное право на получение статусной ренты чиновниками, связанное со злоупотреблением служебными полномочиями в корыстных целях в различных формах, что влияет на экономический рост и социально-политическую стабильность в стране, подрывает принцип конкуренции на основных рынках, снижает легитимность органов власти и ведет к увеличению неравенства и несправедливости в обществе. В документах Всемирного банка говорится: "коррупция - это злоупотребление государственной властью для извлечения личных выгод". Совет Европы определил коррупцию как "любое поведение лиц, наделенных полномочиями в государственном секторе, которое нарушает обязанности, вытекающие из этого статуса должностного лица, и имеет целью получение каких бы то ни было ненадлежащих преимуществ для себя или иных лиц". Конвенция ООН против коррупции устанавливает, что уголовно наказуемым является не только предоставление неправомерного преимущества, но даже обещание его предоставить.

В Законе о противодействии коррупции сказано: "Коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами".

Имеются различные взгляды на природу и причины коррупции как социального явления в государственном аппарате. Наиболее известны два подхода к коррупции, когда основное внимание уделяется: а) моральной сущности этого явления или б) функциональной сущности коррупции.

Представители первой концепции рассматривают коррупцию как отклонение от моральных норм и стандартов, принятых в обществе. В центре находится человек, несущий моральную ответственность за свои поступки и поведение. Однако при этом не учитываются социальные условия и политические факторы, которые способствуют распространению этого явления.

Другой теоретический подход представляет коррупцию как определенную функцию, конкретное действие, связанную с характером государственной системы и особенностями экономических отношений в обществе. В этом случае неэтичное поведение государственных служащих обусловлено неблагоприятными внешними обстоятельствами, в том числе институциональными, социально-экономическими и организационными факторами. Поэтому бороться с коррупцией надо, прежде всего, путем изменения этих обстоятельств, создавая внешнюю среду, в которой коррупция отторгалась бы как инородное явление.

Так, крупный исследователь проблем развития системы государственного управления В. В. Лобанов выделяет три макрофактора, которые влияют на уровень государственной коррупции: а) уровень социально-экономического развития; б) степень социального расслоения в обществе; в) эффективность государственного управления и политики.

Кроме того, существуют несколько факторов, негативно влияющих на этику служебного поведения работников госаппарата. Во-первых, это сильное давление различных политических сил, часто ставящих политическую целесообразность выше моральных принципов; во-вторых, наличие сильной организационной культуры, в которой главным является принцип лояльности к данной организации и ее руководству; в-третьих, сохранение социально-экономических и организационных условий для коррупции в органах государственной власти, включая низкую зарплату, нарушение принципа приема и продвижения по заслугам.

Основными условиями, препятствующими коррупции, являются: открытое и демократическое правительство, независимый суд, честные и компетентные государственные руководители, политика "чистые руки", ограничение монополизма и вмешательства государства в экономику, найм и продвижение служащих в зависимости от их заслуг, обновление регулирующих законов, результативная государственная социально-экономическая политика, гражданский контроль, децентрализация, политическая конкуренция и т.д.

К превентивным мерам борьбы с коррупцией в государственном аппарате можно отнести:

Эффективную и хорошо скоординированную антикоррупционную политику и стратегию;

Повышение честности, ответственности и подотчетности политических деятелей и государственных служащих, внедрение в практику государственных органов кодексов служебного поведения;

Предоставление регулярных деклараций о доходах высших государственных служащих и политиков;

Систему государственных закупок, основанную на конкурентных началах, открытых и объективных критериях при принятии решений;

Развитие конкурентного частного сектора, открытое и честное партнерство между бизнесом и органами государственной власти;

Наличие критериев эффективности, открытости и результативности деятельности государственного сектора, прозрачность работы государственных служащих;

Расширение участия граждан в политическом процессе и создание независимых СМИ и др.

Для профилактики проводится экспертиза нормативных актов на предмет их коррупциогенности. Основное внимание уделяется содержанию правовых норм, формам возможных проявлений коррупции, ступень коррупциогенности нормативного акта, введение антикоррупционных норм и механизмов. Регулярно публикуется рейтинг восприятия коррупции в различных странах (оценку дают граждане, предприниматели, международные инвесторы, группы интересов, СМИ).

Обычно государственная антикоррупционная политика формируется на всех уровнях государственного управления и включает несколько элементов. Рассмотрим их.

1. Национальные антикоррупционные программы, охватывающие широкий набор законодательных, институциональных и организационных мероприятий, способствующих изменению поведения и ментальность чиновников. В их число входят увеличение прозрачности органов государственной власти, профессионализация государственной службы, улучшение процедур государственных закупок, судебная реформа и т.д.

2. Этическая инфраструктура, включающая профессиональные кодексы поведения чиновников, специальные законодательные акты, систему ответственности и контроля, политические установки и стратегию, механизм социализации, этическое обучение и т.д.

3. Система международной поддержки, т.е. совместные действия национальных институтов (государственных, общественных, частных) и международных организаций в области противодействия политической, административной или коммерческой коррупции.

К основным методам противодействия коррупции, применяемым в настоящее время на государственной гражданской службе в нашей стране, можно отнести:

Декларирование гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

Проверку сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы, и государственными гражданскими служащими, и соблюдения государственными гражданскими служащими требований к служебному поведению;

Антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов;

Комплекс социально-психологических и нравственно-этических механизмов противодействия коррупции, в том числе внедрение в практику государственных органов этических кодексов.

Однако главной проблемой этических норм (любых, в том числе и профессиональных) является то, что они, как правило, представляют собой нормы неписаные и носят рекомендательный, а не императивный характер.

Это серьезно осложняет разработку и внедрение системы этических санкций. Фактически единственной санкцией за нарушение норм этики является бойкот нарушителя со стороны коллег (что само по себе делает дальнейшее нормальное исполнение обязанностей весьма затруднительным).

Сравнительно недавно поправкой в ст. 33 Закона № 79-ФЗ было введено основание для прекращения служебного контракта - утрата доверия. Это основание распространяется как раз на те случаи, когда речь идет о трудноразрешимом конфликте интересов или ином нарушении государственным гражданским служащим норм профессиональной этики.

Весьма сложным является процесс внедрения норм профессиональной этики на государственной службе и формирование механизма обеспечения соблюдения государственными гражданскими служащими норм профессиональной этики.

Имеется тесная взаимосвязь между уровнем административной этики государственных служащих, с одной стороны, и эффективностью государственного управления - с другой. В современных условиях в большинстве стран на государственной службе стараются сформировать механизм управления эффективностью с помощью ценностей и культуры, а не бюрократических правил и норм.

К примеру, в Канаде используют модель основных компетенций руководителя, основанную на приоритете ценностей и этических основ государственной службы (рис. 9.3).

Суть этой модели заключается в том, что результаты деятельности руководителей зависят от общих ценностях и этики, которые должны сплачивать и объединять их как представителей профессиональной государственной службы, функционирующей в интересах всего населения. Также они должны быть компетентны еще в трех областях управления: обладать стратегическим мышлением и быть инноваторами и аналитиками; уметь привлекать и мобилизовывать персонал, внешние организации и партнеров; управлять человеческими ресурсами, финансами и процессами1.

Основным институтом, обеспечивающим контроль за соблюдением государственными гражданскими служащими норм профессиональной этики, являются комиссии по служебной этике и урегулированию конфликта интересов. Такие комиссии в настоящее время созданы во всех государственных органах, типовое положение о комиссии утверждается указом Президента РФ (см. Приложение 3).

Этика в государственном аппарате основывается на моральных обязательствах служащих различного уровня управления перед обществом и государством, которые они должны соблюдать в процессе своей профессиональной деятельности. Основным ядром является ответственность и моральные обязательства госслужащих перед определенным объектом, в качестве которого может выступать: а) закон, этические нормы, социальные ценности, стандарты; б) определенное должностное лицо, клиенты, группа лиц или организация в целом. Поэтому при принятии решения может возникнуть проблема выбора приоритетов, когда необходимо принять решение на основе норм ответственности и обязательств перед этими объектами, что порождает конфликт ценностей или интересов. Государственные служащие должны ставить преданность высшим моральным принципам и государству выше преданности отдельным лицам, партии или государственному органу.

Одним из главных вопросов в государственной службе является конфликт интересов (рис. 9.4), включающий следующие типы:

Конфликт между общественными и личными интересами;

Конфликт между лояльностью к организации и индивидуальной ответственностью;

Конфликт между целями организации и средствами их достижения;

Конфликт между политическими задачами и соблюдением принципов морального поведения и т.д.

Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации или субъекта РФ, способное привести к причинению вреда этим законными интересам граждан, организаций, общества, России или ее субъекта. Лояльность к организации, отдельному лицу иногда рассматривается как высшая форма морали для государственных служащих. Поэтому главное в работе по урегулированию конфликта интересов заключается в том, чтобы понять источники и происхождение этого конфликта, а затем найти пути и механизмы его разрешения.

В качестве основного средства регулирования поведения служащих органов власти выступают два главных механизма.

1. Внешний контроль, который основывается на законах, этических кодексах и правилах, за невыполнение которых служащие несут ответственность, т.е. механизм надзора и расследований.

К внешнему контролю в данном случае следует отнести такие меры:

Отлаженный механизм подотчетности государственных служащих;

Этические кодексы, утверждаемые в каждом государственном органе;

Законодательство по этике государственной службы.

2. Внутренний контроль, основанный на нравственных убеждениях, системе личных и профессиональных ценностей и социальных норм, проявляющихся в момент принятия решения или иной деятельности.

Внутренний контроль как средство регулирования поведения чиновников (так называемый моральный максимум) включает:

Определенные поведенческие ориентации;

Этические ценности и убеждения;

Этические аспекты принятия решений (в том числе бескорыстие, беспристрастность в процессе принятия решений, уважение прав и законных интересов граждан и организаций, стремление следовать букве и духу закона).

Отметим один из важных элементов управления административной этикой - подотчетность (внутреннюю и внешнюю). Это система и механизм контроля работы государственных служащих и распределения ответственности, принимающие как формальный, так и неформальный характер. Выражается это в том числе в обязанности государственных служащих регулярно предоставлять представителю нанимателя сведения об имуществе, находящемся в их собственности, а также доходах и обязательствах имущественного характера. В конечном итоге, уровень соблюдения этических стандартов проявляется в этическом поведении - следовании определенным моральным нормам и недопущении неэтических действий и решений.

Одной из важнейших задач является формирование профессиональной этики госслужащих, что неотделимо от работы по повышению их компетентности и общего уровня профессионального развития. Чтобы добиться результатов, необходимо, во-первых, определить основы профессиональной этики в государственном управлении, во-вторых, зафиксировать моральные стандарты и нормы служебного поведения в этическом кодексе государственной службы, в-третьих, создать механизмы обеспечения и систему поддержки этическому кодексу.

Особую роль в регулировании этических вопросов государственной службы играют законодательные акты, определяющие юридические нормы поведения служащих (этический минимум) и устанавливающие меру наказания для тех, кто их нарушает. В этих законодательных актах указывается, что не должен делать государственный служащий в определенных обстоятельствах, особо оговариваются вопросы, относящиеся к их финансовому положению и декларированию ими личных доходов и источников поступления, определяются принципы открытости органов власти. Рассмотрим сферы применения законодательных актов, относящихся к этическим аспектам государственной службы.

1. Виды деятельности государственных служащих. Это нормативные акты, регулирующие конфликты интересов, решающие вопросы трудоустройства после увольнения со службы, принятие подарков, получение гонораров, работу по совместительству и др.

2. Финансовое положение государственного служащего - специальные нормы, обязывающие госслужащих предоставлять декларацию о своих доходах и источниках их поступления.

3. Регулирование лоббистской деятельности - законы, защищающие органы государственной власти от чрезмерного давления групп интересов и лоббистов; определяющие принципы и формы взаимодействия законодателей с представителями этих групп, правовые рамки их деятельности.

4. Статус специальных служб (этических комиссий) - законы, устанавливающие статус служб, формируемых для урегулирования конфликтов и решения этических проблем в госаппарате.

Наряду с административным судопроизводством имеется неформальное дисциплинарное производство, когда многие вопросы служебной этики и дисциплины рассматриваются комиссиями, состоящими из людей, пользующихся авторитетом у сотрудников. Во всех странах большое распространение получили профессиональные (служебные) этические кодексы, устанавливающие нормы поведения (этический максимум), наиболее желательные с точки зрения интересов общества и государства. Это стандарт, с которым надо сравнивать свои поступки и решения, а также оценивать поведение служащих при выполнении должностных обязанностей. Этические кодексы могут быть эффективными только в совокупности с использованием системы поощрения и стимулирования высокоморального поведения персонала.

Средством улучшения морального климата в государственном аппарате является этическое воспитание служащих, которое включает три элемента: профессиональную социализацию; обучение; тренинг. В результате этического воспитания они должны получить необходимые знания, навыки и ценностные ориентации в области профессиональной этики, что непосредственно влияет на содержание и уровень развития административной культуры.

Особо выделяются этические дилеммы, т.е. ситуации, при которых этичное поведение в отношении одной группы (индивида) неразрывно связано с неэтичным поведением по отношению к другой группе (индивиду), или соблюдение одного этического принципа неизбежно ведет к нарушению другого этического принципа. Можно привести следующие этические дилеммы в государственной службе: эффективность управления и соблюдение законности, индивидуальная и коллективная ответственность, соблюдение открытости и рациональности при принятии решения и др. При возникновении этических дилемм государственным служащим рекомендуется опираться на существующее законодательство и следовать основным принципам, выработанным на основе практического опыта многих стран. Эффективным методом согласования интересов и решения моральных дилемм является ориентация на развитие "этического диалога" между всеми заинтересованными сторонами.

30. Охарактеризуйте нравственные требования к государственном служащим РФ

Профессиональная этика государственного служащего помогает конкретизировать, реализовать моральные ценности в условиях, подчас весьма сложных, необычных. Профессиональная этика не формирует новые принципы и понятия морального сознания, она как бы «приспосабливает» уже известные принципы, понятия к специфическим сферам жизнедеятельности человека.

Профессиональная этика и профессиональное нравственное сознание для своего функционирования должны иметь свои специфические понятия. Кратко рассмотрим те из них, которые будут интересовать нас больше всего. Пожалуй исходным понятием профессиональной этики является понятие «профессионального долга», в котором фиксируются достаточно подробно служебные обязанности. Именно осознание своего служебного долга побуждает представителей целого ряда профессий относиться к своему делу с наибольшей ответственностью, учитывая многие конкретные нюансы взаимоотношения личности и общества, личности и коллектива. Профессиональный долг стимулирует самоотдачу, именно в нём находит конкретное выражение долг Человека.

Следует выделить и такие понятия как «профессиональная честь» и «профессиональное достоинство». В понятии профессиональная честь выражается оценка значимости той или иной профессии в жизни общества. Осознание этой значимости очень важно для государственного служащего и составляет основу профессионального достоинства, самооценку своей деятельности. Важно отметить, что понятия «честь» и «служба» как общественные явления тесно связаны между собой. Не случайно в былые времена под честью понималось высокое звание, должность. В толковом словаре Вл. Даля говорится, что честь – это совокупность высших морально – этических принципов в личности. В ней заключается нравственное достоинство человека, его доблесть, честность, благородство души, чистая совесть, стремление следовать возвышенному идеалу правды, справедливости, добра, служения своему отечеству.

Честь не только нравственная, но и историческая категория. Она производная от условий эпохи, в которой живут люди, является частью их сознания, ориентирована на ту или иную систему ценностей, норм поведения и т.д.

Честь вместе с тем и категория деятельная. Она проявляет себя в поступках людей, в их отношениях друг с другом. В зависимости от характера отношений, в которых может находиться человек по отношению к другим людям, выделяется несколько видов чести. Немецкий философ XIX века А. Шопенгауэр, выделял, например, такие виды чести, как гражданская, служебная, военная, рыцарская, мужская и т.д.

Первостепенное значение для человека, чем бы он ни занимался, имеет, естественно, гражданская честь. По словам философа, ни один человек не может обойтись без неё. Её действия и значение распространяются на все сословия, не исключая самых высших. Честь обязывает всех граждан радеть за интересы своего отечества, умножать его богатство, доброе имя и славу, уважительно относится к законам государства, поддерживать общественный порядок, заботится о стариках и детях, помогать слабо защищённым слоям граждан. Ведь в правовом, демократическом, социальном государстве каждый человек имеет право на достойную жизнь.

Гражданская честь оказывает существенное влияние и на честь служебную, по крайней мере, в той части, которая связана с высокой социальной значимостью службы и служебной деятельности. В современном понимании служба – это служение государству, Отечеству, народу. Социальный смысл службы особенно ярко проявляется в переломные эпохи в жизни государства, когда резко возрастает ответственность людей за судьбы страны.

Служебная честь, кроме социального смысла, имеет и другую, не менее важную сторону, связанную с выполнением служащими своего долга. В виду публичности службы деятельность государственных служащих, их профессиональные, личностные качества находятся под пристальным вниманием общественности. Как отмечает Шопенгауэр, «служебная честь заключается во всеобщем мнении других, что человек, занимающий свою должность, действительно имеет все необходимые для этого качества и во всех случаях точно исполняет свои служебные обязанности.

Профессиональная честь и профессиональное достоинство, взаимно дополняя друг друга, помогают поддерживать определённый, достаточно высокий уровень нравственности. Профессиональная честь и профессиональное достоинство государственного служащего будут выражаться в принятых решениях и различных поступках.

Профессиональная нравственность для государственного служащего включает в себя и понятие «профессиональной справедливости». Быть справедливым не так просто. Государственному служащему требуется затратить много усилий, чтобы досконально исследовать ту или иную ситуацию, объективные обстоятельства. Оценить по шаблону, по совету начальства – гораздо легче. Но именно профессиональная справедливость, профессиональная совесть и побуждает государственного служащего быть справедливым, не поддаваться давлению «свыше», мафиозных групп и др. Справедливость, конечно, важна и в отношениях с коллегами. Двойные, тройные стандарты в оценках «своих» и «чужих», удобных и не удобных разрушают и моральное сознание самого специалиста, и морально-психологический климат коллектива. Так как общение с конкретным человеком составляет большую часть рабочего времени основного числа государственных служащих, можно с полной уверенностью говорить о таком понятии профессиональной нравственности, как «профессиональный такт».

Особенно стоит выделить основные принципы профессиональной этики государственного служащего.

Прежде всего, исходным для профессиональной этики государственного служащего является принип гуманизма, т.е. уважительного отношения к каждой человеческой личности, понимания её неповторимости, самодостаточной ценности. Принцип гуманизма противостоит чисто утилитарному отношению к личности, рассмотрению её, главным образом, как средства достижения каких-то иных, пусть и достаточно важных целей.

С принципом гуманизма пересекается принцип оптимизма (профессионального). Так, государственному служащему не просто выполнять свои обязанности без веры в то, что его усилия, его труд, как принимаемые, так и выполняемые им решения способствуют развитию государства, укреплению принципов демократии, законности и правопорядка. Эта вера возвышает и помогает развить доброе начало в человеке.

Любая деятельность, особенно та, которая непосредственно направлена на человека, должна быть осенена, одухотворена высокой идеей. Поэтому профессиональная этика государственного служащего должна включать в себя принцип патриотизма. Очевидно, что любовь к Родине не может сочетаться с пренебрежительным отношениям к другим странам, другим народам. Если вспомнить рассуждения Аристотеля о золотой середине, то патриотизм можно представить как середину между двумя крайностями: между национальной кичливостью и приниженностью, заискиванием перед всем иностранным. Истинный патриотизм включает в себя конструктивное отношение к достижениям других народов.

Основные понятия и принципы профессиональной этики государственного служащего образуют её каркас, который наполняется «плотью и кровью» в различных житейских ситуациях.

Требования к государственным служащим.

Нравственные требования, предъявляемые к государственным служащим можно разделить на 4 группы:

· Эта группа требований связана с наличием у чиновников властных и распорядительных полномочий. Требования к служащим, находящимся на уровне, где принимаются решения, переходят в этику управления (решительность, профессионализм, способность к лидерству и т.д.);

· Исполнительская дисциплина. В основе этого требования лежит тот факт, что от государственного служащего порой зависит и жизнь человека, так как в профессиональную функцию чиновников входит оформление документов на человека с момента его рождения. Дисциплинированность, внимательность, исполнительность, пунктуальность, педантичность и законопослушность – эти качества характеризуют исполнительскую дисциплину;

· Такие качества, которые определяются тем, что сегодня в структуре профессиональной деятельности чиновников возрастает объём общения. Здесь важно то, что общение не только возрастает количественно, но и становится более разнообразным, разнохарактерным. В это общение включаются новые слои населения, которые различаются интересами, социальным статусом, уровнем доходов и т.д. Чиновнику должны быть присущи такие качества как коммуникативность, открытость, уважение к чужой точке зрения, умение слушать и слышать, сдержанность, тактичность, воспитанность, владение словом, умение себя подать;

· Качества, объясняемые «Эффектом аквариума». Это особое положение государственного служащего в обществе: к нему приковано обострённое внимание людей (даже к личной его жизни). Из этого следует, что государственная служба – это не только профессия, но и образ жизни. Сдержанность, аскетизм, ощущение ответственности за отступление от стандартов, личное поведение – это те качества чиновника, которые отвечают за то, какое мнение сложится у населения о государстве.

При практическом применении понятия и принципы профессиональной этики государственной службы обретают форму этических требований. Из них основные, которые должны предъявляться к государственному служащему как при поступлении на государственную службу, так и при исполнении государственно-служебных полномочий:

Приверженность высшим нравственным принципам, верность государству; государственный служащий должен ставить государственные интересы выше индивидуальных, частных интересов, целей и задач политических партий, других общественных объединений;

Соблюдение принципов государственной службы;

Постоянная готовность выступить на защиту Конституции, федеральных законов и законов субъектов федерации, никогда не нарушать положений принятой присяги на верность государству и не отказываться от законных требований по государственной должности;

Честная служба государству;

Стремление найти и использовать наиболее эффективные и экономичные способы выполнения государственных задач и функций;

(доклад Алексеева В.В.)

В отличие от других видов профессиональной этики значение этических норм и требований для государственной и муниципальной службы объясняется как важностью задач, которые решает государственная и местная власть, и той общественной ролью, которую выполняют государственные и муниципальные служащие в жизни любого государства, так и спецификой самой государственной и муниципальной службы.

Говоря об этике государственного и муниципального служащего, в качестве профессионально-этических основ выступают :

· Профессиональный долг;

· Профессиональное достоинство;

· Профессиональная честь;

· Профессиональная справедливость;

· Профессиональный гуманизм;

· Профессиональный оптимизм;

· Принципы службы: законность, открытость и др.

Базовым понятием профессиональной этики государственной и муниципальной службы является, по мнению многих ученых, понятие «профессионального долга», в котором фиксируются достаточно подробно служебные обязанности. Долг представляет собой нравственную обязанность человека перед обществом, классом, другими людьми, выполняемую согласно моральным нормам, принципам, правилам. Ключевым признаком долга является его безусловность. Выполняя долг, человек сам для себя решает нравственную задачу, преодолевает что-либо в себе, в окружающих, в обстоятельствах. Человек долга – человек «честно выполняющий свои обязанности».

Осознание своего служебного долга побуждает военной, правоохранительной, гражданской службы относиться к своему делу с наибольшей ответственностью, учитывая особенности взаимоотношения личности и общества, личности и коллектива. Профессиональный долг стимулирует самоотдачу, именно в нём находит конкретное выражение долг Человека.

К этическим основам относятся и такие понятия как «профессиональная честь» и «профессиональное достоинство». В понятии профессиональная честь выражается оценка значимости той или иной профессии в жизни общества. Осознание этой значимости очень важно для государственного служащего и составляет основу профессионального достоинства, самооценку своей деятельности. Важно отметить, что понятия «честь» и «служба» как общественные явления тесно связаны между собой. Не случайно когда-то под честью понималось именно высокое звание и должность. В толковом словаре Владимира Даля упоминается, что честь – это совокупность высших морально-этических принципов в личности. В ней заключается нравственное достоинство человека, его доблесть, честность, благородство души, чистая совесть, стремление следовать возвышенному идеалу правды, справедливости, добра, служения своему отечеству.



Понятие «честь» включает в себя несколько аспектов: нравственный, деятельный, исторический. Содержание, которым наполняют данное понятие, зависит от условий эпохи, в которой живут люди, является частью их сознания и ориентировано на систему ценностей определенной эпохи. В тоже время честь проявляет себя в поступках людей, в их отношениях друг с другом. В зависимости от характера отношений, в которых может находиться человек по отношению к другим людям, выделяется несколько видов чести, например, гражданская, служебная, военная, мужская и др.

Первостепенное значение для человека, чем бы он ни занимался, имеет, естественно, гражданская честь. По мнению ученых-философов, ни один человек не может обойтись без неё. Её действия и значение распространяются на все сословия, не исключая самых высших. Честь обязывает всех граждан радеть за интересы своего отечества, умножать его богатство, доброе имя и славу, уважительно относится к законам государства, поддерживать общественный порядок, заботится о стариках и детях, помогать слабо защищённым слоям граждан. Ведь в правовом, демократическом, социальном государстве каждый человек имеет право на достойную жизнь.

Гражданская честь оказывает существенное влияние и на честь служебную, по крайней мере, в той части, которая связана с высокой социальной значимостью службы и служебной деятельности. Как отмечает Л.П. Абрамова, в современном понимании служба – это служение государству, Отечеству, народу. Социальный смысл службы особенно ярко проявляется в переломные эпохи в жизни государства, когда резко возрастает ответственность людей за судьбы страны.

Служебная честь, кроме социального смысла, имеет и другую, - продолжает Л.П. Абрамова, - не менее важную сторону, связанную с выполнением служащими своего долга. В виду публичности службы деятельность государственных служащих, их профессиональные, личностные качества находятся под пристальным вниманием общественности. Служебная честь заключается во всеобщем мнении других, что человек, занимающий свою должность, действительно имеет все необходимые для этого качества и во всех случаях точно исполняет свои служебные обязанности.

Профессиональная этика государственной службы носит название административной этики , под которой принято понимать «вид профессиональной этики, который представляет собой совокупность принципов, норм, правил, стандартов, обусловленных социальным и публично-правовым характером деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, регламентирующих деятельность и поведение должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».

Выделим основныефункции административной этики. Так, известныесоциальные функции морали и этики могут быть спроецированы, в том числе, на функции административной этики. Административная этика выполняет следующие важнейшие для института государственной и муниципальной службы функции:

1. Регулятивная функцияадминистративной этики проявляется в упорядочивающем воздействии на нормы, процедуры и стандарты профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих, нацеленном на повышение ее социальной эффективности. Регулятивная функция административной этики направлена на создание благоприятного морального климата на государственной и муниципальной службе.

2. Ценностно-ориентационная функция административной этики обеспечивает государственных и муниципальных служащих необходимыми нравственными ценностями, подчеркивающими социальное предназначение их профессиональной служебной деятельности.

3. Воспитательная функцияадминистративной этики направлена на формирование и развитие нравственных качеств у государственных и муниципальных служащих, необходимых для замещения должностей в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Такие моральные ориентиры как профессиональный долг, профессиональная честь, профессиональная ответственность и другие позволяют служащим нравственно и профессионально совершенствоваться, овладевать необходимыми знаниями и навыками в избранной профессии.

4. Познавательная функциясвязана с восприятием, анализом, отбором и обобщением информации, с приобретением служащим социального знания в процессе профессиональной служебной деятельности. Полученные знания формируют представления о содержании моральных отношений, обогащают нравственный потенциал государственных и муниципальных служащих, способствуют развитию этических основ их профессиональной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что административная этика как вид этики профессиональной отображает специфику и особенности профессиональной служебной деятельности государственных и муниципальных служащих.

Вместе с тем государственные и муниципальные служащие должны понимать, что люди как существа социальные, всегда будут исходить из представлений, что подлинная справедливость состоит в защите общественного интереса и что аппарат государственной и муниципальной власти, создаваемый для практической реализации целей общества, должен прежде всего гарантировать общее процветание и связанное с ним справедливое распределение благ. Только такой подход, предполагающий в качестве важнейшей исходной установки выявление и постоянное конструктивное разрешение нравственного конфликта между властью и гражданами, государством и гражданским обществом может стать, по мнению ученых и практиков, залогом успешности.

Именно поэтому в России служение обществу и государству считается основной целью деятельности государственных и муниципальных служащих и главным критерием их профессиональной пригодности. В кодексах административной этики многих стран недвусмысленно указывается, что служащий не должен и не имеет права подчинять общественный интерес частным интересам индивидов и групп, заведомо действовать в интересах той или иной социальной группы или партии, если это противоречит интересам общества, наносит вред государству и обществу в целом.

Принцип беспристрастности и обеспечения государственного (общественного ) интереса обусловливает ряд нравственных норм, которыми обязаны руководствоваться государственные и муниципальные служащие в своей практической деятельности. Так, во многих странах государственным и муниципальным чиновникам в законодательном порядке запрещается заниматься предпринимательской и политической деятельностью, состоять в каких-либо партиях и т.д. Государственный и муниципальный служащий не должен своими действиями ставить выполнение служебных обязанностей в зависимость от личной заинтересованности, ему запрещено использовать служебное положение в своих интересах.

Пункт 10 ст. 4 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", посвященной основным принципам муниципальной службы, в качестве одного из основных принципов выделяет "внепартийность муниципальной службы". В ст. 14 данного закона говорится, что муниципальному служащему в связи с прохождением муниципальной службы запрещается:

Состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

Заниматься предпринимательской деятельностью;

Использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

Использовать свое должностное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений, а также публично выражать отношение к указанным объединениям в качестве муниципального служащего;

Создавать в органах местного самоуправления, иных муниципальных органах структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, а также ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) или способствовать созданию указанных структур.

Эти же запреты применительно к государственной службе можно найти и в Федеральном законе от 27.06.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации".

К сожалению, данные многочисленных социологических исследований, проведенных в России, показывают достаточно слабую этическую составляющую деятельности государственных и муниципальных служащих, хотя лишь небольшой процент опрошенных признаются, что при выборе работы в аппарате органов государственной власти они руководствовались стремлением к материальному благополучию, "быть ближе к собственности", "установить связи с нужными людьми". Это, по мнению исследователей, свидетельствует, скорее всего, о том, что служащие понимают и стараются скрыть "невысокий нравственный уровень и антиреформаторскую суть мотивов своей служебной деятельности".

Исследователи отмечают также стремление государственных и муниципальных служащих максимально использовать их статус в личных целях. Факты последних двух 10-летий свидетельствуют, что значительная часть чиновников высшего и среднего звена в России превратили свои должности в источник укрепления собственного благосостояния, прибрав к рукам хозяйственно-управленческие рычаги и, вопреки всем существующим в мировой практике нормам государственной и муниципальной службы и законодательству, в сущности, занялись государственным предпринимательством. В жертву обогащению приносятся не только личная репутация, но и доверие населения к власти в целом. Чиновники не брезгуют взятками, "корректируют" политические решения с точки зрения личной и корпоративной выгоды. В связи с этим вполне понятным становится требование научной общественности и рядовых граждан о пересмотре в законодательном порядке статуса государственного и муниципального служащего и перехода от принципа службы в конкретном государственном или муниципальном органе к принципу служения государству и обществу.

В свете сказанного можно сделать вывод о том, что сегодня необходимо принятие кардинальных мер для повышения престижа государственной и муниципальной службы, что, в свою очередь, невозможно без радикального изменения шкалы мотивации работы в государственных и муниципальных органах, возрождения в среде их служащих таких важных для административной этики понятий, как гражданственность, патриотизм, профессиональный долг, справедливость, профессиональная честь и достоинство. Все эти понятия связаны с чувством сопричастности служащего к делам государства, гордости за свою страну, осознанием им своей общественной ценности, ответственности перед обществом, государством, коллегами, перед самим собой, добросовестным и качественным исполнением своих служебных обязанностей.

Одной из норм административной этики, позволяющей государственному и муниципальному служащему отстаивать и защищать общественный интерес в противовес корпоративным интересам, является право служащих протестовать и не повиноваться любому распоряжению вышестоящего начальства, если оно находится в противоречии с Конституцией РФ, с основными правами человека. В этом случае служащий не только может, но и с нравственной точки зрения должен решительно заявлять свое несогласие с подготовкой и осуществлением таких распоряжений, путем обращения в высшие инстанции, органы юстиции, общественные организации, средства массовой информации.

Список использованной литературы

1. Портал сетевой системы обучения Distanz.ru. [Интернет ресурс]. URL: http://www.distanz.ru/videoLecture/3419/ (Дата обращения: 20.10.2015)

2. Абрамова Л.П. Этика государственной службы. Спб. - Академия госслужбы при Президенте РФ, 2001. – 81 с

3. Осипова И.Н. Этика и культура управления. Учебное пособие. – М. : Форум, 2009. – 121 с.

4. Учебные материалы для студентов. Принципы и нормы государственной и муниципальной службы. [Инернет ресурс]. URL: http://studme.org/1280052827355/etika_i_estetika/printsipy_normy_etiki_gosudarstvennoy_munitsipalnoy_sluzhby#577 (Дата обращения: 20.10.2015)

Профессиональная этика государственного и муниципального управления

Этические основы деятельности имеют существенное значение в любом виде профессиональной деятельности, однако в условиях государственного и муниципального управления их роль особенно возрастает в связи с общественной значимостью, масштабностью и возможностями такого управления.

Основные этические принципы государственного и муниципального управления сводятся к следующему перечню:

  • профессиональный долг. Этот принцип является базовым этическим принципом государственного и муниципального управления, наиболее полно отражающим содержание служебных обязанностей государственных и муниципальных служащих. Его содержание выражается в нравственной обязанности государственного и муниципального служащего перед населением, выполнение которой осуществляется в соответствии с моральными нормами и правилами. Неотъемлемой характеристикой данного принципа выступает его безусловность. При выполнении долга государственным и муниципальным служащим решается задача собственного нравственного преодоления. Осознающий свой профессиональный долг государственный и муниципальный служащий – это служащий, который честно выполняет свои обязанности. Осознанность профессионального долга способствует росту ответственности, учету особенностей взаимоотношений индивида и государства, муниципалитета. Профессиональный долг выступает в качестве стимула самоотдачи;
  • профессиональная честь и достоинство. Суть этого принципа выражается в осознании обществом значимости государственной и муниципальной службы. Честь выступает основой формирования профессионального достоинства, обеспечивает самооценку качеству исполнения служебных обязанностей. Между понятиями чести и службы существует тесная взаимосвязь, истоки которой формируются изначальным пониманием слова честь как высокого звания и должности. Честь является отражением нравственного достоинства служащего, его честности, доблести и благородства, готовности служить государству и населению муниципального образования;
  • справедливость. Социальная сущность индивида выражается в представлении содержания подлинной справедливости в защите общественных интересов и предоставлении государством (муниципалитетом) гарантий всеобщего процветания и справедливого распределения благ. Справедливость как исходная установка государственной и муниципальной службы призвана обеспечение разрешение нравственного конфликта власти и населения, государства и гражданского общества;
  • гуманизм. Суть данного принципа выражается в признании государственными и муниципальными служащими человека как личности, а также осознании ими своего основного предназначения в осуществлении защиты прав и свобод человека и общества;
  • преобладание общественных интересов над частными. Суть данного принципа выражается в том, что для государственного и муниципального служащего должна быть неоспорима приоритетность общественных интересов по отношению к частным интересам отдельных людей или их групп. Заведомые действия, направленные на защиту частных интересов, в ущерб интересам государства или муниципалитета, являются грубым нарушением этики, да и зачастую законодательства;
  • оптимизм. Суть данного принципа выражается в том, что государственный и муниципальный служащий при выполнении служебных обязанностей должен исходить из возможности разрешения тем или иным способом любой проблемной ситуации;
  • законность. Все действия государственных и муниципальных служащих должны подчиняться требованиям законодательства Российской Федерации;
  • открытость. Действия государственных и муниципальных служащих должны быть прозрачными для общества, иметь обоснование и публичную оценку результатов.

Характеристика функций профессиональной этики государственных и муниципальных служащих

Этические принципы государственных и муниципальных служащих также обозначаются как административная этика, которая представляет собой разновидность профессиональной этики, выраженную посредством совокупности принципов, стандартов, норм и правил социального и публично-правового содержания и распространяющую свое действие на деятельность государственных и муниципальных служащих.

Административная этика выполняет следующие функции:

  • регулятивную, суть которой выражается в оказании упорядочивающего воздействия на такие атрибуты, характерные для профессиональной деятельности муниципальных и государственных служащих, как стандарты, процедуры и нормы. Реализация данной функции призвана формировать благоприятный моральный климат на муниципальной или государственной службе;
  • ориентационно-ценностную, суть которой выражается в обеспечении муниципальных и государственных служащих необходимой им системой нравственных ценностей, подчеркивающей социальную предназначенность их службы;
  • воспитательную, суть которой выражается в формировании и развитии нравственных ориентиров муниципальных и государственных служащих, требуемых им для того, чтобы замещать должности в системе муниципального и государственного управления. В качестве необходимых моральных ориентиров выступают профессиональные долг, честь, ответственность. Эти ориентиры обеспечивают нравственное и профессиональное совершенствование, позволяют муниципальным и государственным служащим развивать свои навыки и знания профессионального характера;
  • познавательную, суть которой выражается в восприятии, анализе, отборе и обобщении информации, приобретении муниципальным и государственным служащим социальных знаний в процессе осуществления своей профессиональной деятельности. Реализация данной функции выражается в формировании представлений о морали, обогащении нравственного потенциала, развитии этических основ деятельности муниципальных и государственных служащих.

Профессия государственного и муниципального служащего относится, как мы выяснили в предыдущем вопросе, к числу тех специальностей, от которых зависят судьбы людей, предполагает постоянное взаимодействие с людьми, и поэтому относится к тому типу профессий, где этический кодекс просто необходим. В профессиональной этике государственных и муниципальных служащих конкретизируются моральные ценности, адаптируются этические принципы к такой специфической сфере деятельности как государственная и муниципальная служба. В качестве профессионально-этических основ службы выступают:

· Профессиональный долг;

· Профессиональное достоинство;

· Профессиональная честь;

· Профессиональная справедливость;

· Профессиональный гуманизм;

· Профессиональный оптимизм;

· Принципы службы: законность, открытость и др.

Базовым понятием профессиональной этики государственной и муниципальной службы является, по мнению многих ученых, понятие «профессионального долга» , в котором фиксируются достаточно подробно служебные обязанности.Долг представляет собой нравственную обязанность человека перед обществом, классом, другими людьми, выполняемую согласно моральным нормам, принципам, правилам. Ключевым признаком долга является его безусловность. Выполняя долг, человек сам для себя решает нравственную задачу, преодолевает что-либо в себе, в окружающих, в обстоятельствах. Человек долга – человек «честно выполняющий свои обязанности».

Осознание своего служебного долга побуждает военной, правоохранительной, гражданской службы относиться к своему делу с наибольшей ответственностью, учитывая особенности взаимоотношения личности и общества, личности и коллектива. Профессиональный долг стимулирует самоотдачу, именно в нём находит конкретное выражение долг Человека.

К этическим основам относятся и такие понятия как «профессиональная честь» и «профессиональное достоинство» . В понятии профессиональная честь выражается оценка значимости той или иной профессии в жизни общества. Осознание этой значимости очень важно для государственного служащего и составляет основу профессионального достоинства, самооценку своей деятельности. Важно отметить, что понятия «честь» и «служба» как общественные явления тесно связаны между собой. Не случайно когда-то под честью понималось именно высокое звание и должность. В толковом словаре Владимира Даля упоминается, что честь – это совокупность высших морально-этических принципов в личности. В ней заключается нравственное достоинство человека, его доблесть, честность, благородство души, чистая совесть, стремление следовать возвышенному идеалу правды, справедливости, добра, служения своему отечеству.



Понятие «честь» включает в себя несколько аспектов: нравственный, деятельный, исторический. Содержание, которым наполняют данное понятие, зависит от условий эпохи, в которой живут люди, является частью их сознания и ориентировано на систему ценностей определенной эпохи. В тоже время честь проявляет себя в поступках людей, в их отношениях друг с другом. В зависимости от характера отношений, в которых может находиться человек по отношению к другим людям, выделяется несколько видов чести, например, гражданская, служебная, военная, мужская и др.

Первостепенное значение для человека, чем бы он ни занимался, имеет, естественно, гражданская честь. По мнению ученых-философов, ни один человек не может обойтись без неё. Её действия и значение распространяются на все сословия, не исключая самых высших. Честь обязывает всех граждан радеть за интересы своего отечества, умножать его богатство, доброе имя и славу, уважительно относится к законам государства, поддерживать общественный порядок, заботится о стариках и детях, помогать слабо защищённым слоям граждан. Ведь в правовом, демократическом, социальном государстве каждый человек имеет право на достойную жизнь.

Гражданская честь оказывает существенное влияние и на честь служебную, по крайней мере, в той части, которая связана с высокой социальной значимостью службы и служебной деятельности. Как отмечает Л.П. Абрамова, в современном понимании служба – это служение государству, Отечеству, народу. Социальный смысл службы особенно ярко проявляется в переломные эпохи в жизни государства, когда резко возрастает ответственность людей за судьбы страны.



Служебная честь , кроме социального смысла, имеет и другую, - продолжает Л.П. Абрамова, - не менее важную сторону, связанную с выполнением служащими своего долга. В виду публичности службы деятельность государственных служащих, их профессиональные, личностные качества находятся под пристальным вниманием общественности. Служебная честь заключается во всеобщем мнении других, что человек, занимающий свою должность, действительно имеет все необходимые для этого качества и во всех случаях точно исполняет свои служебные обязанности .

Профессиональная честь и профессиональное достоинство, взаимно дополняя друг друга, помогают поддерживать определённый, достаточно высокий уровень нравственности в сфере государственной и муниципальной службы. Профессиональная честь и профессиональное достоинство государственного и муниципального служащего выражаются в принятых решениях и различных поступках.

Профессиональная этика государственного и муниципального служащего включает в себя и понятие «профессиональной справедливости» . Служащим требуется затратить много усилий, чтобы досконально исследовать ту или иную ситуацию, объективные обстоятельства. Оценить по шаблону, по совету начальства – гораздо легче. Но именно профессиональная справедливость, профессиональная совесть и побуждает государственного и муниципального служащего быть справедливым, не поддаваться давлению «свыше», заинтересованных групп и др. Справедливость, безусловно, также важна и в отношениях с коллегами. Двойные, тройные стандарты в оценках «своих» и «чужих», удобных и не удобных разрушают и моральное сознание самого специалиста, и морально-психологический климат коллектива. Так как общение с конкретным человеком составляет большую часть рабочего времени основного числа государственных служащих, можно с полной уверенностью говорить о таком понятии профессиональной нравственности, как«профессиональный такт» .

Исходным для профессиональной этики государственного и муниципального служащего является принцип «профессионального гуманизма» , т.е. уважительного отношения к каждой человеческой личности, понимания её неповторимости, самодостаточной ценности. Представители рассматриваемых нами профессий должны помнить, что нет ничего ценнее и значимее человеческой жизни. Принцип гуманизма противостоит утилитарному отношению к личности, рассмотрению её, главным образом, как средства достижения каких-то иных, пусть и достаточно важных целей.

С принципом гуманизма пересекается принцип «профессионального оптимизма» . Так, государственному служащему не просто выполнять свои обязанности без веры в то, что его усилия, его труд, как принимаемые, так и выполняемые им решения способствуют развитию государства, укреплению принципов демократии, законности и правопорядка. Эта вера возвышает и помогает развить доброе начало в человеке.

Любая деятельность, особенно та, которая непосредственно направлена на человека, должна быть вдохновлена высокой идеей. Поэтому профессиональная этика государственного и муниципального служащего должна включать в себя принцип патриотизма - любви к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. При этом любовь к Родине не может сочетаться с пренебрежительным отношениям к другим странам, другим народам. Если вспомнить рассуждения о золотой середине, то патриотизм можно представить как середину между двумя крайностями: между национальным шовинизмом и приниженностью, заискиванием перед всем иностранным. Истинный патриотизм включает в себя конструктивное отношение к достижениям других народов.

К профессионально-этическим основам государственной и муниципальной службы относятся также традиционные принципы службы, которые, как правило, имеют нормативно-правовое закрепление. К такими принципам, как мы помним, относятся: законность, гласность, ответственность, профессионализм, компетенция, верность государству, политическая нейтральность, свобода человека и др.

Профессиональная этика государственной службы носит названиеадминистративной этики , под которой принято понимать «вид профессиональной этики, который представляет собой совокупность принципов, норм, правил, стандартов, обусловленных социальным и публично-правовым характером деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, регламентирующих деятельность и поведение должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»

осударственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Государственный служащий Российской Федерации как субъект административного права обладает, прежде всего, общегражданскими правами и обязанностями, которые установлены Конституцией и иными нормативными актами. В то же время гражданские права и свободы государственных служащих могут быть ограничены законом, и связано это с особенностями правового положения этих субъектов административного права.

Административно-правовой статус государственного служащего представляет собой комплекс прав, обязанностей и ответственности, который приобретает гражданин с момента зачисления его на государственную должность государственной службы.

Служебные права и обязанности государственного служащего можно подразделить на две группы: общие и специальные (должностные)

Общие права и обязанности государственных служащих не зависят от конкретных полномочий по государственной должности.

Государственный служащий имеет право

На ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей,

На получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей,

На посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности,

На принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями,

Участвовать по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной государственной должности государственной службы;

На продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации;

Знакомиться с материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщать к личному делу свои объяснения,

На переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета,

На пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы,

На проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство,

На объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов,

Вносить предложения по совершенствованию государственной службы в любые инстанции.

Закон наделяет государственного служащего правом обращаться в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой.

Каждый служащий, независимо от занимаемой государственной должности, обязан.

Обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции РФ, реализацию федеральных законов и законов субъектов РФ, в том числе регулирующих сферу его полномочий,

Добросовестно исполнять должностные обязанности;

Обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;

Исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;

В пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов РФ;

Соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией;

Поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей;

Хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Специальные права и обязанности государственного служащего определяются спецификой правового положения органа, в котором осуществляется государственно-служебная деятельность. Так, например, служащие налоговых органов наделены правом проведения налоговых проверок хозяйствующих субъектов и обязаны проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах.

Особым статусом обладают служащие военизированных органов. Общими обязанностями служащих военизированных органов выступают защита государственного суверенитета и территориальной целостности РФ, обеспечение безопасности личности, общества и государства. Их должностные и специальные права и обязанности устанавливаются законодательством и дисциплинарными и общевойсковыми уставами. При выполнении специальных обязанностей они могут наделяться правом применения физической силы, специальных средств, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия и т. д.

В целях создания условий для независимости, эффективности профессиональной деятельности государственных служащих и пресечения злоупотреблений Закон устанавливает некоторые правоограничения (запреты) для государственных служащих. Так, государственный служащий не вправе:

1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

2) быть депутатом законодательного (представительного) органа РФ, законодательных (представительных) органов субъектов РФ, органов местного самоуправления;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

4) состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом и законами субъектов РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;

6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;

7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;

8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;

9) принимать без разрешения Президента РФ награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;

10) выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями,

11) принимать участие в забастовках,

12) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом.

Ограничения, связанные с прохождением государственной службы, четко регламентированы и не подлежат расширительному толкованию. В случае несоблюдения указанных правоограничений Закон предусматривает прекращение государственно-служебных отношений.

Ответственность государственного служащего наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. В зависимости от вида совершенного противоправного деяния государственный служащий может быть привлечен к административной, уголовной, дисциплинарной, материальной и гражданско-правовой ответственности.

Новое на сайте

>

Самое популярное