Домой Интернет Интегрированная логистическая поддержка промышленной продукции вшэ. Системы интегрированной логистической поддержки для наукоемких изделий на постпроизводственных стадиях жизненного цикла

Интегрированная логистическая поддержка промышленной продукции вшэ. Системы интегрированной логистической поддержки для наукоемких изделий на постпроизводственных стадиях жизненного цикла

Модуль 10. Интегрированная логистическая поддержка

________________________________________________________________________________________

Модуль 10. «Интегрированная логистическая поддержка»

Слайд 1. Введение

Пояснения

Данная лекция является неформальным введением в методологию организации «Интегрированной логистической поддержки» - перспективной CALS-технологии, призванной сократить расходы на владение сложными техническими системами, когда полная стоимость владения может намного превышать стоимость приобретения.

Слайд 2. Задачи Интегрированной логистической поддержки

Слайд 3. Стоимость владения сложной техникой

Пояснения

Совокупная стоимость владения изделием включает в себя:

    стоимость приобретения изделия

    стоимость внедрения изделия

    стоимость эксплуатации и обслуживания изделия

    стоимость ремонта изделия

    стоимость утилизации изделия

Существует большой класс технических систем, для которых обслуживание, а иногда и утилизация, являются достаточно сложными и дорогостоящими задачами. К числу таких систем можно отнести, например, военную технику, космические аппараты, крупные транспортные средства, особенно с ядерными двигателями.

Более того, иногда решение этих задач становится настолько сложным или дорогим, что стоимость разработки и изготовления оказывается лишь незначительной частью общей стоимости жизненного цикла изделия. Эксплуатация такого изделия может оказаться просто экономически невыгодной.

В этом смысле в самом сложном положении оказались военные: они просто вынуждены эксплуатировать большую номенклатуру очень сложных технических систем, которые

    поступают от разных поставщиков,

    функционируют в различных, иногда достаточно суровых условиях,

    требуют создания специализированных систем материально-технического снабжения и обслуживания.

Эффективная организация эксплуатации военной техники и в мирное время задача непростая, а в военное время сложность ее возрастает многократно.

Слайд 4. Задачи Интегрированной логистической поддержки

Пояснения

Первоначально задача снижения затрат на эксплуатацию и ремонт военной техники решалась в основном за счет стандартизации и унификации элементов конструкции и вооружения близких по назначению систем.

К последней четверти 20-го века стало очевидным желание военных быть уверенными в том, что

    Техника разработана с учетом удобства ее обслуживания

    Существует необходимая инфраструктура для обслуживания техники

    Стоимость эксплуатации техники не выходит за пределы разумного

    Четко регламентированы все аспекты взаимоотношений военных ведомств с поставщиками техники

    Можно обеспечить некоторую совместимость и рационально организовать взаимодействие между наземными, морскими и воздушными вооружениями.

Чтобы разумно распорядиться своими ограниченными финансовыми ресурсами, необходимо было научиться управлять совокупной стоимостью владения военной техникой, при необходимости учитывать массу факторов, косвенно влияющих на величину этой стоимости.

Таким образом, возникла необходимость выработать комплекс мер, позволяющих в максимальной степени учитывать условия перспективного функционирования техники в процессе ее создания и минимизировать стоимость ее эксплуатации.

Именно эти задачи и призвана решить система Интегрированной логистической поддержки изделия.

Интегрированная логистическая поддержка наукоемкой продукции (проблемы, задачи, методы)

Одним из важных потребительских параметров сложного наукоемкого изделия является величина затрат на поддержку его жизненного цикла (ЖЦ) 1 .

Эти затраты складываются из затрат на разработку и производство изделия, а также затрат на ввод изделия в действие, эксплуатацию, поддержание его в работоспособном состоянии и утилизацию по истечении срока службы.

Для сложного изделия (например, летательного аппарата, корабля, многокоординатного станка с ЧПУ, гибкого модуля, робототехнического комплекса и т.п.), имеющего длительный срок использования (10-20 лет), затраты на постпроизводственных стадиях ЖЦ, связанные с поддержанием изделия в работоспособном состоянии (состоянии готовности к использованию), могут быть равны или даже превышать затраты на приобретение (Рис. 1).

Рис. 1

Сокращение затрат на поддержку ЖЦ изделия - одна из целей внедрения концепции и стратегии CALS (Continuous Acquisition and Life Cycle Support). Русскоязычное наименование этой концепции и стратегии - ИПИ (Информационная Поддержка жизненного цикла Изделий). Комплекс управленческих процессов и процедур, направленных на сокращение затрат на постпроизводственных стадиях ЖЦ, именуемых иногда «затратами на владение», объединяется понятием ИЛП - интегрированной логистической поддержки (Integrated Logistic Support). Это понятие относится к числу базовых инвариантных понятий ИПИ. Ни одна информационная система не может быть отнесена к классу ИПИ, если в ней не реализована в той или иной мере компонента ИЛП. С другой стороны, содержание процессов и состав задач ИЛП практически не зависят от предметной области.

До недавнего времени в России проблеме ИЛП не уделялось должного внимания, что привело к существенному отставанию отечественной промышленности в этом направлении. Сегодня эта проблема приобрела особую актуальность в связи с возрастающим стремлением отечественных предприятий выйти на международные рынки. Иностранные заказчики предъявляют к российским изделиям те же требования, что и к аналогичным изделиям зарубежных фирм. В этой связи проблема организации ИЛП для изделий российских предприятий переходит в разряд первоочередных, поскольку от ее решения в значительной мере зависит конкурентоспособность отечественной наукоемкой продукции на мировых рынках.

Нулевой уровень - ежедневное обслуживание и уход за оборудованием, устранение мелких неисправностей: ТОиР, выполняемые силами персонала, непосредственно эксплуатирующего изделие (оператор, производственный рабочий);

Первый уровень – текущий ремонт: ТОиР, выполняемые силами ремонтного персонала подразделения (цеха), в составе которого эксплуатируется изделие;

Второй уровень – средний ремонт: ТОиР, выполняемые силами персонала предприятия, в составе которого эксплуатируется изделие (ремонтный цех в составе службы главного механика предприятия);

Третий уровень – капитальный ремонт: работы, выполняемые специализированными ремонтными предприятиями или заводом – изготовителем изделия.

Значима эта проблема и для изделий, реализуемых на внутреннем рынке, поскольку ее решение позволит минимизировать затраты на поддержку постпроизводственных стадий ЖЦ, направив высвобожденные средства на другие нужды.

В докладе кратко рассмотрены основные методические положения, касающиеся функционального состава и организации системы ИЛП и ее компьютерного сопровождения в рамках ИПИ-технологий.

Методическую основу статьи составляют положения стандарта Министерства обороны Великобритании DEF STAN 00-60 “Integrated Logistic Support”, который практически стал международным. На нормы этого стандарта иностранные заказчики ссылаются, формулируя требования к системе ИЛП для отечественных изделий. Использованы также некоторые положения нормативного документа НАТО «NATO CALS Handbook», стандарта США MIL-STD - 1388, а также требования авиационной спецификации AECMA 1000D.

Анализ этих и других нормативных документов позволил выявить основное содержание проблемы интегрированной логистической поддержки и сформулировать связанные с ней основные задачи. На рис. 2 схематически показана структура процессов и задач ИЛП.

Согласно этой схеме ИЛП сложного наукоемкого изделия состоит в реализации четырех основных процессов:

- логистический анализ (ЛА) изделия (Logistic Support Analysis ), проводимый на всех стадиях ЖЦ;

- планирование процессов технического обслуживания и ремонта (ТОиР) изделия (Maintenance and Repair Planning) , проводимое на стадии проектирования и уточняемое в процессе производства и эксплуатации изделия;

- интегрированное планирование процедур поддержки материально-технического обеспечения (МТО) процессов эксплуатации, обслуживания и ремонта изделия (Integrated Supply Support Procedures Planning ), проводимое на стадии проектирования и уточняемое в процессе производства и эксплуатации изделия;

- обеспечение персонала электронной эксплуатационной документацией (ЭЭД) и электронной ремонтной документацией (ЭРД) на изделие (Electronic Maintenance Documentation , Electronic Repair Documentation ), проводимое на стадии проектирования и реализуемое в процессе производства конкретных экземпляров (партий) изделия.

В отечественной практике процессы и процедуры, в известной степени аналогичные перечисленным выше, применяются под другими названиями. Некоторые из них регламентированы нормативными документами государственного и/или отраслевого уровня. Так, например, в практике военно-морского флота (ВМФ) и строительства военных кораблей принято разрабатывать и реализовывать программы обеспечения надежности (ПОН) корабельной техники. Такие программы составляются как для корабля в целом, так и для всех его основных систем, агрегатов и узлов. Существуют типовые ПОН (отдельно для надводных кораблей и для подводных лодок). По содержанию и составу решаемых задач ПОН близки к ЛА.


Рис. 2

В ГОСТ 28056 – 89 регламентированы требования к содержанию и оформлению программы технического обслуживания и ремонта самолетов – документа, содержащего сведения и описания, относящиеся к планированию и организации процессов ТОиР и МТО.

Главное отличие процессов и процедур, описываемых в отечественных нормативных документах, от аналогичных процессов и процедур, регламентированных зарубежными стандартами, состоит в том, что отечественные документы не предусматривают систематического применения информационных технологий для поддержки процессов ЛА, ТОиР, МТО и др. в рамках интегрированной информационной среды (ИИС). Это предопределяет необходимость перевода этих процессов на современную методическую и программно-техническую базу, приемлемую, в первую очередь, для иностранных заказчиков отечественной продукции.

Логистическому анализу и проблеме обеспечения персонала электронной эксплуатационной и ремонтной документацией посвящены специальные доклады. Поэтому здесь мы подробнее рассмотрим процессы планирования ТОиР и МТО.

Планирование процессов ТОиР предполагает:

Разработку концепции ТОиР;

Анализ и конкретизацию требований к изделию в части его обслуживания и ремонта;

Разработку и оперативную корректировку плана ТОиР.

Система технического обслуживания и ремонта – совокупность взаимосвязанных технических средств, специальной технической документации и исполнителей, необходимых для поддержания и восстановления качества изделий, относящихся к компетенции этой системы.


Рис. 3

Структура концепции ТОиР представлена на рис. 3.

Согласно ГОСТ 18322 – 78, техническое обслуживание (ТО) – операция или комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности изделия при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании. Тот же ГОСТ 18322 – 78 определяет ремонт (Р) как комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий и восстановлению ресурсов изделий или их составных частей.

Метод технического обслуживания (ремонта) – это совокупность технологических и организационных правил выполнения операций технического обслуживания (ремонта).

Персонал, выполняющий ТО, может быть специализирован по видам изделий, видам операций и видам технического обслуживания.

Принято различать следующие виды ТО изделий:

ТО при использовании;

ТО при хранении;

ТО при перемещении;

ТО при ожидании использования по назначению.

Виды ТО можно классифицировать в зависимости от:

Периодичности выполнения;

Условий эксплуатации;

Регламентации выполнения;

Организации выполнения.

В ходе ТО выполняются регламентированные в конструкторской документации операции, необходимые для поддержания работоспособности или исправности изделия в течение его срока службы.

Под операцией ТО в соответствии с ГОСТ 3.1109-82 понимают законченную часть ТО изделия или его составной части, выполняемую на одном рабочем месте исполнителем определенной специальности.

Выбирая соответствующий метод технического обслуживания изделий, можно назначать величины параметров, относящихся к характеристикам поддерживаемости, минимизируя эксплуатационные затраты.

Помимо перечисленных выше понятий, в стандарте DEF STAN 00-60 введено понятие уровня ТОиР, которое применительно к оборонной технике может быть интерпретировано следующим образом:

Нулевой уровень: ТОиР, выполняемые силами персонала, непосредственно эксплуатирующего изделие (экипажа);

Первый уровень: ТОиР, выполняемые силами персонала подразделения (части), в составе которого эксплуатируется изделие (в армейских условиях – батальонные, полковые ремонтные службы);

Третий уровень: ТОиР, выполняемые силами персонала соединения, в составе которого эксплуатируется изделие (корпусные, дивизионные, армейские ремонтные службы);

Четвертый уровень: ТОиР, выполняемые силами персонала специализированных предприятий фронтового (окружного) подчинения;

Пятый уровень: ТОиР, выполняемые силами персонала предприятия – изготовителя.

Для техники гражданского назначения эти уровни описываются следующим образом:

Каждому уровню соответствует свой набор задач, требования к численности и квалификации обслуживающего и ремонтного персонала, к количеству и номенклатуре запасных частей и заменяемых агрегатов, к составу специального оборудования и т.д.

Конкретизация изложенных выше положений и представлений служит основой содержания концепции ТОиР, разрабатываемой, как правило, поставщиком изделия и согласуемой с его заказчиком.

Требования к изделию в отношении ТОиР определяются на основе данных ЛА, содержащихся в БД ЛА, и уточняются по результатам реальной эксплуатации в различных условиях.

На основе концепции и результатов анализа требований разрабатывают и реализуют следующие мероприятия:

Создание единой системы управления ТОиР, предусматривающей методы и «механизмы» улучшения показателей надежности, безотказности, долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости, что в итоге должно минимизировать эксплуатационные затраты;

Организацию распределенной системы сбора и обработки службами заказчиков (эксплуатантов) статистической информации о значениях вышеуказанных показателей, а также данных о номенклатуре и количестве используемых запасных частей для изделия и его компонентов; эти данные извлекаются из специальных документов – формуляров изделия, его агрегатов и систем, в которых фиксируются результаты проведения операций ТОиР, факты замены компонентов, календарные сроки выполнения операций (начало, конец), сведения о работниках, выполнявших операцию и т.д.

Выполнение службами заказчиков и поставщика централизованного анализа накопленных эксплуатационных и логистических данных;

Проведение согласованной динамической корректировки планов ТОиР;

Подготовку и переподготовку персонала по обеспечению перечисленных выше мероприятий.

План ТОиР разрабатывают в нескольких альтернативных вариантах с учетом распределения работ по упомянутым выше уровням, назначения обслуживающего и ремонтного персонала, обладающего необходимой квалификацией, наличия необходимых запчастей и расходных материалов и т.д. Планируются календарные даты, трудоемкость работ и их стоимость. Заказчик выбирает наиболее подходящий ему вариант. При расчетах, связанных с планированием ТОиР, используют следующие основные показатели:

Средняя продолжительность технического обслуживания (ремонта).

Средняя трудоемкость технического обслуживания (ремонта).

Средняя стоимость единицы времени (трудоемкости) технического обслуживания (ремонта).

Средняя суммарная продолжительность технических обслуживаний (ремонтов).

Средняя суммарная трудоемкость технических обслуживаний (ремонтов).

Средняя суммарная стоимость технических обслуживаний (ремонтов).

Удельная суммарная продолжительность технических обслуживаний (ремонтов) (относительно времени использования изделия по назначению).

Удельная суммарная трудоемкость технических обслуживаний (ремонтов).

Удельная суммарная стоимость технических обслуживаний (ремонтов).

Коэффициент готовности.

Коэффициент технического использования.

Определения этих показателей содержатся в нормативных документах (см., например, ГОСТ 27.001-96, 27.002-89, 27.003-90, 27.101-96, 15.206-84, 27.301-96, и др.). Их значения определяются в процессе ЛА и содержатся в соответствующих таблицах БД ЛА.

Процесс планирования поддержки материально-технического обеспечения (МТО) предполагает выполнение, управление и информационную поддержку в условиях интегрированной информационной среды (ИИС) следующих процедур:

Кодификация предметов МТО (Codification);

Начальное МТО (Initial Provisioning);

Текущее МТО (Provisioning);

Планирование поставок (Procurement Planning);

Управление поставками (Supply Management);

Управление заказами (Order Administration);

Управление счетами (Invoicing).


Рис. 4.

Кодификация предметов МТО представляет собой регламентированную стандартами процедуру присвоения этим предметам кодовых обозначений, однозначно понимаемых всеми причастными к соответствующим процессам службами поставщиков и получателей. Характерной особенностью этих обозначений является их ориентированность на компьютерную обработку. Здесь важно обеспечить по возможности автоматизированный переход к кодовым обозначениям, принятым в национальной (государственной) или международной системе каталогизации продукции, поставляемой для государственных нужд. Сегодня в качестве такой системы выступает система, принятая в странах НАТО, согласно которой каждому изделию присваивается специальный код NSC (NATO Stock Code). Кроме того, используются специальные коды предприятий – изготовителей предметов МТО. Постановлением Правительства РФ от 11 января 2000 г. № 26 аналогичная система внедряется в России. В этой связи задача кодификации в отечественной промышленности в ближайшие годы будет решаться в соответствии с существующими в этой области международными стандартами.

В контексте планирования, предусмотренном ИЛП, процедура, именуемая в стандарте DEF STAN 00-60 как начальное МТО , состоит в определении набора запасных частей и расходных материалов, необходимых для поддержки функционирования изделия в начальный период его эксплуатации, когда процесс текущего МТО по тем или иным причинам еще не налажен. Состав этого набора как в отношении номенклатуры необходимых предметов, так и в отношении их количества, определяется расчетами, выполняемыми в процессе ЛА. В состав средств и предметов начального МТО, как правило, включают запасные части и материалы, необходимые для эксплуатации не только самого изделия, но и вспомогательного оборудования. В процессе организации начального МТО могут быть подготовлены контракты с фирмами – поставщиками соответствующей продукции. Обычно период действия начального МТО ограничивается сроком до двух лет.

Номенклатура и объемы поставок в процессе текущего МТО также определяются расчетами, выполняемыми в процессе ЛА, однако затем корректируются в зависимости от фактических условий эксплуатации изделия. При этом широко используются иллюстрированные каталоги деталей и элементов изделия. Подготовка каталогов происходит в процессе проектирования изделия.

Здесь могут быть эффективно использованы методы теории управления запасами, а также практические приложения этой теории.

Согласно стандартам DEF STAN 00-60, MIL-STD 1388 планирование поставок (ПП) представляет собой метод запроса и получения от промышленных предприятий сведений о ценах на предметы МТО, включая прайс-листы поставщиков. В соответствии со стандартами процедуры ПП охватывают два вида деловой практики:

1. Процедуры направления запроса о ценах на конкретные предметы МТО от покупателя потенциальному поставщику и последующего ответа поставщика.

2. Процедуры запроса покупателем актуального прайс-листа на некоторую номенклатуру предметов МТО и предоставления такого прайс-листа поставщиком в ответ на запрос покупателя. Возможна также процедура предоставления этих данных покупателю по собственной инициативе поставщика.

Стандарты жестко регламентируют форму и содержание запросов и ответов (сообщений) в электронном виде для обоих случаев, предусматривают формы и процедуры согласования цен и способы кодирования соответствующих разным ситуациям документов.

На основании результатов ПП определяется, у каких поставщиков будут приобретаться те или иные предметы МТО. Именно эти сведения и составляют содержание плана поставок. Эти данные используются в последующих операциях ИЛП, т.е. при управлении заказами и счетами.

Некоторые отечественные нормативные документы трактуют понятие планирования поставок гораздо шире, понимая под ним всю совокупность процессов, связанных с планированием и организацией поставок для государственных нужд. В контексте ИЛП под ПП понимается и рассматривается только планирование поставок запасных частей и расходных материалов для обеспечения эксплуатации, обслуживания и ремонта конкретного изделия.

Управление поставками предусматривает выполнение следующих процедур:

Оценку уровня текущих запасов по всем предметам МТО;

Принятие своевременных решений о необходимости пополнения этих запасов;

Подготовку соответствующих заявок;

Контроль качества поступающих предметов МТО;

Организацию учета, хранения и выдачи предметов МТО.

На выполнение всех этих процедур существуют предусмотренные стандартами правила и инструкции, определяющие состав и последовательность необходимых действий, а также форму и содержание сопроводительных документов.

Управление заказами – термин, объединяющий совокупность всех действий, осуществляемых с заказом (заявкой) от момента его выдачи заказчиком поставщику (с учетом возможных поправок/добавлений, запросов/справок о ходе выполнения и т.д.), вплоть до подтверждения доставки заказанных предметов МТО. При выполнении этих действий между заказчиком и поставщиком осуществляется информационный обмен, в ходе которого используются следующие транзакции:

1. Размещение заказа (Заказчик – Поставщик);

2. Получение справок о размещенном заказе (Заказчик – Поставщик – Заказчик);

3. Подтверждение приема заказа (Поставщик - Заказчик);

4. Отказ от приема заказа (Поставщик – Заказчик);

5. Извещение об изменении несущественных параметров заказа (Поставщик – Заказчик);

6. Извещение о выполнении заказа (отгрузке) (Поставщик – Заказчик).

Формат и содержание транзакций регламентированы стандартами DEF STAN 00-60 и др.

Управление счетами на оплату заказанных предметов снабжения - информационный обмен между поставщиком и заказчиком при передаче счетов и данных о счетах на оплату в электронном виде.При этом используются следующие транзакции:

1. Отправка счета (Поставщик - Заказчик);

2. Подтверждение приема счета к оплате (Заказчик - Поставщик);

3. Отказ от оплаты счета (Заказчик - Поставщик);

4. Отправка платежного требования (Поставщик - Заказчик);

5. Прием платежного требования (Заказчик - Поставщик);

6. Отказ от платежного требования (Заказчик - Поставщик);

8. Ответ на запрос о состоянии платежа (Заказчик - Поставщик);

9. Извещение о состоянии платежа (Заказчик - Поставщик).

Формат и содержание транзакций регламентированы упомянутыми выше стандартами.

В контексте концепции CALS все перечисленные выше процессы и процедуры должны реализовываться при помощи специализированных программных приложений, оперирующих данными, содержащимися в интегрированной информационной среде, охватывающей предприятие – поставщика, эксплуатанта, сервисные службы, ремонтные подразделения и предприятия. Создание такой среды и соответствующих приложений является принципиально новой для отечественной промышленности научно-технической задачей, требующей решения в ближайшие годы.

-------------

1 В английской транскрипции величина этих затрат обозначается аббревиатурой LCC - Life Cycle Cost.

НИЦ CALS-технологий «Прикладная логистика»

CALS - предпосылки и преимущества.

Название документа:
Номер документа: 55933-2013
Вид документа: ГОСТ Р
Принявший орган: Росстандарт
Статус: Действующий
Опубликован:
Дата принятия: 26 декабря 2013
Дата начала действия: 01 сентября 2014
Дата редакции: 01 января 2019

ГОСТ Р 55933-2013 Интегрированная логистическая поддержка экспортируемой продукции военного назначения. План интегрированной логистической поддержки. Общие требования (с Поправкой)

ГОСТ Р 55933-2013

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Интегрированная логистическая поддержка экспортируемой продукции военного назначения

ПЛАН ИНТЕГРИРОВАННОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ

Общие требования

Integrated logistic support of exporting military products. Integrated logistic support plan. General requirements.


ОКС 01.040.01

Дата введения 2014-09-01

Предисловие

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией "Научно-исследовательский центр CALS-технологий "Прикладная логистика" (АНО НИЦ CALS-технологий "Прикладная логистика")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 482 "Интегрированная логистическая поддержка экспортируемой продукции военного назначения"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 декабря 2013 г. N 2361-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ИЗДАНИЕ с поправкой (ИУС 8.2015 г.). Январь 2019 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации ". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к номенклатуре и выполнению разделов документа "план интегрированной логистической поддержки", разрабатываемого в обеспечении контрактных требований к интегрированной логистической поддержке экспортируемой продукции военного назначения.

Требования настоящего стандарта распространяются на следующие виды продукции военного назначения:

- вооружение и военную технику;

- системы связи и управления войсками, вооружением и военной техникой;

- инженерно-технические сооружения, оборудование для боевого применения вооружения и военной техники (там, где это применимо);

- специальное оборудование для производства, ремонта, модернизации и (или) уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники (там, где это применимо);

- объекты для производства, эксплуатации, ремонта, модернизации и (или) уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники (там, где это применимо).

На основе настоящего стандарта допускается, при необходимости, разрабатывать стандарты, устанавливающие требования к выполнению плана интегрированной логистической поддержки конкретных видов продукции военного назначения с учетом их специфики.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 2.105 Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам

ГОСТ 2.503 Единая система конструкторской документации. Правила внесения изменений

ГОСТ 27.002 Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения

ГОСТ 5773-90 Издания книжные и журнальные. Форматы

ГОСТ Р 51725.2 Каталогизация продукции для федеральных государственных нужд. Термины и определения

ГОСТ Р 53392 Интегрированная логистическая поддержка. Анализ логистической поддержки. Общие положения

ГОСТ Р 53393 Интегрированная логистическая поддержка. Общие положения

ГОСТ Р 53394 Интегрированная логистическая поддержка. Термины и определения

ГОСТ Р 55929 Интегрированная логистическая поддержка продукции военного назначения. Интегрированная логистическая поддержка и послепродажное обслуживание. Общие положения

ГОСТ Р ЕН 9100 Системы менеджмента качества организаций авиационной, космической и оборонных отраслей промышленности. Требования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и сокращения

3.1 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 27.002 , ГОСТ Р ИСО 10007 , ГОСТ Р 51725.2 и ГОСТ Р 53394 , а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 государственный посредник, (госпосредник ): Юридическое лицо, образованное Президентом Российской Федерации для выполнения государственно-посреднических функций при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения .

3.1.2 иностранный заказчик, (заказчик ): Иностранные юридические и физические лица, имеющие право на осуществление военно-технического сотрудничества в соответствии с законодательством своих государств, заключившие контракт с государственным посредником на поставку продукции военного назначения.

3.1.3 организации - производители продукции военного назначения, (изготовители ): Российские юридические лица, имеющие производственные мощности, необходимые для изготовления продукции (выполнения работ, оказания услуг) военного назначения, и получившие лицензии на осуществление указанных в них видов деятельности .

3.1.4 организации - разработчики продукции военного назначения, (разработчики ): Российские юридические лица (научно-исследовательские организации), осуществляющие разработку и модернизацию образцов вооружения и военной техники, имеющие для этого соответствующие научно-технические кадры и экспериментальную базу и получившие лицензии на осуществление указанных в них видов деятельности .

3.1.5 поставщик: Организация-разработчик и/или организация-производитель продукции военного назначения, участвующая в выполнении государственным посредником контрактов на поставку указанной продукции иностранным заказчикам.

3.2 Сокращения

В настоящем стандарте приняты следующие сокращения:

АВПО - анализ видов и последствий отказов;

АЛП - анализ логистической поддержки;

БД - база данных;

ЖЦ - жизненный цикл;

ИЛП - интегрированная логистическая поддержка;

ЛСИ - логистическая структура изделия;

ЛСФ - логистическая структура функций;

МТО - материально-техническое обеспечение;

ПВН - продукция военного назначения;

ПИ - покупное изделие;

ПО - программное обеспечение;

РД - ремонтная документация;

РФ - Российская Федерация;

СВТ - средства вычислительной техники;

СНК - система нумерации и кодирования;

СТЭ - система технической эксплуатации;

СЧ - составная часть;

ТЗ - техническое задание;

ТО - техническое обслуживание;

ТОиР - техническое обслуживание и ремонт;

ТСО - технические средства обучения;

ФС - функциональная система;

ЭД - эксплуатационная документация;

ЭТХ - эксплуатационно-технические характеристики;

4 Основные положения

4.1 Интегрированная логистическая поддержка экспортируемой ПВН направлена на обеспечение заданных ЭТХ ПВН при приемлемом уровне затрат, связанных с её эксплуатацией и обслуживанием.

4.2 Виды деятельности ИЛП, выполняемые на разных стадиях ЖЦ ПВН, логически и информационно интегрированы в единый комплекс процессов, осуществляемых как поставщиком (разработчиком, изготовителем), так и заказчиком ПВН в соответствии с планом ИЛП. Виды деятельности и их взаимосвязь - согласно ГОСТ Р 55929 .

4.3 План ИЛП определяет состав работ по обеспечению ИЛП, исполнителей, стадии и этапы работ, сроки их выполнения, потребные ресурсы. План ИЛП должен демонстрировать заказчику, как поставщик будет выполнять его требования в отношении ИЛП закупаемой ПВН. Элементы плана ИЛП входят в состав комплексной программы обеспечения готовности, надежности, контролепригодности и эксплуатационной технологичности.

4.4 План ИЛП разрабатывается совместно представителями поставщика (разработчика, изготовителя) и заказчика. План ИЛП, как правило, является частью контрактной документации, и в нём должны быть отражены все мероприятия и оговоренные обязательства с обеих сторон (как со стороны поставщика, так и со стороны заказчика экспортируемой ПВН). Для реализации мероприятий, включенных в план ИЛП, как правило, создается рабочая группа по ИЛП из представителей поставщика и заказчика.

4.5 План ИЛП должен содержать перечень, сроки и исполнителей мероприятий, направленных на обеспечение готовности, надежности, контролепригодности и эксплуатационной технологичности поставляемой ПВН. Перечень и содержание этих мероприятий устанавливаются для каждой конкретной стадии (этапа) ЖЦ ПВН.

4.6 План ИЛП должен определять конкретные виды и наименования ресурсов, необходимых для выполнения работ по ИЛП, с указанием сроков и с назначением ответственных лиц. Указанные сроки должны быть увязаны со стадиями ЖЦ ПВН и этапами выполнения работ в рамках контракта на создание и/или поставку ПВН. Типовое содержание работ по обеспечению ИЛП приведено в приложении А.

4.7 План ИЛП должен быть согласован со всеми непосредственными участниками выполнения работ по контракту на создание и/или поставку ПВН, и, при необходимости, с иными заинтересованными сторонами (например, уполномоченными органами государственного регулирования).

4.8 После согласования и утверждения план ИЛП является основным источником информации при разработке планов конкретных видов деятельности ИЛП, предусмотренных ГОСТ Р 53393 и ГОСТ Р 55929 .

4.9 На различных стадиях ЖЦ ПВН и этапах выполнения работ в рамках контракта на её создание и/или поставку в работах по ИЛП участвуют:

- госпосредник - головной исполнитель контракта, отвечающий за выполнение контракта на создание и/или поставку ПВН;

- заказчик (в т.ч. представитель эксплуатирующей организации);

- головной разработчик ПВН;

- головной поставщик (изготовитель ПВН, отвечающий за поставку ПВН заказчику);

- разработчики и изготовители СЧ (в т.ч. ПИ для них);

- иные организации - участники работ (например, научные организации, поставщики программных и аппаратных средств, организации в области МТО, организации по ТО, разработчики и поставщики ТСО и др.);

- уполномоченные органы государственного регулирования.

4.10 План ИЛП может разрабатываться как составной документ, включающий основной план ИЛП, и частные планы по отдельным видам деятельности и задачам ИЛП, например:

- план АЛП (по ГОСТ Р 53392);

- план выпуска эксплуатационной и ремонтной документации;

- план разработки, освоения производства и поставки заказчикам вспомогательного оборудования и средств поддержки эксплуатации;

- план разработки, освоения производства и поставки заказчикам ТСО;

- план подготовки и переподготовки специалистов и технического персонала заказчика и др. (ГОСТ Р 53393 , ).
________________
* Поз. , см. раздел Библиография, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.


По согласованию указанные планы оформляются как отдельные документы либо как самостоятельные разделы плана ИЛП.

5 Общие требования к составу и содержанию

5.1 План ИЛП выполняют, как правило, со следующей структурой:

а) "Титульный лист";

б) "Лист согласования" (подписной лист, при необходимости);

г) "Лист регистрации изменений";

д) "Перечень принятых сокращений" (при необходимости);

е) "Общие положения" - область применения документа, организационные аспекты выполнения контракта на поставку ПВН и перечни ссылочных материалов;

ж) "Описание изделия" - сведения об изделии и условиях его эксплуатации;

з) "Управление, организация и выполнение работ по ИЛП" - описание принципов управления, организации и выполнение плана ИЛП как составной части контракта;

и) "Задачи ИЛП" - состав работ по обеспечению ИЛП (сгруппированных по видам деятельности ИЛП, выполняемым в рамках конкретного контракта, или стадиям ЖЦ);

к) "Планы ИЛП" - перечень и краткое описание частных планов по отдельным видам деятельности и задачам ИЛП;

л) "График работ" - график выполнения работ по реализации контракта (с разбивкой по видам деятельности ИЛП и/или стадиям разработки при создании образца ПВН);

м) "Терминологический словарь" - основные термины и их определения, перечни сокращений, аббревиатур и другие справочные данные, предназначенные для облегчения восприятия текста документа.

Общие требования к выполнению пунктов а)..д) - согласно ГОСТ 2.105 . Общие требования к структуре и содержанию разделов документа по пунктам е)..м) приведены соответственно в 5.2..5.9.

5.2 Раздел "Общие положения" - содержит информацию, необходимую для понимания всеми соисполнителями контракта основных требований к ИЛП поставляемой ПВН. В составе раздела предусматривают следующие подразделы:

5.2.1 "Цели и область применения" - содержит описание целей и области применения плана ИЛП.

5.2.3 "Порядок ведения плана ИЛП" - содержит описание процедур обновления, утверждения и регистрации изменений (версий) плана ИЛП. Если предполагается выполнение процедуры ведения плана ИЛП в электронной форме, то должны быть описаны также требования к выполнению указанных процедур в применяемой информационной системе.

5.2.4 "Перечень организаций и контактные лица" - содержит перечень организаций и их представителей, принимающих участие в подготовке плана ИЛП и/или его выполнении.

5.2.5 "Используемые документы" - содержит перечень документов (существующих, разрабатываемых, а также планируемых к разработке), относящихся к закупке, сопровождению поставляемой ПВН, а также к плану ИЛП в целом, в т.ч.:

а) документы, использованные в качестве основы при создании плана ИЛП;

б) документы с требованиями Заказчика (пункты контракта, дополнительные письменные требования и т.д.);

в) ссылочные документы;

г) документы, уточняющие положения плана ИЛП.

5.3 Раздел "Описание изделия" - содержит описание поставляемой ПВН, ее основных характеристик, вспомогательного оборудования. Также в него следует включать описание процессов ИЛП на этапе эксплуатации. Включает в себя следующие подразделы:

5.3.1 "Характеристики изделия" - содержит краткое описание изделия, его структуры (функциональной и физической), функциональных и физических характеристик изделия и его основных составных частей.

5.3.2 Подраздел "Виды деятельности ИЛП" - содержит краткое описание работ по видам деятельности ИЛП, выполняемым в рамках контракта:

- анализ логистической поддержки;

- планирование и управление техническим обслуживанием и ремонтом изделия;

- планирование и управление материально-техническим обеспечением;

- разработка и сопровождение эксплуатационной и ремонтной документации;

- обеспечение заказчика специальным, вспомогательным и измерительным оборудованием, необходимым для эксплуатации, обслуживания и ремонта изделия;

- планирование и организация обучения персонала, в том числе разработки технических средств обучения;

- планирование и организация процессов упаковывания, погрузки/разгрузки, хранения, транспортирования изделия;

- разработка инфраструктуры СТЭ;

- поддержка программного обеспечения и вычислительных средств;

- мониторинг технического состояния изделия и процессов эксплуатации и технического обслуживания;

- планирование и организация процессов утилизации изделия и его составных частей.

5.3.3. "Условия (среда) эксплуатации" - содержит описание условий эксплуатации изделия. Должны быть отражены следующие основные параметры:

- ежегодное время эксплуатации (годовая наработка в часах);

- ежедневные (еженедельные, ежемесячные) рабочие циклы;

- допустимое (максимальное) время простоя;

- ожидаемый эксплуатационный срок службы (ресурс);

- другие (по необходимости) требуемые параметры.

Как правило, для проработки этого раздела необходимо получить формальные ответы от заказчика по планируемой им концепции эксплуатации и системе эксплуатации, в т.ч. СТЭ.

5.3.4 "Требования к готовности" - содержит требования к готовности изделия в целом и его составных частей. На ранних этапах разработки изделия используют прогнозируемые значения, на последующих этапах - достигнутые значения. Как правило, для проработки этого раздела необходимо получить ответы от заказчика по планируемой концепции эксплуатации, построения СТЭ и МТО.

5.3.5 "Требования к надежности" - содержит требования к надежности изделия в целом и его составных частей. На ранних этапах разработки изделия используют прогнозируемые значения, на последующих этапах - достигнутые значения. При необходимости следует также включить пункт по адаптации терминологии по надежности к требованиям международных стандартов и терминам, используемым заказчиком.

5.3.6 "Требования к ремонтопригодности" - содержит требования к ремонтопригодности изделия в целом и его составных частей. На ранних этапах разработки изделия используют прогнозируемые значения, на последующих этапах - достигнутые значения.

5.3.7 "Требования к совместимости оборудования" - содержит требования к совместимости оборудования, входящего в состав поставляемого изделия.

5.4 "Управление, организация и выполнение работ по ИЛП" - содержит описание общих процессов управления, в которых принимают участие Заказчик и Подрядчик. Должен включать в себя подразделы, перечисленные ниже.

5.4.1 Подраздел "Организационная структура" должен содержать описание организационной структуры поставщика по выполнению контрактных обязательств по ИЛП. Должны быть указаны наименования, функции, полномочия структурных подразделений, а также имена и должности конкретных исполнителей работ по ИЛП.

5.4.2 Подраздел "Порядок взаимодействия с субподрядчиками" должен содержать перечень всех основных субподрядчиков, а также описание организации взаимодействия с ними. Должны быть приведены основные требования к системе отношений с поставщиками покупных изделий (оборудования, ПО), деталей, полуфабрикатов и материалов и средства контроля выполнения заказов и поставок в части обеспечения ИЛП.

5.4.3 Подраздел "Организация работ по ИЛП и порядок взаимодействия с заказчиком" должен содержать описание организационной структуры ИЛП у заказчика, с указанием взаимоотношений с организационной структурой ИЛП поставщика.

5.4.4 Подраздел "Порядок анализа результатов и подготовки отчетов" должен содержать описание процедур анализа результатов и подготовки отчетов. Следует привести описание информационного взаимодействия поставщика с субподрядчиками.

5.4.5 Подраздел "Послепродажное обслуживание" должен содержать описание подходов поставщика по обеспечению послепродажного обслуживания ПВН. Должны быть отражены:

- сопровождение проектной документации и данных;

- сопровождение БД АЛП, актуализация отчетов по АЛП;

- обеспечение ППО собственно ПВН, а также вспомогательного оборудования;

- обеспечение поддержки программного обеспечения;

- контроль процессов устаревания финального изделия и его составных частей.

5.4.6. Подраздел "Обеспечение качества" должен содержать описание подхода поставщика к обеспечению качества поставляемой ПВН. Раздел должен содержать описание мероприятий по обеспечению качества на всех этапах ЖЦ ПВН (при проектировании, изготовлении, поставке, эксплуатации, модернизации). Для различных видов изделий следует указать специфику мероприятий (например, для изделий авиационной или космической техники принятые мероприятия должны быть согласованы с требованиями стандарта ГОСТ Р ЕН 9100).

5.5 Раздел "Задачи ИЛП" должен содержать описание работ, выполняемых поставщиком для выполнения всех указанных в контракте задач ИЛП. Следует детально описать задачи ИЛП, не охваченные отдельными планами.

5.6 Раздел "Планы ИЛП" должен содержать перечень и описание частных планов, требуемых для детализации работ по ИЛП, выполняемых в виде самостоятельных документов.

5.7 Раздел "График работ" должен содержать поэтапный график выполнения работ по ИЛП.

5.8 Раздел "Терминологический словарь" должен содержать перечень сокращений и специальных терминов или слов, используемых в тексте документа. Если в планах задач ИЛП, выполняемым в виде самостоятельных документов, аналогичный раздел не предусматривают, то в данном разделе приводят перечень специальных терминов или слов, используемых в тексте этих документов, выполняя в них только раздел "Перечень сокращений".

5.9 План ИЛП выполняется в печатной и/или электронной форме. Требования к выполнению плана ИЛП устанавливают в контракте. Рекомендуемые положения по оформлению плана ИЛП приведены в приложении В.

Приложение А (справочное). Типовой состав работ по обеспечению интегрированной логистической поддержки

Приложение А
(справочное)

А.1.1 Разработка плана ИЛП должна предусматривать его развитие и уточнение по ходу выполнения контракта в части ИЛП.

А.1.2 Поскольку ПВН, поставляемая на экспорт, как правило, не является предметом новой разработки (за исключением случаев разработки по заказу или разрабатываемой совместно с инозаказчиком), то приведенный в настоящем приложении состав работ по ИЛП должен быть адаптирован к условиям конкретного контракта с учетом требований, устанавливаемых иностранным заказчиком к ИЛП закупаемой ПВН.

А.2 Этапы выполнения работ по ИЛП.

А.2.1 Этап 1 "Научно-исследовательские работы по формированию экспортного облика образца ПВН, подготовка исходных данных, разработка концепции ИЛП"

Выполняемые работы:

- разработка первой версии плана АЛП;

- подготовка исходной БД АЛП - приводится вариант БД АЛП на основе данных по аналогам и прототипам (при наличии), куда включаются данные по ЛСИ, данные по ЭТХ и показателям эффективности аналогов.

- разработка концепции ИЛП, содержащей принципиальные подходы к решению основных задач ИЛП, в т.ч.:

организацию планового и непланового ТОиР образца ПВН (далее - изделия) и его СЧ;

организацию поставок, хранения и предоставления заказчику необходимых запасных частей и расходных материалов;

организацию подготовки персонала

разработку ТСО и др.

- разработка технико-экономических моделей организации послепродажного обслуживания изделия, в том числе обеспечения эксплуатации изделия после прекращения его серийного производства.

А.2.2 Этап 2 "Эскизная проработка решений по ИЛП"

Выполняемые работы:

- функциональный анализ - разработка ЛСФ и ЛСИ для конструктивно-схемных вариантов ФС для этапа эскизного проекта;

- формирование в БД АЛП нормативных значений ЭТХ для ПВН и ее основных СЧ (элементов ЛСФ и ЛСИ).

А.2.3 Этап 3 "Предварительная проработка решений по ИЛП"

Выполняемые работы:

- анализ принятых конструктивно-схемных решений (уточнение ЛСИ и ЛСФ) - предусматривает продолжение и развитие работ по функциональному анализу, описанному в А.2.2;

- уточнение данных по надежности и проведение АВПО (АВПКО) - предусматривает анализ с уточненными данными для принятых конструктивно-схемных решений (при отсутствии необходимых данных подраздел не разрабатывается и переносится на более поздние этапы создания ПВН);

- разработка предварительной программы МТО - включает следующие работы:

формирование и внесение в БД АЛП предварительных перечней СЧ, подлежащих замене и ремонту в эксплуатации (с использованием схем и технико-экономических моделей логистических процессов, описанных в А.2.1);

предварительные расчеты параметров начального и текущего МТО (объемы потребных запасов с распределением по видам планового ТОиР, размеры партий поставок, граничные уровни пополнения запасов и т.д.);

- разработка и внесение в БД АЛП предварительных требований к плановому ТОиР (при отсутствии необходимых данных подраздел не разрабатывается и переносится на более поздние этапы создания изделия);

- формирование и внесение в БД АЛП данных по технологиям выполнения работ по ТОиР;

- выполнение предварительных расчетов эффективности ИЛП;



определение видов и комплектности ЭД (структуры и состава документов);

выбор (разработка) базы для хранения модулей данных и средств управления этой базой;

выбор (адаптация) системы кодирования модулей данных;

другие работы, связанные с созданием ЭД на образец ПВН;

- корректировка планов ИЛП и АЛП - включает (при необходимости) указания по внесению изменений в этапы и сроки работ (в т.ч. перенос выполнения подраздела "Уточнение и детализация требований к плановому ТО, разработанных на этапе 3, см. А.2.3).

А.2.4 Этап 4 "Разработка рабочих решений по ИЛП"

Выполняемые работы:

- определение требований к персоналу - включает работы по обоснованию требований к численности, специализации и квалификации персонала (по видам работ по ТОиР и в зависимости от выбранной схемы и технико-экономической модели логистических процессов);

- разработка планов и программ обучения - включает работы по обоснованию методов обучения технического персонала, требований к ТСО, рекомендаций по организации их разработки и изготовления;

- разработка требований к элементам инфраструктуры - включает работы по формированию требований к инфраструктуре ТЭ для нового образца ПВН и его СЧ на основе анализа возможностей использования и необходимости модернизации существующих элементов СТЭ;

- разработка требований к средствам ТОиР - включает работы по обоснованию состава и характеристик средств технического оснащения, оснастки и инструмента для ТО нового образца ПВН и его СЧ на основе анализа возможностей использования и необходимости модернизации существующих видов оборудования и инструмента;

- разработка ЭД - включает следующие работы:

разработка и сопровождение перечня необходимых модулей данных ЭД;

создание модулей данных (написание текстов, подготовка иллюстраций и т.д.);

уточнение схем зонирования и точек доступа в целях создания ЭД;

подготовка материалов для иллюстрированных каталогов;

завершение разработки и выпуск комплекта ЭД на изделие;

- кодификация предметов снабжения - выпуск комплекта перечней и каталогов предметов снабжения с присвоенными кодами с учетом потребностей в МТО для принятых видов и организации ТОиР;

- подготовка к проведению мониторинга ЭТХ - включает разработку (адаптацию) методик, алгоритмов, программно-технических средств для сбора, обработки и хранения данных и др.;

- разработка требований к транспортированию, упаковыванию, хранению, маркировке изделия;

- разработка планов поддержки встроенных СВТ и ПО - включает также планы обновления ПО, определение потребностей в ресурсах и т.д.;

- разработка требований, планов, технологий утилизации ПВН и ее СЧ.

А.2.5 Этап 5 "Задачи ИЛП на стадии производства и испытаний"

Выполняемые работы:

- актуализация БД АЛП на основе результатов испытаний;

- формирование плана ТОиР;

- разработка уточненной типовой программы МТО в соответствии с требованиями к плановому ТО и ремонту;

- уточненные расчеты показателей ЭТХ и эффективности изделия с учетом данных по трудоемкости и продолжительности работ планового и непланового ТОиР, а также стоимости материальных ресурсов из типовой программы МТО;

- предварительный расчет затрат на стадии эксплуатации изделия;

- сопровождение (адаптация) плана ТОиР в процессе испытаний и опытной эксплуатации изделия;

- сопровождение (адаптация) типовой программы МТО применительно к процессу испытаний и опытной эксплуатации изделия;

- выпуск ЭД на изделия;

- разработка рекомендаций по реализации планов поддержки встроенных СВТ и ПО;

- подготовка и развертывание СВТ и ПО (системы) мониторинга эксплуатации изделия;

- корректировка ЭД по результатам испытаний;

- корректировка программ МТО по результатам испытаний;

- разработка методических материалов по организации послепродажного обслуживания и обеспечения эксплуатации изделия после прекращения его серийного производства, включая:

детальное описание схем и технико-экономических моделей логистических процессов;

разработка методических материалов по сравнительному анализу технико-экономических моделей логистических процессов для условий конкретного эксплуатанта;

разработка предложений по типовым наборам услуг при организации процессов ТОиР;

разработка предложений по типовым наборам услуг при организации процессов МТО;

разработка предложений по типовым наборам услуг при организации процессов обучения персонала заказчиков.

А.2.6 Этап 6 "Работы по сопровождению эксплуатации серийных изделий"

Выполняемые работы:

- подготовка данных по ТОиР изделия в виде, пригодном для загрузки в автоматизированные системы управления ТОиР эксплуатантов;

- подготовка данных по МТО в виде, пригодном для загрузки в автоматизированные системы управления МТО;

- выпуск и поставка эксплуатантам комплектов ЭД в формате ЭЭД и (или) на бумаге;

- проверка соответствия состава и комплектности средств эксплуатации (инструмента, элементов инфраструктуры, используемых при эксплуатации изделия), разработанным требованиям, выдача рекомендаций по устранению несоответствий;

- проверка соответствия персонала, занятого в СТЭ изделия, разработанным требованиям, выдача рекомендаций по устранению несоответствий;

- подготовка и согласование с эксплуатантами планов поддержки ПО, используемого в составе изделия;

- сопровождение ПО и СВТ, используемых для мониторинга ЭТХ серийных изделий в эксплуатации;

- анализ результатов мониторинга ЭТХ изделия в эксплуатации и выдача рекомендаций по совершенствованию конструкции и элементов СТЭ;

- актуализация БД АЛП, при необходимости - повторное решение задач АЛП по исходным данным, уточненным в процессе эксплуатации.

А.2.7 Этап 7 "Работы по развитию СТЭ серийных изделий"

Выполняемые работы:

- совершенствование планов и программ ТОиР с учетом условий серийной эксплуатации и их изменения;

- совершенствование программ МТО с учетом условий серийной эксплуатации и их изменения;

- внесение изменений в ЭД по результатам эксплуатации;

- совершенствование требований к оборудованию, инструменту и элементам инфраструктуры, используемым при эксплуатации, контроль за их выполнением;

- совершенствование требований к персоналу, эксплуатирующему серийные изделия, и контроль за их выполнением;

- совершенствование организационных и методических планов и программ обучения инженерного и технического персонала, разработка рекомендаций по совершенствованию ТСО;

- совершенствование требований к процессам транспортирования, упаковывания, хранения, маркировки изделий;

- совершенствование планов поддержки ПО, входящего в состав образца ПВН (включая планы обновления), корректировка потребностей в ресурсах и т.д.;

- совершенствование методик, алгоритмов, ПО и СВТ, используемых для мониторинга ЭТХ серийных изделий в эксплуатации;

- совершенствование требований, планов и технологий утилизации.

Приложение Б
(справочное)

Б1. План ИЛП издают форматом А4 по ГОСТ 5773 , за исключением листов увеличенного формата (иллюстраций, таблицы) и цветных иллюстраций, выполняемых на формате A3.

Б2. При выпуске плана ИЛП в печатной форме он издается в прочных папках, оборудованных легкоразъемными замками. Все листы должны иметь отверстия для крепления в легкоразъемном замке. По согласованию с заказчиком вместо легкоразъемных замков может быть использовано крепление винтами.

Б3. Начало каждого раздела (подраздела) должно помещаться на нечетной странице. Для всех листов, за исключением листов увеличенного формата (иллюстраций, в т.ч. цветных, таблиц), применяют печать на обеих сторонах листа. Допускается по согласованию с заказчиком выполнять печать документов на одной стороне листа.

Б4. На первой странице каждого раздела должно быть проставлено полное наименование изделия (образца ПВН) и название раздела, написанные через тире прописными буквами.

Б5. Фальцовка листов увеличенного формата должна обеспечивать видимость номера страницы. Незаполненную страницу (оборот сфальцованной страницы) обозначают как обычную страницу.

Примечание - При печати документа на одной стороне листа на незаполненной странице (обороте сфальцованной страницы) допускается помещать фразу "Эта страница преднамеренно оставлена пустой", которую размещают приблизительно на 1/3 высоты поля текста.

Б6. При выполнении плана ИЛП в виде нескольких частей (томов) в начале каждой части (печатной брошюры) помещают:

- "Титульный лист";

- "Лист регистрации изменений";

- "Содержание";

- "Перечень принятых сокращений" (при необходимости).

Номера страниц разделов должны начинаться с номера 1.

Б7. В прозрачный карман папки должен быть вложен ярлык с кратким наименованием изделия, обозначением документа и номером раздела. В одну папку можно брошюровать несколько разделов. В комплекте частей (томов) плана ИЛП для одного и того же образца ПВН цвет папок должен быть единым.

Б8. Начало каждого раздела в папке обозначают цветным шмуцтитулом с жестким "язычком", покрытым прозрачной пленкой. На "язычке" должен быть нанесен номер раздела. В папке для обозначения разделов, как правило, применяют шмуцтитулы одного цвета. При наличии нескольких разделов в одной папке "язычки" располагают уступами.

Б9. Изготовители СЧ по согласованию с разработчиком (изготовителем) образца ПВН поставляют последнему свои документы в виде блоков, не сброшюрованных в папки.

Б10. План ИЛП или его части (разделы), имеющие ограничения на распространение, должны быть оформлены с учетом требований нормативных документов в области охраны государственной тайны и/или распространения информации ограниченного доступа и сброшюрованы в отдельную папку. В электронной форме такие части (разделы) поставляют разработчику (изготовителю) образца ПВН на отдельном электронном носителе.

Б11. Часть (раздел, подраздел) плана ИЛП, содержащая сведения ограниченного распространения, должна иметь титульный лист, лист регистрации изменений, содержание (при необходимости) и общие положения (при необходимости).

Б12. План ИЛП должен издаваться на языке и с оформлением, указанными в контракте на поставку. Общие требования к оформлению - в соответствии с действующей нормативной документацией.

Библиография

Международная спецификация по процедурам анализа логистической поддержки (International procedure specification for Logistics Support Analysis)

Руководство НАТО по интегрированной логистической поддержке в международных программах по созданию вооружений (NATO Guidance on ILS for multinational armament programmes, Edition 2, 2011)

________________
* Доступ к международным и зарубежным документам можно получить, перейдя по ссылке на сайт http://shop.cntd.ru . - Примечание изготовителя базы данных.

УДК 006.1:006.354

ОКС 01.040.01

Ключевые слова: интегрированная логистическая поддержка экспортируемой ПВН, документирование ИЛП, планирование ИЛП, система технической эксплуатации ПВН, система технического обслуживания ПВН

Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2019

ГОСТ Р 55933-2013 Интегрированная логистическая поддержка экспортируемой продукции военного назначения. План интегрированной логистической поддержки. Общие требования (с Поправкой)

Название документа:
Номер документа: 55933-2013
Вид документа: ГОСТ Р
Принявший орган: Росстандарт
Статус: Действующий
Опубликован: Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2019 год
Дата принятия: 26 декабря 2013
Дата начала действия: 01 сентября 2014
Дата редакции: 01 января 2019

ГОСТ Р 55933-2013 Интегрированная логистическая поддержка экспортируемой продукции военного назначения. План интегрированной логистической поддержки. Общие требования (с Поправкой)


В последнее время обращает на себя внимание общее оживление в отечественном оборонно-промышленном комплексе (ОПК). Перед предприятиями ОПК встают задачи повышения конкурентоспособности продукции и расширения присутствия на отечественных и зарубежных рынках.

В большинстве случаев продукцией предприятий ОПК являются сложные наукоемкие изделия. Примерами таких изделий может служить продукция авиационной и судостроительной отраслей.

Конкурентное преимущество сложных изделий определяется уровнем их технических и эксплуатационных характеристик, допустимым уровнем сервисопригодности и общей стоимостью владения изделием.

Общая стоимость владения изделием включает в себя затраты на приобретение изделия и затраты на его эксплуатацию.

Исторически в отечественном ОПК при создании сложных изделий наиболее значимыми признавались технические и эксплуатационные характеристики изделий. Такой подход в большинстве случаев приводил к выпуску высококачественных по своим техническим и эксплуатационным характеристикам изделий, но при этом далеко не всегда общая стоимость владения такими изделиями являлись оптимальными.

В ходе жизненного цикла изделия (ЖЦИ) укрупненно можно выделить стадию проектирования изделия, стадию серийного производства изделия, а также стадию эксплуатации изделия.

Нередко послепродажное обслуживание (ППО) изделия выполняется производителем. Производителю важно понимать затраты на ППО изделия. Производитель изделия включает затраты на разработку и производство изделия в его цену, а затраты на ППО изделия – в затраты на его эксплуатацию.

Заказчику, приобретающему сложные изделия, важно понимать не только затраты на приобретение изделия, но и общую стоимость владения изделием. Ведь для сложных наукоемких изделий 60-80% от общей стоимости их владения формируется на стадии эксплуатации.

Рисунок 1 Затраты на изделие

За рубежом во второй половине двадцатого века получила активное развитие методология интегрированной логистической поддержки (ИЛП).
Основной проблемой, решением которой занимаются участники ИЛП, является нахождение оптимального баланса между техническими и эксплуатационными характеристиками изделия с одной стороны и экономическими стоимостными показателями деятельности в рамках эксплуатации и ППО изделия с другой стороны.

Реализация управления эксплуатацией и ППО в соответствии с методологией ИЛП является важнейшим фактором конкурентного преимущества. Российские производители только сейчас подошли к пониманию необходимости применения ИЛП. Перед ними стоит задача поиска своих адекватных форм организации, технологии и ИТ-решений для проведения ИЛП.

В настоящей статье рассматриваются:

  • содержание методологии ИЛП;
  • применение ИТ в управлении ИЛП;
  • сдерживающие факторы развития ИЛП, не связанные с ИТ.

ИЛП – это совокупность видов инженерной деятельности, реализуемых посредством управленческих, инженерных и информационных технологий (ИТ), ориентированных на обеспечение высокого уровня готовности изделий при одновременном снижении затрат, связанных с их эксплуатацией и обслуживанием .

В контексте задач ИЛП принято рассматривать показатель поддерживаемости изделия .

Поддерживаемость – это свойство изделия и системы его технической эксплуатации, отражающее связь между коэффициентом готовности изделия и затратами, необходимыми для достижения требуемых значений коэффициента готовности .

Методологической основой для проведения ИЛП может служить зарубежная и отечественная практика, представленная в документации .
ИЛП сложного изделия, как правило, включает в себя виды деятельности , которые можно разделить на ключевые и периферийные.
К ключевым видам деятельности можно отнести:

  • анализ логистической поддержки;
  • планирование и управление техническим обслуживанием и ремонтом (ТОиР) изделия;
  • планирование и управление материально-техническим обеспечением (МТО);
  • разработку и сопровождение эксплуатационной и ремонтной документации.

К периферийным видам деятельности можно отнести:

  • обеспечение заказчика специальным, вспомогательным и измерительным оборудованием, необходимым для эксплуатации, обслуживания и ремонта изделия;
  • планирование и организацию обучения персонала, в том числе разработку технических средств обучения;
  • поддержку программного обеспечения и вычислительных средств;
  • планирование и организацию процессов упаковывания, погрузки/разгрузки, хранения, транспортировки изделия;
  • разработку инфраструктуры системы технической эксплуатации;
  • мониторинг технического состояния изделия и процессов эксплуатации и технического обслуживания.
  • планирование и организация процессов утилизации изделия и его составных частей.

Методология ИЛП предлагает комплексный подход для управления эксплуатацией и ППО изделия. В рамках такого подхода ИЛП как методология определяет:

  • предмет и задачи управления эксплуатацией и ППО;
  • связь с задачами других областей управления;
  • роли организаций – участников;
  • организационные принципы их взаимодействия;
  • состав методологий и стандартов, регламентирующих их скоординированную деятельность;
  • состав критериев оценки их деятельности;
  • принципы и формы обмена информацией участников кооперации.

Методология ИЛП отвечает на вопросы, как правильно следует организовать эксплуатацию и ППО изделия с учетом того, что такого рода деятельностью обычно занимается большая кооперация организаций.

Для получения конкурентных преимуществ на этапе эксплуатации изделия в соответствии с методологией ИЛП решение в части ППО рекомендуется закладывать на всех стадиях ЖЦИ. Это означает, что большинство решений относительно способов и методов эксплуатации и ППО изделия должно быть принято уже на стадии проектирования изделия, а кооперация в рамках ИЛП должна включать в себя не только организации – участники стадии эксплуатации изделия, но и участников стадий проектирования и производства.


Рисунок 2 Место ИЛП в ЖЦИ

Роль ИТ в управлении ИЛП

Реализация управления эксплуатацией и ППО на принципах ИЛП принципиально не возможна без использования информационных технологий (ИТ). Методология ИЛП была сформирована в период, когда ИТ уже были развиты на достаточно высоком уровне. Использование ИТ в рамках ИЛП изначально позиционировалось как необходимое условие эффективного ведения деятельности в рамках ИЛП.

В настоящее время в области ИТ-поддержки всех видов деятельности в рамках ИЛП существует мировая практика, но нет готовых решений. Крупные мировые производители используют свои наработанные годами решения в области организации, технологии и ИТ-поддержки ИЛП.

Для эффективного ведения всех видов деятельности, предусмотренных в рамках ИЛП, необходимо сформировать информационное пространство (ИП) ИЛП, в котором будет храниться вся необходимая для осуществления ИЛП информация.

Формирование информационного пространства ИЛП

Для формирования облика ИП ИЛП можно выделить основные объекты управления, информация о которых должна храниться в ИП ИЛП, а также базы данных для их хранения.

Следует выделить следующие типы объектов управления:

  • составы изделия и электронный макет изделия;
  • эксплуатационная документация;
  • данные анализа логистической поддержки (АЛП);
  • нормативно-справочная информация (НСИ).

Под составом изделия понимается структура связанных компонентов и их атрибутов, определяющих изделие на определенной стадии ЖЦИ.
Электронный макет изделия - это электронная модель изделия, описывающая его внешнюю форму и размеры, позволяющая полностью или частично оценить его взаимодействие с элементами производственного и/или эксплуатационного окружения, служащая для принятия решений при разработке изделия и процессов его изготовления и использования .

Электронная эксплуатационная документация - это совокупность (комплект) эксплуатационных документов, выполненных в электронной форме, в том числе в виде интерактивных электронных документов .

НСИ – это условно-постоянная часть всей используемой информации. В ходе деятельности в рамках ИЛП можно выделить следующие типы НСИ:

  • товарно-материальные ценности (ТМЦ);
  • договоры;
  • контрагенты;
  • производственное и эксплуатационное оборудование;
  • персонал;
    структурные подразделения.

Базы данных ИЛП служат для хранения обозначенных выше объектов управления.

Можно выделить следующие типы баз данных:

  • база данных об изделии;
  • база данных АЛП;
  • общая база данных эксплуатационной документации (ОБДЭ);
  • база данных эксплуатации изделия.

База данных об изделии выполняет системообразующие функции по отношению ко всем процессам и процедурам ИЛП. Она может содержать составы и ЭМИ со всей сопутствующей информацией, а также обозначенную выше НСИ.

База данных АЛП содержит информацию, получаемую и используемую в процессе АЛП изделия (исходные данные и результаты АЛП).
ОБДЭ представляет собой базу данных интерактивных электронных технических руководств. ОБДЭ может содержать текстовую и графическую информацию, а также данные в мультимедийной форме.

База данных эксплуатации изделия (БДЭ) представляет собой базу данных, содержащую информацию о фактическом использовании и функционировании изделия, получаемую от эксплуатантов.

Все базы данных должны находиться в постоянном взаимодействии. Системообразующими объектами управления должны выступать составы изделия.


Рисунок 3 Базы данных ИЛП

Управление информационным пространством ИЛП

Для управления ИП ИЛП необходимо использовать целую группу информационных систем (ИС) различных классов.
На основании проведенного в предыдущих подразделах анализа требующихся классов ИС для всех видов деятельности в рамках ИЛП, можно сформировать полный состав ЕИП ИЛП.

Для автоматизации всех видов деятельности в рамках ИЛП в состав ИП ИЛП необходимо включить ИС следующих классов:

  • PLM и CAD-системы;
  • системы для проведения АЛП;
  • системы управления стоимостью изделия;
  • системы класса PMS;
  • системы управления требованиями;
  • системы класса ERP;
  • системы класса MRO;
  • системы класса MPM;
  • системы класса HR;
  • системы класса ECM;
  • системы класса LMS;
  • системы сбора и анализа данных об изделии, его эксплуатации и техническом обслуживании.

Product Lifecycle Management (PLM) система – система управления ЖЦИ. PLM-система обеспечивает хранение и управление инженерной информацией об изделии и связанных с ним процессах на протяжении всего ЖЦИ.

Computer Aided Design (CAD) система – система автоматизированного проектирования (САПР). CAD – система является основным средством разработки и управления ЭМИ.

При наличии у пользователей PLM и CAD систем в большинстве случаев управление ЭМИ, созданным в CAD системе, ведется средствами PLM системы. PLM система выступает как средство централизованного управления составами изделия и ЭМИ с учетом их взаимосвязей.

Система для проведения АЛП является средством управления и анализа данных, хранящихся в базе данных АЛП.

Система управления стоимостью изделия позволяет автоматизировать процессы оценки стоимости изделия на этапах его разработки и производства, а также процессы оценки стоимости владения изделием на этапе его эксплуатации.

Система управления проектами (Project Management System (PMS)) позволяет автоматизировать проектную деятельность, в том числе связанную с проектами, сопутствующими ЖЦИ.

Система управления требованиями позволяют оптимизировать обмен информацией о требованиях, проверку их выполнения и организовать совместную работу по управлению требованиями в масштабах кооперации организаций и отдельных проектов. В контексте деятельности в рамках ИЛП управление требованиями в первую очередь сводится управлению требованиями к изделию на разных стадиях ЖЦИ.
Enterprise Resource Planning (ERP) система предназначена для автоматизации управления ресурсами организации.

Maintenance, Repair and Overhaul (MRO) система предназначена для автоматизации процессов планирования, управления и учета деятельности, связанной с ТОиР и ППО изделий.

Manufacturing Process Management (MPM) система предназначена для управления производственными процессами. В контексте деятельности в рамках ИЛП MPM система может использоваться для работы с данными о технологической подготовке производства, связанных с определением потребностей в логистических ресурсах в ходе АЛП, а также при разработке инфраструктуры системы технической эксплуатации.
Human Resources Management (HR) система предназначена для автоматизации процессов, связанных с управлением человеческими ресурсами, в том числе задействованными в ходе деятельности в рамках ИЛП.

Enterprise Content Management (ECM) система используется для обеспечения и организации совместного процесса создания, редактирования и управления контентом . В контексте деятельности в рамках ИЛП наиболее применимы ECM-системы, ориентированные на разработку, управление и публикацию эксплуатационной документации.

Learning Management System (LMS) – это система управления обучением. LMS система предназначена для разработки, управления и распространения учебных материалов, в том числе используемых в ходе деятельности в рамках ИЛП.

К специализированным системам сбора и анализа данных об изделии, его эксплуатации и техническом обслуживании относятся системы сбора и анализа данных об отказах и неисправностях изделия, а также других данных, сбор и анализ которых требуется для выполнения деятельности в рамках ИЛП и в частности для выполнения АЛП.

Отраслевой пример ИП ИЛП

В России наиболее развитой и проработанной экспертизой в части ИЛП обладают предприятия авиационной отрасли.

После проведения анализа присутствующих на российском рынке ИС обозначенных выше классов, необходимых для формирования ИП ИЛП, был сформирован отраслевой пример ИП ИЛП. Для каждого определенного выше класса ИС было выбрано соответствующее ИТ-решение отдельного вендора. Критериями выбора ИС являлся анализ функциональности ИС, а также разумная минимизация количества используемых решений, учитывая, что ряд решений может выполнять функции систем нескольких различных классов одновременно.

Пример реализации комплексного решения на основе продуктов выбранных вендоров демонстрирует возможность построения подобного отраслевого решения, но не является анализом полноты разнообразия классов ИТ-решений и их реализации у различных вендоров.

Таблица 1
Пример состава ЕИП ИЛП для предприятия авиационной отрасли

Класс ИС

ИС (вендор)

PLM система

CAD система

NX (Siemens PLM Software)

Система для проведения АЛП

RAM Commander (A.L.D.)
FRACAS FavoWeb (A.L.D.)

Система управления стоимостью изделия

PMS система

Oracle Primavera (Oracle)
+

Система управления требованиями

IBM Rational DOORS (IBM)
+
Teamcenter (Siemens PLM Software)

ERP система

Oracle E-Business Suite ERP (Oracle)

MRO система

Oracle cMRO (Oracle)
+

MPM система

Tecnomatix (Siemens PLM Software)
+
Temcenter (Siemens PLM Software)

HR система

Oracle Управление персоналом (Oracle)

ECM система

Teamcenter (Siemens PLM Software)
+
Cortona3D Rapid AuthorS (Parallel Graphics)

LMS система

Moodle (Moodle)
+
Oracle Управление персоналом (Oracle)

Система сбора и анализа данных об изделии, его эксплуатации и техническом обслуживании.

Специализированные системы для изделия

Особенности характера информационного обмена между ИЛП и смежными областями деятельности

Качество выстроенных взаимосвязей между ИЛП и смежными областями деятельности в том числе может характеризоваться уровнем возможностей информационного обмена между ними. Инструментами, обеспечивающими организацию необходимого информационного обмена, могут являться обозначенные выше ИС соответствующих классов.

ИП ИЛП и ИП смежных областей деятельности должны быть выстроены на принципах максимально возможного использования единых ИС. В этом случае единые ИС будут одновременно входить как в ИП ИЛП, так и в ИП смежных областей деятельности и выступать в роли интеграционных узлов, обеспечивающих необходимый информационный обмен между ИЛП и смежными областями деятельности.

Уровень развития смежных с ИЛП областей деятельности может характеризоваться: способностью формирования необходимых типов данных, наличием необходимых инструментов для хранения и управления этими данными с обеспечением их актуальности, достоверности, непротиворечивости, доступности и защищенности. Качество выстроенных взаимосвязей между ИЛП и смежными областями может характеризоваться уровнем возможностей информационного обмена между ними.

Наибольшее влияние на эффективность проведения ИЛП оказывают следующие смежные области:

  • управление проектированием;
  • управление производством;
  • управление закупками и запасами;
  • управление ТОиР основных средств;
  • управление персоналом.

Так, например, в ходе выполнения деятельности управление проектирование м должны формироваться различные типы составов изделия, а также ЭМИ. Должна быть обеспечена возможность передачи этих сформированных составов изделия в информационное пространство (ИП) ИЛП.

В ИП управление проектированием должна быть обеспечена возможность приема из ИП ИЛП запросов на проведение инженерных изменений, а также приема данных о результатах АЛП.

Сдерживающие факторы развития ИЛП, не связанные с ИТ

Использование ИТ для ИЛП является необходимым, но не достаточным условием для достижения максимальной эффективности проведения ИЛП. Существует ряд сдерживающих факторов развития ИЛП, не связанных с ИТ, а в большей степени относящимся к вопросам организационного развития и взаимодействия.
К таким факторам следует отнести:

Для организации эффективного проведения ИЛП можно сформировать следующие требования:

  • ППО изделия должно проводиться под управлением производителя изделия;
  • проектные и производственные решения должны формироваться с учетом условий ППО;
  • мотивация персонала должна быть ориентирована на критерии эффективности ППО;
  • должен быть организован обмен данных в рамках кооперации на основе отраслевых каталогизированных справочников ТМЦ;
  • должны быть приняты отраслевые стандарты в области ИЛП;
  • необходимо разумно минимизировать использование бумажных технологий;
  • должен быть создан корпоративный центр ответственности по ИЛП.

По итогам проведенного анализа можно отметить, что:

  • управление ППО на базе ИЛП – это ИТ ориентированная задача, которая принципиально не может быть решена без использования ИТ;
  • уровень развития представленных на российском рынке ИТ систем позволяет создавать решения, обеспечивающие информационную поддержку ППО в рамках подхода ИЛП;
  • на российском рынке представлено множество адаптированных под российских заказчиков ИТ систем отечественных и зарубежных вендоров, которые могут использоваться для решения отдельных задач в рамках ИЛП, необходимо найти оптимальное сочетание этих систем для решения задач ИЛП;
  • ключевыми ограничительными факторами реализации ППО на базе ИЛП являются не ИТ, а организационные решения на уровне отрасли:
    • узость и нестабильность кооперации организаций, участвующих в эксплуатации и управлении ППО;
    • неразвитость отраслевой и корпоративной стандартизации в этой области;
    • отсутствие необходимого уровня учета условий ППО при формировании проектных и производственных решений;
    • недостаточная ориентированность мотивации персонала на критерии эффективности ППО;
    • недостаточно широкое применение электронных технологий;
    • отсутствие корпоративного центра ответственности по ИЛП.
  • последние тенденции в организационных решениях в области ОПК направлены на выстраивание более тесного и эффективного взаимодействия между кооперацией организаций, участвующих в разработке, производстве, эксплуатации и управлении ППО изделий для повышения эффективности реализации ППО на базе ИЛП.
  • с учетом того, что ИЛП является интегрирующей задачей, дополнительным ограничительным фактором является слабое развитие смежных с ИЛП областей деятельности в российских компаниях;
  • за последние годы значительно выросла адаптированная для России нормативная и методологическая база ИЛП, формализованная в виде соответствующей выпущенной документации на русском языке.

Несмотря на ряд существующих ограничительных факторов в современных условиях в России создана благоприятная обстановка для развития направления ИЛП в различных отраслях, связанных с разработкой сложных изделий. Необходимым условием эффективного развития этого направления является соблюдение всех принципов и подходов, представленных в методологии ИЛП.

Автор выражает искреннюю благодарность своему дипломному руководителю Владимиру Игоревичу Ананьину, высказавшему по теме статьи и дипломной работы много глубоких идей и ценных замечаний, которые оказали существенное влияние на состав, структуру и стиль изложения подготовленных автором работ.

  • ГОСТ 2.052 - 2006 Единая система конструкторской документации. Электронная модель изделия. Общие положения. Межгосударственный стандарт – М.: 2006. – 14 с.
  • ГОСТ Р 53392 - 2009. Интегрированная логистическая поддержка. Анализ логистической поддержки. Основные положения. Национальный стандарт Российской Федерации – М.: Стандартинформ, 2010. – 21 с.
  • ГОСТ Р 53393 - 2009 Интегрированная логистическая поддержка. Основные положения. Национальный стандарт Российской Федерации – М.: Стандартинформ, 2010. – 17 с.
  • ГОСТ Р 53394 - 2009 Интегрированная логистическая поддержка. Основные термины и определения. Национальный стандарт Российской Федерации – М.: 2010. – 28 с.
  • ГОСТ Р 54087 - 2010. Интегрированная логистическая поддержка. Контроль качества и приемка электронной эксплуатационной и ремонтной документации. Основные положения. Национальный стандарт Российской Федерации – М.: Стандартинформ, 2012. – 12 с.
  • ГОСТ Р 54088 - 2010. Интегрированная логистическая поддержка.
    Интерактивные электронные эксплуатационные и ремонтные документы. Основные положения и общие требования. Национальный стандарт Российской Федерации – М.: Стандартинформ, 2012. – 32 с.
  • ГОСТ Р 54089 - 2010. Интегрированная логистическая поддержка.
    Электронное дело изделия. Основные положения. Национальный стандарт Российской Федерации – М.: Стандартинформ, 2013. – 16 с.
  • ГОСТ Р 54090 - 2010. Интегрированная логистическая поддержка.
    Перечни и каталоги предметов поставки. Основные положения и общие требования. Национальный стандарт Российской Федерации – М.: Стандартинформ, 2012. – 28 с.
  • Технологии интегрированной логистической поддержки изделий машиностроения /Е.В.Судов, А.И.Левин, А.В.Петров, Е.В.Чубарова - М.: ООО «Издательский дом ИнформБюро», 2006. – 232 с.
  • S1000D International specification for technical publications utilizing a common source database. Международная спецификация на технические публикации, выполняемые на основе общей базы данных.
  • S2000M International specification for materiel management. Международная спецификация по управлению материальной частью.
  • S3000L International procedure specification for logistics support analysis. Международная спецификация по анализу логистической поддержки.
  • S4000M International specification for developing scheduled maintenance programs. Международная спецификация по разработке программ планового технического обслуживания.
  • Def Stan 00-60 Integrated Logistic Support. Интегрированная логистическая поддержка.

Новое на сайте

>

Самое популярное