Домой Услуги Виды пенсионных систем. Современная пенсионная система рф Схема государственной пенсионной системы

Виды пенсионных систем. Современная пенсионная система рф Схема государственной пенсионной системы

Пенсионная система Российской Федерации представляет из себя сложную, разветвлённую систему защиты российских граждан в старости. Отдельные разделы этой системы обеспечивают социальную защиту различных групп населения, в том числе государственных служащих, военнослужащих, работников опасных и вредных производств, лиц, проживающих в районах Крайнего Севера, инвалидов, иждивенцев, потерявших кормильца и других.

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ

Отдельным законодательством регулируется пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств бывшего СССР.

Органом государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан на пенсионное обеспечение является Пенсионный фонд России (ПФР), отделения которого есть по всей стране.

Наряду с ПФР в пенсионную систему входят негосударственные пенсионные фонды (НПФ), являющиеся частными организациями. Регулирование их деятельности осуществляет Центральный Банк Российской Федерации.Право на пенсию имеют граждане России, застрахованные в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС). Регистрацию в системе ОПС осуществляют отделения ПФР. Регистрация подтверждается присвоением гражданину Страхового Номера индивидуального лицевого счёта (СНИЛС) и выдачей Страхового свидетельства государственного пенсионного страхования (зеленая пластиковая карточка).

Обратиться за регистрацией в системе ОПС можно через работодателя (при первом поступлении на работу) или лично в отделение ПФР по своему месту жительства. СНИЛС является уникальным номером, который присваивается гражданину на всю жизнь.

При смене личных данных гражданина, например фамилии, страховое свидетельство подлежит замене, но СНИЛС в новом свидетельстве остаётся прежним. При смене работы или места проживания страховое свидетельство не меняется.

ТРУДОВАЯ ПЕНСИЯ ПО СТАРОСТИ

Основу пенсионной системы составляет трудовая пенсия по старости, назначаемая мужчинам по достижению 60 лет, а женщинам 55 лет. Для назначения трудовой пенсии по старости необходимо выработать минимальный страховой стаж. В отличии от трудового стажа страховой стаж подтверждается не записями в трудовой книжке, а записями на индивидуальном лицевом счёте в системе ОПС о произведенных работодателем или самим гражданином страховых взносах.

При выплате заработной платы работникам работодатели отчисляют страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по ставке 22%. При этом предельный годовой заработок, с которого уплачиваются страховые взносы, составляет 624 тыс. рублей. Страховые взносы персонифицируются и отражаются на индивидуальном лицевом счёте. Информацию о состоянии индивидуального лицевого счёта (поступлении страховых взносов, накопленном пенсионном капитале) можно получить в отделении ПФР по месту жительства. Некоторые категории граждан уплачивают страховые взносы в ПФР сами за себя. К последним, как правило, относятся граждане из числа самозанятого населения - индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы и другие.

Минимальный страховой стаж для назначения трудовой пенсии по старости составляет 5 лет. Правительство Российской Федерации разрабатывает Новые правила исчисления трудовой пенсии по старости, которые будут действовать, начиная с 2015 года. В соответствии с ними минимальный страховой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии, будет поэтапно увеличиваться в течение 10 лет (по одному году в год) и к 2025 году составит 15 лет.

Размер трудовой пенсии по старости складывается из страховой и накопительной частей трудовой пенсии по старости. Размер страховой части трудовой пенсии по старости зависит от величины страховых взносов, которые были уплачены в ПФР. Кроме того, на размер страховой части трудовой пенсии влияют по специальному расчёту трудовой стаж до 2002 года как в СССР, так и России.

Размер накопительной части трудовой пенсии по старости зависит от размера пенсионных накоплений на дату обращения за назначением пенсии.

Для назначения трудовой пенсии необходимо обратиться в отделение ПФР по месту жительства. Если страховщиком по обязательному пенсионному страхованию у гражданина является НПФ, то за назначением накопительной части трудовой пенсии необходимо обратиться в этот НПФ.

Социальная пенсия по старости назначается при отсутствии минимального страхового стажа по достижении мужчинами 65 лет, а женщинами 60 лет.

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Наряду с системой обязательного пенсионного страхования с 1992 года в России действует система негосудар- ственного пенсионного обеспечения, которую осуществляют НПФ. Негосудар- ственное пенсионное обеспечение - это добровольная форма пенсионного обеспечения, которая осуществляется на основе пенсионного договора и пенсионных правил фонда. Пенсионный договор с НПФ может заключить юридическое или физическое лицо (вкладчик). Договор заключается в пользу лиц, назначенных вкладчиком, а именно: работодатель может заключить пенсионный договор в пользу своих нынешних или бывших работников (ветеранов), физическое лицо может заключить пенсионный договор в свою пользу или в пользу третьих лиц (супруга, родителей и т.д.).

По пенсионному договору вкладчик вносит пенсионные взносы, а фонд рассчитывает и выплачивает негосударственную пенсию лицам, назначенным вкладчиком.

Негосударственная пенсия назначается при наличии оснований для получения трудовой пенсии и может выплачиваться пожизненно или в течение ряда лет.

Пенсионные резервы НПФ образуются из пенсионных взносов и инвестиционного дохода на них. Пенсионные резервы инвестируются в различные инструменты - депозиты банков, акции и облигации хозяйственных обществ, государственные ценные бумаги. Правила и ограничения при инвестировании прописаны в законодательстве Российской Федерации. Контроль за инвестированием пенсионных резервов ведёт специализированный депозитарий, независимый от НПФ.

Каждому вкладчику и участнику НПФ открывает пенсионный счёт. На пенсионных счетах учитываются пенсионные взносы, инвестиционный доход, выплаты.

По запросу участников НПФ бесплатно 1 раз в год предоставляет выписки о состоянии пенсионных счетов. При расторжении пенсионного договора НПФ выплачивает выкупную сумму.

Каждый НПФ разрабатывает свои собственные пенсионные правила, поэтому предлагаемые программы различаются у разных НПФ. Информацию о пенсионных продуктах можно узнать на сайтах НПФ. Единого сайта, который бы представил качественное сравнение пенсионных программ, пока нет.

ЧТО НОВОГО В ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ?

ПФР открывает гражданам, проживающим в Крыму и в Севастополе, индивидуальные лицевые счета в системе ОПС, при поступлении необходимых данных от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики в сфере миграции, либо органа, предоставляющего государственные или муниципальные услуги.

В страховой (трудовой) стаж, в том числе специальный, засчитываются периоды работы на территории Украины аналогично периодам работы в России. Периоды работы подтверждаются документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

С 1 августа 2014 года законодательство Российской Федерации о страховых взносах в ПФР применяется на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя. С 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан, проживающих в Крыму и в Севастополе, будет осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации. Размеры пенсий, ранее назначенных по законодательству Украины, подлежат перерасчету с 1 января 2015 года по материалам пенсионных дел без истребования заявлений о перерасчете. Право на пенсию при перерасчете не пересматривается.

С 1 января 2015 года понятие страховая часть трудовой пенсии будет заменено понятием страховая пенсия, а понятие накопительная часть трудовой пенсии - понятием накопительная пенсия.

Материал подготовлен Центробанком РФ (cbr.ru).

Требуется помощь ФинПотреб Союза? ().

Россия вошла в рыночную экономику, унаследовав пенсионную систему СССР. При этой пенсионной системе пенсия гражданина, трудившегося всю жизнь, практически не зависела от размера его заработной платы и стажа работы. Платежи были обезличены и поступали в общую копилку, из которой они распределялись на выплаты пенсий.

Коренные изменения основ экономической жизни России в начале 1990-х гг. привели к изменению и принципов пенсионного обеспечения. Сегодня государственное пенсионное обеспечение основывается на обширной законодательной базе и имеет всеобщий характер. При этом предусматриваются следующие виды пенсий: по старости, за выслугу лет, по инвалидности, по потере кормильца, социальная.

Право на трудовую пенсию предоставляется всем гражданам, занятым трудовой или иной общественно полезной деятельностью.

Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях и в порядке, который определяется Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Источником финансирования государственных пенсий являются:

  • - бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;
  • - федеральный бюджет для обеспечения всех категорий госслужащих (военнослужащих, служащих органов внутренних дел и др.), а также социальных пенсий.

Следует отметить, что пенсионная система России и ранее, и по большой части в настоящее время представляет собой распределительную систему, которая надо признать, является дешевой в обслуживании. Альтернативой этой системе является накопительная система, становление и функционирование которой связано с целым рядом издержек. Тем не менее, большинство стран отказывается от распределительных систем. Это вызвано, прежде всего, тем, что во многих странах ухудшается демографическая обстановка. Так, население России в среднем уменьшается на 700 тыс. человек ежегодно, и к 2050 г., по оценке Госкомстата России, может составить лишь чуть более 100 млн. человек, при этом на одного работающего будет приходиться один или чуть более одного пенсионера.

Возвратимся к нашему примеру и допустим, что численность работающих и численность пенсионеров равны и составляют по 45 млн. человек. В этом случае отчисления в пенсионный фонд составят 2000 руб.* 45 млн. человек *, *15% = 13500 млн. руб.;

средняя пенсия составит 13500 млн. руб. : 45 млн. чел. = 300 руб.

Вполне очевидно, что когда соотношение между количеством пенсионеров и количеством работающих станет ниже некоего критического показателя, то государство должно увеличивать либо процент отчислений в пенсионный фонд, либо пенсионный возраст. Подобные меры могут стать препятствием для экономического развития и привести к конфликту поколений. Именно в этом следует искать причины того, что распределительная система изживает себя и начинают развиваться накопительные системы.

Основные черты реформируемой пенсионной системы России были отражены в концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, принятой постановлением Правительства РФ от 7 августа 1995г. № 790 «О мерах по реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации».

1 января 2002г. Россия вступила в очередную фазу развития пенсионной реформы, когда пенсионная система, основанная ранее на чисто распределительном принципе, была заменена смешанной системой, сочетающей в себе как распределительный, так и накопительный принципы.

В результате реформирования пенсионная система в Российской Федерации сегодня представлена 3 элементами:

государственное пенсионное обеспечение, осуществляемое за счет средств федерального бюджета;

обязательное пенсионное страхование;

негосударственное пенсионное обеспечение.

Государственное пенсионное обеспечение представляет собой следующие виды пенсионных выплат:

  • - базовая часть трудовой пенсии по старости;
  • - базовая часть трудовой пенсии по инвалидности;
  • - базовая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
  • - социальные пенсии нетрудоспособным гражданам;
  • - государственные пенсии военнослужащим;
  • - пенсии другим отдельным категориям граждан.

Государственное пенсионное обеспечение осуществляется за счет сумм единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, а также за счет ассигнований из федерального бюджета.

Обязательное пенсионное страхование представляет собой страховую и накопительную части трудовых пенсий и осуществляется за счет обязательных страховых взносов, перечисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации. Сумма страховых взносов отражается на индивидуальном счете застрахованного лица.

Негосударственное пенсионное обеспечение является дополнением к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию. Оно может осуществляться только за счет добровольных пенсионных взносов в негосударственные пенсионные фонды.

Трудовая пенсия, назначаемая по старости или по инвалидности, складывается из 3-х частей:

Базовая часть является фиксированной, с 1 апреля 2006 г. она составляет 1035,09 руб. и должен индексироваться с учетов темпов инфляции.

Страховая часть трудовой пенсии (за счет страховой части обязательных страховых взносов).

Размер страховой части зависит от результатов труда конкретного человека и основан на условно накопительном принципе. Результаты труда гражданина учитываются Пенсионным фондом Российской Федерации на его индивидуальном счете в форме расчетного пенсионного капитала. Страховая часть трудовой пенсии, равно как и базовая, основаны на солидарно распределительном принципе, поэтому они являются элементами единой распределительной системы.

Накопительная часть трудовой пенсии (за счет накопительной части обязательных страховых взносов).

Финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Следует обратить внимание на то, что начиная с 1 января 2004 г. застрахованное лицо вправе отказаться от получения накопительной части трудовой пенсии из Пенсионного фонда Российской Федерации и передать эти средства в негосударственный пенсионный фонд, таким образом проявив инициативу инвестировать указанные средства с выгодой для себя в негосударственный пенсионный фонд.

На конец марта 2006 г. в качестве страховщиков, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию, было зарегистрировано и осуществляло деятельность 74 негосударственных пенсионных фонда. В 2004 г. на пенсионном счете более 236 тыс. застрахованных лиц, выбравших негосударственные пенсионные фонды, переведено из Пенсионного фонда Российской Федерации около 2 млрд. руб.

Достаточно посмотреть на представленную статистику, которая говорит о том, что количество НПФ за 11 лет увеличилось в 11 раз. За последние шесть лет размер средств пенсионных резервов вырос почти в 65 раз, численность участников фондов по сравнению с концом 1998 г. выросла в 32 раза и составила более 6 миллионов человек!

Государственная пенсионная система в России в настоящее время не едина. Согласно действующему пенсионному законодательству, она состоит из двух относительно самостоятельных пенсионных систем - это обязательное пенсионное страхование и государственное пенсионное обеспечение. Названы они так потому, что законодатель, надо полагать, хотел провести такое деление исходя из существующих форм организации пенсионного обеспечения и главным образом в зависимости от финансовых источников - страховых платежей и средств государственного бюджета.

На наш взгляд, такое название пенсионных систем не совсем удачно, поскольку обе системы являются государственными, так как все пенсии в рамках этих систем устанавливаются законом. Финансовые средства, направляемые на пенсионное обеспечение граждан, являются государственной собственностью. Гарантом предоставления пенсий по данным системам является государство.

Было бы логичнее именовать пенсионные системы следующим образом:

  • а) пенсионное обеспечение в порядке обязательного пенсионного страхования, или страховая пенсионная система;
  • б) пенсионное обеспечение, осуществляемое за счет бюджетных ассигнований, или бюджетная пенсионная система.

Для простоты в дальнейшем мы будем придерживаться этих наименований.

Страховая пенсионная система - это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, которая должна быть направлена на возмещение гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления пенсий в порядке обязательного страхового обеспечения.

Бюджетная пенсионная система - система правовых, экономических и организационных мер, создаваемых государством в целях компенсации гражданам заработка, утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на пенсию; либо компенсации вреда, нанесенного их здоровью при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Различий между двумя пенсионными системами много, поэтому назовем лишь главные из них: источники их финансирования; круг лиц, подлежащих обеспечению пенсиями; виды пенсий; условия предоставления пенсий; нормативные правовые акты, регулирующие пенсионные отношения; органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, и др. Рассмотрим некоторые из названных различий и критерии их разграничения.

Источники финансовых средств. В рамках страховой пенсионной системы таким источником является бюджет ПФР. Он формируется главным образом за счет страховых взносов; средств федерального бюджета; сумм пеней и иных финансовых санкций; доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования. В последние годы появились и другие источники пополнения бюджета ПФР: это добровольные взносы физических лиц и организаций, уплачиваемые ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц. Есть и иные источники, не запрещенные законодательством РФ.

Финансирование пенсий по бюджетной пенсионной системе производится за счет средств государственного бюджета, включая федеральный, региональные (субъектов Российской Федерации) и местные (муниципальные) бюджеты. Эти средства формируются за счет налогов, предусмотренных налоговым законодательством, а также иных финансовых источников.

Круг лиц, подлежащих обеспечению пенсиями. Различия пенсионных систем можно наблюдать и в категориях лиц, обеспечиваемых пенсиями.

Страховая пенсионная система «обслуживает» застрахованных граждан данным видом обязательного социального страхования, т.е. граждан, имеющих право на страховые пенсии. Ими являются граждане России, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору; самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты); граждане, являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств; а также работающие за пределами территории России, в случае уплаты страховых взносов в установленном федеральным законом порядке. К ним также относятся лица, являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занятые в традиционных отраслях хозяйства, и иные категории граждан, дела которых относительно обязательного пенсионного страхования решаются в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании».

Право на получение пенсии по бюджетной пенсионной системе имеют российские граждане, соблюдающие условия, предусмотренные Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении». К таковым относят, например, федеральных государственных служащих, военнослужащих, участников Великой Отечественной войны, граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, нетрудоспособных граждан, не имеющих право на трудовые пенсии. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, имеют право на получение пенсии на тех же основаниях, что и граждане России, если иное не предусмотрено вышеназванным законом или международными договорами Российской Федерации.

Помимо Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении» предоставление материального обеспечения отдельным категориям лиц за счет государственного бюджета осуществляется в соответствии с иными нормативными правовыми актами. Так, судьи, пребывающие в отставке, вправе получать ежемесячное пожизненное содержание согласно Закону РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации»; а лица, имеющие особые заслуги перед Отечеством, вправе получать подобную выплату в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 г. «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации»*. (Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении», строго говоря, не стал актом кодификационного значения в силу наличия множества норм как отсылающих к нормам других нормативных актов, так и не содержащих указаний на наличие иных правовых актов, предусматривающих имеющиеся виды пенсионных выплат гражданам.)

Для граждан, имеющих одновременно право на различные пенсии, устанавливается одна пенсия по их выбору.

Различия в нормах предоставления пенсий по двум пенсионным системам зависят и от категории лиц, о чем сказано выше.

Право на выплаты по страховой пенсионной системе определяется соответствующими условиями, установленными для той или иной трудовой пенсии. Так, право на страховые пенсии по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, и при наличии не менее пятнадцати лет страхового стажа; либо те и другие, достигшие «сниженного» возраста (в связи с особыми условиями труда, природно-климатическими условиями проживания, медико-биологическими факторами, безработицей). При отсутствии стажа устанавливается социальная пенсия в соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении. Страховая пенсия по инвалидности предоставляется лицу, признанному инвалидом I, II, III группы, независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа, продолжения трудовой и (или) иной деятельности и пр. Для получения страховой пенсии в случае потери кормильца необходимо иметь статус нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца, состоявшего на его иждивении; либо выполнять иные требования, предусмотренные законодательством о страховых пенсиях.

Для получения пенсий по бюджетной пенсионной системе для каждой категории граждан установлены свои условия. Они указаны

в федеральных законах и других нормативных правовых актах. Так, право на пенсию за выслугу лет федеральные государственные служащие получают при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет и при условии увольнения их с федеральной государственной службы по основаниям, прямо указанным в Законе о государственном пенсионном обеспечении. Пенсия по инвалидности назначается военнослужащим, ставшим инвалидами в период прохождения ими военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления инвалидности позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы. Условия обеспечения пенсиями других военнослужащих установлены в Законе РФ от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, различаются по некоторым критериям. Такими критериями могут быть и финансовые источники, за счет которых производятся пенсионные выплаты; организационно-правовые формы социального обеспечения; категории лиц, обеспечиваемых пенсиями; нормативные правовые акты, регулирующие пенсионные отношения.

Наличие названных пенсионных систем вовсе не предполагает существование только каких-либо двух конкретных органов, осуществляющих выплаты пенсий. Органы разные, что свидетельствует об отсутствии в стране единой общефедеральной пенсионной системы населения.

  • Хотя данные выплаты не именуются пенсией, по своему целевому назначениюони носят характер специального пенсионного обеспечения указанных категорий граждан.

Что из себя представляет современная пенсионная система России?

Пенсионная система России - это совокупность создаваемых в Российской Федерации институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии. Пенсионная система в современном виде введена в России с 1 января 2002 года.

Пенсионная система России состоит из трех видов пенсионного обеспечения: государственное пенсионное обеспечение, обязательное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение.

Ниже можно ознакомиться со сравнительной характеристикой этих видов пенсионного обеспечения.

Какие виды пенсий существуют?

В рамках государственного пенсионного обеспечения выплачиваются пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее — государственные пенсии).

В рамках обязательного пенсионного страхования выплачиваются .

В рамках негосударственного пенсионного обеспечения выплачиваются .

Что такое государственное пенсионное обеспечение?

Таким образом, чем выше заработная плата, тем выше будет размер пенсии. Однако нужно учитывать, что существует . Данная величина ежегодно индексируется с учетом роста средней заработной платы в России. В 2017 году она составляет 876 000 рублей нарастающим итогом с начала года (в 2016 году – 796 000 рублей). Иными словами, как только заработок в течение года достигнет 876 000 рублей, страховые взносы в Пенсионный фонд РФ (ПФР) на страховую и накопительную пенсию гражданина перечисляться не будут.

В чем заключается система негосударственного пенсионного обеспечения?

(НПО) – это формирование за счет добровольных пенсионных взносов граждан (из личных средств) либо работодателей (из собственных средств).

Услуги по НПО оказываются (НПФ). Между НПФ и гражданином либо организацией-работодателем заключается . На основании перечисляемых пенсионных взносов (личных или из средств организации) и дохода от их инвестирования формируется и выплачивается негосударственная (индивидуальная либо корпоративная) пенсия.

Сравнительная характеристика видов пенсионного обеспечения

Характеристики Виды пенсионного обеспечения
ГПО ОПС НПО
Администратор (ответственный фонд) ПФР ПФР/ НПФ* НПФ
Вид пенсии Государственная Страховая** Негосударственная: индивидуальная либо корпоративная
Источник выплаты Федеральный бюджет Обязательные страховые взносы работодателя в ПФР Пенсионные взносы в НПФ гражданина либо его работодателя (в пользу работника)
Получатели Узкие категории населения Большинство работающего населения Активные участники пенсионной реформы: граждане или организации, заключившие с НПФ договор НПО

Пенсионная система РФ

Пенсионная система РФ – совокупность юридических норм, государственных и частных структур, обеспечивающих периодические выплаты гражданам денежных средств при достижении пенсионного возраста, а также в случае инвалидности или утраты кормильца.

Трудовая часть пенсии регулируется Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в котором оговорены, в частности, право на досрочное получение пенсии для отдельных категории граждан и другие нормативы.

В результате проведения пенсионной реформы 2002 года в России установлены следующие виды пенсий.

Во-первых, трудовая пенсия: по старости, инвалидности или утрате кормильца. Она состоит из двух составляющих - страховой и накопительной частей. Первая выплачивается по достижении определенного возраста. Для мужчин это 60 лет, для женщин - 55. Финансируется страховая часть за счет обязательных отчислений в Пенсионный фонд РФ. В 2011 году платеж для основной части юридических лиц составляет 26% от фонда оплаты труда. При этом для работников до 1966 года рождения вся сумма переводится в страховую часть пенсии. Для тех, кто родился после 1966 года, отчисления делятся в такой пропорции: 20% - страховая, 6% - накопительная часть. При этом Пенсионный фонд ведет на каждого работника отдельный лицевой счет, где учитываются платежи.

Накопительная часть пенсии может аккумулироваться в государственном или негосударственном пенсионном фонде.

Во-вторых, пенсия за выслугу лет, которую получают федеральные государственные служащие, военнослужащие (кроме тех, кто проходил службу по призыву), космонавты, летчики-испытатели. Такие пенсионные выплаты регулируются отдельными законами.

В-третьих, социальная пенсия – для тех, кто не имеет права на трудовую пенсию, например для неработающих. Социальная пенсия не может, согласно закону, быть ниже прожиточного минимума.

В-четвертых, негосударственная пенсия. Выплачивается на основании договора, заключаемого между участником и негосударственным пенсионным фондом. Размер взносов и последующих выплат оговаривается в соглашении.

Действующая на осень 2011 года пенсионная система не является окончательной. Проблема состоит в том, что, с одной стороны, требуется увеличивать выплаты, а с другой – снижать нагрузку на бизнес, который должен выплачивать взносы с фонда оплаты труда. Еще одну пенсионную реформу планируется провести в 2014 году, при этом окончательные параметры того, что будет, пока не определены.


Смотреть что такое "Пенсионная система РФ" в других словарях:

    пенсионная система - пенсионный план Любая система, план, основной целью которых является обеспечение определенной группы лиц (участников этой системы или плана) пенсиями (pensions). Пенсионная система может предоставлять и другие выплаты, помимо пенсионных,… …

    Пенсионная система - (Россия) Пенсионная система (Великобритания) Пенсионная система (Швеция) Пенсионное обеспечение в Канаде Пенсионный фонд Украины Пенсионное обеспечение в Казахстане См. также Пенсия … Википедия

    Пенсионная система - Система общественных пенсий была введена в Японии во время второй мировой войны в 1942 г. Однако фактически она стала действовать только с 1954 г., когда японская экономика оправилась от военной и послевоенной разрухи. Именно тогда была… … Вся Япония

    Пенсионная система (Великобритания) - Государственная пенсионная система Великобритании в настоящее время регулируется Пенсионным законом 2007 года (The Pensions Act 2007), который был принят 26 июля 2007 года. В полной мере положения этого закона будут действовать для тех граждан,… … Википедия

    Пенсионная система (Швеция) - Пенсионная система Швеции до 90 годов XX века была полностью основана на принципе «солидарности поколений», согласно которому все граждане имеющие непрерывный стаж работы в 30 лет имели право на полную трудовую пенсию в размере 60% процентов от… … Википедия

    Пенсионная система (Россия) - Пенсионная система России это совокупность создаваемых в Российской Федерации правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии. Пенсионная система… … Википедия

    ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА/ПЛАН - (pension scheme) Любая система, план, основной целью которых является обеспечение определенной группы лиц (участников этой системы или плана) пенсиями (pensions). Пенсионная система может предоставлять и другие выплаты, помимо пенсионных,… … Финансовый словарь

    Пенсионная реформа (Казахстан - Пенсионная реформа (Казахстан, 1998 год) Республика Казахстан первая из стран Содружества Независимых Государств, осуществившая реформу пенсионного обеспечения населения. Прообразом для пенсионной системы в Казахстане послужила чилийская… … Википедия

    Пенсионная реформа - Пенсионная реформа совокупность организационных, правовых, экономических и политических мероприятий, связанных с изменением условий пенсионного обеспечения. Содержание 1 Международная дискуссия о пенсионной реформе … Википедия

    система пенсионная накопительная - Пенсионная система, при которой пенсионеры самостоятельно в течение всей трудовой деятельности накапливают средства, необходимые для получения в пенсионном возрасте регулярной пенсии. После смерти пенсионера неиспользованные на выплату пенсии,… … Справочник технического переводчика

Книги

  • Пенсионная система индивидуальной капитализации , В. В. Коровкин. Работа посвящена общим принципам и практическому функционированию системы индивидуальной капитализации и особенностям ее чилийского варианта, обусловленным конкретными…

Новое на сайте

>

Самое популярное