Домой Услуги Минфин начал покупку валюты. Валютный пылесос: что будет с рублем после интервенций Минфина

Минфин начал покупку валюты. Валютный пылесос: что будет с рублем после интервенций Минфина

В четверг пресс-служба Минфина заявила, что министерство планирует нарастить закупку валюты на внутреннем рынке на несколько миллиардов рублей в день по сравнению с декабрем 2017 года. Рост присутствия Минфина на валютном рынке объясняется переходом к постоянному бюджетному правилу, что означает направление в резервы до 70% нефтегазовых доходов против 30–40% в 2017 году.


Минфин РФ с 15 января по 6 февраля будет покупать на внутреннем рынке валюту на рекордные 15,1 млрд руб. в день, суммарно направит на эти цели 257,1 млрд руб. Запланированный объем покупки валюты в январе 2018 года должен превысить рекорд декабря 2017 года (12,7 млрд руб. для ежедневных операций и 203,9 млрд руб. для совокупного объема покупок за месяц).

Минфин начал покупки валюты на рынке в феврале 2017 года в рамках работы «временного бюджетного правила» - для минимизации зависимости курса рубля от волатильности нефтяных цен. На эти цели министерство расходует средства из дополнительных нефтегазовых доходов бюджета. Влияние данных операций на курс российской валюты, по заверениям Минфина и ЦБ, должно быть нейтральным. Минфин скупал на рынке доллары в резервы за счет нефтяных допдоходов исходя из цены отсечения $40 за баррель - всего валюты было куплено на 830 млрд руб.

В 2018 году конструкция бюджетного правила (ее приняли летом 2017 года) станет жестче. Напомним, бюджет 2018 года сверстан из консервативного прогноза цены нефти $43,8 за баррель (фактическая цена Urals в 2017 году составила $53,03). В Минэкономики ждут, что из-за продления сделки ОПЕК+ оценка на 2018 год будет повышена до уровня выше $50 за баррель, Центробанк в середине декабря уже увеличил ее до $55. Интервенции же будут зависеть от фактического, а не прогнозного курса рубля и могут вырасти до 2–2,8 трлн руб. «Мы будем больше покупать валюты, чем при старой формуле,- до 70% нефтегазовых доходов, сейчас - порядка 30–40%»,- пояснял ранее Антон Силуанов.

В 2019 году правило еще ужесточится - расходы не должны будут превышать суммы ненефтегазовых и нефтегазовых доходов (подсчитанных из базовой цены на нефть), трат на обслуживание госдолга и бюджетных остатков - пока в переходном 2018 году к этой сумме добавляется 1% ВВП.

Почему в 2018 году вероятность «мелких» бюджетных уступок Минфина увеличится

По итогам 2017 года бюджетный дефицит предположительно составит 1,6% ВВП, или около 1,5 трлн руб., к дефициту бюджета 2018 года могут добавиться расходы части ведомств, перенесенные с 2017 года. Минфину фактически удалось политикой бюджетной консолидации и за счет внеплановых доходов, в которых 40% не имеют формального отношения к нефтеэкспорту, сэкономить в 2017 году порядка 0,5% ВВП средств, которые были бы потрачены из резервных фондов.

Деловое издание Bloomberg спрогнозировало, что в случае отмены западных санкций российская национальная валюта укрепится на 5−10% и будет стоить около 50 рублей за доллар. Однако этот сценарий вряд ли устроит финансовые власти РФ. Вот почему, по мнению Bloomberg, Владимир Путин не спешил обсуждать с президентом США Дональдом Трампом отмену ограничений.

Если эксперты американского издания в чем-то и правы, так это в том, что в Минфине считают завышенным и нынешний курс рубля, который держится в районе 60 за доллар. Reuters опубликовал официальные расчеты ведомства по основным параметрам бюджетной системы и курса рубля при реализации временного бюджетного правила об использовании дополнительных нефтегазовых доходов для закупки валюты на рынке.

Выяснилось, что в Минфине считают нынешний курс рубля «невозможным». По мнению аналитиков ведомства, при среднегодовой цене нефти в 40 долл. за баррель рубль должен стоить 69,42 за доллар. Дефицит федерального бюджета при этом составит 3,1% ВВП, из резервных фондов придется потратить 1,8 трлн. руб. При нынешних котировках в 55 руб. за барр. дефицит бюджета без применения бюджетного правила составит 1,5% ВВП, а трата резервных фондов сократится до 464 млрд руб. Но если финансовые органы перейдут к обещанной постоянной покупке валюты на счета казначейства, дефицит бюджета будет равен всего 0,7%, а резервный фонд пополнится на 241 млрд руб. Правда, курс рубля при этом ослабнет примерно на 10% и составит 64,9 руб. за доллар.

В финансовом ведомстве полагают, что без применений бюджетного правила и девальвации рубля сбалансированность федерального бюджета возможна лишь при цене нефти в 76 долл. и выше. В условиях управляемой девальвации рубля бюджет полностью балансируется при цене нефти 61 долл. При этом, как утверждают в Минфине, такая управляемая девальвация формально не будет отходом от политики плавающего курса, которой придерживается Центральный банк.

Напомним, что еще 25 января Минфин сообщил , что с февраля начнет осуществлять операции по покупке или продаже иностранной валюты на внутреннем рынке при участии Банка России. Как говорилось в сообщении, это будет сделано для «повышения стабильности и предсказуемости внутренних экономических условий и снижения влияния изменчивой конъюнктуры рынка энергоносителей на российскую экономику и государственные финансы». Пока цена барреля Urals будет превышать 40 долларов, Минфин продолжит закупать иностранную валюту в объеме, равном этим дополнительным доходам. Если же цена опустится ниже этой отметки, ЦБ, напротив, начнет продавать валюту в размере недостающих поступлений.

Правда, изначально представители финансового руководства говорили о том, что реализация нового бюджетного правила практически не повлияет на курс рубля. Но, как следует из расчетов Минфина, рублю все же придется ослабнуть на 10% для балансировки бюджета.

Логика Минфина понятна — для того, чтобы наполнять бюджет и сохранять резервы, рубль должен подешеветь, и тогда все цифры сойдутся. Но далеко не все эксперты уверены в том, что баланс на бумаге будет означать рост российской экономики и благосостояния граждан. Падение курса рубля неизбежно приведет к подорожанию импорта, а, значит, к росту цен на импортные товары, который почувствуют на себе россияне.

Более того, профессор кафедры финансов, денежного обращения и кредита РАНХиГС Юрий Юденков считает, что вместо накопления резервов в нынешней ситуации было бы более эффективно направить дополнительные нефтегазовые доходы в экономику, чтобы придать ей импульс роста.

— Еще неделю назад ЦБ и Минфин приняли решение о том, что курс рубля слишком крепкий и его нужно немного подправить. Подправляют его, исходя из потоков импорта и экспорта. Импортеры хотят, чтобы рубль был более крепким, экспортеры — наоборот. Сочетание этих интересов обеспечивает рациональную величину курса рубля.

Кроме того, Центральный банк принял решение о повышении объема золотовалютных резервов с нынешних 387 миллиардов до 500 миллиардов долларов. То, что ЦБ начнет покупать доллары на бирже, тоже будет способствовать снижению курса рубля.

«СП»: — Нет ли опасности, что возникнет «эффект домино», если финансовые власти начнут опускать курс рубля, и в то же время цены на нефть тоже пойдут вниз?

— Такая опасность есть. Но до сих пор Центральный банк практически не участвовал в покупках валюты, в последний раз выходя на биржу в 2015 году. Так что пока ЦБ контролирует ситуацию. А вот то, что Минфин в своих расчетах показывает, что при нынешнем курсе рубля мы не выполняем бюджет, очень прискорбно. Если мы будем наполнять бюджет за счет девальвации национальной валюты, в этом нет ничего хорошего.

«СП»: — А за счет чего его нужно наполнять?

— За счет разумной налоговой политики и стимулирования развития собственного производства, но никак не благодаря девальвации. Позиция Минфина, на мой взгляд, слаба. Одно дело — обеспечивать страну золотовалютными резервами в условиях прыгающих цен на нефть и шаткого рубля. В конце концов, чем больше резервы, тем больше устойчивость и меньше вероятность, что национальная валюта будет «скакать». Такая позиция ЦБ объяснима, и можно понять, для чего он начинает покупать валюту.

Но то, что Минфин открыто говорит о необходимости девальвации для выполнения бюджета, очень плохо. Это свидетельствует о неспособности руководства ведомства выполнять поставленные перед ним задачи. За счет девальвации рубля любой человек выполнит задание по бюджету, для этого большого ума не надо. Я убежден, что нужно предпринимать совсем другие шаги для наполнения бюджета.

«СП»: — То есть сама по себе закупка валюты Центробанком еще не означает падения рубля, это пока только пожелания Минфина?

— Все зависит от того, как финансовые власти будут подходить к покупке валюты. Если аккуратно, то это может не слишком повлиять на курс. Но есть такое понятие, как теория ожидания. Если будет создана соответствующая обстановка, может возникнуть паника. Грубо говоря, все бросятся скупать валюту, и тогда рубль может сильно подешеветь.

«СП»: — Будут ли заметные последствия от удешевления рубля на 10%?

— Конечно, россияне почувствуют это на себе. Посмотрите, большинство товаров в наших магазинах, за исключением продуктов питания, произведены не у нас. Мы закупаем товары за валюту. Поэтому если курс рубля опустится, для населения эта продукция подорожает.

Сейчас даже небольшое укрепление рубля вызвало снижение цен на отдельные марки техники. И не только на технику, но и на лекарства. А подорожание фармацевтических товаров, в отличие от гаджетов, почувствуют на себе все.

«СП»: — Насколько вообще целесообразно новое бюджетное правило? Почему было решено дополнительные доходы переводить в резервы?

— Позиция Центрального банка заключается в том, что резервы нужно наращивать для страховки. Но я считаю, что дополнительные деньги нужно пускать в производство и развивать его. Пока мы деградируем в этом направлении со стремительной скоростью. Я уже говорил, что нам приходится закупать за рубежом практически все группы товаров. Но хотя бы фармакологию можно развивать, чтобы производить собственные лекарства?

Печально, что деньги у нас кладутся куда-то в кубышку. Ведь деньги — это просто нарезанная бумага. Это договоренность между людьми, что мы принимаем определенную цены товара и отдаем за нее столько-то рублей или долларов. Но это условность. Для населения страны, в первую очередь, важны товары и услуги. Нужно делать так, чтобы народ не нищал, а богател. У нас же количество людей, живущих за чертой бедности, за последние три года увеличилось на три процента. Но мы продолжаем копить, вместо того, чтобы давать работу людям. А безработица, тем временем, растет. В моногородах уже совсем беда.

Я поддерживаю точку зрения, что дополнительные нефтегазовые доходы должны пускаться в производство. Если выражаться языком плаката, все излишки от нефти — на благо народа. По моему мнению, 387 миллиардов долларов на сегодняшний день — это вполне достаточно в качестве золотовалютных резервов. По этому показателю мы находимся на шестом месте в мире. А экономика наша — далеко не на шестом, и не на десятом, а если говорить о паритете покупательной способности, то и не на 20 месте. Для чего сейчас формировать резервы? Нужно развиваться.

Не говоря уже о том, что закупка валюты — это поддержание экономик других стран. Если вы покупаете евро, вы поддерживаете Евросоюз, покупаете доллар — поддерживаете США и так далее. Если же вы будете за рубли развивать собственное производство, вы будете поддерживать нашего производителя и страну.

Аналитик группы компаний «Финам» Богдан Зварич считает, что расчеты Минфина еще не означают, что рубль просядет на 10%, хотя не исключает такой сценарий.

— На мой взгляд, речь шла лишь об ориентировочном курсе. Основным же фактором для возможности покупки валюты выступает стабильная ситуация на внешних площадках и валютном рынке. Сейчас как раз сложились такие условия, которые говорят в пользу рубля, давая ЦБ и Минфину возможность выйти на рынок. При этом теоретически, за счет интервенций, Минфин может поспособствовать ослаблению национальной валюты. Однако здесь нужно будет учитывать и другие факторы, такие как динамика цен на нефть и ситуация с режимом санкций. Оба фактора могут сыграть «за» рубль, в результате чего мы так и не увидим его ослабления.

«СП»: — Но все-таки, действительно ли рубль сейчас слишком переоценен и его нужно немного ослабить?

— Если говорить о справедливом курсе, то им является именно тот, который мы видим в текущий момент на рынке, так как он складывается из суммарного спроса и предложения, вызванных необходимостью в рублевом или валютном фондировании для различных компаний. Интервенции со стороны ЦБ станут дополнительным фактором спроса на валюту, который может привести к изменению справедливой стоимости рубля в сторону снижения.

Нелогичность заявлений и планов правительства изумляет. Что правительство собирается тратить на покупку валюты? Дополнительные доходы бюджета от относительно высокой цены на нефть? Попробуем разобраться.

В бюджете доходы рассчитаны исходя из цены нефти $40, но и дефицит бюджета запланирован в сумме 2,7 трлн рублей. Если предположить, что стоимость барреля в среднем составит в 2017 году $55, то, по предварительным оценкам, дополнительный доход будет около 1,5 трлн рублей, то есть дефицит бюджета 2017 года сократится, но, все равно составив 1,2 трлн рублей, превысит объем Резервного фонда на конец 2016 года. Таким образом, хоть и в меньших объемах, но средства резервных фондов необходимо будет тратить на финансирование дефицита бюджета.

Мы прекрасно знаем, что средства Резервного фонда размещены в иностранных финансовых инструментах, то есть долларах и евро. Соответственно, вопрос стоит только в том сколько валюты резервных фондов правительству будет необходимо обменять на рубли для финансирования дефицита бюджета. Причем общий объем необходимой для финансирования дефицита валюты не изменяется, так как для валютного рынка не принципиально, будет это валютная выручка от продажи сырья за рубеж либо средства от реализации валютных финансовых инструментов резервных фондов.

В такой относительно понятной модели из трех переменных с фиксированной суммой в размере дефицита бюджета мы начинаем обсуждать вопрос о покупке валюты Министерством финансов при поступлении «избыточных» доходов. Единственное объяснение этого заявления заключается в том, что Министерство финансов хочет выступить в роли валютного спекулянта – покупая на короткий срок валюту на рубли, поступившие от экспорта (причем непосредственно перед этим именно эти экспортеры продали на рынке валюту, чтобы получить рубли, которыми они расплачиваются с бюджетом). То есть мы, если попытаться посмотреть на финансовые потоки страны в целом, продаем валюту внутри страны, тут же рубли перекачиваются в бюджет, который покупает на них валюту. Но наличие дефицита бюджета через короткий промежуток времени (не более 2-3 месяцев) заставит Минфин теперь уже продать эту самую валюту, чтобы было чем финансировать расходы бюджета.

Чего мы хотим этим добиться? Видимо, Минфин видит себя по факту валютным спекулянтом, но с благими целями, которые явно противоречат заявленному курсу Банк России на «плавающий» рубль. Снова в экономическом блоке «кто в лес, кто по дрова».

Система изъятия «сверхдоходов» безуспешно работала в период высоких цен на нефть и экономического роста, но обстоятельства сильно изменились, и теперь уже нищающее третий год подряд население нуждается в дополнительных доходах. Такие сложные валютные манипуляции вполне могут являться операцией прикрытия денежной эмиссии. Оценить источник средств приобретения валюты Минфином невозможно, а объем продажи валюты ЦБ вполне отвечает заявленной им новой цели на формирования золотовалютных резервов в сумме не менее $500 млрд. Как сказал Хайнц Шенк: «Единственное, что можно делать без денег, - это долги».

Минфин в феврале потратил на покупку валюты 82 млрд руб., следует из данных ЦБ за период с 8 по 28 февраля. Как и ожидали многие эксперты, операции проводились неравномерно, объем операций варьировался.

Банк России начал публиковать детали операций Минфина на валютном рынке. Дополнительная информация появилась в докладе "Факторы формирования ликвидности банковского сектора".

Очевидно, такая тактика была использована с целью снижения волатильности.

Отмечу, например, что 20 февраля сделок вообще не было, однако уже на следующей день, 21-го числа, было куплено валюты в два раза больше - на 12,7 млрд руб. 20 февраля в США был выходной, в связи с чем на рынках активность была невысокой, и операции министерства финансов могли привести к серьезным колебаниям.

В валютном выражении объем операций оценивается примерно в $1,3 млрд. Участники рынка отмечают, что операции Минфина не оказали на рынок видимого влияния, вместе с тем, нельзя не сказать, что при стабильных ценах на нефть за месяц доллар и евро все же прибавили примерно по 2,5 руб.

Кстати, в марте ситуация на валютном рынке может существенно измениться. Во всяком случае на курс окажут влияние и другие факторы, например пик выплат по внешнему долгу, а также сокращение платежного баланса.

На рубль также традиционно будут влиять цены на нефть. И хотя на нефтяном рынке пока затишье, в любой момент цены могут пойти вверх или вниз - все будет зависеть от того, какой фактор перевесит: сокращение добычи странами ОПЕК или рост сланцевой активности в США.

Пока оба этих фактора друг друга уравновешивают.

В США сохраняется рост добычи. За неделю ежедневный объем добычи вырос на 31 тыс. баррелей и составил 9 млн 32 тыс. баррелей.

Ну а запасы нефти в Штатах растут уже восьмую неделю подряд, обновив очередной рекорд - 520 млн баррелей.

Кстати, накануне о желаемом курсе рубля в очередной раз высказались в Минпромторге. В частности, замминистра промышленности и торговли РФ Василий Осьмаков сказал, что в правительстве уже определились с оптимальным курсом рубля.

Вместе с тем, газета "Ведомости" ссылается на другое исследование - Института экономической политики (ИЭП), проведенного в конце февраля. Так вот, согласно этому опросу промышленников устроит курс в 54,5 руб., поскольку в производстве велика доля импортной составляющей и заменить ее на отечественную так и не удалось, а значит выгодно иметь достаточно крепкую национальную валюту.

Министерством были определены следующие цели данных операций: повышение стабильности и предсказуемости внутренних экономических условий и снижение влияния изменчивой конъюнктуры рынка энергоносителей на российскую экономику и государственные финансы.

Объем операций по купле/продаже иностранной валюты зависел от суммы нефтегазовых доходов федерального бюджета. Пока фактическая цена на нефть марки Urals превышала заложенный в госбюджет уровень $40 за баррель, Минфин совершал операции по покупке иностранной валюты в объеме дополнительных нефтегазовых доходов.

В случае снижения фактических цен ниже указанного уровня, министерство должно было продавать иностранную валюту в объеме выпадающих нефтегазовых доходов. При этом накопленный объем операций по продаже иностранной валюты не должен был превышать накопленную с начала их проведения сумму уже купленной иностранной валюты.

Однако, благодаря тому, что нефтяные цены весь года находились выше заложенного в госбюджет уровня, Минфин выступал лишь в качестве покупателя иностранной валюты, ежемесячно пересматривая объем будущих операций в зависимости от изменения размера дополнительных нефтегазовых доходов.

Объем операций Минфина на валютном рынке зависит от разницы между суммой нефтегазовых доходов федерального бюджета, фактически полученной за месяц в рублях, и запланированной исходя из зафиксированной в госбюджете цены нефти, поэтому объем данных операций напрямую зависит от рублевой стоимости нефти.

Следующий график иллюстрирует эту прямую зависимость между ежемесячной динамикой объема покупок валюты Минфином и изменением рублевой стоимости нефти.

В итоге Минфин с начала февраля приобрел иностранной валюты приблизительно на $14,2 млрд, потратив на это 827,6 млрд руб. Для сравнения, за тот же период оборот в паре USD/RUB с расчетами «сегодня» и «завтра» составил чуть более $1 трлн.

Таким образом, по сравнению с оборотами российского валютного рынка, операции Минфина выглядят достаточно скромно. Но учитывая их направленность и перманентность, они, несомненно, выступили устойчивым внутренним фактором, оказывающим стабилизирующее воздействие на курс рубля.

Оказал ли Минфин своими сделками влияние на валютный рынок? Несомненно, но т.к. основной целью данных операций была стабилизация валютного рынка, видимого эффекта (увеличение волатильности, неожиданная смена краткосрочной тенденции) не наблюдалось, что вполне естественно.

Напротив, скорей всего, благодаря действиям Минфина на валютном рынке, курс рубля в этом году был менее подвержен воздействию колебаний нефтяных котировок и даже тенденциям на внешнем валютном рынке.

А учитывая тот факт, что министерство весь год занималось исключительно покупкой валюты, постепенно наращивая объем данных операций по мере роста нефтяных цен, можно с уверенностью утверждать, что без этих сделок курс рубля был бы на 3-6% выше текущих уровней.

С 2018 года Минфин меняет формулу, определяющую объем операций на российском валютном рынке. Начиная с января, объем дополнительных нефтегазовых доходов и величина корреспондирующих операций на валютном рынке будет определяться как разность между объемом нефтегазовых доходов федерального бюджета и базовым объемом нефтегазовых доходов, рассчитываясь на основе фактически сложившегося валютного курса рубля.

Кроме того, в конце декабря министр финансов Антон Силуанов заявил, что Минфин в следующем году увеличит покупку валюты на рынке до 2 трлн руб. при цене нефти Urals $54-55 и до 2,8 трлн руб. при $60 за баррель. Т.е. в 2,5-3,5 раза больше, чем он потратил на приобретение иностранной валюты с февраля 2017 года.

БКС Экспресс

Новое на сайте

>

Самое популярное