Домой Вопросы Санитарный поезд.

Санитарный поезд.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ САНИТАРНЫЙ ТРАНСПОРТ - специальный или приспособленный железнодорожный транспорт, предназначенный для перевозки раненых и больных. Из ж.-д. вагонов, используемых для этих целей, формируют военно-сан. поезда (ВСП) и военно-сан. летучки (ВСЛ), являющиеся учреждениями военно-мед. службы, в которых осуществляется лечение раненых и больных и их бытовое обслуживание в пути следования.

Благодаря ряду преимуществ (большая емкость, скорость, относительные удобства в размещении эвакуируемых) Ж. с. т. считается основным средством эвакуации раненых и больных из действующей армии в глубокий тыл страны (см. Эвакуация медицинская).

Впервые эвакуация раненых и больных по ж. д. была осуществлена в Австрии и Италии во время австро-итало-французской войны (1859). Первый военно-сан. поезд был создан в Германии (г. Вюртемберг) в 1862 г. Во все возрастающих размерах ж.-д. транспорт использовался для эвакуации раненых и больных в ходе гражданской войны в США (1861 - 1865), в австро-прусской (1866) и франко-прусской (1870-1871) войнах. Для перевозки раненых и больных использовались пассажирские и товарные вагоны.

В России Ж. с. т. впервые был использован для эвакуации раненых в период русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Согласно «Положению о военно-санитарных поездах» в 1876 г. формировались постоянные и временные ВСП. Постоянные ВСП состояли из приспособленных пассажирских вагонов, в которых можно было разместить от 200 до 300 раненых и больных, вагона-кухни, вагона-прачечной и др.; временные ВСП - из приспособленных для перевозки раненых грузовых и пассажирских вагонов, в которых в зависимости от числа вагонов можно было разместить от 200 до 400 раненых и больных.

В русско-японскую войну 1904- 1905 гг. формирование военно-сан. поездов осуществлялось на основании «Положения о военно-санитарных поездах» 1904 г. Согласно этому положению создавались постоянные ВСП из приспособленных пассажирских вагонов 3-го класса. Они включали вагоны для тяжелораненых (по 18 мест в каждом), в которых пассажирские сиденья заменялись специальными станками для установки носилок в два яруса, а также вагоны для размещения легкораненых (по 32 места в каждом). Дополнительно к этим вагонам в состав постоянных ВСП включали по 10-15 приспособленных грузовых вагонов, что позволяло увеличить емкость поезда до 420-450 мест. Временные ВСП обычно включали 7 пассажирских и ок. 28 грузовых вагонов, общей емкостью от 400 до 600 мест. В связи с недостаточным количеством ВСП для эвакуации раненых широко использовались «теплушечные» поезда, состоявшие обычно из грузовых вагонов, оборудованных двухъярусными нарами, а зимой - и печами.

«Положением о военно-санитарных поездах», введенным в действие в 1912 г., постоянные ВСП по устройству и назначению разделялись на полевые и тыловые. Для них предусматривалась постоянная часть поезда, включавшая вагоны для размещения личного состава поезда, а также вагоны, оборудованные под кухню, аптеку-перевязочную, склад и так наз. переменную часть, состоящую из пассажирских (или грузовых) вагонов, которые включались в состав поезда и соответствующим образом оборудовались лишь на период рейса ВСП с ранеными. Полевые ВСП предназначались для перевозки раненых на короткие расстояния, в пределах тылового района армии, фронта. Тыловые ВСП, кроме того, использовались для эвакуации раненых во внутренние районы страны. Положение предусматривало также формирование временных ВСП в случаях недостатка полевых или тыловых военно-сан. поездов.

Принципы использования и организация работы военно-санитарных поездов регламентировались «Временным положением об эвакуации раненых и больных», утвержденным в 1914 г.

После победы Великой Октябрьской социалистической революции по приказу Народного комиссара по военным делам в 1918 г. все сан. поезда перешли в ведение военного ведомства, а постановлением Совета Труда и Обороны от 30/111 1921 г., подписанным В. И. Лениным, имеющиеся тогда 154 сан. поезда были переданы в распоряжение Главного санитарного управления Рабоче-Крестьянской Красной Армии (ГСУ РККА).

В ходе гражданской войны ВСП использовались не только для эвакуации раненых и больных, но и в качестве приемников, госпиталей на колесах, перевязочных летучек.

В 1923 г. Комиссариатом путей сообщения были разработаны «Альбом чертежей приспособлений для перевозки раненых и больных в военно-санитарных поездах», а в 1925 г.- «Альбом чертежей оборудования подвижного состава тыловых и полевых военно-санитарных поездов» (приложение к «Правилам составления и оборудования тыловых и полевых военно-санитарных поездов»). Порядок использования ВСП в армейском, фронтовом и внутреннем районах страны был определен «Руководством по санитарной эвакуации РККА» (1929).

К началу Великой Отечественной войны в Красной Армии для эвакуации раненых по ж. д. предусматривалось иметь постоянные и временные ВСП. Оборудование, порядок формирования и организация работы в них регламентировались согласованными между Народным Комиссариатом обороны СССР и Народным Комиссариатом путей сообщения СССР и введенными в действие в 1941 г. документами: «Положением о военно-санитарных поездах», «Правилами составления постоянных и временных военносанитарных поездов и оборудования для них подвижного состава», «Инструкцией по погрузке и разгрузке военно-санитарных поездов». В дополнение к этим документам Главным военно-санитарным управлением Красной Армии в 1942 г. было введено в действие «Руководство по организации и работе военно-санитарных поездов», в к-ром определялись функциональные обязанности должностных лиц и организация леч. работы в ВСП.

Постоянные ВСП использовали в основном для эвакуации раненых и больных из госпитальных баз фронтов в госпитальные базы внутренних районов страны. Их формировали, как правило, из четырехосных пассажирских вагонов. В пассажирских вагонах, предназначенных для перевозки тяжелораненых, внутреннее оборудование заменяли специальными приспособлениями - станками, на которых размещались в два или три яруса носилки для раненых и больных (рис. 1). В зависимости от типа станков в вагоне можно было разместить от 20 до 30 человек.

Всего постоянный ВСП принимал от 400 до 500 раненых и больных.

Временные ВСП предназначались для эвакуации раненых и больных на короткие расстояния, гл. обр. из госпитальных баз армий в госпитальные базы фронта (см. Госпитальная база). Они состояли из постоянной части и переменной, придаваемой лишь на время следования поезда с ранеными и больными. Во временном ВСП можно было разместить до 860 раненых и больных.

Для легкораненых использовали обычные четырехосные пассажирские вагоны, в каждом из которых можно было разместить при нормальной загрузке 46, а при использовании верхних (багажных) полок 60 человек.

В 1942 г. в дополнение к постоянным и временным ВСП в армиях и фронтах было разрешено формировать BCЛ. Их использовали гл. обр. для эвакуации раненых и больных в пределах армейского и фронтового тыловых районов. Основу BCЛ составляла постоянная часть вагонов, к-рая включала вагоны для аптеки-перевязочной, кухни, продуктового склада и склада санитарно-хозяйственного имущества, для личного состава и канцелярии.

Переменная часть BCЛ включала от 20 до 40 грузовых двухосных вагонов, которые предварительно оборудовались обычным воинским настилом. В каждом вагоне можно было разместить от 20 до 30 человек. Вагоны для перевозки тяжелораненых были оборудованы съемными подрессоривающими приспособлениями - пружинами Кружилина (рис. 2), на которые устанавливали сан. носилки. В каждом вагоне размещалось 12-16 человек. В зависимости от числа вагонов емкость BCЛ составляла 500-600 раненых и больных и более.

Порядок формирования, оборудования и использования ВСП и ВС JI определяется соответствующими документами. ВСП предназначаются преимущественно для эвакуации пораженных и больных на большие расстояния из госпиталей действующей армии в тыл страны и их лечения в пути следования. В составе ВСП обычно оборудуют вагоны для тяжелораненых, легкораненых, изолятор, под аптеку-перевязочную, вагоны для материального и хозяйственнобытового обслуживания эвакуируемых пораженных и больных (кухня, продовольственный склад, вещевой склад и др.), а также для личного состава ВСП.

Для формирования ВСП и BCЛ используют существующий парк пассажирских и грузовых вагонов. При переоборудовании пассажирских вагонов для перевозки тяжело-пораженных из них удаляют все продольные полки и перегородки между ними.

Средние поперечные полки оборудуют предохранительными ремнями и столиками-лотками (рис. 3). В одном из вагонов для тяжелораненых может быть оборудована перевязочная.

В вагонах, предназначенных для легкораненых, дополнительно устанавливают лишь предохранительные ремни и столики-лотки.

Предметы ухода за ранеными (судна, утки и др.) хранятся в туалете. На краны умывальников дополнительно устанавливают гибкие шланги, по к-рым подается вода для мытья суден и уток.

Аптеку-перевязочную оборудуют в цельнометаллическом вагоне межобластного сообщения, из к-рого удаляются кресла для сидения. В аптеке предусмотрено иметь необходимое количество медикаментов, аптечной мебели и предметов (ассистентские столы, шкафы для медикаментов) и другое оборудование, обеспечивающее ее нормальную работу.

В перевязочной устанавливают соответствующее мед. оснащение (столы, шкафы для медикаментов и инструментов, наркозную аппаратуру, операционный стол и др.), обеспечивающее выполнение установленного объема медицинской помощи эвакуируемым в пути следования.

Вагон-изолятор оборудуют в цельнометаллическом пассажирском вагоне открытого типа. Из вагона удаляют все продольные диваны, полки и разделяющие их перегородки, за исключением продольных багажных полок. Вагон разделяют на две половины (для разных инфекций). В крайних купе каждой половины устанавливают электроплитку, шкаф для медикаментов и бак для грязного белья. В туалетах вместо унитазов устанавливают стульчаки с ведрами, там же хранятся судна, утки, дезинфицирующие р-ры. Для дезинфекции инвентаря и помещений вагона имеется гидропульт. При погрузке (выгрузке) раненых и больных на носилках в вагонах открывают створную перегородку, расположенную между туалетом и тамбуром.

В ВСП имеется телефонный коммутатор и радиоузел, с помощью которых обеспечивается связь дежурного медперсонала и командования поезда со всеми подразделениями как на стоянках, так и при движении.

BCЛ формируются из грузовых вагонов и состоят из постоянной и переменной части. Постоянная часть включает вагоны под аптеку-перевязочную, кухню, личный состав ВСЛ и вагоны для сан.-хозяйственных нужд. Переменная часть вагонов придается только на период рейса BCЛ с ранеными и включает вагоны для тяжелораненых и легкораненых, а также вагон-изолятор.

Штатный личный состав с использованием табельного мед. оснащения ВСП может обеспечить лечение раненых и больных, а также оказание первой врачебной и квалифицированной медпомощи по жизненным показаниям.

Объем медпомощи в ВСЛ в связи с кратковременным пребыванием раненых в летучке и из-за отсутствия межвагонных переходов во время движения может ограничиваться неотложными мероприятиями первой врачебной помощи.

Погрузка раненых и больных в ВСП и BCЛ должна проводиться в ограниченные сроки. В качестве приспособлений для ускорения погрузки при отсутствии погрузочных платформ (сан. рамп) следует использовать табельные сборно-разборные мостки, а также сходни, трапы, временные аппарели из шпал и рельсов.

В целях создания условий, облегчающих обслуживание пораженных и больных в пути, необходимо их размещать в вагонах ВСП или ВСЛ с учетом характера и тяжести поражения или заболевания.

Во избежание погрузки в ВСП или ВСЛ нетранспортабельных пораженных и больных такой погрузке предшествует эвакотранспортная мед. сортировка (см. Сортировка медицинская), к-рая осуществляется в сортировочном госпитале (см.), эвакуационном приемнике (см.) или ином леч. учреждении. Ко времени прибытия ВСП или ВСЛ на станцию погрузки часть подлежащих эвакуации пораженных и больных заблаговременно сосредоточивают в прирельсовом приемнике, который предназначен для временного их размещения до погрузки на ВСП или ВСЛ.

В пути леч. мероприятия (перевязки, переливание крови, медикаментозная терапия и др.) осуществляются на месте размещения. Лишь для более сложных манипуляций пораженных и больных переносят в перевязочную (операционную).

Рейсом из тыла в действующую армию В СП и ВСЛ могут использоваться для доставки войскам необходимого мед. имущества.

Библиография Аролович С. М. Работа врача в военно-санитарном поезде, Воен.-сан. дело, № 3, с. 50, 1942; Бару Э. С. Санитарные летучки в армейском районе, там же, № 5-6, с. 50, 1943; Богатырев М. Ф. Работа фронтового санитарного поезда в дни Великой Отечественной войны, Сов. мед. № 10, с. 28, 1942; Военная медицина в Великую Отечественную войну, под ред. Е. И. Смирнова, в. 2, с. 346, М., 1945; Заглухинский В. В. Орудия санитарной тактики, полевые прикрытия, переносочные и перевозочные средства, М., 1912; Капитонов Г. И. иБарановскийГ. Я. Комплект для установки санитарных носилок в грузовых крытых вагонах, Воен.-мед. журн., № 10, с. 77, 1975; T и-м о ф e e в с к и й П. П. Транспортные средства санитарной эвакуации, М.-Л., 1940; В о s e H. Der Verwundetentransport aiif der Schiene, Schweiz. Z. Militarmed., Bd 46, S. 65, 1970.

Ф. А. Иванькович.

24 июня 1941 года Народный комиссариат путей сообщений дал указание железным дорогам сформировать 288 военно-санитарных поездов.

Военно-санитарные поезда в годы войны перевезли миллионы раненых и больных. Они были своеобразными госпиталями на колесах, где целыми сутками, не зная отдыха, врачи и медсестры работали у операционных и перевязочных столов. Санитарные поезда требовались медицинской службе каждого фронта, каждой армии. Это были кровеносные сосуды, связывающие медиков фронта и тыла.

Военно-санитарный поезд № 87, г. Саратов

На Рязано-Уральской железной дороге (ныне - Приволжская) в Саратовской области было сформировано 3 военно-санитарных поезда. За годы войны на железнодорожные станции Саратовской области пришло более 100 военно-санитарных поездов с ранеными бойцами. Благодаря усилиям медиков, в эвакогоспиталях поправили свое здоровье более 300 тысяч раненых.

17 июля 1941 года в первый рейс из Саратова отправился военно-санитарный поезд № 87, начальником которого был майор медицинской службы Павел Кондратьевич Табаков (отец народного артиста СССР Олега Павловича Табакова). Замелькали станции: Балашов, Паворино, Лихая, Ростов, Запорожье... День за днем, месяц за месяцем трудились сотрудники военно-санитарного поезда - врачи, медсестры, санитары, проводники. В их числе: врач, старший лейтенант Виктор Ушацкий, заведующая аптекой Дина Островская, медсестры Антонина Каширина, Татьяна Усина, Александра Клокова, Валентина Кащенко. Они вывозили раненых из прифронтовой зоны, лечили, доставляли в тыл.

Во время Великой Отечественной войны военно-санитарный поезд № 87 совершил 35 рейсов, прошел более 220 тысяч километров. Об этом можно прочитать в сохранившемся "Путевом дневнике военно-санитарного поезда № 87", который вела делопроизводитель Лидия Приходько. Победу персонал военно-санитарного поезда № 87 встретил на станции Валуйки Воронежской области. Но работа на этом не закончилась. В июле 1945 года поезд отправился в Варшаву и Франкфурт, в августе и сентябре того же года перевозил репатриированных, а в октябре и ноябре - демобилизованных, отпускников и гражданских лиц.

17 июля 2002 года на территории Саратовского государственного музея боевой славы появился необычный экспонат - военно-санитарный вагон 40-х годов. Этот вагон являлся аптекой-перевязочной, состоящей из санпропускника, перевязочной, отделения для тяжело- и легкораненых, аптеки и медицинского поста. Здесь воспроизведена атмосфера военных лет: представлены подлинные медицинские инструменты того времени, предметы быта, а также документы из архива военно-санитарного поезда № 87, которые долгое время хранила Лидия Степановна Приходько (Табакова).

Военно-санитарный поезд № 312, г. Вологда

В первые месяцы войны Вологодский паровозовагоноремонтный завод подготовил к эксплуатации более 10 военно-санитарных поездов. Такие поезда имели специально оборудованные места для раненых, вагон-операционную, вагон-аптеку, вагон-прачечную.

Первый военно-санитарный поезд № 312 вышел в первый рейс 26 июня 1941 года. В бригаде поезда было 40 медицинских работников и железнодорожников. Поезд совершил десятки рейсов на все фронты, пройдя 200 тысяч километров, то есть расстояние, равное пяти кругосветным маршрутам. За это время поездом было перевезено более 25 тысяч раненых.

Коллектив поезда № 312 внес десятки рационализаторских предложений по организации перевозки раненых, превратив поезд в образцовое лечебное учреждение. Когда военно-санитарный поезд № 312 прибывал на станцию, его старались поставить на первый путь - настолько он был красивым и ухоженным. Персонал поезда - начальник С. Даничев, парторг И. Порохин, старшая операционная сестра Л. Разумова, военный фельдшер Ф. Киселева и весь коллектив - старались, чтобы раненые чувствовали себя как дома: в поезде был оборудован вагон-баня, на крыше стояли ящики с выращиваемой зеленью, под вагонами перевозили кур, поросят, чтобы подавать к столу раненых бойцов свежее мясо и яйца. В поезде царил образцовый порядок и чистота.

Впоследствии о легендарном санитарном поезде № 312 писательница Вера Панова написала книгу "Спутники", а на экраны вышли художественные фильмы "Поезд милосердия" и "На всю оставшуюся жизнь".

Специально оборудованные для перевозки и лечения пострадавших, а также вспомогательные вагоны, такие как вагоны-операционные, кухни, аптеки, вагоны для персонала, вагоны-морги и тому подобное.

8 (20) мая 1877 года первый санитарный поезд России отошёл от перрона Николаевского вокзала . Одним из ординаторов на этом поезде был Ф. Ф. Шперк , который позднее напишет сочинение: под названием «Санитарный поезд № 1 имени Государыни Императрицы и его 16-месячная деятельность во время войны 1877-1878 гг. » .

Наибольшее количество больных и раненых санитарные поезда эвакуировали во время Великой Отечественной войны . Миллионы жизней советских солдат и мирных граждан были спасены военно-санитарными поездами, осуществлявшими не только эвакуацию и первую помощь, но и выступавшими в роли передвижных больниц, оборудованных операционными. По свидетельству участников войны немецкие-фашистские войска использовали эмблему Красного креста в качестве прикрытия своих бронепоездов , тогда как красный крест на советских поездах не смущал атаковавших их немецких лётчиков.

Железнодорожный санитарный транспорт представлен военно-санитарными поездами (ВСП ) и военными санитарными летучками (ВСЛ ).

  • ВСП предназначен для эвакуации во фронтовом тыловом районе и в тылу страны с продолжением лечения в пути следования. Формируются, как правило, на базе цельнометаллических пассажирских вагонов . Эвакоёмкость - около 500 человек.
  • ВСЛ предназначена для эвакуации в армейском и фронтовых районах с оказанием медицинской помощи в пути следования. Формируется из грузовых крытых вагонов с деревянными кузовами. Эвакоёмкость - около 900 человек.

Медицинские поезда в наши дни

По состоянию на 2010 год в России действуют пять передвижных консультационно-диагностических центров на базе железнодорожных поездов: «Здоровье», «Святитель Лука», «Терапевт Матвей Мудров» , «Академик Федор Углов» и «Хирург Николай Пирогов» . Диагностический поезд состоит из восьми переоборудованных пассажирских вагонов. В поезде есть аптека, где можно сразу после осмотра приобрести необходимые лекарства. Один вагон оборудован дизель-генераторными агрегатами, обеспечивающими полную автономность энергоснабжения.

Санитарные поезда в литературе и кинематографе

  • Художественные фильмы «Поезд милосердия », «На всю оставшуюся жизнь» , «В огне брода нет »
  • Документальный фильм «Дорога к Сталинграду».
  • Фрагмент из художественного фильма «Папа»

См. также

Напишите отзыв о статье "Санитарный поезд"

Примечания

Ссылки

Литература

  • Поезд военно-санитарный // Советская Военная Энциклопедия (в 8 т.) / Н. В. Огарков (пред. гл. ред. комиссии). - М .: Воениздат, 1978. - Т. 6. - С. 391. - 671 с. - 105 000 экз.

Отрывок, характеризующий Санитарный поезд

Пьер продолжал по французски уговаривать офицера не взыскивать с этого пьяного, безумного человека. Француз молча слушал, не изменяя мрачного вида, и вдруг с улыбкой обратился к Пьеру. Он несколько секунд молча посмотрел на него. Красивое лицо его приняло трагически нежное выражение, и он протянул руку.
– Vous m"avez sauve la vie! Vous etes Francais, [Вы спасли мне жизнь. Вы француз,] – сказал он. Для француза вывод этот был несомненен. Совершить великое дело мог только француз, а спасение жизни его, m r Ramball"я capitaine du 13 me leger [мосье Рамбаля, капитана 13 го легкого полка] – было, без сомнения, самым великим делом.
Но как ни несомненен был этот вывод и основанное на нем убеждение офицера, Пьер счел нужным разочаровать его.
– Je suis Russe, [Я русский,] – быстро сказал Пьер.
– Ти ти ти, a d"autres, [рассказывайте это другим,] – сказал француз, махая пальцем себе перед носом и улыбаясь. – Tout a l"heure vous allez me conter tout ca, – сказал он. – Charme de rencontrer un compatriote. Eh bien! qu"allons nous faire de cet homme? [Сейчас вы мне все это расскажете. Очень приятно встретить соотечественника. Ну! что же нам делать с этим человеком?] – прибавил он, обращаясь к Пьеру, уже как к своему брату. Ежели бы даже Пьер не был француз, получив раз это высшее в свете наименование, не мог же он отречься от него, говорило выражение лица и тон французского офицера. На последний вопрос Пьер еще раз объяснил, кто был Макар Алексеич, объяснил, что пред самым их приходом этот пьяный, безумный человек утащил заряженный пистолет, который не успели отнять у него, и просил оставить его поступок без наказания.
Француз выставил грудь и сделал царский жест рукой.
– Vous m"avez sauve la vie. Vous etes Francais. Vous me demandez sa grace? Je vous l"accorde. Qu"on emmene cet homme, [Вы спасли мне жизнь. Вы француз. Вы хотите, чтоб я простил его? Я прощаю его. Увести этого человека,] – быстро и энергично проговорил французский офицер, взяв под руку произведенного им за спасение его жизни во французы Пьера, и пошел с ним в дом.
Солдаты, бывшие на дворе, услыхав выстрел, вошли в сени, спрашивая, что случилось, и изъявляя готовность наказать виновных; но офицер строго остановил их.
– On vous demandera quand on aura besoin de vous, [Когда будет нужно, вас позовут,] – сказал он. Солдаты вышли. Денщик, успевший между тем побывать в кухне, подошел к офицеру.
– Capitaine, ils ont de la soupe et du gigot de mouton dans la cuisine, – сказал он. – Faut il vous l"apporter? [Капитан у них в кухне есть суп и жареная баранина. Прикажете принести?]
– Oui, et le vin, [Да, и вино,] – сказал капитан.

Французский офицер вместе с Пьером вошли в дом. Пьер счел своим долгом опять уверить капитана, что он был не француз, и хотел уйти, но французский офицер и слышать не хотел об этом. Он был до такой степени учтив, любезен, добродушен и истинно благодарен за спасение своей жизни, что Пьер не имел духа отказать ему и присел вместе с ним в зале, в первой комнате, в которую они вошли. На утверждение Пьера, что он не француз, капитан, очевидно не понимая, как можно было отказываться от такого лестного звания, пожал плечами и сказал, что ежели он непременно хочет слыть за русского, то пускай это так будет, но что он, несмотря на то, все так же навеки связан с ним чувством благодарности за спасение жизни.
Ежели бы этот человек был одарен хоть сколько нибудь способностью понимать чувства других и догадывался бы об ощущениях Пьера, Пьер, вероятно, ушел бы от него; но оживленная непроницаемость этого человека ко всему тому, что не было он сам, победила Пьера.
– Francais ou prince russe incognito, [Француз или русский князь инкогнито,] – сказал француз, оглядев хотя и грязное, но тонкое белье Пьера и перстень на руке. – Je vous dois la vie je vous offre mon amitie. Un Francais n"oublie jamais ni une insulte ni un service. Je vous offre mon amitie. Je ne vous dis que ca. [Я обязан вам жизнью, и я предлагаю вам дружбу. Француз никогда не забывает ни оскорбления, ни услуги. Я предлагаю вам мою дружбу. Больше я ничего не говорю.]
В звуках голоса, в выражении лица, в жестах этого офицера было столько добродушия и благородства (во французском смысле), что Пьер, отвечая бессознательной улыбкой на улыбку француза, пожал протянутую руку.
– Capitaine Ramball du treizieme leger, decore pour l"affaire du Sept, [Капитан Рамбаль, тринадцатого легкого полка, кавалер Почетного легиона за дело седьмого сентября,] – отрекомендовался он с самодовольной, неудержимой улыбкой, которая морщила его губы под усами. – Voudrez vous bien me dire a present, a qui" j"ai l"honneur de parler aussi agreablement au lieu de rester a l"ambulance avec la balle de ce fou dans le corps. [Будете ли вы так добры сказать мне теперь, с кем я имею честь разговаривать так приятно, вместо того, чтобы быть на перевязочном пункте с пулей этого сумасшедшего в теле?]
Пьер отвечал, что не может сказать своего имени, и, покраснев, начал было, пытаясь выдумать имя, говорить о причинах, по которым он не может сказать этого, но француз поспешно перебил его.
– De grace, – сказал он. – Je comprends vos raisons, vous etes officier… officier superieur, peut etre. Vous avez porte les armes contre nous. Ce n"est pas mon affaire. Je vous dois la vie. Cela me suffit. Je suis tout a vous. Vous etes gentilhomme? [Полноте, пожалуйста. Я понимаю вас, вы офицер… штаб офицер, может быть. Вы служили против нас. Это не мое дело. Я обязан вам жизнью. Мне этого довольно, и я весь ваш. Вы дворянин?] – прибавил он с оттенком вопроса. Пьер наклонил голову. – Votre nom de bapteme, s"il vous plait? Je ne demande pas davantage. Monsieur Pierre, dites vous… Parfait. C"est tout ce que je desire savoir. [Ваше имя? я больше ничего не спрашиваю. Господин Пьер, вы сказали? Прекрасно. Это все, что мне нужно.]
Когда принесены были жареная баранина, яичница, самовар, водка и вино из русского погреба, которое с собой привезли французы, Рамбаль попросил Пьера принять участие в этом обеде и тотчас сам, жадно и быстро, как здоровый и голодный человек, принялся есть, быстро пережевывая своими сильными зубами, беспрестанно причмокивая и приговаривая excellent, exquis! [чудесно, превосходно!] Лицо его раскраснелось и покрылось потом. Пьер был голоден и с удовольствием принял участие в обеде. Морель, денщик, принес кастрюлю с теплой водой и поставил в нее бутылку красного вина. Кроме того, он принес бутылку с квасом, которую он для пробы взял в кухне. Напиток этот был уже известен французам и получил название. Они называли квас limonade de cochon (свиной лимонад), и Морель хвалил этот limonade de cochon, который он нашел в кухне. Но так как у капитана было вино, добытое при переходе через Москву, то он предоставил квас Морелю и взялся за бутылку бордо. Он завернул бутылку по горлышко в салфетку и налил себе и Пьеру вина. Утоленный голод и вино еще более оживили капитана, и он не переставая разговаривал во время обеда.

За годы Великой Отечественной войны военно-санитарные поезда спасли миллионы раненых бойцов, пробиваясь из «котлов» и самых горячих мест передовой.

Мобилизация

24 июня 1941 года Народный комиссариат путей сообщений (НКПС) дал указание железным дорогам сформировать 288 военно-санитарных поездов. Для них выделили шесть тысяч вагонов и определили штат железнодорожников. Военно-санитарный поезд (ВСП) состоял из специально оборудованных вагонов для тяжело- и легкораненых, изолятора, аптеки-перевязочной, кухни и других служебных вагонов. Кроме ВСП, огромную роль в эвакуации раненых сыграли, так называемы, санитарные летучки. Они передвигались на небольшие расстояния, и формировались в основном из крытых грузовых вагонов, оборудованных под перевозку раненых. Военно-санитарные поезда обслуживали поездные бригады, в которые входили проводники, поездные вагонные мастера, поездной электромонтер и машинист электростанции.

17 июля 1941 года из Саратова в свой первый рейс, отправился военно-санитарный поезд № 87. А вот редкое фото – на фоне этого состава позирует его начальник — капитан медицинской службы Табаков Павел Кондратьевич.

Вскоре раненые красноармейцы прозовут этот поезд «Счастливый», а еще через 64 года о ВСП № 87 снимут документальный фильм, в котором примет участие сын военврача Табакова – знаменитый актер и режиссер Олег Павлович Табаков. Легендарный поезд совершил 135 рейсов в самое пекло военного ада и за все это время потерял лишь хвостовой вагон и одного человека убитым! При этом в поезде № 87 спасли тысячи солдатских жизней.

Боевое крещение

1 сентября 1941 года на станции Ново-Алексеевка «Счастливый» впервые попал под обстрел вражеских самолетов. Медработники ВСП-87 продолжали оказывать помощь пострадавшим. Второй налет личный состав поезда встретил огнем из винтовок.

«Особенно памятна погрузка в Таганроге 3 октября 1941 года в условиях охватившей город паники из-за приближения фашистских войск. Одновременно с небольшой группой раненых (50 человек) наш поезд должен был вывезти работников и персонал восьми госпиталей. Однако раненых стали подвозить на мотоциклах и машинах непосредственно с поля боя. Вскоре их число увеличилось до 147. Я узнал, что в одном из госпиталей были оставлены носилочные раненые, и сразу принял меры к вывозу этих больных, и все они были доставлены на поезд», — вспоминал потом Павел Табаков.

Подвиги железнодорожников

Несмотря на четкие опознавательные знаки Красного креста, гитлеровские летчики с первых дней войны охотились за военно-санитарными поездами. Только в 1941 году на эти поезда совершено 224 нападения.

5 декабря 1941 года военный комендант станции Ворошиловград отдал приказ: «Санитарную летучку № 5 с паровозом Э 709–65, машинистом в котором работал Иван Коваленко, направить в Депрерадовку за ранеными бойцами и командирами». Поскольку Депрерадовка почти беспрерывно подвергалась огневым налетам, летучка остановилась в условленном месте. Сюда оврагами и балками, чтобы не заметил враг, доставили раненых — более 120 человек. Когда можно было отправляться, пришла страшная новость: в Депрерадовку вошли войска противника, — пути для отхода отрезаны.

«Я решил, что будем пробиваться! Накачали воды в котел, заправили углем топку и тронулись в путь. При подходе к Депрерадовке заметили на перроне группу гитлеровцев. «Открывай продувочный кран!» – приказал я своему помощнику. Бежавших навстречу поезду фашистов обдало горячей водопаровой смесью. Раздались крики и стоны, затем беспорядочная стрельба. Но санлетучка уже миновала станцию, выскочила из вражеского кольца», — вспоминал потом машинист санитарного поезда Коваленко. Еще один подвиг железнодорожниками был совершен на участке Купянск – Валуйки. На санитарную летучку с ранеными бойцами, следующую в тыл, налетели вражеские самолеты. Защищаться нечем – на военно-санитарных поездах установка зениток не предусмотрена. Противник знал, что можно действовать безнаказанно.
Машинист А. Федотов резко затормозил, вопреки всем инструкциям, таким образом, он спас сотни жизней, — все бомбы упали впереди, а поезд уцелел.

Через минуту бомбы все же угодили в состав, загорелись сразу четыре вагона, раненые стали сгорать заживо. Тогда паровозная и кондукторская бригады расцепили вагоны, начали сбивать с них пламя. В борьбе с огнем погиб кочегар Самсонов, получил ожоги машинист Федотов, загорелась одежда на главном кондукторе Ефимове, но члены поездной бригады продолжили борьбу за жизнь людей. Самолеты прекратили бомбежку только, когда у них закончился их смертоносный груз. Вскоре удалось окончательно погасить пожар. Путь был исправлен и военно-санитарный поезд пошел дальше.

Диверсанты и предатели против санитарных поездов

С первых дней Великой Отечественной войны в нашем тылу начали «работать» диверсанты и вредители. Вот только два свидетельства их бесчеловечных «подвигов».

«На моих глазах немцы разбомбили санитарный поезд», — рассказывает ветеран Великой Отечественной войны Екатерина Коваленко. — Когда все эвакуировались из Днепропетровска, я была в составе санитарного поезда. На станции Нижнеднепровск-Узел стояли, ждали, что дадут «зеленый» свет. А нам надо было всего чуть-чуть проехать — под Новомосковском, в Орловщине, был наш эвакогоспиталь. Но диспетчер на станции оказался вредителем: он не только не выпустил наш эшелон, который стоял на путях между двумя топливными составами, но еще и подал знак немецкой авиации, кого надо бомбить».

Санитар Левицкий Леонид Семенович рассказывал о том, как работали в нашем тылу диверсанты: «Во время погрузки раненых, в воздухе появились два истребителя — один наш, а другой немецкий. Немецкий самолет сбил нашего пилота как раз над Васильковским аэродромом, и через некоторое время к нам был доставлен этот раненый летчик. Когда немецкий «мессер» повернул назад, из ракетницы, с земли, ему был подан сигнал зеленой ракетой. Поблизости от нас стоял местный житель, который сказал: «Не ночуйте в вагонах детки, так как этот поданный ему сигнал известия, что здесь находятся военные составы — они вас будут бомбить».

На следующий день, в 7 часов утра военно-санитарный поезд № 1078 атаковали сразу 18 немецких бомбардировщиков.

«Первая девятка самолетов поравнялась с железной дорогой и начала нас бомбить, а затем прилетела другая девятка — так продолжалось до 11 часов дня», — вспоминал ветеран войны.

Санитарные поезда требовались медицинской службе каждого фронта, каждой армии. Эшелоны формировались, в том числе, и за счет граждан — на это требовались огромные, по тем временам средства, — 170 тысяч рублей на состав. Военно-санитарные поезда в годы войны перевезли миллионы раненых и больных. Они были своеобразными госпиталями на колесах, где целыми сутками врачи и медсестры работали у операционных и перевязочных столов.

Новое на сайте

>

Самое популярное