Домой Страхование Как подать заявление на сдачу егэ выпускникам прошлых лет. Родителям на заметку: все о ЕГЭ по математике Все чтобы сдать егэ

Как подать заявление на сдачу егэ выпускникам прошлых лет. Родителям на заметку: все о ЕГЭ по математике Все чтобы сдать егэ

Сегодня в российских школах ученики 11 классов сдают первый Единый госэкзамен (ЕГЭ) по выбору. Экзамен начнется в 10 утра по местному времени. На то, чтобы ответить правильно на все вопросы тестов, отпущено два часа 22 минуты. Сегодня сдают экзамены по иностранному языку и информатике.

Использование во время экзамена как англо-русских, так и русско-английских словарей запрещено. Не удастся получить подсказку и от любимого учителя по инязу: на всех без исключения экзаменах, согласно установленным правилам, не присутствуют учителя, которые преподают данный предмет.

В Комитете Госдумы по делам молодежи накануне открылась «горячая линия» по вопросам ЕГЭ, позвонив на которую, школьники и их родители могут получить консультации лучших учителей российских школ и московских вузов.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) - централизованно проводимый государством экзамен, введённый в 2001 году. Служит одновременно выпускным экзаменом из школы и вступительным экзаменом в ВУЗ. При проведении экзамена на всей территории России применяются однотипные задания и единые методы оценки по 100-балльной шкале. После сдачи экзамена всем участникам выдаются сертификаты (которые действуют 2 года), где указаны полученные баллы по предметам. С 2009 ЕГЭ будет единственной формой выпускных экзаменов в школе и вступительных экзаменов в большинство вузов.

Впервые эксперимент по введению ЕГЭ прошел в 2001 в 5 регионах России по восьми дисциплинам. В 2006 единые госэкзамены сдавали около 950 тыс. школьников в 79 регионах. Свыше 2 тыс. высших и среднеспециальных учебных заведений засчитывали баллы ЕГЭ в качестве оценок вступительных экзаменов.

До 2009 ЕГЭ применяется как эксперимент. Список предметов, по которым в каждом регионе проводится ЕГЭ, определяется этим регионом. В настоящее время ЕГЭ введён в большинстве регионов России.

В 2006 ЕГЭ в Москве сдавали в общей сложности 9714 человек. В столице все вузы, за исключением МГУ им. М. В. Ломоносова, принимали абитуриентов по результатам единого экзамена.

В 2008 ЕГЭ в Москве по русскому языку и математике школьники будут сдавать в обязательном порядке. По собственному желанию выпускники смогут сдавать ЕГЭ еще по девяти предметам: иностранные языки, химия, обществознание,география, биология, литература, математика, история России, физика. Не все ВУЗы будут работать только по результатам ЕГЭ. Например, МГУ им. М. В. Ломоносова во главе с ректором В.А. Садовничим заявил, что приемная комиссия будет учитывать результаты ЕГЭ. Но традиционные экзамены абитуриентам тоже придется сдавать. Баллы, набранные на вступительных испытаниях, будут суммироваться с результатами ЕГЭ. А конкурс будет идти уже по итоговой оценке.

В 2009 ЕГЭ вводится повсеместно. Выпускники, сдавшие экзамен в рамках ЕГЭ, с 2009 смогут отправить документы в большинство вузов страны и ждать результатов конкурсного отбора. Свидетельство о результатах ЕГЭ действительно в течение двух лет. Тот, кто не смог пройти конкурсный отбор в средние и высшие учебные заведения по результатам экзамена, может повторно сдать экзамен в последующие годы.

Также отдельным вузам может быть предоставлено право проведения дополнительного вступительного испытания - по профессиональной направленности. Порядок отбора и перечень этих вузов и направлений подготовки будет утверждать правительство. В число таких вузов входят - МГУ, СПбГУ, МГТУ имени Баумана, МИФИ, МФТИ и ряд других.

Каждое задание ЕГЭ оценивается в 1 или большее число баллов. Сумма этих баллов составляет исходный балл испытуемого (например, максимально возможный исходный балл за ЕГЭ по русскому языку в 2006 году равнялся 60).

Далее устанавливается соответствие между первичными и шкалированными баллами (при этом максимальный тестовый балл всегда равен 100). Шкала перевода первичных баллов в шкалированные зависит от сложности заданий и рассчитывается с помощью специальной компьютерной программы. Эта шкала не является линейной: к примеру, 30 из 60 первичных баллов в вышеуказанном экзамене соответствовали всего 43 тестовым из 100.

Наконец, устанавливается соответствие между шкалированными баллами и школьной отметкой. В каждом учебном году Рособрнадзор издает распоряжение об установлении шкалы перевода баллов в отметки при проведении единого государственного экзамена по дисциплинам, включенным в перечень ЕГЭ. На 2007 год были установлены следующие критерии:

Оценка (школьная) математика (до 10кл) математика (10-11кл) физика2 0 - 35 баллов 0 - 6 баллов 0 - 32 баллов3 36 - 54 баллов 7 - 12 баллов 33 - 51 баллов4 55 - 73 баллов 13 - 18 баллов 52 - 68 баллов5 74 и более баллов 19 - 30 баллов 69 и более баллов

Возможно проведение апелляцийпо любой части на основании письменного заявления выпускника. Предметы - Математика, Литература, Русский язык, История, Физика, Обществознание, Английский язык, Французский язык, Немецкий язык, Информатика, Химия, Биология, География.

Безусловное право самостоятельно выбирать между досрочной и основной волной сдачи единого госэкзамена имеют право те, кто уже полностью освоил школьную программу. Это:


  • выпускники прошлых лет, вне зависимости от «срока давности» аттестата (сдавать досрочно имеют право и те, кто расстался со школой много лет назад и прошлогодние выпускники, желающие улучшить свои результаты);

  • выпускники техникумов, лицеев и училищ, уже полностью завершившие освоение курса общеобразовательной школы.

Кроме того, право сдавать ЕГЭ, не дожидаясь окончания последнего учебного года, имеют и некоторые категории одиннадцатиклассников. К их числу относятся:


  • выпускники вечерних школ, которым в этом году предстоит отправиться на военную службу;

  • ребята, которые после окончания школы уезжают на постоянное жительство в другую страну – вне зависимости от того, идет речь об эмиграции или студенческой визе для продолжения образования в иностранном вузе или колледже;

  • участники общероссийских или международных соревнований, олимпиад или конкурсов – в случае, если срок состязаний или тренировочных сборов совпадает с основным этапом сдачи ЕГЭ;

  • одиннадцатиклассники, которые в мае-июне будут находиться в санаториях и других медицинских учреждениях на лечебно-оздоровительных или реабилитационных программах;

  • выпускники российских школ, находящихся за границами России – в случае, если они располагаются на территориях со сложными климатическими условиями.

Для того, чтобы получить возможность сдать ЕГЭ досрочно, одиннадцатиклассники должны написать заявление на имя директора своей школы, указав причину.

Основные плюсы сдачи ЕГЭ в досрочный период

Существует распространенный миф о том, что варианты ЕГЭ для досрочного периода проще, чем для основного. Это не так, уровень сложности вариантов для всех экзаменующихся текущего года аналогичен. Однако некоторые организационные особенности весенней «волны» действительно позволяют некоторым добиться более высоких баллов.


Меньше народу – меньше нервов


Досрочный период сдачи ЕГЭ несопоставим по массовости с основным. Например, в 2016 году по всей России досрочно экзамены сдавало 26 тысяч человек – а в летнюю «волну» число экзаменующихся приблизилось к 700 000. В итоге в мегаполисах пунктах приема экзамена собираются не сотни до предела взволнованных школьников – а всего лишь несколько десятков человек (а в менее крупных населенных пунктов счет «досрочникам» может идти и на единицы). Кроме того, некоторые выпускники прошлых лет, подавшие заявление на сдачу ЕГЭ, ко дню экзамена могут изменить свое решение и не явиться на испытание – в итоге в аудитории, рассчитанной на 15 человек, может в итоге сидеть 6-8 сдающих. Причем часть из них будет взрослыми людьми, обычно воспринимающими экзамен , чем среднестатистические школьники, «накрученные» многочисленными беседами о том, что ЕГЭ решит их судьбу.


Это делает общую психологическую обстановку на экзамене на порядок менее нервозной. А, как показывает опыт многих выпускников, возможность успокоиться и сосредоточиться во время сдачи ЕГЭ играет решающую роль. Кроме того, при малом числе сдающих значительно уменьшается время на предварительный инструктаж и «оргвопросы»: распечатку и раздачу заданий, проверку совпадения штрих-кодов, контроль заполнения бланков и прочее. И это тоже снижает «градус волнения».



Четкая организация


Досрочная сдача ЕГЭ считается официальным стартом экзаменационной кампании. В это время в регионах работает лишь несколько экзаменационных пунктов, при этом организации работы в них уделяется огромное внимание. Поэтому, несмотря на то, что именно во время досрочного периода обычно «обкатывают» все процедурные новшества, сбоев, технических проблем и организационных нарушений в обычно не встречается. И вероятность столкнуться, к примеру, с нехваткой дополнительных бланков или отсутствию в аудитории часов стремится к нулю.


Предсказуемый микроклимат в аудитории


Сдача экзаменов в конце мая и июня таит в себе еще одну опасность – в жаркие дни в экзаменационной аудитории может оказаться очень душно, а прямые лучи летнего солнца могут добавить неприятных ощущений. При этом организаторы экзаменов далеко не всегда соглашаются открыть окна. Весной, в отопительный сезон, температура воздуха в аудитории более предсказуема, и всегда можно одеться «по погоде», чтобы во время экзамена не мерзнуть и не потеть.


Быстрая проверка


Во время досрочного периода ЕГЭ нагрузка на экспертов, проверяющих работы, гораздо ниже – и, соответственно, работы проверяются быстрее. Ждать результатов на следующий день после экзаменов все равно не стоит – официальные сроки проверки работ досрочного периода обычно составляют 7-9 дней, при этом баллы могут быть опубликованы и за пару дней до установленного срока. Во время основного периода школьникам обычно приходится ждать результаты ЕГЭ около двух недель.


Время на разработку стратегии поступления


Сдающие ЕГЭ досрочно уже к концу апреля точно знают свои результаты – и у них есть еще два месяца на то, чтобы детально проанализировать свои шансы на поступление в тот или иной вуз по выбранному направлению, «прицельно» сходить на дни открытых дверей и так далее. И, даже если результаты оказались ниже ожидаемых – времени на то, чтобы найти выход из сложившейся ситуации, предостаточно.


Кроме того, учащиеся выпускного класса, «отстрелявшиеся» с экзаменами, могут весьма расслаблено провести два последних месяца школьной жизни. Пока их одноклассники усердно готовятся к экзаменам, пишут пробники и бегают по репетиторам, им можно с чувством выполненного долга заняться своими делами.


Недостатки досрочной сдачи ЕГЭ

Меньше времени на подготовку


Главный минус сдачи ЕГЭ в досрочный период очевиден: чем раньше дата экзамена, тем меньше времени на подготовку. Особенно важным это может оказаться для выпускников текущего года – ведь некоторые темы школьного курса, включенные в программу ЕГЭ, могут изучаться в четвертой четверти последнего школьного года. В таком случае знакомиться с ними придется самостоятельно, или же с помощью репетитора.


Первая «обкатка» изменений в КИМ ЕГЭ


Контрольно-измерительные материалы по большинству предметов претерпевают изменения, и досрочный период сдачи ЕГЭ – это еще и первая всех нововведений «в боевых условиях». Во время подготовки к экзаменам основного периода экзаменующиеся и их педагоги используют в качестве «официальных ориентиров» и демо-версии ФИПИ, и опубликованные «постфактум» варианты досрочников. Сдающие экзамен весной такой возможности лишены – они могут использовать в качестве примера комплекса заданий лишь демонстрационный вариант. Поэтому шансы столкнуться с неожиданным заданием во время досрочного периода значительно выше.



Меньше возможностей для подготовки


Школьники, сдающие экзамены в марте-апреле, не имеют возможности принять участие в пробных экзаменах, которые обычно проходят в самом конце учебного года. Впрочем, районные отделы образования обычно проводят тренировочные экзамены и в более ранние сроки – но чаще всего эта услуга оказывается платной.


Кроме того, использование -сервисов для самостоятельной подготовки к ЕГЭ тоже может вызвать затруднения: выкладывая варианты, соответствующие КИМ текущего года, владельцы таких сервисов как правило ориентируются на сроки основного периода. И, если вы сдаете предмет, в котором в текущем году ожидаются серьезные изменения – шанс на то, что за месяц до досрочного экзамена вам удастся найти сервис с достаточным количеством «правдоподобных» вариантов, хорошо адаптированных к экзамену текущего года, довольно низок.


Сдача экзаменов от дома


Поскольку число сдающих ЕГЭ досрочно невелико, число экзаменационных пунктов также сильно сокращается. Например, жители всех районов большого (и географически «разбросанного») города, могут сдавать ЕГЭ по данному предмету лишь в одном пункте. И для тех, кто живет в отдаленных или «проблемных» в транспортном отношении районах города, это может стать серьезным недостатком. Особенно с учетом того, что экзамены по разным предметам могут проходить в разных местах города, так что маршрут и время в пути каждый раз придется рассчитывать заново.

Что такое ЕГЭ?

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) прочно вошел в жизнь школьников-выпускников. ЕГЭ с 2009 года является основной формой государственной итоговой аттестации выпускников 11 (12) классов школ РФ, а также формой вступительных испытаний в российские вузы. При этом споры вокруг целесообразности и порядка проведения ЕГЭ не утихают по сей день, а изменения вносятся ежегодно. Но, прежде всего, стоило бы разобраться, что же это такое - ЕГЭ.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) - это форма государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам среднего общего образования. При проведении ЕГЭ используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы, а также специальные бланки для оформления ответов на задания.

Допуском к сдаче ЕГЭ с 2014/2015 учебного года является итоговое сочинение (изложение) , которое выпускники пишут в 11 (12) классе.

Какие предметы можно сдавать (ЕГЭ 2017)

Для получения аттестата достаточно успешно сдать два обязательных предмета: русский язык и математику (базовую).

Необходимо отметить, что, при желании, учащийся может сдавать и базовую и профильную математику.

Получив аттестат, выпускник может продолжить свое образование в высших учебных заведениях, техникумах, колледжах и пр. Но, чтобы поступить в вуз, необходимо сдать предметы по выбору и, при необходимости, профильную математику . В большинство вузов достаточно в общей сложности сдать три ЕГЭ, но в некоторые учебные заведения их требуется больше. Сведения о вступительных испытаниях и минимальном количестве необходимых для подачи документов баллов публикуются на сайтах вузов. Поэтому уже в начале 10 (11) класса стоит определиться с выбором предметов, которые ученик планирует сдавать, с тем, чтобы именно этим дисциплинам уделять больше своего внимания.

В зависимости от желаемого учебного заведения и выбираются дополнительные предметы: кому-то нужна для поступления физика, кому-то понадобится обществознание, а кому-то и биология. Есть учебные заведения, где кроме результатов ЕГЭ придется сдавать дополнительный экзамен, связанный с будущей профессиональной деятельностью, как правило, это творческий экзамен.

Кроме русского и математики (базовой или (и) профильной) можно сдавать 12 предметов:

- Физика
- Химия
- История
- Обществознание
- Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
- Биология
- География
- Литература
- Английский язык
- Немецкий язык
- Французский язык
- Испанский язык

Эти предметы ЕГЭ 2017 участники сдают на добровольной основе. Сдать можно любое количество предметов из этого списка.

Перечень вступительных испытаний в вузах по каждой специальности (направлению подготовки) определен Приказом Минобрнауки России от 04.09.2014г. №1204 (ред. от 13.10.2015г.) "Об утверждении перечня вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата и программам специалитета".

Сроки ЕГЭ 2017

Для проведения ЕГЭ 2017 устанавливаются три этапа: досрочный период (конец марта - начало мая), основной этап (конец мая - начало июля) и дополнительный период (сентябрьские сроки). Внутри каждого периода устанавливаются основные и резервные дни сдачи экзаменов. Чтобы пройти ЕГЭ в основной этап, необходимо до 1 марта подать заявление.

Как и в 2016 году в расписании, наряду с резервными сроками для проведения ЕГЭ по отдельным учебным предметам, предусмотрен дополнительный резервный день для проведения экзаменов по всем учебным предметам. Он необходим тем участникам, которые по какой-либо причине не смогли участвовать в экзамене в основной или в резервный день, например, из-за совпадения двух выбранных предметов в один день или отсутствия на экзамене по уважительной причине.

Правила и процедура проведения ЕГЭ 2017

При сдаче ЕГЭ строго соблюдается процедура проведения экзамена. Начало экзамена по всем учебным предметам в 10.00 по местному времени. ЕГЭ проводится письменно на русском языке (за исключением раздела «Говорения» в ЕГЭ по иностранным языкам). Явившись на экзамен, участник ЕГЭ должен предъявить документ, удостоверяющий личность (далее - паспорт). Кроме паспорта участник ЕГЭ берет с собой ручку, лекарства и питание (при необходимости), средства обучения и воспитания (по математике линейка; по физике - линейка и непрограммируемый калькулятор; по химии - непрограммируемый калькулятор; по географии - линейка, транспортир, непрограммируемый калькулятор); участники ЕГЭ с ОВЗ, дети - инвалиды и инвалиды - специальные технические средства. Все другие личные вещи оставляются в специально отведенном месте. Во время экзамена участникам ЕГЭ запрещается иметь при себе уведомление о регистрации на экзамены, средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы (кроме разрешенных, которые содержатся в КИМ), письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.

Во время сбора и рассадки в аудитории участников ЕГЭ постоянно сопровождают представители от школы (сопровождающие) и организаторы, чьи инструкции необходимо строго выполнять. В случае возникновения каких-либо спорных моментов нужно обращаться к организаторам. Во время экзамена участникам ЕГЭ запрещается выносить из аудиторий и ППЭ экзаменационные материалы (ЭМ) на бумажном и (или) электронном носителях, письменные принадлежности, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, Фотографировать ЭМ, разговаривать между собой, обмениваться любыми материалами и предметами с другими участниками ЕГЭ, переписывать заданий КИМ в черновики со штампом образовательной организации ЕГЭ, произвольно выходить из аудитории и перемещаться по ППЭ без сопровождения организатора вне аудитории. В случае нарушений настоящих требований и отказе от их соблюдения организаторы совместно с членами государственной экзаменационной комиссией (ГЭК) вправе удалить участника ЕГЭ с экзамена. Экзаменационная работа такого участника не проверяется.

Бланки ЕГЭ

Особое внимание стоит уделить заполнению бланков - от этого будет зависеть качество проверки и результаты. Существуют специальные инструкции по заполнению бланков, с которой учащихся познакомят в их учебном заведении. Кроме того, нужно внимательно читать инструкцию по выполнению работы, указанную в КИМе, и строго ее придерживаться. По всем вопросам заполнения необходимо обращаться к организаторам, которые присутствуют в аудитории. Все бланки заполняются только гелевой или капиллярной ручкой с чернилами черного цвета.

Минимальное количество баллов

Минимальное количество баллов, которое необходимо набрать участнику ЕГЭ устанавливается распоряжением Рособрнадзора № 794-10 от 23.03.2015г. «Об установлении минимального количества баллов единого государственного экзамена, необходимого для поступления на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета, и минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования»

для получения аттестата :
- русский язык - 24 балла (по стобалльной системе оценивания);
- математика профильного уровня - 27 баллов (по стобалльной системе оценивания);
- математика базового уровня - 3 балла (по пятибальной системе оценивания).

Минимальное количество баллов, на которые необходимо сдать обязательные предметы для поступления в вуз (подачи документов) :
- русский язык - 36 баллов ;
- математика профильного уровня - 27 баллов (по стобалльной системе оценивания) .

Минимальное количество баллов, на которые необходимо сдать предметы по выбору (по стобалльной системе оценивания) :
- физика - 36 баллов;
- химия - 36 баллов;
- информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - 40 баллов;
- биология - 36 баллов;
- история - 32 балла;
- география - 37 баллов;
- обществознание - 42 балла;
- литература - 32 балла;
- иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский) - 22 балла.

Здесь необходимо отметить, что проходные баллы, необходимые для зачисления в вуз на бюджетные места, во многие вузы страны значительно превышают минимальное количество баллов. Для поступления на платное обучение минимальных баллов вполне достаточно, конечно, если количество платных мест не ограничено.

Шкалирование результатов ЕГЭ

Результаты ЕГЭ по каждому экзамену сначала подсчитывается в первичных баллах в зависимости от выполненных заданий. Затем первичные баллы преводятся в тестовые баллы ЕГЭ по стобалльной шкале на основе статистических данных. Именно этот результат необходим для получения аттестата и поступления в вуз. Эта процедура называется шкалированием. Она проводится для всех предметов, за исключением ЕГЭ по математике базового уровня. Результаты ЕГЭ по математике базового уровня выдаются в первичных баллах (0-20) или в процентах от максимального балла (0-100%), могут переводиться в отметки по пятибалльной шкале, но не переводятся в стобалльную шкалу тестовых баллов.

Результаты ЕГЭ 2017

Результаты ЕГЭ каждого участника заносятся в федеральную информационную систему, бумажных свидетельств о результатах ЕГЭ не предусмотрено. Срок действия результатов - 4 года, следующих за годом получения таких результатов.

Пересдача ЕГЭ

Если участник ЕГЭ (выпускник текущего года) получит результат ниже установленного минимального количества баллов по одному из обязательных учебных предметов, он имеет право на повторную сдачу в дополнительные сроки, предусмотренные единым расписанием.

В случае если участник ЕГЭ (все категории) не получает минимального количества баллов ЕГЭ по выборным предметам, пересдача ЕГЭ для таких участников ЕГЭ предусмотрена только через год.

Выпускники 2017 года, получившие неудовлетворительные результаты по двум обязательным учебным предметам (русскому языку и математике), либо получившие повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на ГИА в дополнительные сроки, получат возможность участвовать в ЕГЭ по русскому языку и математике базового уровня в дополнительный (сентябрьский) период.

Подготовка к ЕГЭ

Чтобы успешно сдать экзамены, конечно, необходимо много и упорно готовиться самостоятельно. Стоит помнить, чем выше баллы, полученные на ЕГЭ, тем проще поступить в самые лучшие ВУЗы нашей страны. Необходимо прорешивать тесты по выбранным предметам, ведь, чем больше прорешено КИМов, тем успешнее будет выпускник на экзамене. Не секрет, что главное в работе с тестами, конечно, кроме знаний, это возможность набить руку. Вот для этого и нужно прорешать как можно больше тестов по предметам. Сегодня в Интернете можно найти множество сайтов, предлагающих КИМы по разным предметам. Одним из самых удобных сайтов, где можно подготовиться перед экзаменом по русскому языку, является

Поводом для написания этой статьи стал разговор с родителем выпускника, который, поделившись со мной своим знанием о ЕГЭ, полученным в ходе нескольких консультаций в школе, сказал: «И все-таки я не понимаю, как там все устроено! А поэтому не доверяю этому экзамену».

Мне думается, подавляющее большинство родителей находятся в таком же положении. Более того: в похожем «состоянии души» находится и большинство учителей и работников управлений образованием. Причина такого отношения к ЕГЭ у населения и профессионалов кроется в предельной закрытости системы и полном отсутствии вменяемых разъяснений технологии экзамена. Туманные пояснения, что она разработана учеными на основании международного опыта — не в счет.

Откуда взялся ЕГЭ? Понятие Единого Государственного Экзамена вошло в обиход работников системы образования на рубеже 1998 — 2001 годов, когда в недрах Министерства образования РФ готовилась и принималась новая Концепция развития образования в России. Эта концепция разрабатывалась в тесной взаимоувязке с известной общеэкономической Концепцией развития России, более известной как программа Грефа. Авторами «образовательной» части обеих концепций были одни и те же лица — команда, возглавлявшаяся Е. Ясиным, Я. Кузьминовым (оба ныне — руководители ГУ «Высшая школа экономики»), А. Асмоловым (на тот момент — зам. Министра образования) и В. Филипповым (тогда — Министр образования). Большую помощь в создании Концепций оказывали специалисты Мирового Банка (Банк Реконструкции и развития) и другие зарубежные эксперты и советники.

Суть реформ, предписанных Концепцией развития образования, сводилась к двум базовым постулатам: повышение эффективности образования и повышение его доступности. В рамках повышения эффективности системы образования разработчиками Концепции, среди прочего, было предложено внедрить новую, по их мнению, более экономически оправданную, систему финансирования высшей школы — так называемые ГИФО (Государственные именные финансовые обязательства). По сути — ваучеры или сертификаты, которые получает выпускник школы и передает их при поступлении в ВУЗ. Эти сертификаты ГИФО должны были обеспечить реализацию принципа «деньги следуют за учеником» и давали бы возможность поступить в любой ВУЗ, даже на платное обучение…

В «связке» с этими самыми ГИФО, в качестве системы независимой сертификации знаний учащегося и предлагалось введение ЕГЭ. То есть ЕГЭ на заре своего рождения не был самостоятельным — он был лишь дополнительным инструментом и без ГИФО даже не рассматривался. Предложение о ГИФО не встретило одобрения в обществе и в Государственной Думе и было, по сути, отклонено. Но не окончательно: ЕГЭ был признан интересной идеей и принят в работу в качестве ЭКСПЕРИМЕНТА. Сразу отмечу: публичного и подробного ОТЧЕТА о результатах этого эксперимента на детях нет до сих пор — никто не рассказал обществу, почему он оказался успешным.

Каковы цели внедрения ЕГЭ? Надо сказать, что с целеполаганием внедрения ЕГЭ в России приключилось то, что обычно: «хотели как лучше, получилось как всегда..» Первоначально ЕГЭ был предложен как система независимой оценки знаний, исключающей субъективность в экзаменационной оценке со стороны учителя и дающей шансы на поступление вне зависимости от того, где учится школьник: в мегаполисе или в отдаленном регионе. Эта же идея гармонично смотрелась на бумаге и в контексте общей задачи реформ, направленных на повышение доступности образования.

Однако на этом дело не закончилось. То ли аргументация работала не слишком эффективно, то ли в бозе почивший ГИФО заставлял его разработчиков защищать ЕГЭ все более и более вескими аргументами, но лоббисты «единого» принялись придумывать новые мотивы его немедленного внедрения на всей территории страны. Главным новым аргументом, призванным объяснить, зачем нам всем нужен ЕГЭ, стали слова о том, что ЕГЭ — это единственный эффективный инструмент борьбы с коррупцией и, как только он станет абсолютным и безальтернативным, взятки при поступлении в ВУЗы исчезнут как анахронизм и пережиток «старого режима». Блажен кто верует, скажем мы себе, а так же Президенту и тем депутатам Федерального Собрания, которые проголосовали за изменение законодательства об образовании, сделавшим ЕГЭ абсолютно ЕДИНЫМ. Сделавшим, это не проведя общественной экспертизы результатов экспериментального внедрения ЕГЭ, одним росчерком пера. В итоге «старорежимные взятки» не просто умерли. Они воскресли с новой силой!

Но об этом чуть позднее. Замечу лишь, что в момент утверждения ЕГЭ в качестве законной и единственной системы оценки знаний учащихся аргументация была уже совсем другой, чем вначале! Ведь экзамен создавался не как инструмент борьбы со взятками или фальсификацией…

В итоге борьбы с коррупцией с помощью ЕГЭ мы получили ежегодные скандалы с фальсифицированными данными, удивительные результаты по русскому языку в ряде «нерусскоговорящих» регионов и как довершение: четверть (!!!) 100-бальных результатов 2009 года официально признаны недействительными, а на несколько факультетов МГУ не поступило ни одного человека без льгот — все сплошь сирые и больные.

Но и это выдающееся достижение в деле аргументации в пользу ЕГЭ не остановило его проповедников и внедренцев. Логика их действий проста: в настоящий момент общество уговаривать уже не надо, поскольку ЕГЭ прописан в законе. Но ведь Закон могут и поменять! Соответственно, вся аргументация последнего времени была направлена на объяснение людям, принимающим решения, а именно - депутатам и Президенту, что ЕГЭ — это... инструмент управления системой образования и инструмент оценки работы учителя, школы, региона!

То есть налицо новая подмена целей. Причем по свидетельству учителей, изначально им говорили обратное: результаты ЕГЭ не станут мерилом эффективности их работы, ведь это совсем разные задачи и линейкой напряжение в электросети не измеришь! Удивительную изворотливость и подлость чиновников начинаешь понимать только тогда, когда сам лично увидишь это в реальной жизни. В результате предпринятых активных управленческих действий по новой трактовке ЕГЭ к 2010 году итоги ЕГЭ стали не просто данными методической статистики — на их основании сегодня закрывают школы, увольняют работников системы образования и ставят «управленческие оценки» работе чиновников, включая Губернаторов! Представьте себе: при такой постановке вопроса от результатов ЕГЭ сегодня может зависеть то, кто возглавляет регион! А если учесть тот факт, что оценка ЕГЭ является манипулятивной (я расскажу об этом), то можно прийти к еще более удручающим выводам о том, что в руках неизвестных нам лиц в системе образования зависит политическое и административное управление страной! Это, разумеется, некоторая гипербола, но исключать возможность политического влияния ЕГЭ сегодня уже просто нельзя!

Однако не все так кошмарно и однозначно. Автора данных строк воодушевляют некоторые последние шумные события в системе образования, которые дают повод надеяться на лучшее. Речь идет об известной голодовке учителей против закрытия школ в Ульяновске. Напомню, что поводом для закрытия стали… невысокие результаты выпускников этих школ по ЕГЭ. В итоге разгоревшегося скандала один из главных идеологов и лоббистов ЕГЭ Я. Кузьминов был вынужден сказать следующее:«... Мы сейчас будем предлагать реализовывать программу особой поддержки 20% школ, которые показывают самые слабые результаты по ЕГЭ. Во многих странах такие школы получают дополнительные ресурсы от государства, чтобы эти школы выполняли функцию социального выравнивания». Таким образом, в новом учебном году апологетам ЕГЭ придется искать новые аргументы в защиту своего детища, ведь низкие результаты у каждой пятой школы в стране — это слишком много. Либо с инструментом оценки что-то «не то». Спектакль продолжается, а между тем проблем у системы образования не убывает...

Как устроен ЕГЭ? Попробую взять на себя роль толмача и перевести с заумно-нудного языка разработчиков то, что должно было бы пролить свет на главную тайну ЕГЭ: как работает эта штука? Для начала напомню процедурную часть ЕГЭ. В определенный день и час по всей территории нашей необъятной Родины все выпускники приходят в «пункты приема ЕГЭ», садятся в класс, выключают телефоны и прочие «гаджеты», берут в руки гелиевую ручку с черной пастой, вскрывают индивидуальные секретные пакеты с персональным вариантом ЕГЭ и отвечают письменно на его вопросы. Вопросы в ЕГЭ представлены в трех частях: А, B и С. Первые две части проверяются автоматически с помощью специальных сканеров и компьютерной обработки данных, часть С проверяется экспертами на основании шаблонов решений задач. По логике разработчиков, именно часть С должна давать возможность выпускнику выразить на бумаге индивидуальность в областях, где трудно определить уровень знаний и способность к рассуждению с помощью тестовых заданий частей А и В. После того, как выпускник сдал работу, наступает самое интересное: процедура её проверки. Проверка проводится в специализированном центре и результат этой работы становится известен выпускникам не ранее, чем через неделю (!) после момента сдачи экзамена.

Вторым удивительным обстоятельством является то, что минимальный балл (ниже которого экзамен считается не сданным) устанавливается … после проведения экзамена по предмету! Устанавливается этот самый балл решением предметной Комиссии Рособрнадзора и может отличаться от года к году. Так, например, в 2010 году минимальный проходной балл по физике был установлен на уровне 34, в 2009 году он составлял 37. При этом в описании процедуры шкалирования ЕГЭ на официальном сайте http://www1.ege.edu.ru сказано следующее:«...При оценке результатов государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ устанавливается минимальное количество баллов по каждому образовательному предмету, подтверждающее освоение выпускником основных общеобразовательных программ среднего (полного) образования в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта...» Естественно, у любого здравомыслящего человека возникает вопрос: почему в разные годы баллы разные, если требования должны соответствовать стандарту, а ученики в школе проходят одни и те же содержательные элементы курса обучения? Невнятный ответ на этот вопрос есть все на том же официальном сайте Единого экзамена:

«Минимальное количество баллов по каждому образовательному предмету устанавливается Рособрнадзором после проведения экзамена с учетом:

- статистических данных по результатам экзамена данного года по стране в целом и по отдельным регионам, результатов прошлого года для обеспечения сравнимости результатов по годам;

- требований к уровню общеобразовательной подготовки выпускников средней школы, сформулированных в образовательных стандартах 2004 года;

- особенностей организации учебного процесса по данному общеобразовательному предмету (число часов на его изучение для различных групп экзаменуемых);

- экспертных суждений специалистов по отдельным общеобразовательным предметам и специалистов в области педагогических измерений».

То есть определение текущего уровня экзаменационной «двойки» осуществляется не по конкретному знанию элементов программы, как вы, возможно, думали, а по сложно соотносящейся пропорции массы субъективных и случайных показателей: неясно каких «статистических данных прошлых лет», особенностей обучения (при этом уровень «двойки» — един для всех во всей стране!!) и «экспертных суждений специалистов...», о которых, ясное дело, никому ничего не сообщается — кто эти люди, как именно они выбраны и почему именно они наделены полномочиями экспертов... Словом, «туман накрыл ненавистный Прокуратору город».

Приоткрыть завесу таинственности над процедурой ЕГЭ можно, если прочесть очень интересный доклад «ЕГЭ как катализатор кризиса российского образования», подготовленный учеными из Института прикладной математики им. Келдыша (сам доклад можно почитать тут: http://nonlin.ru/articles/ege ). В своем докладе уважаемые математики в пух и прах разносят всю «научную основу» ЕГЭ, доказывая несостоятельность как методики, так и применяемой технологии пересчета баллов и формализации результатов экзамена. Если вам интересно — почитайте ту часть доклада, которая названа его авторами «Тридцать восемь попугаев и одно попугайское крылышко»: это впечатляюще!

Но даже если допустить, что подсчет баллов — не самое главное в ЕГЭ, то встает другой, не менее интересный вопрос: а как удалось создателям этого экзамена совместить в одной процедуре две взаимоисключающие задачи: отсев двоечников (подведение итогов обучения) и выявление будущих Ломоносовых (вступительный экзамен)? Ответ прост — НИКАК! Приведу цитату из указанного доклада: «Невозможность объединения в одном приборе микроскопа и телескопа, хотя оба построены на оптических принципах, представляется достаточно очевидной. Впрочем, если нечто невозможно, это еще не значит, что не найдется желающих внедрить это нечто в повседневную практику, прекрасным примером чего и стал единый государственный экзамен. Сейчас в нем объединены функции выпускного экзамена и вступительного. То есть, он используется для выявления одновременно и тех, кому нельзя выдавать аттестат зрелости, т.к. они не смогли освоить школьную программу, и тех, кому имеет смысл получать в проверяемой области профессиональную специализацию. При этом обе задачи решаются из рук вон плохо... Абсурдность ситуации усиливается тем обстоятельством, что описанная проблема имеет тривиальное решение. Если достижения и способности нельзя проверить одновременно, их следует проверять порознь. Единый экзамен не должен быть единственным! Само слово «единый» следует понимать исключительно как общий для всей страны, но не как объединяющий в себе выпускной и вступительный...»

Специализированная Комиссия по совершенствованию проведения ЕГЭ при Президенте, признав существование «небольших проблем», не выявила ни одной очевидной системной ошибки ЕГЭ. А ведь именно необоснованный и тайно определяемый балл, совмещение разных задач в одном экзамене и ряд других системных проблем и являются основой несостоятельности «Единого» и именно это вызывает столько вопросов и недоумений у ученых, педагогов, родителей и учеников... Именно скрытая от общественности и реализуемая никому не известными лицами методология и технология, положенная в основу Единого госэкзамена, является основой для манипуляций чиновников с «минимальными баллами». Секретность при создании и хранении вопросных баз — основой для разнузданной коррупции на всех уровнях, а натаскивание «на ЕГЭ» — основой деятельности педагога в 11 классе. При этом насильственное принуждение ВУЗов к признанию результатов ЕГЭ является основой для преступления педагогов против истины, а ненужность учить «неЕГЭшные» предметы — очевидным исходом для школьников.

Продолжение следует.

Несмотря на неоднозначное отношение к обязательным государственным экзаменам среди выпускников школ и их родителей, отмены ЕГЭ в 2019 году точно ожидать не стоит. Судя по тенденции, имевшей место в 2017 и 2018 годах, к выпускным испытаниям ученикам придется готовиться еще более качественно и начинать подготовку не в начале 11 класса, а гораздо раньше.

Если в 2018-2019 учебном году вам предстоит закончить школу и выбрать ВУЗ, настоятельно рекомендуем уже сегодня заинтересоваться такими вопросами, как:

Обязательные предметы

Хотя сегодня еще рано говорить о каких-либо окончательных решениях относительно итоговых испытаний, которые должны состояться в 2018-2019 учебном году, все же сотрудники Минобрнауки готовы слегка приоткрыть завесу таинственности. Нам удалось узнать, что в 2019 году в ЕГЭ точно появятся новые обязательные предметы.

Обязательными предметами являются Русский язык и Математика.

К обязательным предметам (базовой либо профильной математике и русскому языку) в 2019 могли добавить и историю. В Минобрнауки акцентируют внимание на том, что каждый гражданин должен знать историю своей страны и уметь отличать исторические факты от профанаций и фейков, которые в последние годы стали появляться все чаще на фоне противостояния стран в информационном поле.

В качестве предмета по выбору выпускники смогут выбрать:

  • обществознание;
  • физику;
  • химию;
  • историю;
  • информатику;
  • иностранный язык;
  • географию;
  • биологию;
  • литературу.

В списке доступных для сдачи иностранных языков будут присутствовать: английский, немецкий, французский, испанский и китайский.

Как и ранее, испытания для будущих абитуриентов начнутся еще в начале зимы написанием уже ставшего традиционным стартом выпускной кампании декабрьским сочинением.

Таким образом, уже сегодня, учась в 10-м классе, будущие выпускники должны определиться с тем, в каком направлении им хотелось бы продолжить обучение и определиться, сколько и каких предметов им для этого необходимо сдать на ЕГЭ в 2019 году.

Нововведения и изменения в ЕГЭ 2019 года

Если верить обещаниям Васильевой, то кардинальных изменений в сезоне 2018-2019 года не будет. Нововведения, внедренные в 2017 и 2018 годах, отлично зарекомендовали себя, а потому сохранятся и в новых экзаменационных билетах.

Ожидаются такие важные изменения:

  1. Обязательная устная часть в ЕГЭ по русскому языку (экзамен будет разделен на два дня).
  2. Новое задание в письменном экзамене по русскому языку под номером 21, где необходимо показать знания пунктуации. А также тестовая часть будет включать в себя меньше подсказок, чем раньше. Высоко будут оцениваться комментарии по теме сочинения (+ дополнительные 5 баллов).
  3. Разработка новых КИМ по литературе, ориентированных на раскрытие творческого потенциала экзаменуемого.
  4. В ЕГЭ по истории в цитате не должно быть лишней информации, не относящейся к контексту, иначе ответ не будет засчитан (это касается задания под номером 21). Что же касается задания №2, здесь придется самостоятельно заполнить таблицу, а не выбирать 2 из 5-ти представленных вариантов ответа.
  5. Добавление в билеты по математике так называемых «интегрированных задач», для решения которых ученикам необходимо будет аккумулировать знания из разных областей алгебры и геометрии.
  6. Что касается биологии – задание под номером 6 будет в виде рисунка, а не в текстовом формате.
  7. Экзамен по информатике будет проходить только с использованием ПК (без «бумажной» части).
  8. Повышен максимальный балл за обществознание – теперь он не 64, а 65.
  9. Экзамен по китайскому языку с письменной и устной частями.
  10. Ужесточение правил, направленных на обеспечение достоверности полученного результата.

Возможно, для школьников, недостаточно ответственно подходивших к изучению отдельных предметов и осознавших недостаток знаний, лишь перейдя в 11 класс, информация о том, сколько предметов предстоит сдавать на ЕГЭ в 2019 году, окажется пугающей. Но, целью таких нововведений является обеспечение конкурентных ВУЗов страны студентами, обладающими необходимым объемом знаний.

Больше о нововведениях, которые ожидаются в Едином Государственном Экзамене смотрите в интервью Ольги Васильевой.

Календарь ЕГЭ на 2019 год

Согласно утвержденного расписания Единого Государственного Экзамена декабрьское сочинение выпускники 2018-2019 учебного года будут писать в такие даты:

  • основная сессия- 05.12.18;
  • 1-я пересдача – 06.02.19;
  • 2-я пересдача – 08.05.19.

Досрочный период пройдет с 20.03.19 по 10.04.19 согласно установленному графику:

Календарь основной сессии ЕГЭ в 2019 году будет таким:

В сентябре выпускники смогут пересдать только обязательные предметы. График пересдач будет таким:

Минимальные и проходные баллы

Выполняя задания ЕГЭ, выпускник набирает тестовые баллы, которые преобразуются в итоговые результаты по определенной шкале. Произойдут ли изменения в таблице 2019 года пока не известно. Но, с высокой степенью вероятности можно утверждать, что останется система минимального и проходного балла.

  • Минимальный балл – необходимое условие для получения документа об образовании. Набрать минимальный балл по предметам несложно. Для этого достаточно владеть теорией и практикой на базовом уровне.
  • Проходной балл – необходимое условие для вступления в выбранный выпускником ВУЗ. Информацию о проходных баллах для определенной специальности в интересующем университете стоит искать на официальном сайте учебного заведения.

Пересдача

Из хороших новостей можно выделить тот факт, что в 2019 году можно будет пересдать не только обязательные предметы, а и любой экзамен ЕГЭ. Но, только один!

Для выпускников прошлых лет, получивших неудовлетворительный результат а также для тех, кто «завалил» более 1 предмета или был уличен в нарушении дисциплины пересдач не будет.

Если выпускник не смог явиться в день испытания по уважительной причине (подтвержденной документально), то он получит еще 2 попытки.

  • в резервный день сессии;
  • во время осенней сессии.

Поскольку сертификат ЕГЭ сохраняет свою актуальность на протяжении 4-х лет, осенняя пересдача открывает перед выпускником перспективу вступления в ВУЗ на следующий год, или даже в 2019-2020 на факультеты, имеющие недобор студентов.

Подготовка

Читая нашу статью уже сегодня, вы вовремя задумались о подготовке к итоговым испытаниям, которые ожидают вас в 11-м классе.

Опытные преподаватели, за плечами которых годы эффективной подготовки выпускников к сдаче Единого Государственного Экзамена, рекомендуют идти к намеченной цели по такому алгоритму:

  1. Определить, на какой факультет хотелось бы поступить.
  2. Ознакомиться с тем, какие обязательные предметы (сертификаты ЕГЭ) требует ВУЗ от абитуриентов в 2019 году.
  3. Ознакомиться с тем, какие изменения ожидаются в 2019 году по основным предметам ЕГЭ (в этом поможет официальный сайт ФИПИ).
  4. Поэтапно повторить все темы школьного курса по предметам, практикуя решение пробных билетов 2018 и 2019 года.
  5. Посещать курсы подготовки к ЕГЭ или обратиться к репетитору.

К сожалению, практика показывает, что просто хорошего знания предмета мало для успешной сдачи ЕГЭ. Необходима практика решения заданий определенного типа. Приобретая опыт решения билетов ЕГЭ во время подготовки к экзаменам, ученики формируют стратегию выполнения заданий и приобретают уверенность в собственных силах, что является незаменимым помощником в достижении успеха.

Подпишитесь на наши обновления или присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях и вы не пропустите важные изменения и самые свежие новости о том, что стоит ожидать ученикам 11-х классов на ЕГЭ в 2019 году.

Также предлагаем посмотреть видео Всероссийской встречи руководителя Рособрнадзора с родителями, на которой поднимались вопросы, важные для будущих выпускников.

Новое на сайте

>

Самое популярное