Домой Финансы Сколько депутатов в гос думе. Сколько депутатов в Государственной думе? Полномочия Государственной думы Российской Федерации

Сколько депутатов в гос думе. Сколько депутатов в Государственной думе? Полномочия Государственной думы Российской Федерации

Экономист, математик. 30 лет опыта в государственной статистике. Дата: 30 апреля 2019. Время чтения 6 мин.

Согласно Конституции РФ, в Госдуме должно работать 450 депутатов. Это положение остается неизменным с 1993 года. В составе первой Госдумы, учрежденной в России в 1905 году, было 478 депутатов.

Государственная Дума и – две палаты Федерального Собрания. Первая представляет народ, вторая – интересы субъектов Федерации. Мы будем говорить о Госдуме – верхней палате ФС. Именно здесь принимаются федеральные законы, осуществляется контроль за деятельностью Правительства страны. Здесь назначают на должность и освобождают от нее Уполномоченного по правам человека руководителей таких учреждений, как Центральный банк, Счетная палата, объявляет амнистии, решает вопросы международного парламентского сотрудничества. Российская Конституция определила количество депутатов в Государственной думе, и более двух десятков лет это число остается неизменным.

Как начинался российский парламентаризм

Первая Государственная Дума была учреждена в Российской Империи в 1905 году. Это стало началом истории представительного законодательного органа государственной власти в стране. Места в ней распределились следующим образом:

  • 16 октябристов;
  • 179 кадетов;
  • 97 трудовиков;
  • 105 беспартийных;
  • 63 представителя национальных окраин;
  • 18 социал-демократов.

Полномочия их были весьма ограничены – земельный вопрос был главным в работе. Политические реформы, которые пытались проводить депутаты, оставались безуспешными. Они ратовали за прекращение репрессивных мер против революционеров 1905–1907 гг., и тоже безрезультатно. Срок полномочий госдумы: 27 апреля – 8 июля 1906 года. Николай II распустил ее. «Дума народного гнева» – таковой она осталась в истории.

Государственная дума II созыва работала с 20 февраля по 2 июня 1907 года (единственную сессию). В думе 222 человека, из них:

  • социал-демократов 65;
  • трудовиков 104;
  • эсеров 37.

Третья Дума, в отличие от двух предшествующих, проработала полный срок - с ноября 1907 года по июнь 1912 года. Ее 442 депутата представляли партии: октябристов, черносотенцев, кадетов, прогрессистов, мирнообновленцев, социал-демократов, трудовиков, беспартийных, мусульман. Октябристы оказались самой многочисленной – 125 человек.

С ноября 1912 по февраль 1917 года работала IV Дума. В истории самодержавной России в этот предкризисный для страны и мира период она была последней.


В период существования Союза ССР и РСФСР представительные и законодательные функции выполняли:

  • советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, народных депутатов СССР;
  • Верховные советы СССР и РСФСР;
  • Всесоюзные и Всероссийские съезды Советов.

Возродилась Госдума уже в новейшей истории.

Численность депутатов

Нынешняя дума – 7-го созыва. Первая была созвана в 1993 году. В составе этого государственного органа 450 депутатов, как это прописано в Конституции РФ. Они избираются тайным голосованием на всеобщих, прямых равных выборах сроком на 5 лет. Эта численность остается неизменной с 1993 года, когда в Российской Федерации был образован данный парламентский орган.

Закон о статусе депутата Государственной думы (№3-ФЗ от 08.05.1994г.) регламентирует права и обязанности членов парламента.

Таблица 1. Численность и состав Госдум 1-6 созыва с 1993 по 2016 год

Созыв Места избирательных объединений Председатель Годы работы
I ЛДПР и «Выбор России» – по 64, «Аграрная партия России» –57, КПРФ – 42,

«Женщины России» – 23, «Яблоко» – 27,

«Партия российского единства и согласия» – 22, Демократическая партия России – 14.

И.П. Рыбкин, Аграрная партия России 1994-1996
II КПРФ – 157, «Наш дом - Россия» – 55,

ЛДПР – 51, «Яблоко» – 45.

Г.Н. Селезнев, КПРФ 1996-2000
III КПРФ – 113, «Медведь» – 73,

«Отечество - Вся Россия» – 68, СПС – 29,

«Яблоко» – 20, «Блок Жириновского» – 17

2000-2003
IV «Единая Россия» – 223, КПРФ – 52, «Родина» – 37, ЛДПР – 36 Б.В. Грызлов, «Единая Россия» 2003-2007
V «Единая Россия» – 315, КПРФ – 57, ЛДПР – 40, «Справедливая Россия» – 38 2007-2011
VI «Единая Россия» – 238, КПРФ – 92, «Справедливая Россия» – 64, ЛДПР – 56 С.Е. Нарышкин, «Единая Россия» 2011-2016

Источник: официальный сайт Госдумы

Государственная Дума седьмого созыва начала свою работу в октябре 2016 года.

Состав и структура Государственной Думы

Комитеты Госдумы

В настоящее время 26 комитетов занимаются конкретными направлениями законотворческой деятельности: вопросами законодательства, экономической политики, местного самоуправления и предпринимательства, бюджетом и налогами и др.

В этих структурных подразделениях разрабатываются и обсуждаются законопроекты, соответствующие профильному направлению комитета.

С их работой схожа деятельность 6-ти комиссий, существующих в российском парламенте, с той лишь разницей, что занимаются они не законотворчеством, а контролем соответствующего направления функционирования.

В задачи этого органа входит подготовка конкретных законопроектов для рассмотрения их на сессии и планирование работы парламента во время сессий. Что означает буквально следующее: прежде чем готовый законопроект будет вынесен на всеобщее рассмотрение депутатов, его прорабатывают в Совете. В его составе 14 членов.

Руководит Советом председатель Госдумы – Володин Вячеслав Викторович.

В него также входят два его первых заместителя: Иван Иванович Мельников и Александр Дмитриевич Жуков,

заместители:

  • Ольга Викторовна Тимофеева;
  • Ольга Николаевна Епифанова;
  • Ирина Анатольевна Яровая;
  • Игорь Владимирович Лебедев;
  • Петр Олегович Толстой;
  • Сергей Иванович Неверов;

и руководители парламентских фракций:

  • В. В. Жириновский – ЛДПР;
  • Г. А. Зюганов – КПРФ;
  • С. М. Миронов – «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ»;
  • А. К. Исаев – «ЕДИНАЯ РОССИЯ», первый зам. руководителя фракции;
  • В. Б. Кидяев – «ЕДИНАЯ РОССИЯ», первый зам. руководителя фракции.

Следует отметить, что председатели комитетов в Совете Госдумы обладают правом лишь совещательного голоса.

Фракции Госдумы

В 2018 году в Госдуме работает четыре фракции, сформировавшиеся по одноименным партиям.

Таблица 2. Численность и руководство фракций Госдумы

Государственная дума была утверждена ещё в 1905 году. Сейчас она входит в состав Федерального собрания страны. Конституционные законы, а также законы, относящиеся к Федеральным, принимаются на уровне Государственной думы.

Мандаты, которые в политике представляют собой полномочия, переданные избирательными округами определённому лицу или группе лиц, распределяются в ГД по фракциям. Они представляют собой более узкие объединения, чем партии. Также фракции могут быть частью определенной партии. На официальном сайте Госдумы РФ содержится информация о том, сколько всего депутатов в ней работает – 450. В 2018 году 2 места вакантны. Фактическую деятельность осуществляют 448 человек.

Численность депутатов, входящих в состав фракций ГД

В 2018 году в Государственной думе осуществляет свою деятельность четыре фракции – «Единая Россия», «Коммунистическая партия Российской Федерации», «Либерально-демократическая партия России» и «Справедливая Россия». Они сформировались по одноименным партиям. Также в ГД деятельность осуществляют два депутата, которые не входят ни в одну из фракций – это Журавлёв Алексей Александрович и Шайхутдинов Рифат Габдулхакович.

Лидирующую позицию занимает фракция «Единая Россия». На ее официальном сайте отмечено, сколько депутатов входит в состав фракции. В соответствии с предоставленными данными работу в составе «Единой России» проводит 341 депутат. Глава фракции – Неверов Сергей Иванович. К первым замам относят 6 человек.

Второе место по численности человек, входящих в состав партии, занимают представители КПРФ («Коммунистическая Партия Российской Федерации»). Ее главой является Зюганов Геннадий Андреевич. Всего работу в составе КПРФ осуществляют 43 человека.

На третьем месте находится фракция ЛДПР («Либерально-демократическая партия России). Она осуществляет свою деятельность благодаря нахождению в ней 39 человек. Руководителем данной фракции является Жириновский Владимир Вольфович. Он также является главой Высшего совета в данной партии.

На четвертом месте по численности депутатов, осуществляющих деятельность в рамках Госдумы, располагается фракция политической партии «Справедливая Россия». Ее главой является Миронов Сергей Михайлович. В данной фракции Ольга Епифанова является заместителем председателя Госдумы, Михаил Емельянов, в свою очередь, занимает должность первого заместителя руководителя фракции. У Сергея Миронова 7 заместителей.

Численность внефракционных депутатов

В рамках Государственной думы свою работу осуществляет депутаты, которые не вошли в состав фракций. Их права и полномочия абсолютно те же, что и у депутатов.

Право слова политикам предоставляется один раз в два месяца. Чтобы принять участие в обсуждении определённых вопросов и оповестить всех членов Государственной думы, им обязательно необходимо оформить соответствующее обращение.

Госдума - нижняя палата Федерального собрания, высший законодательный орган властив Российской Федерациинаряду с Советом Федерации, правовой статус которой определён в пятой главе Конституции Российской Федерации .

Аппарат Государственной думы - постоянно действующий орган, осуществляющий правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности депутатов, депутатских объединений, Совета, комитетов и комиссий, председателя Думы, его первых заместителей и заместителей, руководителя и работников аппарата Думы.

В соответствии со статьями 95 и 96 Конституции РФ Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается на пятилетний срок полномочий. Законодательство о выборах депутатов Государственной Думы составляют Конституция РФ, Федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» и другие. Депутаты Государственной Думы избираются гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, по смешанной системе. 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, образуемым на основе единой нормы представительства, но не менее одного округа в субъекте РФ (мажоритарная система), 225 депутатов избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки, выдвинутые избирательными объединениями и блоками (пропорциональная система). Проведение выборов депутатов Государственной Думы в установленные сроки является обязательным. Президент РФ за 4 - 5 месяцев до дня голосования, а в случае роспуска Государственной Думы - одновременно назначает выборы депутатов Государственной Думы, день голосования определяется в соответствии со статьёй 5 Федерального закона. В случае если Президент РФ в установленные сроки не назначит выборы, решение о проведении выборов принимаются Центральной избирательной комиссией РФ.

Депутатом Государственной Думы (статья 97 КРФ) может быть избран гражданин РФ, достигший на день голосования 21 года (не может быть избран гражданин, признанный судом недееспособным или отбывающий лишение свободы по приговору суда). Кандидаты в депутаты могут быть выдвинуты избирателями соответствующего округа, в порядке самовыдвижения, а также избирательными объединениями и блоками. Федеральные списки кандидатов могут быть выдвинуты избирательными объединениями и избирательными блоками. Все кандидаты обладают равными правами и не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения. Кандидат может баллотироваться только в составе одного федерального списка и только в одном избирательном округе. Для регистрации кандидата по одномандатному округу необходимо собрать подписи не менее одного процента избирателей округа, для регистрации федерального списка кандидатов - не менее 200 тысяч подписей избирателей, причём не более 14 тысяч подписей в одном субъекте РФ. Допускается внесение избирательного залога вместо сбора подписей. Для регистрации кандидаты представляют также сведения о доходах и имуществе. Если все требования, предусмотренные федеральным законом, соблюдены, окружная избирательная комиссия (Центральная избирательная комиссия) принимают решение о регистрации соответственно кандидата, федерального списка кандидатов. Все зарегистрированные кандидаты обладают равными правами, несут равные обязанности и осуществляют предвыборную агитацию, в том числе и через средства массовой информации, на равных основаниях. Расходы на подготовку и проведение выборов производятся за счёт федерального бюджета . Кандидаты, избирательные объединения и блоки обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования избирательной компании. За существенные нарушения федерального закона избирательная комиссия может отказать в регистрации кандидата, федерального списка кандидатов, а также отменить регистрацию. При голосовании избиратель получает два бюллетеня, по федеральному округу и по одномандатному округу.

Выборы по одномандатному округу признаются несостоявшимися, если наибольшее число избирателей проголосовало против всех кандидатов, по федеральному округу - если ни один федеральный список кандидатов не получит 5 процентов голосов или если все избирательные списки, которые могут претендовать на получение мандатов, не получат в совокупности 50 процентов голосов, и как в федеральном, так и в одномандатном округе, если в них приняло участие менее 25 процентов избирателей. Избранным по одномандатному избирательному округу считается кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей. Центральная избирательная комиссия распределяет депутатские мандаты пропорционально поданным за них голосам между федеральными списками кандидатов, получивших 5 и более процентов избирателей. Если за такие списки подано в совокупности менее 50 процентов голосов или если за один список подано более 50 процентов голосов, а за другие менее 5 процентов, то в установленном порядке к распределению мандатов допускаются и другие федеральные списки. Не позднее чем через две недели со дня голосования Центральная избирательная комиссия РФ устанавливает общие результаты выборов депутатов Государственной Думы. Если выборы признаны не состоявшимися, недействительными или их результаты аннулированы, проводятся повторные выборы. Если досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному округу, проводятся дополнительные выборы. Дополнительные и повторные выборы не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года до окончания конституционного срока полномочий Государственной Думы. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по федеральному округу, его депутатский мандат, как правило, передаётся зарегистрированному кандидату из того же федерального списка.

Конституция Российской Федерации(статья 103) определяет следующие полномочия Госдумы и даёт право выносить постановления по ним:

    дача согласия президенту Российской Федерации на назначение председателя Правительства Российской Федерации;

    заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

    решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

    назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка Российской Федерации;

    назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты Российской Федерации и половины состава её аудиторов;

    назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека , действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

    объявление амнистии;

    выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Государственная дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

Под принятым федеральным законом по смыслу ч. 1 ст. 107 Конституции РФ понимаются: законы, принятые Государственной думой и одобренные Советом Федерации в соответствии с ч.ч. 1, 2, 3 и 4 ст. 105 Конституции РФ; законы, повторно принятые Государственной думой в соответствии с ч. 5 ст. 105 Конституции РФ; законы, одобренные Государственной думой и Советом Федерации в соответствии с ч. 3 ст. 107 Конституции РФ. Кроме того, принятый федеральный закон подписывается и обнародуется президентом РФ.

В том же порядке должен приниматься, подписываться и обнародоваться и акт законодательного органа , посредством которого осуществляется официальное, имеющее силу закона разъяснение федерального закона. Если же разъяснение предпринято в форме постановления Государственной думы, то есть без соблюдения требований ст.ст. 105, 106, 107 Конституции РФ, предъявляемых к принятию федеральных законов, то оно не может рассматриваться в качестве акта Федерального собрания - законодательного органа РФ. Будучи актом лишь одной из его палат, такое постановление не является аутентичным официальным разъяснением закона. Нельзя его признать и делегированным официальным разъяснением закона, поскольку Конституция РФ не предоставляет Государственной думе соответствующего права.

Определяет российская Конституция . За свое существование, а это более двух десятков лет, данный закон не претерпел значительных изменений. В то же время история российского парламентаризма куда длиннее. Давайте узнаем, сколько депутатов в Государственной думе России, а также некоторые другие нюансы функционирования данного органа и его историю.

Истоки российского парламентаризма

Перед тем как выяснить, сколько депутатов в Государственной думе, давайте окунемся в историю возникновения российского парламентаризма.

Первый парламент у нас в стране, который так и назывался - Государственная дума, возник ещё во времена Российской империи . Его основание было своеобразной уступкой монархии народу, который требовал право участвовать в управлении страной, что и привело к неоконченной революции 1905 года. Тогда же император Николай II издал указ об учреждении Государственной думы. Правда, её решения носили не обязательный, а только рекомендательный характер.

Уже в декабре 1905 года первый созыв данного парламентского органа заработал. Число депутатов в Государственной думе составляло 448 человек. Большинство из них состояли во фракциях Конституционных демократов (153 человека), трудовиков (97 человек) и автономистов (63 человека). 105 депутатов не состояли ни в какой партии. Первое заседание Думы этого созыва датируется апрелем 1906 года, но проработала она всего 72 дня и в июле была распущена согласно императорскому указу.

Дума второго созыва работала в первой половине 1907 года. На этот раз общее количество депутатов в Государственной думе составило 518 человек. Теперь большинство было у трудовиков (104 депутата), а у кадетов только 98 депутатов. Отстранение депутатов Государственной думы осуществлялось в июне 1907 года, когда парламентский орган был распущен под предлогом подозрения в попытке некоторых его членов осуществить государственный переворот.

Дума третьего созыва проработала с 1907 по 1912 год. В ней было представлено 446 депутатов. В этот раз большинство было у октябристов - 154 человека.

Сколько депутатов в Государственной думе последнего, четвертого, созыва, которая работала с 1912 по 1917 год? В её деятельности принимало участие 442 депутата. Больше всех опять было октябристов - 98 человек. Она была распущена уже после Февральской революции в октябре 1917 года, когда были назначены выборы в Но дальнейшие перспективы российского парламентаризма так и остались неосуществленными, так как в стране произошла Октябрьская революция 1917 года.

Уже после законодательным органом РСФСР, а затем и Российской Федерации стал Верховный Совет. Он осуществлял законодательную функцию с 1938 по 1993 год.

Образование Государственной думы Российской Федерации

Поводом к образованию нового парламентского органа стала попытка значительной части депутатского корпуса Верховного Совета во главе с его спикером Русланом Хасбулатовым в октябре 1993 года осуществить государственный переворот. Попытка успехом не увенчалась, но она послужила поводом для роспуска Верховного Совета.


В том же году президент России Борис Ельцин издал указ о формировании нового парламентского органа - Государственной думы. Выборы в Думу были осуществлены уже в декабре 1993 года.

Функции Госдумы

Теперь давайте узнаем, в чем состоит деятельность депутатов Государственной думы.

Государственная дума является высшим законодательным органом в России. То есть главной обязанностью депутатов является Этот парламентский орган имеет статус нижней палаты Федерального Собрания, верхней палатой которого является Совет Федерации.

Права и обязанности членов парламента указаны в Законе о статусе депутата Государственной думы. К примеру, этот закон гарантирует депутатскую неприкосновенность, а также ряд других привилегий народных избранников.

Срок полномочий депутатов

Первоначально, во время переходного периода сразу после учреждения Государственной думы, депутаты первого созыва получили свои полномочия всего на срок два года. Но уже со следующего созыва планировалось увеличить данный термин до четырех лет. Так и было сделано, поэтому с 1995 по 2011 год депутаты со второго по пятый созыв получали полномочия на срок четыре года.


Но с 2011 года срок депутатских полномочий был увеличен до пяти лет. Именно на этот период была дана возможность выполнять свои обязанности депутатам шестого созыва. Это было сделано в целях экономии бюджетных средств на проведение выборов.

Следующие выборы в депутаты Государственной думы назначены на сентябрь 2016 года.

Механизм проведения выборов

Что же представляет собой система выборов депутатов Государственной думы? Как говорилось выше, если ранее выборы депутатов проводились раз в четыре года, то теперь они проводятся раз в пять лет.

В России существует смешанная система выборов. То есть половина депутатов избирается по одномандатному избирательному округу, а другая половина - по партийным спискам. Таким образом, в первом случае избиратели голосуют за конкретного человека, который в случае победы в округе станет депутатом, а во втором случае - за партию. Именно данный подход позволяет максимально обеспечить как интересы конкретных регионов, так и электоральных предпочтений избирателей.

Численность депутатов

Теперь давайте все-таки выясним, сколько депутатов в Государственной думе. На указанный вопрос четкий ответ даёт Конституция Россия, в которой прописана численность парламента.

На данный момент в Государственной думе 450 депутатов. При этом указанная численность не менялась с самого образования данного парламентского органа в 1993 году.

Состав Государственной думы

Мы узнали, сколько в Государственной думе РФ депутатов. В то же время не менее важно знать, какие же силы на данный момент представляют народные интересы. Полный список депутатов Государственной думы на 450 человек из-за его громоздкости представить тут не получится, но мы можем изучить структуру парламента, узнав количество представителей от фракций в нем.


На данный момент больше всего в Думе депутатов от проправительственной фракции "Единая Россия" - 238 человек. Затем следуют депутаты от КПРФ - 92 человека. Следом за ними идут представители фракции "Справедливая Россия" - 64 человека. Меньше всего в парламенте депутатов от ЛДПР - 56 человек. Это количество депутатов обосновано оптимально потребностью представительства различных округов России, а также политических сил.

Структура парламента

Теперь давайте узнаем, как структурирована Государственная дума и какова её внутренняя организация . Ведь 450 депутатов - это все-таки немалое число людей, и каждый из них, кроме основной функции законотворчества, должен исполнять ещё дополнительные задачи в парламенте.

О фракционном делении депутатов мы в общих чертах сказали выше. Стоит лишь сказать, что фракции - это группы депутатов, объединенные единой долгосрочной целью и общим видением дальнейшего пути развития страны. Чаще всего фракции формируются вокруг отдельных партий или создаются из объединения нескольких партий.

Первым лицом в Государственной думе является председатель. В его обязанности входит руководство работой парламентом во время сессионной деятельности, а также представление его во взаимоотношениях с другими государственными структурами , а также зарубежными парламентскими органами. Председатель Госдумы избирается депутатами путем тайного голосования, как правило, на первой сессии созыва. Кроме того, избирается первый заместитель и заместители. В их обязанности входит помощь председателю в ведении сессии, кроме того, первый заместитель должен его заменять, в случае отсутствия по каким-либо причинам. На данный момент председателем Госдумы является член проправительственной партии "Единая Россия" Сергей Нарышкин.


Главной задачей аппарата Госдумы является обеспечение бесперебойного функционирования российского парламента. Данный орган обязан следить за материально-техническим, информационным, финансовым, организационным обеспечением деятельности депутатов. Начальствует над этой структурой руководитель аппарата Госдумы. На данный момент данную должность занимает Джахан Реджеповна Поллыева.

Конкретными направлениями законотворческой деятельности занимаются комитеты Госдумы. В них состоят депутаты, организованные в группы по отдельным сегментам, зачастую согласно партийной квоте. В настоящее время основными комитетами являются:

  • по конституционному законодательству;
  • по бюджету;
  • по труду и соцполитике;
  • по экономической политике;
  • по вопросам собственности;
  • по энергетике;
  • по промышленности;
  • по охране здоровья;
  • по образованию.

Кроме того, существует и ряд других комитетов. В данных структурных подразделениях парламента разрабатываются и обсуждаются конкретные законопроекты, согласно профильному направлению комитета. Деятельностью комитетов руководят председатели, у которых имеются первые заместители и заместители.

Очень похожа на работу комитетов деятельность комиссий. Главное отличие в том, что в задачи данных структур входит не законотворческая деятельность, а контроль по какому-либо направлению функционирования. Иногда комиссии специально формируются для контроля за выполнением конкретно поставленной задачи. В настоящее время в российском парламенте существует шесть комиссий:

  • по контролю за достоверностью сведений о доходах;
  • по вопросам депутатской этики;
  • счётная комиссия;
  • по строительству зданий для парламентского центра;
  • по контролю обеспечения развития ОПК России;
  • по контролю за расходом средств из бюджета, направленных на обеспечение нац. безопасности.

Во главе каждой комиссии стоит председатель.

Ещё одним структурным органом российского парламента является Совет Госдумы. Именно данный орган подготавливает конкретные законопроекты для рассмотрения их на сессии, и планирует работу парламента во время сессионной процедуры. То есть это тот орган, который проводит предварительную работу над готовыми законопроектами перед вынесением их на всеобщее рассмотрение депутатов.

Руководит Советом Кроме того, в Совет входят его заместители и руководители парламентских фракций. А вот председатели комитетов имеют только право совещательного голоса в данном органе.

Таковой в общих чертах является структура организации Государственной думы Российской Федерации.

Роспуск Государственной думы

Возможность роспуска парламента предусмотрена Конституцией России. Эта процедура может быть осуществлена, если Дума трижды отклонила предложенных президентом кандидатов на пост председателя правительства или трижды выражает тому недоверие. В этом случае глава государства может воспользоваться своим конституционным правом на роспуск парламента. Но пока что в новейшей российской истории данная процедура роспуска Государственной думы не применялась. Единственный роспуск парламентского органа был осуществлен в 1993 году при президенте Борисе Ельцине. Но тогда он ещё назывался Верховным Советом, то есть это было ещё до учреждения Думы.


Кроме того, уже несколько раз отстранение депутатов Государственной думы осуществлялось в индивидуальном порядке. В этом случае парламент сам принимает решение об отстранении своих отдельных членов. Например, по такой процедуре был отстранен от деятельности в Госдуме депутат от фракции "Справедливая Россия" Илья Пономарев.

Значение парламентаризма

Значение Государственной думы в России трудно переоценить. Ведь это именно тот орган государственной власти , через который посредством института выборов, граждане реализуют свое управлять страной. В его задачи входит принятие законодательных актов, а также выполнения ряда контрольных функций, и некоторых других задач. То есть, другими словами, именно от Государственной думы зависит принятие конкретных законов в стране.

Существующая численность депутатов в парламенте научно обоснована требуемым количеством представителей от всех регионов России, и различных политических сил, чтобы учитывались интересы всего населения страны. Именно поэтому и было решено остановиться на числе в 450 депутатов.

Конечно, как и любой институт власти, парламентаризм далеко не идеален. В то же время нужно заметить, что более эффективного органа управления, через который вся масса населения, имеющая гражданство конкретного государства, может влиять на государственную политику , в мире ещё не придумано. Кроме того, существование нескольких включая отдельно выделенную законодательную власть , функционирующую через парламент, позволяет контролировать другие ветви власти (исполнительную и судебную) и предотвращать узурпацию управления страной одной из них либо президентом.

1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет*(19).

2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

Комментарий к Статье 96 Конституции РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает важный принцип функционирования Государственной Думы - периодическое обновление ее состава. Данный принцип обусловлен демократической природой государства. Формируя представительные органы, граждане реализуют право на участие в управлении делами государства. В результате регулярной периодичности выборов основой органов власти является свободная воля народа. Периодическая смена состава парламента призвана отражать происходящие социально-политические изменения в стране, обеспечивает подтверждение соответствия депутатского мандата сложившейся ситуации и является своеобразным мерилом качества и эффективности работы парламентариев.

Обязательность периодического проведения выборов предусмотрена Всеобщей декларацией прав человека (ст. 21) и Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 25), Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (ст. 3 Протокола N 1). Данный принцип наряду с другими закреплен в Декларации о критериях свободных и справедливых выборов*(992), принятой в 1994 г. Советом Межпарламентского союза; отнесен Конвенцией о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках СНГ 2002 г. к числу таких стандартов.

В мире установлены различные сроки легислатур, как правило, в пределах четыре - шесть лет, хотя встречаются как более короткие сроки (например, Палата представителей Конгресса США - избирается на два года), так и более длинные (сенаторы во Франции избираются на девять лет).

Со второго по пятый созыв Государственная Дума избиралась на основе всеобщего избирательного права сроком на четыре года, как, например, в Австрии, Болгарии, Германии, Польше, Швеции. Первые выборы Государственной Думы 12 декабря 1993 г. проходили на двухлетний срок. Это обстоятельство нашло свое закрепление в п. 7 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции.

Законом РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы"*(993), инициированным Президентом РФ Д.А. Медведевым, срок полномочий Государственной Думы новых созывов увеличен до 5 лет, как, например, у Палаты общин в Канаде, палат парламента Италии, Венесуэлы, Турции. Данное новшество связано с тем, чтобы избранный всенародно высший институт государственной власти имел достаточно времени, чтобы все заявленное в предвыборных обещаниях провести в жизнь и результаты своей работы показать народу, отчитаться перед избирателями, перед страной*(994).

Срок полномочий Государственной Думы может быть прерван ее досрочным роспуском на основании ч. 1 ст. 109, ч. 4 ст. 111 и ч. 3 и 4 ст. 117.

2. Конституция в самых общих чертах определяет порядок формирования палат Федерального Собрания, оговаривая, что Государственная Дума избирается, а Совет Федерации формируется из представителей субъектов Федерации (по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти), предоставляя право законодателю самому определять порядок формирования Совета Федерации (не исключая прямые выборы в этот орган) и порядок выборов в Государственную Думу.

Зарубежный опыт показывает, что отражение федеративной природы государства является доминирующей, но не общей чертой, характерной для "верхних" палат парламентов федераций. В связи с этим нельзя выявить и какую-либо специфичную для федераций модель формирования этих палат, наоборот, можно констатировать их многообразие. Так, члены Совета Кантонов Швейцарской Конфедерации и Сената Конгресса США избираются населением кантонов и штатов непосредственно. В Германии членов Бундесрата назначают правительства земель. Члены Федерального Совета Австрии избираются региональными законодательными собраниями (ландтагами). Сложная комбинация прямых и непрямых выборов при наличии этно-языкового квотирования существует в Бельгии.

В целом действующие парламентские системы используют различные схемы формирования "верхних" палат высших представительных и законодательных органов: избрание прямыми выборами (сенаты Польши, Румынии, Чехии, Палата советников Японии), косвенные выборы избирателями территорий более низкого уровня (Сенат Франции), косвенные выборы профессиональными группами (Сенат Ирландии), назначение (Сенат Канады), передача по наследству (Палата лордов Великобритании до реформы 1999 г., Сенат Лесото) и др.*(995)

Законодательно установленный порядок формирования Совета Федерации прошел несколько этапов. Первый связан с функционированием Совета Федерации в период с 11 января 1994 г. по 15 января 1996 г. Согласно п. 7 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Совет Федерации первого созыва, как и Государственная Дума первого созыва, избирался сроком на два года. Положение о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания РФ в 1993 г., утвержденное Указом Президента РФ от 11.10.1993 N 1626, предусматривало, что депутатом Совета Федерации мог быть избран гражданин РФ, достигший 21-летнего возраста. Депутаты Совета Федерации избирались на основе мажоритарной системы по двухмандатным (один округ - два депутата) избирательным округам, образуемым в рамках административных границ субъектов РФ. При выборах в Совет Федерации каждый избиратель подавал голос за двух кандидатов.

Второй этап начался с введения в действие Федерального закона от 05.12.1995 N 192-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". Согласно этому Закону в Совет Федерации входили по два представителя от каждого субъекта РФ: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти, по должности. В двухпалатном законодательном (представительном) органе субъекта РФ его представитель определялся совместным решением обеих палат. Такой способ формирования палаты был недостаточно корректен по отношению к закрепленному Конституцией принципу деятельности Федерального Собрания как постоянно действующего органа, поскольку члены Совета Федерации - главы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации в силу своих должностных обязанностей большую часть времени вынуждены находиться на местах. Уязвимым с точки зрения действия конституционного принципа разделения властей было и вхождение в состав палаты руководителей исполнительных органов субъектов РФ*(996). Исходя из этого Федеральное Собрание поддержало инициативу Президента РФ по профессионализации палаты и приняло федеральный закон, определяющий иной порядок формирования Совета Федерации.

Федеральный закон от 05.08.2000 N 113-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (в ред. от 21.07.2007) ознаменовал переход к третьему этапу в формировании этой палаты. Совет Федерации в настоящее время составляют вместо глав представители законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации. Согласно названному Закону членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного права на постоянное проживание на территории иностранного государства, достигший возраста 30 лет, проживший не менее 10 лет в совокупности на территории субъекта РФ, органом государственной власти которого осуществляется его избрание (назначение), и обладающий в соответствии с Конституцией правом избирать и быть избранным в органы государственной власти*(997).

Порядок выбора (назначения) представителей и срок их полномочий различны. Так, член Совета Федерации - представитель субъекта РФ от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается им на срок своих полномочий (а при формировании законодательного (представительного) органа путем ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов). В случае если законодательный (представительный) орган субъекта Федерации имеет двухпалатную структуру (как, например, в Свердловской области), член Совета Федерации избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

Член Совета Федерации - представитель от исполнительного органа субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) на срок его полномочий. Причем решение (указ, постановление) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в трехдневный срок направляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации и вступает в силу, только если на очередном или внеочередном заседании этого органа 2/3 от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя.

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий данного члена Совета Федерации и прекращаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий нового члена Совета Федерации - представителя от того же органа государственной власти субъекта РФ. Полномочия члена Совета Федерации прекращаются досрочно по основаниям, предусмотренным Законом о статусе члена СФ и депутата ГД (ст. 4). Полномочия члена Совета Федерации могут быть также досрочно прекращены по представлению Председателя палаты избравшим (назначившим) его органом государственной власти субъекта РФ в том же порядке, в котором осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации. При этом за органом государственной власти субъекта РФ сохраняется право не рассматривать поступившее представление Председателя Совета Федерации.

Изменение порядка формирования Совета Федерации, превращение его в постоянно действующий, а не сессионный орган обеспечили более авторитетное позиционирование этой палаты как участника законодательного процесса , усовершенствование форм его работы, эффективное взаимодействие палат Федерального Собрания, в том числе в части выражения позиции о законопроектах на ранней стадии законодательного процесса.

В то же время в целях дальнейшего повышения уровня и качества народного представительства во власти по инициативе Президента РФ Д.А. Медведева с 1 января 2011 г. устанавливается новый порядок формирования этой палаты Федерального Собрания. Кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации может быть только гражданин Российской Федерации, являющийся депутатом законодательного (представительного) органа субъекта РФ или депутатом представительного органа муниципального образования , расположенного на территории соответствующего субъекта РФ. В отношении кандидатов снимается ценз оседлости.

Полномочия члена Совета Федерации будут начинаться с момента его избрания (назначения). Приступить к исполнению своих полномочий член Совета Федерации сможет со дня подтверждения получения Советом Федерации копии решения о его избрании (назначении). Также вновь устанавливается институт досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации органом его избравшим (назначившим)*(998).

Порядок выборов депутатов Государственной Думы в большей мере предопределен положениями Основного Закона. Согласно Конституции (ст. 95-97) Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Государственная Дума избирается сроком на пять лет. В соответствии с п. "а" ст. 84 Конституции выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначает Президент РФ.

Способ выборов депутатов Государственной Думы не установлен Конституцией, что и позволяет законодателю самостоятельно определять его. Регламентация избирательных процедур может иметь различные решения. Во Франции, например, выборы в нижнюю палату парламента (Национального Собрания) проводятся по мажоритарной системе абсолютного большинства в два тура, в Палату общин Великобритании - по мажоритарной системе относительного большинства в один тур, а в Палату депутатов Бразилии - по пропорциональной избирательной системе.

Как отметил Конституционный Суд в Определении от 20.11.1995 N 77-О*(999), от законодательного органа зависит: будет ли избирательная система мажоритарной, пропорциональной или смешанной, будет ли введен определенный процент голосов избирателей, который необходимо собрать в поддержку списка избирательного объединения, с тем чтобы оно имело право участвовать в распределении депутатских мандатов; как будет определяться допустимое отклонение численности избирателей в избирательном округе от единой нормы представительства и т.п. Выбор того или иного варианта и его закрепление в избирательном законе зависит от конкретных социально-политических условий и является вопросом политической целесообразности.

Депутаты Государственной Думы четырех созывов (1993-1995 гг., 1995-1999 гг., 1999-2003 гг., 2003-2007 гг.) избирались по смешанной системе: 225 депутатов - по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат) на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ, за исключением избирательных округов , образуемых в субъектах РФ, число избирателей в которых меньше единой нормы представительства; другие 225 депутатов - по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками. Иными словами, половина депутатов Государственной Думы избиралась по мажоритарной системе относительного большинства, а другая половина - по пропорциональной системе.

Согласно Закону о выборах депутатов ГД ФС РФ, вступившему в силу с 7 декабря 2006 г., депутаты Государственной Думы избираются только по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы. Переход от одной избирательной системы к другой - нередкое явление. Неоднократно менялся порядок формирования парламента в Италии, Франции, Японии, многих других странах. Переход к полностью пропорциональной системе выборов депутатов Государственной Думы имеет свои преимущества. Эта система представляется более справедливой, хотя все существующие избирательные модели не лишены своих недостатков*(1000).

Выдвижение кандидатов в составе федеральных списков осуществляется политическими партиями, имеющими в соответствии с Законом о политических партиях право принимать участие в выборах*(1001). Политическая партия вправе включать в федеральный список кандидатов лиц, не являющихся членами данной политической партии, однако их численность не может составлять более 50% от общего числа кандидатов. Общее число кандидатов, включенных в федеральный список кандидатов, не может превышать 500 человек. С целью гарантирования реализации пассивного избирательного права Закон о выборах депутатов ГД ФС РФ устанавливает, что каждый гражданин РФ вправе обратиться в любое региональное отделение любой политической партии с предложением включить его в федеральный список кандидатов, выдвигаемых этой политической партией. В случае поддержки этой кандидатуры не менее чем десятью членами политической партии она должна быть рассмотрена на конференции (общем собрании) регионального отделения политической партии при решении вопросов, связанных с участием политической партии в выборах, а также на съезде политической партии при решении вопроса о выдвижении федерального списка кандидатов.

В законодательстве РФ предусмотрен так называемый заградительный пункт (процентный барьер), означающий некоторое ограничение пропорциональности представительства. Такое ограничение не допускает раздробления депутатского корпуса на множество мелких групп, тем самым обеспечивая стабильное функционирование парламента. Законодательство, по которому проводились выборы первых четырех созывов Государственной Думы, предусматривало, что к участию в распределении депутатских мандатов по федеральному избирательному округу допускаются федеральные списки кандидатов, которые получили, как правило, 5% и более голосов избирателей, принявших участие в голосовании. С декабря 2007 г. заградительный пункт составит 7%.

Как указал Конституционный Суд РФ, разрешая дело о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона от 21.06.1995 N 90-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в ред. от 17.11.1998) (Постановление от 17.11.1998 N 26-П*(1002)), установлением процентного барьера не ограничиваются избирательные права граждан и не нарушается равенство перед законом общественных объединений, предусмотренное ч. 4 ст. 13 Конституции. Выборы - это возможность для избирателей определить свои предпочтения и голосовать за соответствующего кандидата или список кандидатов и, следовательно, наличие победивших и проигравших. Однако правила, по которым проводятся выборы, для всех избирательных объединений, избирательных блоков и для всех граждан, участвующих в выборах по федеральным спискам , одинаковы.

Такой порядок не искажает и существо народного представительства. Граждане, которые не голосовали вообще или голосовали, но не за тех кандидатов, которые стали депутатами, не могут рассматриваться как лишенные своего представительства в парламенте. Из ст. 3, 32, 94-96 Конституции в их взаимосвязи следует, что все законно избранные депутаты Государственной Думы являются представителями народа и, следовательно, представителями всех граждан, которые вправе осуществлять управление делами государства через своих представителей. Кандидат, победивший на выборах на условиях, определенных законом, причем независимо от того, по какому избирательному округу - одномандатному или федеральному - он избран, становится депутатом Государственной Думы как представительного органа РФ, т.е. представителем народа в смысле ст. 3 Конституции.

Вместе с тем заградительный пункт недопустимо использовать вопреки предназначению выборов. Поэтому применение процентного барьера недопустимо, если объединения, преодолевшие этот барьер, в совокупности не получат установленного законом большинства голосов избирателей (60%). Кроме того, следует учесть, что, по смыслу ст. 1 и 13 Конституции, демократия, основанная на политическом многообразии и многопартийности, исходит из необходимости существования оппозиции и не допускает монополии на власть. Поэтому если заградительный барьер будет преодолен лишь одним избирательным объединением, даже при условии, что за него подано большинство голосов, ему не могут быть переданы все депутатские мандаты по федеральному округу, так как это противоречило бы принципу пропорциональности выборов в условиях демократии. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок , на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Конституционный срок, на который избирается Госдума, исчисляется со дня ее избрания. Днем избрания Государственной Думы является день голосования, в результате которого она была избрана в правомочном составе. Если Президент не назначит выборы депутатов Госдумы в установленный срок , выборы назначаются ЦИК РФ и проводятся в первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва.

Чтобы гарантировать конституционный статус Федерального Собрания как постоянно действующего органа, на Президента возлагается обязанность одновременно с роспуском Государственной Думы назначить и дату выборов, с тем чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска (ч. 2 ст. 109 Конституции). Таким образом, момент роспуска Государственной Думы совпадает с назначением даты новых выборов, а все избирательные действия и созыв вновь избранной Госдумы на первое заседание должны быть осуществлены в указанные в данной конституционной норме сроки. В этих целях законодатель установил необходимые дополнительные требования, касающиеся сроков выборов и избирательных процедур. Так, днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска Государственной Думы.

В случае если Президент, распустив Госдуму, не назначит выборы депутатов Государственной Думы нового созыва, выборы назначаются ЦИК РФ. Сроки осуществления избирательных действий при проведении досрочных выборов депутатов Государственной Думы сокращаются на четверть.

В Послании Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г. изложены важные меры, направленные на совершенствование порядка выборов в Государственную Думу. Предлагается дать гарантии представительства избирателям, проголосовавшим за так называемые "малые партии": партиям, получившим от 5 до 7% голосов, предоставлять один-два депутатских мандата. При этом учитывается, что на выборах в Государственную Думу в 2007 г. почти 5 млн избирателей отдали голоса партиям, которые в Государственную Думу не прошли, и эти граждане не получили непосредственного представительства на федеральном уровне . В то же время пока не планируется снижение барьера прохождения в Государственную Думу, установленного законом для депутатов. Среди других мер - поэтапное снижение количества подписей избирателей, собираемых для участия в выборах в Государственную Думу; освобождение от сбора подписей партий, которые в ходе следующих выборов в Государственную Думу смогут набрать более 5% голосов либо создавших фракции более чем в трети региональных парламентов (сейчас такой привилегией обладают лишь партии, имеющие фракции в Государственной Думе); отмена использования денежного залога на выборах всех уровней*(1003) и др.

Государственная дума - одна из двух палат Федерального собрания РФ. Неофициально ее иногда именуют "нижней" палатой по аналогии с зарубежными парламентами, где нижняя палата - палата представителей традиционно была более демократической по своему составу и более значительной по своим полномочиям и влиянию на осуществление государственной власти. Конституция РФ определяет постоянный численный состав Государственной думы в 450 депутатов, а срок полномочий Государственной думы составляет 4 года.

Государственная дума формируется на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, т.е. наиболее демократическим способом. Депутатом может быть гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Правовое положение Государственной думы определяется Конституцией РФ и Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания" от 24 июня 1999 г., а также Регламентом самой Государственной думы.

Участие граждан в выборах депутатов Государственной думы добровольное. Граждане РФ, постоянно проживающие или временно находящиеся за пределами Российской Федерации в период подготовки и проведения выборов, обладают всей полнотой избирательных прав при выборах депутатов Государственной думы.

Выборы депутатов нового состава Государственной думы назначает Президент РФ своим указом. Днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который была избрана Государственная дума прежнего созыва. Срок со дня назначения выборов до дня их проведения должен быть не менее четырех месяцев. В случае, если Президент не назначит выборы депутатов Государственной думы в установленные сроки, то выборы проводит Центральная избирательная комиссия в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в который закончились полномочия депутатов Государственной думы.

При роспуске Государственной думы в предусмотренных Конституцией случаях, Президент одновременно назначает выборы нового состава Государственной думы. При этом днем выборов считается последнее воскресенье перед истечением трех месяцев со дня роспуска Государственной думы. Сроки избирательных действий при этом, предусмотренные федеральным законом, сокращаются на одну четверть. Если же Президент распустит Государственную думу и не назначит новые выборы, то выборы проводятся Центральной избирательной комиссией в первое воскресенье после истечения трех месяцев со дня досрочного роспуска Государственной думы.

Существует особый порядок избрания депутатов Государственной думы, установленный Конституцией и специальным законом. Половина численного состава депутатов Государственной думы (225 депутатов) избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), на которые делится территория Российской Федерации . Причем в субъектах Российской Федерации должно быть не менее одного избирательного округа на основе единой нормы представительства на одномандатный избирательный округ, за исключением избирательных округов в тех субъектах РФ, где число избирателей меньше единой установленной нормы на один избирательный округ.


Единая норма представительства устанавливается путем деления общего числа избирателей России на 225 одномандатных избирательных округов. На выборах депутатов от одномандатных избирательных округов действует принцип мажоритарной системы относительного большинства, когда депутатом становится тот, за кого проголосовало избирателей больше, чем за любого другого. Если же в графе бюллетеня "против всех" поданных голосов избирателей оказалось больше, чем за любого из кандидатов, то по закону необходимо проводить новые выборы в данном избирательном округе.

225 депутатов Государственной думы (вторая половина состава палаты) избираются по единому избирательному округу, когда вся страна представляет собой один избирательный округ. Депутаты избираются по пропорциональной избирательной системе, когда мандаты распределяются пропорционального количеству голосов, полученных избирательными блоками и избирательными объединениями. Причем избирательное объединение допускается к распределению депутатских мандатов при условии, если оно получило не менее 5% голосов всех зарегистрированных избирателей.

Этот избирательный барьер, характерный для избирательных систем большинства демократических стран, отстраняет от участия в распределении мандатов мелкие или менее популярные партии или другие избирательные объединения. При этой системе избиратель голосует не за конкретного депутата, а за политическую партию или избирательное объединение в целом. А партия уже сама распределяет полученные мандаты среди своих кандидатов в депутаты, т.е. персональный состав депутатов не зависит прямо от волеизъявления избирателей. В партийные списки в первую очередь попадают члены руководства и функционеры этих партий.

Закон "О выборах депутатов Государственной думы" 1999 г. предъявляет довольно суровые требования к кандидатам в депутаты. В частности, они должны предоставить в избирательные комиссии сведения об имуществе за два предшествующих выборам года, сведения о судимости и о гражданстве иностранного государства. Сведения о двойном гражданстве и о судимости проставляются в избирательном бюллетене. Представление кандидатом ложных сведений влечет наказание в виде снятия с голосования.

Если обнаружены ложные сведения у кандидатов из первой тройки, возглавляющей партийный список или список блока партий, с голосования снимается весь список. Квота избирательных расходов на 1999 г., например, составила 1,6 миллиона рублей для одного кандидата и 42 миллиона рублей для избирательного объединения. Превышение этой суммы расходов хотя бы на 0,5% влечет снятие кандидата или всего списка с голосования.
Конституция РФ определяет предметы ведения Государственной думы.

  • Помимо основной функции по осуществлению законодательства Государственная дума дает:
    • согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
    • решает вопрос о доверии Правительству РФ;
    • назначает на должность и освобождает от должности Председателя Центрального банка России;
    • назначает на должность и освобождает от должности Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов;
    • назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
    • объявляет амнистию, выдвигает обвинение против Президента РФ для отрешения его от должности.

Во вопросам, отнесенным к ее ведению, Государственная дума принимает постановления большинством голосов от общего числа депутатов Государственной думы.
Структура Государственной думы включает в себя руководителей палаты - Председателя Государственной думы и его заместителей; коллегиальный координирующий орган - Совет Государственной думы; различные депутатские образования: депутатские фракции, депутатские группы, комитеты Государственной думы; комиссии Государственной думы, которые формируются по мере необходимости.

Возглавляет Государственную думу председатель, который избирается из числа депутатов путем тайного голосования с использованием бюллетеней либо по специальному решению палаты путем открытого голосования. Кандидатуры на пост председателя могут выдвигать фракции, депутатские формирования, группы депутатов или отдельные депутаты. Обсуждение предложенных кандидатур проводится на открытом заседании палаты в форме устных вопросов и ответов, выступлений в поддержку кандидатов или против.

Кандидат считается избранным, если по итогам голосования он получил больше половины голосов от общего числа депутатов Государственной думы (не менее 226 голосов). Голосованию обычно предшествуют предварительные переговоры между крупнейшими депутатскими фракциями и группами относительно единой согласованной кандидатуры. В противном случае процесс избрания Председателя может серьезно затруднить работу Государственной думы.

Чтобы не возникала такая ситуация Регламент Государственной Думы предусматривает, что, если ни один из кандидатов не наберет требуемого числа голосов в двух турах, Государственная дума проводит повторные выборы или переходит к избранию первого заместителя и заместителей председателя, а затем возвращается к процедуре избрания Председателя. Обычно кандидатуры заместителей председателя определяются предварительным соглашением между крупнейшими депутатскими фракциями и группами.
Депутатская фракция представляет собой депутатское объединение в Государственной думе, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную думу по общефедеральному округу и одномандатным избирательным округам. Депутатская фракция подлежит обязательной регистрации.

Депутатская группа подлежит регистрации, если она насчитывает не менее 35 депутатов и представляет собой объединение депутатов, не вошедших ни в одну из фракций. Фракции и депутатские группы обладают равными правами.
Обычно в начале ежегодной осенней сессии Государственной Думы происходит перерегистрация депутатских объединений с тем, чтобы определить точный численный состав фракций и групп, тем более что Регламентом палаты не запрещен выход депутатов из фракций и переход их в другие фракции и группы или в число независимых.
В качестве координирующего органа Государственной думы для рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты формируется Совет Государственной думы в составе Председателя Государственной думы и руководителей фракций и депутатских групп.

В работе Совета с правом совещательного голоса участвуют заместители председателя Государственной думы и председатели комитетов Государственной думы. Кроме того, в работе Совета могут принимать участие полномочные представители Президента и Правительства в Государственной думе, представители субъектов права законодательной инициативы, если на заседании рассматривается вопрос о внесенных ими законопроектах, а также депутаты Государственной думы.

Полномочия Совета Государственной думы носят в основном организационный характер и направлены, в первую очередь, на достижение эффективной и результативной работы Государственной думы. В начале каждой сессии Совет Государственной думы составляет примерную программу законопроектной работы на текущую сессию. В полномочия Совета входит принятие решения о включении законопроектов в примерную программу законопроектной работы Государственной думы на текущую сессию. Совет составляет календарь рассмотрения вопросов на очередной месяц.

По предложению Президента РФ, по требованию депутатского объединения или предложению Правительства РФ совет созывает внеочередное заседание палаты. Кроме того, Совет направляет законопроекты для рассмотрения в комитеты палаты, принимает решение о возвращении законопроектов, если не выполнены установленные требования, принимает решения о проведении парламентских слушаний и решает другие вопросы организации работы палаты.

Комитеты и комиссии являются рабочими органами Государственной думы. Они образуются в соответствии с Регламентом Государственной думы, их численность, номенклатура могут быть изменены. Решение об образовании или о ликвидации комитета оформляется постановлением палаты. В их задачи входит подготовка заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение в Государственную думу, подготовка и предварительное рассмотрение законопроектов, организация проводимых Государственной думой парламентских слушаний.

Комитеты осуществляют подготовку проектов постановлений Государственной думы о направлении представителей Государственной думы в Конституционный суд РФ, подготовку запросов в Конституционный суд РФ; дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета и решают вопросы организации собственной деятельности.

Комиссии Государственной думы формируются из числа депутатов Государственной Думы. В соответствии с регламентом создаются мандатная комиссия, комиссия по этике, для проверки определенных данных о событиях и должностных лицах, для дачи заключения о наличии в действиях Президента РФ оснований для отрешение его от должности. Могут решением Государственной Думы создаваться и другие комиссии. Мандатная комиссия образуется на срок полномочий Государственной думы данного созыва и в части обеспечения своей деятельности имеет статус комитета Государственной думы. При определении персонального состава комиссий соблюдается принцип пропорционального представительства депутатских объединений.

Комитеты Государственной Думы образуются на срок, не превышающий срок полномочий Государственной думы данного созыва. Комитеты и комиссии образуются Государственной думой, как правило, на основе принципа пропорционального представительства депутатских объединений. Численный состав каждого комитета и каждой комиссии определяется Государственной думой, но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты. Каждый депутат Государственной думы, за исключением председателя Государственной думы, его заместителей, руководителей депутатских объединений, обязан состоять в одном из комитетов Государственной думы.

При этом депутат Государственной думы может быть членом только одного ее комитета. Депутат Государственной думы обязан присутствовать на заседаниях комитета или комиссии, членом которых он является. А в заседаниях комитета или комиссии могут принимать участие с правом совещательного голоса депутаты Государственной думы, не входящие в их состав.

Правовое положение депутатов определяется Конституцией РФ, Федеральным законом "О статусе депутата Государственной думы и члена Совета Федерации" от 8 мая 1995 г. с поправками, регламентами палат. При этом депутатом Государственной думы считается избранный народом представитель, уполномоченный осуществлять нормотворческую и контрольную деятельность в представительном органе власти. Депутатом Государственной думы может быть гражданин РФ не моложе 21 года и не лишенный по закону избирательных прав.

Он не может быть одновременно членом Совета Федерации, депутатом иных представительных органов или органов местного самоуправления. Депутат Государственной думы работает на постоянной профессиональной основе. Он не может находиться на государственной службе, не может заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Для депутатов Государственной думы существует свободный мандат, который означает, что депутат не связан наказами избирателей и не может быть ими досрочно отозван. Он действует исходя из своих убеждений в интересах всего народа, а не только избирателей данного избирательного округа или той политической партии, по спискам которой он был избран в палату.

В своей деятельности депутат должен руководствоваться Конституцией РФ, законами и своей совестью. Не существует юридических установлений обязанности депутата поддерживать политику какой-либо партии, строго следовать фракционной дисциплине или отчитываться перед руководством фракции о своей деятельности. Свободный мандат депутата все же предусматривает обязанность депутата информировать избирателей о своей деятельности, обеспечивать их права и интересы, руководствоваться предвыборной программой. Однако отсутствие каких-либо санкций за это позволяет депутатам действовать свободно, в соответствии со своими убеждениями. Срок полномочий депутатов начинается со дня их избрания и заканчивается в день начала работы Государственной думы нового состава.

Важнейшей гарантией свободной деятельности депутата является принцип парламентского иммунитета. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального собрания. Парламентский иммунитет депутатов означает не их личную привилегию, а способ ограждения депутатов от необоснованных преследований.

Кроме того, это показатель самостоятельности и независимости самого парламента. Разумеется, это исключение из нормы о равенстве всех перед законом и судом, но это диктуется необходимостью конституционной защиты статуса парламента как высшего законодательного и представительного органа. Неприкосновенность действует на весь период избрания депутата Государственной думы и члена Совета Федерации. Она распространяется на жилище депутата, его служебное помещение, багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, принадлежащие ему документы.

Депутаты не могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности за высказывание, мнение, позицию, выраженную при голосовании и другие действия, соответствующие их статусу, в том числе и по истечении срока их полномочий. Они вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших им известными в связи с выполнением ими своих депутатских обязанностей.

Лишение депутата парламентской неприкосновенности может быть осуществлено только по представлению Генеральной прокуратуры палаты, к которой принадлежит данный депутат. Без согласия палаты судебное разбирательство в отношении депутата не может иметь место.

Помимо иммунитета на депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации распространяется и принцип парламентского индемнитета, т.е. вознаграждения за его парламентскую деятельность. Депутатское вознаграждение является основным источником дохода депутата, поскольку он не имеет права заниматься другой оплачиваемой работой. Индемнитет включает в себя материальное обеспечение депутата в виде ежемесячной заработной платы и надбавки к ней, приравненные к зарплате и надбавкам к ней федерального министра, материальные блага, медицинское обслуживание, обязательное страхование жизни и т.д.

Обязательное государственное страхование депутата осуществляется на сумму годового денежного содержания министра. Страховые суммы выплачиваются в случае гибели депутата. В случае причинения увечья здоровью, депутат получает ежемесячную компенсацию. На срок своих полномочий депутат освобождается от призыва на военную службу и военные сборы. В случае досрочного роспуска Государственной думы депутаты этой палаты получают единовременное денежное пособие за весь период, оставшийся до завершения первоначального срока их полномочий из расчета их ежемесячного денежного вознаграждения.

Работа в качестве депутата засчитывается в непрерывный трудовой стаж. Ежегодный оплачиваемый отпуск депутатов составляет 48 рабочих дней. Им предоставляется медицинское, бытовое и пенсионное обеспечение на уровне членов Правительства. Служебное помещение депутатов оборудовано правительственной связью. Депутатам предоставлено право бесплатного пользования всеми видами транспорта, кроме такси. Депутату полагается 5 штатных помощников - 1 в Государственной думе и 4 в избирательном округе. Количество внештатных помощников устанавливается Государственной думой.

Порядок работы Государственной думы устанавливается Регламентом самой Государственной думы. Государственная дума проводит две очередные сессии в год - весеннюю с 12 января по 20 июня, и осеннюю - с 21 сентября по 25 декабря. Могут быть созваны и внеочередные сессии по требованию Президента РФ, одной пятой состава Государственной думы или по предложению Председателя Государственной думы.
На первое заседание в соответствии со ст. 99 Конституции РФ Государственная Дума собирается на тридцатый день после своего избрания. Президент РФ может созвать ее на сессию и раньше этого срока.

Первое заседание открывает старейший по возрасту депутат Государственной думы. В дальнейшем до избрания Председателя Государственной думы заседания ведут поочередно представители депутатских объединений по согласованию между ними. Государственная дума может проводить как открытые, так и закрытые заседания. Решение в проведении закрытого заседания принимается большинством голосов от числа депутатов, принявших участие в голосовании. Сведения о содержании закрытых заседаний не подлежат разглашению. Закрытое заседание назначается не менее чем за один час до планируемого времени его проведения.

Запрещается приносить на закрытое заседание и использовать фото-, кино- и видеотехнику, средства радиосвязи и радиотелефоны. Председатель Государственной думы предупреждает об этом присутствующих. Заседания Государственной думы проводятся по средам и пятницам, могут быть назначены дополнительные или внеочередные заседания. Совет Государственной думы собирается по вторникам и четвергам. Комитеты и комиссии заседают по понедельникам и четвергам. Вторник отводится для работы депутатов в комитетах и комиссиях, во фракциях и депутатских группах. Каждая последняя неделя месяца предназначается для работы депутатов Государственной думы с избирателями.

Каждую пятницу на заседании Государственной думы проводится "правительственный час" для ответов председателя Правительства, его заместителей и других членов Правительства на запросы и вопросы депутатов. При этом заслушиваются не более двух приглашенных членов Правительства. Приглашенным для ответов на вопросы депутатов отводится не более 15 минут.

Депутат, выступающий на заседании, не вправе нарушать правило депутатской этики - употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов Государственной думы и других лиц; допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес; использовать заведомо ложную информацию, призывать к незаконным действиям. В случае нарушения указанных правил председательствующий предупреждает выступающего и в случае повторного нарушения лишает его права выступления в течение всего дня заседания.

В случае нарушения указанных правил депутат может быть также лишен права выступления на срок до одного месяца решением палаты, принимаемым большинством от общего числа депутатов.

Депутат или группа депутатов может обратиться с запросом к Правительству, Генеральному прокурору, Председателю Центрального банка, руководителям федеральных исполнительных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ. Запрос оглашается на заседании палаты, и, в случае его одобрения большинством от общего числа депутатов, он оформляется постановлением Государственной думы.

Председательствующий на заседании Государственной думы руководит общим ходом заседания, предоставляет слово для выступления в порядке поступления заявок, ставит предложения на голосование и контролирует ведение протоколов заседания. Председательствующий имеет право предупредить выступающего депутата в случае его отклонения от темы выступления, а при повторном отклонении лишать его слова, удалять из зала приглашенных лиц, мешающих работе Государственной думы.

Работа в Государственной думе осуществляется на русском языке. Депутат, желающий выступить на ином языке народов Российской Федерации, заблаговременно уведомляет об этом Совет Государственной думы. Такое выступление обеспечивается переводом на русский язык.

Регламентом устанавливается временной порядок работы Государственной думы, время выступления с докладами, в прениях, со справками и т.д. С согласия большинства присутствующих на заседании председательствующий может установить общую продолжительность обсуждения вопроса. На заседании один и тот же депутат может выступать в прениях по одному и тому же вопросу не более двух раз.
Государственная дума может проводить парламентские слушания, на которых депутатами и приглашенными могут обсуждаться законопроекты, требующие публичного обсуждения.

Международные договоры, представленные на ратификацию, проект федерального бюджета, другие важнейшие вопросы внутренней и внешней политики. Состав лиц, приглашенных на слушания, определяется соответствующим комитетом, который проводит слушания. Они могут проводиться по инициативе Совета Государственной думы, комитетов и комиссий, депутатских объединений. Слушания, как правило, открытые. Их ведут Председатель Государственной думы или председатели комитетов или комиссий. Парламентские слушания могут закончиться принятием рекомендаций по обсуждаемому вопросу, которые принимаются большинством депутатов, принявших участие в парламентских слушаниях.

В Государственной думе установлено несколько моделей голосования, отражающих специфику обсуждаемых вопросов. Голосование с использованием электронной системы может быть количественным, рейтинговым, альтернативным и качественным. Количественное голосование подразумевает выбор вариантов ответов - "за", "против", "воздержался". Подсчет голосов производится по каждому голосованию. Рейтинговое голосование предусматривает ряд последовательных количественных голосований по каждому из вопросов, в котором может принять участие каждый депутат.

18 сентября 2016 г. состоялись выборы депутатов Государственной думы РФ седьмого созыва. По предварительным данным ЦИК России, в нижнюю палату парламента по федеральному округу прошли четыре партии, представленные в прошлом созыве: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия».

О том, как распределяются места в Госдуме - в материале ТАСС.

Госдума современной России. Спецпроект ТАСС

Седьмой созыв Госдумы. LIVE

Сколько мест в Госдуме?

Госдума РФ состоит из 450 депутатов, срок полномочий созыва - пять лет. Выборы в нижнюю палату парламента проходят по смешанной системе, при которой половина депутатского корпуса избирается по спискам партий, другая половина - по одномандатным округам.

Проведение выборов регулируется федеральными законами «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 12 июня 2002 г. и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22 февраля 2014 г.

Кто допускается к распределению мандатов?

Согласно федеральному закону «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», по итогам голосования в Думу проходят партии, чьи федеральные списки кандидатов получили 5 и более процентов голосов избирателей. При этом таких списков должно быть не менее двух и за них в совокупности должны отдать голоса более 50% избирателей.

При несоблюдении одного из этих условий к распределению депутатских мандатов допускаются и другие партийные списки. Так, если все преодолевшие 5%-й барьер партии не наберут более 50%, то в Думу проходят и те, кто получил менее 5% (в порядке убывания голосов), пока сумма голосов избирателей не превысит 50%. Если только одна партия наберет более 50%, а остальные - менее пяти, то мандаты будут распределены между партией-лидером и следующей за ней по количеству набранных голосов.

Однако на думских выборах в России эти два условия никогда не применялись. По предварительным итогам голосования 18 сентября 2016 г., четыре преодолевшие 5%-й рубеж партии набрали в совокупности 86,9% голосов.

По одномандатным округам в Госдуму проходят кандидаты, получившие большинство голосов в своем избирательном округе.

Есть ли правила, по которым распределяют места?

Распределение думских мандатов между партиями осуществляется Центризбиркомом в соответствии с законом о выборах депутатов Госдумы. В основу распределения мест положен т.н. «метод Хэйра», разработанный в 1855 г. британским адвокатом Томасом Хэйром.

Сумму голосов избирателей, поданных за все прошедшие в парламент партии, делят на 225 (число мандатов по федеральному избирательному округу). Полученный результат является первым избирательным частным. Затем голоса избирателей, поданные за каждый прошедший в парламент список, делят на первое избирательное частное. Целая часть полученного числа и определяет количество депутатских мандатов для каждой партии.

Оставшиеся мандаты - по одному - ЦИК передает партиям, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате деления. То есть сперва дополнительный мандат получает партия с наибольшим остатком, затем следующая за ней и т.д., до распределения всех оставшихся мест. Если дробные части у нескольких партий равны, то преимущество получит та, за которую проголосовали больше всего избирателей.

Затем мандаты распределяются внутри федерального списка партий. В первую очередь их получают кандидаты из его общефедеральной части. Оставшиеся думские места передают региональным группам. Для этого сумму голосов избирателей, полученных партией в регионах, делят на число вакантных внутри списка мандатов и получают второе избирательное частное. Затем голоса, отданные за каждую из региональных групп, делят на это частное. Целая часть полученного числа соответствует количеству мандатов для региональной группы. Оставшиеся свободные места ЦИК распределяет далее в соответствии со значениями дробных частей.

Что такое парламентское и конституционное большинство?

Партия, получившая более половины мест в Госдуме, составляет парламентское большинство. Это дает ей возможность не только принимать федеральные законы без поддержки других фракций, но и определять состав руководящих органов нижней палаты и ее комитетов. Партия, получившая 2/3 мест (более 300 мандатов), формирует конституционное большинство. В этом случае она может самостоятельно, без учета остальных парламентских партий, принимать конституционные законы и некоторые поправки в конституцию. Помимо этого, фракция, обладающая 2/3 голосов, может преодолевать вето президента или несогласие Совета Федерации с тем или иным законом, принятым Госдумой. Конституционное большинство также может либо инициировать, либо заблокировать начало процедуры импичмента главе государства (инициатива об импичменте выдвигается не менее 1/3 депутатов).

С 1993 г., за всю историю Госдумы РФ, лишь «Единая Россия» смогла сформировать в нижней палате парламента конституционное и парламентское большинство (в 2007, 2011 гг.).

Как распределились мандаты в Госдуме в 2007, 2011 гг. ?

На выборах 2007 г. «Единая Россия», список которой возглавлял президент РФ Владимир Путин, получила 64,3% голосов (44 млн 714 тыс. 241) и 315 мандатов. КПРФ досталось 57 мест (11,57% или 8 млн 46 тыс. 886 голосов), ЛДПР - 40 мандатов (8,14% или 5 млн 660 тыс. 823) и «Справедливой России» - 38 (7,74% или 5383639).

В 2011 г. «Единая Россия» ухудшила свой результат - 49,32% или 32 млн 379 тыс. 135 голосов, однако сохранила статус парламентского большинства (238 мандатов). Численность фракции КПРФ возросла по сравнению с предыдущим созывом почти в полтора раза - до 95 человек (19,19% или 12 млн 599 тыс. 507). На третьем месте оказалась «Справедливая Россия» - 64 мандата (13,24% или 8 млн 625 тыс. 522), на четвертом - ЛДПР с 56 мандатами (11,67% или 7 млн 664 тыс. 570).

А что с итогами выборов-2016?

По предварительным итогам выборов 18 сентября 2016 г., по федеральному округу «Единая Россия» набрала рекордные 54,19% (28 млн 505 тыс. 334), по одномандатным округам провела 203 своих кандидатов. Таким образом, она может сформировать фракцию из 343 депутатов и получить конституционное большинство в Госдуме.

Представительство остальных парламентских партий в седьмом созыве существенно сократится. КПРФ, которая по предварительным итогам, набрала 13,34% (7 млн 17 тыс. 134), может рассчитывать на 42 места с учетом семи своих кандидатов-одномандатников. На третьем месте с минимальным отрывом оказалась ЛДПР - 13,14% (6 млн 913 тыс. 642), которая может получить 39 мандатов с учетом пяти одномандатников. «Справедливая Россия», по предварительным данным, ухудшила свой результат по сравнению с 2011 г. более чем в два раза - до 6,22% (3 млн 278 тыс. 369). По одномандатным округам от «Справедливой России» были избраны семь человек, в результате она сможет рассчитывать на 23 места в седьмом созыве.

Еще две партии провели своих кандидатов в одномандатных округах. Ими стали лидер «Гражданской платформы» Рифат Шайхутдинов и председатель партии «Родина», депутат Госдумы шестого созыва, член фракции «Единая Россия» Алексей Журавлев. В нижнюю палату также прошел один кандидат- самовыдвиженец - член фракции «Единая Россия» в Думе шестого созыва Вячеслав Резник.

Новое на сайте

>

Самое популярное