Домой Финансы Кто не контролирует наш моральный выбор. Второе полугодие обществознаниетест

Кто не контролирует наш моральный выбор. Второе полугодие обществознаниетест

Тест по обществознанию

По теме: «Мораль и гуманизм»

Вариант 1

1. Кто не контролирует наш моральный выбор?

а) общественное мнение,

б) государственные законы,

в) совесть,

г) мнение окружающих.

2. Какие из перечисленных принципов характеризуют нравственность?

а) Философы считают, что она бывает доброй и злой.

б) Забота человека не только о себе, но и о других людях.

3. Что является высшей моральной ценностью?

а) любовь к ближнему, человеку,

б) философские законы,

в) религиозные заповеди,

г) знания, накопленные человечеством.

4. Мораль регулирует деятельность людей через:

1. Различные организации.

2. Нормативные документы и официальных лиц.

5. Какого подхода к происхождению морали не существует?

а) Натуралогический

б) Теологический

в) Социологический

г) Культурологический

6. Координационная функция морали – это…

7. Какую роль выполняет мораль в современном обществе?

а) Формирует нравственный облик целого общества

б) Формирует нравственный облик личности

в) Формирует поведение человека в обществе

г) Формирует правильные представления о ценностях

8. Напишите, что объединяет нормы морали о права.

Тест по обществознанию

По теме: «Мораль и гуманизм»

Вариант 2

1. Что является моральным идеалом человечества?

1. «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

2. Вечные вопросы человечества.

а) верно 1, б) верно 2, в) верно 1 и 2, г) нет верного ответа.

2. Для выполнения морального долга человеку нужно:

1. Действовать осознанно, добровольно.

2. Иметь мужество преодолеть себя.

а) верно 1, б) верно 2, в) верно 1 и 2, г) нет верного ответа.

3. Что из перечисленного характеризует роль морали в нашем обществе?

1. Помогает нам оценивать окружающую действительность и самого себя.

2. Влияет на нас через общественное мнение и через воздействие совести.

а) верно 1, б) верно 2, в) верно 1 и 2, г) нет верного ответа.

4. Мораль – это

а) одна из форм общественного сознания, социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей во всех сферах общественной жизни

б) совокупность духовных правил, регулирующие отношения человека и общества в целом.

5. Какого элемента структуры морали не существует?

а) Принцип морали

б) Заповеди

в) Моральные ценности

г) Моральные взгляды

6. Регулятивная функция морали – это…

а) обеспечивает единство и согласованность взаимодействий людей в самых разных ситуациях

б) регулирует поведения людей в обществе

в) регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни

г) регулирует поведение человека в духовной жизни общества

7. Человечность – это…

а) реализует альтруистическое и нравственное поведение в борьбе с собственным и чужим эгоизмом

б) система нравственных и социальных установок, предполагающая необходимость проявления сочувствия к людям, оказания помощи, не причинения страданий

в) совокупность жизненных правил поведения, реализующих альтруизм и подавляющих эгоизм

г) моральные качества человека

8. Напишите, какие есть различия между нормами морали о права (3 примера).

Вариант I

1.Быть личностью, значит…

а) быть лично ответственным,

б) быть «господином самому себе»,

в) иметь твердые принципы,

Г) все выше перечисленное.

2. Согласно древнему мифу Зевс предложил наделить стыдом и правдой:

1. Людей избирательно, как талантом, одному стыд, другому – правда.

2. Всех людей, иначе не будет на Земле ни городов, ни государств.

3. Кто не контролирует наш моральный выбор?

а) общественное мнение,

б) государственные законы,

в) совесть,

г) мнение окружающих.

4. Какое из понятий не соответствует понятию добро?

а) гуманизм, б) нравственность, в) ревность, г) любовь.

5. Что из перечисленного относится к нравственной культуре?

а) знание о моральных ценностях,

б) стремление получить профессию,

в) заключение брака,

г) участие в управлении государством.

6. «Золотое правило морали» утверждает принцип:

1. «Не делай человеку того, чего себе не желаешь».

а) верно 1, б) верно 2, в) верно 1 и 2, г) нет верного ответа.

7. Какие из перечисленных принципов характеризуют нравственность?

1. Философы считают, что она бывает доброй и злой.

2. Забота человека не только о себе, но и о других людях.

8. Стыд и правда должны:

1. Объединять людей, направлять на путь добра.

2. Относится к общечеловеческим ценностям.

а) верно 1, б) верно 2, в) верно 1 и 2, г) нет верного ответа.

9.Совокупность норм права данной страны называют:

а) отрасль права;

б) система права;

в) норма права;

10.Верны ли следующие суждения о нормах права:

1.Норма права - это правило поведения людей, которое должно обязательно исполняться.

2.Норма права – это желательный, но не обязательный образец поведения человека.

а) верно только 1

б) верно только 2

в) верны оба суждения

г) неверны оба суждения

11.Одним из основных признаков правового государства является:

а) разделение властей;

б) система государственных законов;

в) публичная власть.

12. В государстве И. правительство формирует президент. Он является и главой исполнительной власти. При этом существует парламент и действует конституция, какая форма правления представлена в государстве И.?

а) конституционная монархия;

б) парламентская республика;

в) президентская республика.

13.Кроме прав и свобод человека и гражданина во 2 главе Конституции закреплены:

а) санкции за нарушение прав;

б) меры поощрения за соблюдение прав;

в) обязанности.

14.Установите соответствие между типами политических режимов и их признаками:

Типы политических Признаки режимов

а) тоталитарный 1) разделение властей

б) демократический 2) широкий круг прав и свобод граждан

3)политический плюрализм

4) господство единой идеологии

5)всесторонний контроль за жизнью общества

15.В приведенном списке перемешаны черты сходства и различия понятий

« страна» и « государство». Выберите и запишите сначала порядковые номера черт сходства, а затем черт различия:

1) территория с четко установленными границами;

2) определенный политический режим;

3) государственный суверенитет;

4) система органов управления.

Зачёт №1 по темам «Личность и моральная ответственность. Гражданин. Государство. Право»

Вариант II

1. Что является моральным идеалом человечества?

1. «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

2. Вечные вопросы человечества.

а) верно 1, б) верно 2, в) верно 1 и 2, г) нет верного ответа.

2. Для выполнения морального долга человеку нужно:

1. Действовать осознанно, добровольно.

2. Иметь мужество преодолеть себя.

а) верно 1, б) верно 2, в) верно 1 и 2, г) нет верного ответа.

3. По мнению К. Маркса, судить о мужчине как о человеке можно по его отношению:

а) к женщине,

Б) профессиональным обязанностям,

в) друзьям детства,

г) все выше перечисленное.

4. Что из перечисленного характеризует роль морали в нашем обществе?

1. Помогает нам оценивать окружающую действительность и самого себя.

2. Влияет на нас через общественное мнение и через воздействие совести.

а) верно 1, б) верно 2, в) верно 1 и 2, г) нет верного ответа.

5. Под автономностью человека подразумевает:

а) независимость,

б) инициативность,

в) решительность,

г) все вышеперечисленное.

6. Что является высшей моральной ценностью?

а) любовь к ближнему, человеку,

б) философские законы,

в) религиозные заповеди,

г) знания, накопленные человечеством.

7. Мораль регулирует деятельность людей через:

1. Различные организации.

2. Нормативные документы и официальных лиц.

а) верно 1, б) верно 2, в) верно 1 и 2, г) нет верного ответа.

8. Какое из понятий не соответствует понятию зло?

а) аморальность,

б) деградация личности,

в) безнравственность,

г) флегматизм.

9. Что является моральной основой брака?

1. Семейный долг.

2. Принцип «стерпится – слюбится».

а) верно 1, б) верно 2, в) верно 1 и 2, г) нет верного ответа.

10.Многообразные отношения в сфере публичной власти регулирует такая отрасль права как:

а) семейное право;

б) административное право;

в) трудовое право;

11. Уголовная ответственность в соответствии со статьей 20 Уголовного кодекса РФ наступает с:

а) 16 –летнего возраста;

б) 18 – летнего возраста

в) 14- летнего возраста.

12.Одним из первых термин «правовое государство» стал применять:

а) Ш.Монтескье;

б) И.Кант;

в) Цицерон.

13.Конституция страны как Основной закон государства отличается тем, что:

а) она принимается президентом страны;

б) все остальные нормативные акты не должны противоречить ее положениям;

в) ее положения не могут быть пересмотрены.

14.Согласно Конституции, высшей ценностью в РФ является:

а) экономическая сфера;

б) государство;

в) человек, его права и свободы.

15.Соотнесите понятия и определения

Понятия:

1. Правовое государство

2. Гражданское общество

3.Норма права

4.Мораль

5.Право

6.Государство

Определения:

А.С овокупность негосударственных общественных отношений и ассоциаций (объединений), выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества.

Б . Установленное государством общеобязательное правило поведения, действие которого поддерживается силой государства.

В. Государство, ограниченное в своих действиях правом, где граждане связаны взаимной ответственностью при безусловном верховенстве конституции, демократически принятых законов и равной ответственности всех перед законом

Г. Совокупность норм, которые регулируют наиболее важные отношения в обществе и за нарушение которых взыскивает государство;

Д . Система норм, отражающих представления о добре и зле, о справедливости и несправедливости, об общественно полезном и вредном для общества поведении.

Е. Особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придавать своим велениям обязательную силу для населения всей страны

Ответы к тестам

Вариант I

Вариант II

№ вопроса

ответ

№ вопроса

ответ


Вариант 1
1. Что начинается там, где один человек заботится о другом?
А) Безнравственность Б) Религия В) Мораль Г) Императив
2. В Нагорной проповеди провозгласил свои заповеди
А) Моисей Б) Конфуций В) Христос Г) Кант
3. Короткий мудрый рассказ
А) Заповедь Б) Наказ В) Мораль Г) Притча
4. Христианский идеал морали призывает преодолевать вражду через
А) Применение силы Б) Философский спор В) Милосердие Г) Проповедь
5. Быть личностью значит
А) Быть лично ответственным Б) «Быть господином самому себе»
В) иметь твёрдые принципы Г) Всё вышеперечисленное
6. Кто не контролирует наш моральный выбор?
А) Общественное мнение Б) Государственные законы
В) Совесть Г) Мнение окружающих
7. Для выполнения морального долга человеку нужно
А) Действовать осознано, добровольно Б) иметь мужество преодолеть себя
8. Какое понятие не соответствует понятию «добро»?
А) Гуманизм Б) Нравственность В) Ревность Г) Любовь
9. По мнению К. Маркса судить о мужчине как о человеке можно по его отношению
А) К женщине Б) Профессиональным обязанностям
В) Друзьям детства Г) Всё вышеперечисленное
10 Что из перечисленного относится к нравственной культуре?
А) Заключение брака Б) Стремление получить профессию В) Знание моральных ценностей
Г) Участие в управлении государством
11. Какое слово пропущено в схеме
Школьное образование
………………………….
основное
Полное общее
Религия
Племенные
(архаические)
……. .
Мировые
2. Объясните
А. Моральный долг …………………………………………………….
Б. Совесть ______________________________________
3. Нравственная культура …………………………………………………
Вариант 2
1. Выберите правильный вариант (ы) ответа из предложенных
1. Под автономностью человека подразумевают
2. Стыд и, правда должны:
А) Объединять людей, направлять на путь добра Б) Относятся к общечеловеческим ценностям
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Оба суждения верны 4. Оба суждения неверны
3. Что является высшей моральной ценностью?
А) Любовь к ближнему, к человеку Б) Философские законы
В) Религиозные заповеди Г) Знания, накопленные человечеством
4. Мораль регулирует деятельность людей через:
А) Различные организации Б) Нормативные документы и официальных лиц
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Оба суждения верны 4. Оба суждения неверны
5. Какое из понятий не соответствует понятию зло?
А) Аморальность Б) Безнравственность В) Деградация личности Г) Флегматизм
6. Любовь способна возвысить мораль там, где
А) Нет места ревности Б) Есть гармония совпадения и гармония контраста
В) Она основа на благодарности Г) Высокий уровень образования
7. Что из перечисленного относится к нравственной культуре?
А) Стремление стать политиком Б) Выдающиеся способности
В) Умение поступать морально Г) Материальная обеспеченность
8. Какие из перечисленных принципов характеризуют нравственность?
А) Философы считают, что она бывает доброй и злой Б) Забота человека не только о себе, но и о других людях
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Оба суждения верны 4. Оба суждения неверны
9. Личностное ответственное следование нравственным ценностям, личное осознание необходимости безусловного выполнения моральных требований определяется категорией
А) Долга Б) Совести В) Чести Г) Достоинства
10. Под автономностью человека подразумевают
А) Независимость Б) Инициативность В) Решительность Г) Всё вышеперечисленное
11. Какое слово пропущено в схеме?
Система образования в России
Общеобразовательные учреждения
,
Высшие учебные заведения
12. Какое слово пропущено в схеме?
Вера в сверхъестественное
Картина мира
Требов

Вопрос 1. Что такое моральная норма? Что такое моральный долг?

Моральная норма – общее содержательное требование к поведению и деятельности социального работника, справедливое во всех ситуациях и обстоятельствах.

Моральная норма, как элемент морального сознания – это элементарная форма морального требования, определенный образец поведения, который отображает устоявшиеся правила человеческих отношений и сосуществования.

Моральные нормы носят обязательный характер, определяют поведение людей в некоторых типичных ситуациях, которые повторяются (иногда и на протяжении тысячелетий). Мы пользуемся ими легко, не размышляя, и только тогда, когда моральная нома нарушается – обращаем внимание.

Моральный долг – это превращение внешних культурных норм в личную задачу каждого человека.

Вопрос 2. Какое поведение вызывает моральное одобрение и моральное осуждение? Способен ли человек творить себя?

Моральное одобрение вызывает поведение добрых, великодушных, милосердных, честных и благородных людей. Моральное осуждение вызывает поведение подлых, лживых, жестоких людей.

Вопрос 3. Что же означает свобода выбора?

Свобода выбора – свободное право собственника использовать по своему усмотрению имеющиеся ресурсы и деньги; свободное право работников выбирать по своему желанию место и вид труда; свободное право потребителей расходовать свои доходы на собственные нужды.

Вопрос 3. В чём выражается свобода выбора?

С точки зрения науки, свобода - это самостоятельность личности, выражающаяся в ее способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями. В истории философской мысли свобода традиционно рассматривается в соотношении с необходимостью.

Вопрос 4. Что такое моральный выбор?

Моральный выбор – это духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении принципов, решений и действий.

Выбор поступка или, точнее, моральный выбор - когда человек не только внутренне выбирает своё моральное (доброе или злое) отношение, но и действует в соответствии со своим выбором. Можно сказать и так: моральный выбор - это выбор своего отношения (доброго или злого) к другим людям.

Вопрос 5. Как взаимосвязаны свобода и ответственность?

Свобода – право выбора, ограниченное ответственностью.

Свобода и ответственность неразрывно должны быть связаны между собой. Например, семья - это свобода заключить брак и немалая ответственность. Или, например, договор. Мы его заключаем без принуждения с чьей-либо стороны, но мы ответственны за его выполнение.

Вопрос 6. Что значит быть человеком ответственным?

Быть человеком ответственным - это значит правильно понимать свои и чужие проблемы, трудности, стараться предвидеть результаты своих поступков и уметь отвечать за них. Есть разные виды ответственности, но самый главный - ответственность моральная, ответственность перед собственной совестью.

Вопрос 7. В чём опасность безответственного поведения?

В первую очередь уровень опасности зависит от положения человека в обществе, если оно невысоко, то безответственные слова или действия могут стать причиной неприятностей только для него самого и его близких, возможно, для друзей (которые после этого перестанут быть таковыми).

Безответственный человек безответственен ко всему, в том числе и к своей судьбе. Отсюда лень, нежелание работать, надежда на "авось" и как результат – никаких достижений в жизни. Ну и другие люди, страдают, конечно. Безответственный человек другого может очень сильно подставить, подвести.

Вопрос 8. Что может гарантировать выполнение моральных норм?

Знание моральных норм не гарантирует, что человек непременно станет их выполнять. Очевидно, нет никаких законодательных, общественных и других гарантий соблюдения морали. Гарантия только одна - она в каждом конкретном человеке, в его умении поступать морально.

Вопрос 9. Почему легче казаться, чем быть? Почему лучше быть, чем казаться?

Хочешь ты действительно чем-то быть в этом мире или только казаться? Последнее легче. Легче, например, казаться честным, чем быть им. Но, избрав такой путь, ты рискуешь попасть в положение Нерона. С той лишь разницей, что недовольство им люди скрывали, так как боялись мести императора, а недовольство тобой будут выражать открыто, в конкретных действиях и неприязни. Кроме того и это самое главное: для нормального человека просто унизительно лишь казаться тем, кем он не является на самом деле. Ведь суть морали не столько в отношении окружающих к тебе, сколько в высокой требовательности к самому себе. Моральный человек не позволит себе проступка или же какой-то фальши, лицемерия, даже если об этом наверняка никто не узнает. Суд собственной совести для него всегда превыше людского суда окружающих.

Отношение к нам окружающих, таким образом, зависит целиком от наших поступков, и, чем лучше мы уясним это себе, тем легче нам будет избежать непоправимых ошибок.

Процесс морального совершенствования бесконечен и зависит целиком от нас. Он определяется тем количеством добра, которое мы несём в мир. Как добро, отданное нами людям, так и зло, причинённое им, к нам же и вернётся.

Вопрос 10. Французский писатель и философ А. Камю утверждал: «Свобода - это в первую очередь не привилегии, а обязанность». Как ты понимаешь эти слова? Почему обязанность? Объясни, опираясь на текст учебника.

Это высказывание можно рассматривать с разных сторон, но эти позиции говорят скорее всего о том, что свобода действительно не привилегия, а обязанность.

Первая позиция заключается в том, что обязанность – мы все по моему должны делать и обязаны быть свободными, как можно легче ко всему относится, и стремится, ни от кого и ни от чего не зависеть в этой жизни. Поэтому мы должны пытаться выкручиваться из всех свои проблем, дел и прочих вещей которые нас отягчают и сковывают, не давая заниматься теч, чем хотим. Ведь свобода - это в первую очередь независимость от всего.

Вторая позиция заключается в том, что есть полная свобода. Мы ни к чему не относимся, ни от чего не зависим - Мы можем творить что угодно.

Вопрос 11. Моральный выбор, как ты понял, дело трудное и ответственное. И никуда от него не уйти. Всю жизнь мы находимся в положении сказочного богатыря - постоянно должны выбирать свой путь, варианты действий, поступков. Но бывают ситуации, когда человек отказывается от выбора, самоустраняется - пусть другие решают.

Оцени ситуацию уклонения от выбора, её последствия, нравственную сторону. И вообще, есть ли в этом случае повод для разговора: человек ведь отказался от поступка, что же оценивать? В чём тут мораль? Объясни.

Откладывая момент принятия решения, человек пребывает в иллюзии, что в его распоряжении все мыслимые возможности одновременно, и нежелание расставаться с кажущимся всемогуществом в итоге приводит к полному отсутствию выбора.

Между тем любая ситуация выбора имеет свою собственную историю развития, и лишь на некоторое время для ситуации в целом может быть безразлично, какой вариант будет выбран – затем период равенства возможностей уходит и следующая точка – точка выбора, которую нельзя пропустить, в которой еще представляется возможность сделать решающий шаг. «Чем больше упущено времени, тем труднее становится выбор, так как душа все более и более сродняется с одной из частей дилеммы и отрешиться от этой последней становится для нее все труднее и труднее, а между тем это необходимо, если выбор должен иметь хоть мало-мальски решающее значение». Если не воспользоваться этим моментом, ситуация не вернется к начальному этапу равенства возможностей – она будет развиваться дальше и за человека выберет, как говорится, сама жизнь. В таком случае он уже не просто не обладает всем веером возможностей, как вначале – он не обладает даже той единственной, которая могла бы стать выражением его сущности, если бы он не упустил момент.

Вопрос 12. «Мораль начинается там, где кончаются разговоры» (А. Швейцер). Объясни, как ты понимаешь это утверждение.

На мой взгляд, тут имелось в виду, что мораль существует не на словах (на словах мы все можем быть замечательными), а имеет свои истоки внутри самого человека, это его личностные глубинные правила.

Вопрос 13. Слову «карьеризм» придают отрицательный оттенок. Может ли стремление сделать карьеру сочетаться с моралью? Да или нет? Приведи аргументы.

Карьеризм – погоня за должностным продвижением по службе, за успехом в профессиональной деятельности в целях достижения личного и семейного благополучия.

Слову «карьеризм» нельзя однозначно придать отрицательный оттенок, так как стремление человека добиться успеха в работе показывает настойчивость и умение работать в коллективе. Но бывают и такие случаи когда для получения высокого места на карьерной лестнице используют обман, зависть, доносительство, и к сожалению таких случаев большинство, поэтому слову карьеризм придают отрицательный оттенок.

Вопрос 14. Раскрой смысл слов французского философа Ж.-П. Сартра: «Даже в том случае, если я ничего не выбираю, я тем самым всё-таки выбираю».

Любой выбор плох тем, что выбрав одно, отказываешься от всего остального. «Если я ничего не выбираю» из предложенных мне возможностей, «я тем самым все-таки выбираю» что-то другое, тем самым даю понять, что предложенное мне совершенно не подходит и я выбрал бы что-то другое, будь оно среди предложенного мне.

  • Как стать господином самому себе?
  • Как распределить стыд и правду среди людей?
  • Чему сегодня учит мудрость Зевса?
  • Каковы главные ценности в царстве ценностей?

Как стать личностью? Понятие «личность» употребляется в более узком значении, чем понятие «человек». Потому что понятие «человек» отражает общие черты, присущие всему людскому роду, а личность - это отдельный, конкретный представитель рода - индивид, которому свойственны вполне определенные - индивидуальные - социально значимые черты.

Когда говорят «социально значимые черты личности», речь в этом случае идет о свойственных данному конкретному лицу - индивидууму - взглядах, убеждениях, особенностях поведения: что любит и ценит, как относится к своим обязанностям и другим людям, способен ли помочь, защитить, проявить заботу, сделать доброе дело, умеет ли твердо держать слово.

Очень важно, есть ли у человека свое личное мнение, а также мужество открыто его выразить и защитить, самостоятельно принять решение, ну и, конечно, до конца отвечать за свои действия. Или он плывет по течению, как щепка, и податлив чужой воле, как пластилин. Не зря говорят: быть личностью - значит быть лично ответственным, ни на кого не перекладывать свои обязанности, не прятаться за чужую спину.

Очень выразительное определение личности сформулировал великий немецкий философ И. Кант (1724-1804): это способность человека быть господином самому себе благодаря добровольно выбранным твердым принципам.

Обдумаем каждое слово в данном определении.

Способность быть господином самому себе. Что это значит? Наверное, подразумевается то, что мы называем «иметь характер»,- умение быть человеком независимым, самостоятельным, решительным, инициативным, т. е., как теперь говорят, автономным. Это значит обладать развитым сознанием человеческого достоинства и ответственности, быть свободным от диктата других людей. Автономность достигается в процессе воспитания и самовоспитания. Автономность требует, во-первых, хорошего знания своего дела, т. е. компетентности, а во-вторых, умения управлять собой, своим поведением.

Прекрасные качества. Но И. Кант считал, что этого мало, чтобы быть личностью. Личность должна иметь твердые принципы. А к твердым принципам всегда относили моральные и гражданские качества человека - честность и порядочность, совесть и ответственность, уважение к закону, порядку и справедливости.

Как видите, личность основывается на морали, на моральных принципах.

Но и это не все. И. Кант доводит свою мысль до логического конца. Он полагал, что все эти прекрасные качества - способность быть господином самому себе, иметь принципы - с неба, как говорится, не сваливаются. Они должны быть выработаны, сформированы, причем добровольно, т. е. свободно, при условии доброго желания самого человека. Иначе говоря, личностью каждый делает себя сам и сам за это отвечает. Другого пути стать личностью не существует.

Подчеркнем близость позиций философа и современной науки. В науке обосновывается мысль о том, что личностью не рождаются, а становятся. Личность формируется в определенных общественных условиях, постепенно усваивая опыт поколений - язык, знания, мораль, право, обычаи, отношение к религии и т. д.- все то, что делает человека человеком. Нормальный человек фактически всю жизнь формирует себя, пополняет свои знания, культуру, совершенствуется духовно.

Урок мудрости . В одном древнем мифе говорится: создавая род человеческий, боги позаботились о нем со щедростью поистине божественной - дали разум, речь, огонь, способности к мастерству и искусству. Каждый был наделен каким-либо талантом. Появились строители, кузнецы, музыканты, лекари и т. д. Человек стал делать красивые вещи, строить жилища. Но научить людей добиваться согласия между собой боги не сумели. И когда люди собирались вместе для какого-нибудь большого дела - строить город, канал, дорогу, вспыхивали между ними ожесточенные распри, а нередко дело кончалось всеобщим развалом. Слишком эгоистичны, нетерпимы и жестоки были люди, все решали только грубой силой...

И над родом людским нависла угроза самоистребления.

Тогда отец богов Зевс, чувствуя свою особую ответственность, повелел ввести в жизнь людей стыд и правду.

Восхищены были боги мудростью отца. Только один вопрос они задали ему: как распределить стыд и правду среди людей? Ведь таланты боги даруют избирательно: одному пошлют способности строителя, другому - музыканта, третьему - лекаря и т. д. А как поступить со стыдом и правдой?

Зевс ответил: к стыду и правде должны быть причастны все люди. Иначе не будет на Земле ни городов, ни государств, ни самих людей...

Чему же учит это мудрое сказание? На наш взгляд, его первый, главный урок состоит в том, что всем нам, людям, необходимо овладеть умением добиваться согласия. Это значит, что нужно научиться преодолевать эгоизм, нетерпимость, жестокость, стать добрее, стремиться к миру и справедливости. Иначе говоря, человеку нужно учиться быть человечным, гуманным. Тогда придет взаимное доверие и уйдет вражда.

Но как этого достичь, где дорога, ведущая к человечности? На этот вопрос мы находим, может быть, неожиданный, но мудрейший ответ. Мало уметь трудиться, производить питание и вещи. Мало иметь таланты к наукам и искусствам. Только стыд и правда способны очеловечить человека, сблизить людей и вывести их на путь добра, мира, справедливости, порядка. Таков второй урок мудрости.

Есть и третий. Вместе с объяснением главного условия жизни миф принес нам из глубины веков предупреждение: без стыда и правды род человеческий обречен на гибель, самоистребление. Суровое, очень суровое предупреждение. Оно помогает понять особую ценность стыда и правды в жизни людей.

Что такое ценность? Под ценностями принято понимать все то, что людям особенно дорого, полезно, необходимо для жизни, чем они сильно увлечены, к чему относятся с волнением, уважением, признанием, почтением. Ценностей множество. Это могут быть мысли, чувства, взгляды, интересы, принципы поведения или какие-либо предметы, явления и их свойства. У каждого человека складываются свои ценности или, как говорят ученые, выстраивается своя «пирамида» ценностей, составляющая неповторимый внутренний мир каждого человека, основу его личности. При определении линии своего поведения человек ориентируется на эту собственную «пирамиду», выбирает, чему отдать предпочтение по сравнению с другими ценностями.

Философы утверждают, что в обширном царстве ценностей есть ценности малозначительные, относительные, живущие короткое время. Но существуют и ценности особо значимые - главные человеческие ценности, живущие вечно и важные для всех людей. Вы, конечно, догадались, что к таким ценностям относятся прежде всего человеческая жизнь, мир, свобода, природная среда, семья, Родина, истина, вера, честь, культура и еще многие другие ценности - вы сами можете их назвать.

Стыд и правда тоже из этого ряда. Их особая ценность в том, что они способны объединять людей, направлять на путь добра. В конечном счете только стыд и правда способны сохранить род человеческий, поэтому они и относятся к общечеловеческим ценностям.

Что же такое стыд и правда?

Моральный выбор, моральный контроль . В первой части учебника вы уже знакомились с вопросами морали и знаете, что моральные правила (нормы, как их принято называть) дают человеку образец поведения. Но правил много, они разные, и человек всегда сам решает, как ему следует поступить: соблюдать или не соблюдать моральные нормы. Иначе говоря, как полагают многие мыслители, человек всегда обладает свободой выбора. В жизни каждый из нас, подобно сказочному богатырю, должен постоянно обдумывать и выбирать то или иное решение. Например, у вас есть два яблока, одно из них большое, красивое, другое явно похуже. К вам пришел друг. Возникает мысль: угостить или нет? А если угостить, то какое взять себе? Мораль - и вы это знаете - учит: всегда поделись с ближним, лучший кусок отдай другу. Но есть и другая, эгоистичная мораль: своя рубашка ближе к телу. Вы задумались: как поступить? Вот это и есть выбор поступка, или, точнее, моральный выбор.

Но случаи бывают посложнее. Вот пример. В фильме выдающегося российского режиссера Алексея Германа «Проверки на дорогах» есть такой эпизод времен Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Партизаны заминировали железнодорожный мост и ждут немецкий состав с оружием. Неожиданно из-за поворота реки выплывает огромная баржа, и партизанам открывается страшная картина: баржа забита нашими пленными, которых охраняют фашистские автоматчики; очевидно, людей везут в лагеря смерти.

И в тот самый момент, когда баржа оказывается под мостом, сверху на него влетает немецкий состав с оружием... Взрывать или не взрывать? Если взорвать, все это обрушится на несчастных людей и погубит их. А если не взрывать - оружие пойдет на фронт, да и приказ командования будет нарушен. Командир отряда категорически против взрыва. А комиссар, у которого фашисты расстреляли всю семью, требует немедленно выполнить приказ. Возникает тяжелый нравственный конфликт...

Вот вам ситуация очень сложного и ответственного морального выбора. Подумайте о ней сами. Мы не даем ответа. Не торопитесь и вы. Только не упускайте из виду: во-первых, цели, ради которых вел наш народ освободительную борьбу; во-вторых - гуманистические принципы морали.

А кто контролирует, оценивает наш моральный выбор?

Ваш ответ может быть таким: окружающие люди - общественное мнение.

Это верно, но не совсем. Общественное мнение может оценить наш поступок, наши действия (т. е. результат выбора), когда выбор уже сделан, поступок совершен. Вот тогда общественное мнение решает, какой поступок мы совершили - добрый или злой, честный или бесчестный, полезный или бесполезный, умный или глупый и т. д.

А кто же оценивает выбор, который происходит у нас глубоко внутри, в сердце, в душе?

Есть такой невидимый, но могущественный и строгий внутренний контролер - наша совесть. Совесть видит и знает все, дает внутреннюю критическую оценку и нашего выбора, и наших поступков. Перед ней, точнее, в первую очередь перед ней, нам приходится держать ответ.

Следует помнить, что выбор поступка всегда имеет определенные последствия как для окружающих, так и для нас лично. А за последствия приходится отвечать. Выбор и ответственность взаимосвязаны.

Вот в каком сложном положении находится человек. Готовых ответов на все случаи жизни нет и не будет никогда. Нам самим приходится решать, как поступить, и самим же нести ответственность за свой выбор.

Будем помнить: каждый из нас причастен к стыду и правде. У нас у всех есть надежная духовная опора - мораль. Но мораль нужно не только знать, изучать. Важно уметь правильно поступать в соответствии с требованиями морали. А такое умение вырабатывается всю жизнь - тут не может быть остановки. Зато, как учит мудрость, жить по законам морали практичнее, чем нарушать их, ибо в противном случае потеряешь гораздо больше, чем приобретешь. Поэтому каждому из нас в жизни нужна нравственная культура, которую можно выработать только своими собственными духовными усилиями. Обо всем этом - о совести и моральном выборе, ответственности и нравственной культуре - мы будем еще подробно говорить.

    Основные понятия

  • Человек, личность.

    Термины

  • Термины: Ценности, моральный выбор, совесть.

Вопросы для самопроверки

  1. Объясните, как вы поняли содержание древнего мифа. Чему он учит?
  2. Обсудите смысл слов «стыд» и «правда». О чем идет речь?
  3. Почему стыд и правду нельзя распределять избирательно? Почему к стыду и правде должны быть причастны все люди?
  4. Как вы понимаете слово «ценность»? Почему стыд и правда - ценности особые, уникальные?
  5. Объясните смысл определения, которое дал личности немецкий философ И. Кант. Что значит: «способность быть господином самому себе», «твердые принципы», «добровольно выбранные принципы»?

Задания

  1. Изложим две позиции.
    1. Нередко можно услышать такую оценку: «У этого человека вообще нет личности, безликий он какой-то».
    2. Поэт Е. Евтушенко писал:

        Людей неинтересных в мире нет,
        Их судьбы - как история планет.
        У каждой все особое, свое,
        И нет планет, похожих на нее.

    Сопоставьте эти позиции: противоречат они друг другу или дополняют одна другую? Объясните вашу точку зрения.

  2. Есть старая знаменитая притча о строительстве собора в средневековом городе Шартре, во Франции. У строителей спросили, что они делают. Один ответил, что делает трудную работу. Другой сказал, что зарабатывает на хлеб. Третий ответил с гордостью: «Я строю Шартрский собор!»

    Выскажите ваше мнение о «пирамиде ценностей» каждого из строителей.

  3. Моральный выбор, как вы поняли, дело трудное и ответственное для каждого из нас. И никуда от него не уйти: всю жизнь мы находимся в положении сказочного богатыря - постоянно должны выбирать свой путь, варианты своих действий, поступков.

    Но бывает ситуация, когда человек не в силах решить, какой вариант выбрать. И тогда отказывается от выбора. Самоустраняется - пусть другие решают.

Новое на сайте

>

Самое популярное