Домой Бизнес Талак и загс что надо. Сначала загс, потом мечеть, - совет имамов

Талак и загс что надо. Сначала загс, потом мечеть, - совет имамов

Многие пары годами проверяют свои отношения, прежде чем вступить в законный брак. Решение это сложное и ответственное, и поэтому спешить никогда не стоит. Однако подавая соответствующее заявление в ЗАГС, будущие супруги сталкиваются с неприятным открытием.

Оказывается, чтобы стать законными супругами, необходимо соблюсти целый ряд формальностей . О каких же формальностях и правилах идет речь?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам ниже. Это быстро и бесплатно !

Существуют случаи, когда работники инстанции идут на встречу будущим супругам. Например, если невеста беременна, союз регистрируется и в день подачи соответствующей бумаги . Если существует угроза здоровью или же жизни одного из членов пары, также происходит ранняя регистрация.

Однако в большинстве случаев, месячный срок оказывается нерушимым правилом. За это время супруги должны взвесить все плюсы и минусы своего союза, приняв окончательное решение.

Куда и когда подавать бумаги на регистрацию брака?

В какой ЗАГС подавать заявление о браке?

Раньше подавать бумаги можно было только в инстанции по месту жительства, сейчас же требования стали чуть мягче. Именно поэтому будущие супруги могут подать заявление в любой ЗАГС в своем городе , который им только приходится по душе.

Более того, имеется даже возможность подать соответствующие документы в несколько инстанций . Так поступают пары, которые хотят жениться в определенную дату (например, в популярную 12.12.12). Обычно на красивые даты множество претендентов, и поэтому парам приходится подавать сразу несколько заявлений.

При сдаче справок в несколько филиалов, паре придется оплатить и несколько соответствующих пошлин. Если заявление подается в 2 ЗАГСа, то и пошлина должна быть оплачена дважды.

Подать соответствующие документы можно в любой удобный день, кроме воскресенья и понедельника . В эти дни сотрудники ЗАГСа обычно не работают по графику. Приходить в соответствующие инстанции лучше с утра, поскольку в течение дня туда набегает огромная очередь.

Чем раньше пара подаст заявление, тем лучше. Дело в том, что все люди, стоящие с будущими супругами в очереди - это потенциальные «соперники» за самое удачное время бракосочетания.

Всем этим парам будет назначаться свадьба примерно на один период, и молодожены, стоящие в начале очереди, имеют возможность пожениться в лучшее время (например, с утра) в удобный для них день.

Однако самое главное в этом деле - это не время подачи документов, а сбор всех необходимых бумаг. И с этим вопросом могут возникнуть определенные сложности.

Бланк заявления и перечень необходимых документов

Самая важная бумага - это заполненное заявление, ради которого люди и приходят в эти инстанции . Оно состоит из двух колонок для жениха и невесты. Им приходится правильно написать свое ФИО, дату рождения, паспортные данные.

Бланк заявления по форме №7 выдают в самом ЗАГСе. Но если у вас есть опасения перед неизвестностью, приводим образец его заполнения:

Важнейшим вопросом здесь становится смена фамилии . Обычно невесты выступают за смену фамилии, а вот женихи гораздо реже решаются на подобный шаг. И все же, данный вопрос лучше обсудить заранее.

Если кто-то из супругов по уважительной причине не может присутствовать во время подачи соответствующего заявления, сотрудники ЗАГСа обычно идут навстречу. При возникновении такой ситуации, одному из членов пары нужно заранее прийти в ЗАГС и взять специальные раздельные заявления.

Тот, кто не сможет присутствовать на подачи заявления, может заполнить его дома. Вот только подпись придется заверять нотариально . Заверенное нотариально заявление нужно принести в ЗАГС, а вот второй супруг будет заполнять бумагу непосредственно в отделении.

Каких документы необходимы на стадии подачи заявления? . Предоставляем их список:

  1. Паспорта обоих членов пары.
  2. Квитанции об уплате соответствующей (сейчас ее размер составляет 350 рублей с каждого супруга).
  3. Если молодоженам меньше 18-ти лет, из органов местного самоуправления необходимо предоставить документ, подтверждающий разрешение на брак.
  4. Если у супругов уже имелся другой брак, необходимо предоставить свидетельство о его расторжении.

После подачи заявления со всеми соответствующими бумагами, паре остается лишь немного подождать. За это время можно спланировать и само торжество, ведь обычно простой регистрацией дело не ограничивается.

Подать соответствующее заявление через интернет невозможно, но пара может заметно облегчить себе жизнь, если заранее заглянет на сайт государственных услуг . Дело в том, что там можно забронировать подходящую дату и время, назначив и дату посещения нужного ЗАГСа.

Если же жених и невеста не являются в ЗАГС в определенное, назначенное время, их бронь на дату снимается. Таким образом, при помощи обращения к онлайн-сайту, можно избежать длинных очередей в отделениях ЗАГСа, подав соответствующее заявление в определенный срок.

Пошаговый порядок записи через сайт госуслуг указан в .

После подачи бумаги перед женихом и невестой встает еще один вопрос: какую церемонию провести? Если они хотят торжественного процесса бракосочетания, то придется заплатить за дополнительные услуги .

Например, можно воспользоваться услугами местных фотографов и живых музыкантов. Также по желанию молодоженов в зале может вестись видеосъемка.

Если пара отдает предпочтение закрытой, неофициальной церемонии, то все гораздо проще, и никаких дополнительных расходов не требуется.

Вне зависимости от выбранного места регистрации брака и от нюансов проведения процедуры, самым главным всегда остаются те чувства, что испытывают члены пары. Именно эти химические реакции становятся главными виновниками торжества!

Отличное видео, чтобы подытожить написанное выше:

Вступление в брак в мусульманстве является богоугодным делом и дозволено каждому. Обычно считается, что жених и невеста должны соответствовать друг другу по возрасту и общественному положению.Ограничений для брака мал. Коран запрещает браки с родственниками по прямой линии. Кровное родство между вступающими в брак не должно быть ближе третьей степени. В принципе возможен брак мусульманина с христианкой или иудейкой,но мусульманка может выйти

Для вступления в брак необходимо достижение совершеннолетия. По традиции – это 15 лет для юношей и 9 лет для девочек. В современном законодательстве большинства мусульманских стран возраст, когда молодые люди могут самостоятельно, без каких-либо ограничений жениться и выходить замуж, равен 15-18 годам. Для вступления в брак по шариату требуется заключение договора, по которому женщина перестает быть запретной и становится законной для мужчины, за которого она выходит замуж только за мусульманина.

Достигшие совершеннолетия вправе самостоятельно заключить брак. Однако при раннем браке достаточно согласия отца или опекуна. Заключение брака совершается в несколько этапов. Первый – это сговор, когда сам жених или его доверенное лицо делает предложение отцу, опекуну или доверенному лицу невесты. Во время сговора оговаривают размер имущества, выделяемого мужем жене (так называемый Махр) и другие условия брачного договора. До заключения его жениху и невесте запрещается видеться, однако в настоящее время это правило редко соблюдается. Теоретически махр отличается от калыма. Махр становится личным имуществом жены.

Калым, уплаченный за невесту, остается в семье ее родителей. На практике и махр часто передается в распоряжение родителям, другим родственникам или опекунам невесты, и она не может им распоряжаться без их согласия. Второй этап – это передача невесты в дом жениха; третий – свадебное торжество. На нем оглашается брачный договор и выплачивается махр. Заключение брака проходит просто: жениху и невесте нужно произнести формулу бракосочетания, как правило, на арабском языке. Сначала невеста говорит: «Считаю себя твоей женой по определенному махру». Жених отвечает: «Принял бракосочетание».

Затем брак регистрируется специальным нотариусом. На бракосочетании должны присутствовать свидетели – двое мужчин или один мужчина и две женщины. Последний этап брака – фактическое вступление в брачные отношения, после чего брак считается свершившимся. Какой будет свадьба, зависит от местных обычаев и материального достатка жениха и невесты. Однако каждая семья старается отпраздновать это событие с максимальной пышностью, пригласить и угостить как можно больше людей. Обязательные условия брачного договора – это уплата махра, содержание жены и обращение с ней соответственно социальному положению ее семьи, исполнение супружеских обязанностей и содержание детей. Женщина в браке полностью сохраняет дееспособность, а муж не имеет никаких прав на ее имущество и может вести ее дела только в качестве доверенного лица.

Согласно Шари`ату, помолвка - это представление мужчины и девушки друг другу, которые собираются жениться. Это является Сунной и совершается до акта бракосочетания (никаха). При помолвке определяется мнение девушки и ее попечителя: выясняется, согласна ли она выйти замуж за данного мужчину или нет. Согласие обеих сторон обязательно в Исламе.

С целью выбора спутника жизни, Ислам разрешает жениху и невесте видеться друг с другом. Но они должны учитывать и принимать во внимание следующие условия:

а) мужчине разрешается смотреть на лицо и кисти рук девушки, которую он намерен взять в жены, так как лицо и руки раскрывают физиологические особенности: здоровье, красоту и т.д. Допускается наблюдать за ее поведением. С этой целью Пророк, СолляЛлаhу алейхи уа саллям, повелел смотреть на свою будущую спутницу;

б) разрешается разговаривать во время помолвки, т.е. выразить намерения обеих сторон (но без лишних, посторонних разговоров);

в) не разрешается пожимать невесте руку и обнимать ее до акта бракосочетания жениху; г) не разрешается жениху с невестой оставаться в уединении.

В настоящее время в некоторых семьях принято встречаться жениху с невестой наедине, якобы узнать друг друга лучше. Это в корне противоречит установкам Ислама.

Статистика показывает, что семьи, где жених и невеста до заключения брака не проводили подобных встреч, намного устойчивее и менее подвержены распаду.

Коран разрешает и многоженство. В нем говорится: «Женитесь на тех, кто приятны вам, женщинах – и двух, и трех, и четырех» (4:3). Больше четырех жен мусульманин иметь не должен. Зато он может развестись с одной из них и жениться еще раз. Сколько бы жен он ни имел, ко всем должен относиться одинаково справедливо. В настоящее время многоженство не является широко распространенным явлением.

В некоторых странах законодательство разрешает мужчине иметь лишь двух жен, а в ряде стран многоженство вообще запрещено. Подавляющее большинство мусульман имеет одну жену. После заключения брака муж обязан обеспечить супругу жильем, питанием, одеждой и т.п., а жена, в свою очередь, должна повиноваться мужу и выполнять все его законные требования, направленные на обеспечение интересов семьи. Муж по законам шариата имеет право наказывать жену за непокорность. Если жена выполняет требования мужа, а он не дает ей денег на расходы, она их берет из имущества мужа.

Если же муж не в состоянии обеспечить жену и она вынуждена сама зарабатывать для себя средства, она может не повиноваться мужу. Жена не может выйти из дома без разрешения мужа, не должна отказывать мужу в его требованиях, не должна видеть посторонних мужчин. Шариат предписывает женщине закрывать лицо, волосы и тело. Покрывало в женской одежде, называемое по-разному в зависимости от покроя и местного языка – чадра, паранджа, и т.д., – обязательно для ношения вне дома или в присутствии посторонних мужчин.

Я живу в Египте замуж выыходила здесь, хотите расскажу как это происходит у нас... если женятся египтяне (граждане этой страны) то на их ВЫБОР они могут придти Гуваязет (ЗАГС местный) и там гос работник, он же имам, он же юрист регистрирует брак с соблюдением всех требований шариата, такое делают редко, так как всех родных и говстей тащить в гос-уч-е пыльное и душное не охото, поэтому выбирают чаще другое этого самого работника (мазун) приглашают на празднование свадьбы кому куда нравится, домой, в мечеть, в ресторан и там он ВМЕСТЕ с ТАЛМУТОМ в который записывается акт заключения брака заключает брак, а после этого он в Гуваязете регистрирует записи из своей книги и молодожены получают св-ва о браке (ну совсем как в нашем ЗаГСе) ДВА раза НИКТО НЕ жениться

Вчера поинтересовалась у девочек живущих в Ливане, у них для граждан страны есть такой же имам как и в Египте которыый и никях и гос-регистрацию объединяет и свадьба празднуется одна. НО это только для ливанцев, с иностранкой нужно проходить не один бюрократический круг...видимо именно об этом Вы и слышали раньше....

ормы расторжения брака по Шариату

Слово талак обозначает ‘развязывание узла’, ‘разрешение проблемы’, и используется в Шариате для объявления развода.

Сура 65 "О Пророк [и его община], когда вы даете развод женам, то разводитесь с ними в установленный для них срок [очищение после трех менструальных периодов], и отсчитывайте срок, и бойтесь Аллаха, Господа вашего!.." А в 34-м аяте суры 4 говорится: "...И если они повинятся вам, то не ищите пути против них, – поистине, Аллах возвышен, велик!"

Условия развода

Исходя из предписаний, мужчинам необходимо иметь очень веские причины для того, чтобы воспользоваться разрешением Всевышнего Аллаха на развод. К тому же надо всегда помнить, что даже разрешенный развод вовсе не радует Аллаха. Более того, играть словом "развод", а потом каяться, или использовать дозволение Шариата в угоду своим амбициям – это все равно, что играть с огнем или подбрасывать над собой обоюдоострый меч. Для того чтобы уберечь семейное счастье, Всевышний Аллах установил формы наказания для тех, кто использует опасное слово талак (развод) не подумав о последствиях.

Для объявления развода необходимо наличие действительного акта бракосочетания, совершенного по всем правилам. Мужем и женой в Исламе считаются только те мусульмане, которые заключили между собой брак согласно Шариату, то есть совершили никях. Ни о каком талаке не может идти речь, если это условие не соблюдено.

Мужчина имеет право объявить развод, если достиг совершеннолетия (имеет право на никях) и находится в состоянии дееспособности.

Желательным действием в Исламе считается развод со скандальной женщиной, не выполняющей какое-либо обязательное условие Шариата. Например, не является грехом развод с женщиной, которая не читает обязательные молитвы. Если же мужчина не может исполнять свои мужские обязанности ввиду полового бессилия, то по просьбе жены он обязан дать ей развод. Если муж при объявлении развода произнес "инша Аллах", то это не будет считаться талаком, даже если он говорил с намерением развода и даже если отдал жене причитающийся ей махр.

Виды развода

1. Ат-талак ар-радж"и – предварительный развод. Такой вид развода не нарушает существующий никях и предполагает возможность возобновления супружеских отношений в любое время на протяжении срока идда (трех менструальных периодов), согласия жены для этого не требуется. Если же мужчина не помирится с женой на протяжении срока идда (см. ниже), то их никях будет аннулирован, так как предварительный развод перерастет в полный, и для возобновления супружеских отношений будет необходим новый никях. Для объявления предварительного развода мужу достаточно сказать жене "Я тебя освобождаю" или "Ты свободна". Можно это же самое написать ей на бумаге и дать прочесть. Если произнося или написав эти слова, открыто указывающие на предложение развода, мужчина и не имел намерения разводиться, то все равно будет считаться, что объявлен ат-талак ар-радж"и.

По всем четырем мазхабам(школа права) при таком талаке муж имеет право возобновить супружеские отношения в любой момент срока воздержания – идда. При этом нет необходимости для совершения нового никяха.

По ханафитскому и маликитскому мазхабам достаточно при этом сказать: "Возвращаюсь к прежнему никяху", свидетелей для этого призывать не нужно. По этим мазхабам дозволено просто молча обнять жену, или поцеловать ее, или дать понять любым другим способом о возврате к прежнему никяху.

По шафиитскому и ханбалитскому мазхабам при возврате к прежнему никяху необходимо объявить об этом в присутствии двух свидетелей. При этом нет необходимости в наличии и согласии опекуна женщины.

2. Ат-талаку аль-баа"ин – полный развод: Этот вид развода объявляется мужем с намерением полного разрыва супружеских отношений. Если муж решил дать жене полный развод, то ему для этого достаточно в любой форме сказать ей или дать понять, что она свободна. Если же период идда проходит в состоянии ат-талаку аль-баа"ин, то мужу не дозволяется входить в комнату жены, а жене по Шариату запрещено в это время прихорашиваться, соблазнять мужа, так как для возобновления супружеских отношений необходим новый никях.

Полный развод может наступить и тогда, когда жена просит развода в обмен на соответствующий выкуп по взаимной договоренности согласно Шариату. Обычно этот выкуп не превышает сумму предварительного и последующего махра, оговоренного при заключении никяха. Этот вид развода наступает и в том случае, когда муж объявляет жене третий полный развод, после двух предварительных разводов без возобновления супружеских отношений, или если объявит ей сразу троекратный развод.

Супруг, не имевший половой близости с женой и объявивший жене первый талак, сразу же разводится с ней, так как в таких случаях первое же объявление о разводе квалифицируется как полный развод. Тут нет необходимости в соблюдении срока идда. Мужчина сразу же должен выплатить жене половину махра, а женщине по Шариату дозволено в тот же день выходить замуж за другого человека.

После объявления первого или второго ат-талаку аль-баа"ин, наступает малый развод (аль-байнунату-с-сугра ). Малый развод не является окончательным в том смысле, что после первого или второго полного развода супруги могут возобновить свои отношения, заключив никях сразу или через какое-то время. Если же ат-талаку аль-баа"ин был объявлен три раза или объявлен один раз, но в категоричной форме, с указанием одновременного троекратного полного развода, то этот вид развода является последним и называется аль-байнунату-ль-кубра.

После этого возобновление никяха становится невозможным, как бы этого ни хотели обе стороны. Впрочем, в Шариате предусмотрена и эта возможность (см. ниже).

3. Ат-талаку-с-салясий – третий вид развода. Это окончательный развод. Если мужчина объявит своей жене в ясной категоричной форме о полном разводе три раза или более, то окончательный развод можно считать состоявшимся. Муж может объявить талак три раза подряд; или может сказать жене: "Я освобождаю тебя трижды"; или объявлять по одному разу трижды в разное время. В любом из этих случаев после третьего развода ат-талаку-с-салясий вступает в силу.

После такой формы развода (объявленного трижды) мужчина может жениться на этой же женщине согласно Шариату только после процедуры хулла. Это значит, что женщина может вернуться к своему прежнему мужу только после того, как выйдет замуж за другого мужчину и разведется с ним.

Возврат к прежнему мужу будет дозволен после соблюдения всех четырех предварительных условий:

Выдержан срок идда;

Заключен никях с другим мужчиной;

Разведена после нахождения с ним в супружеских отношениях;

Выдержан новый срок идда.

Несмотря на то, что Аллах наделил мужчин правом на развод, Он, хвала Ему, также предписал им эту сложную процедуру возврата жены для того, чтобы женщины не оказывались в их руках игрушкой. Учитывая весьма сложный процесс возвращения в дом разведенной жены, любой мужчина тысячу раз подумает, прежде чем дать развод любимой женщине, матери своих детей. Поэтому так редки разводы в мусульманских семьях. Благочестивые мусульмане даже и не заикаются о разводе без основательной причины, учитывая большую опасность прохождения через процесс хулла.

По прошествии срока воздержания (идда) временный развод становится полным. Если муж при объявлении талака уточнил намерение полного развода, то возникнет ат-талаку аль-баа"ин, то есть никях будет нарушен. Новый никях можно будет заключить только после срока идда. Но после трехкратного объявления любого талака для совершения нового никяха с бывшей женой необходима процедура хулла. Как было уже сказано, для нового никяха с бывшей женой, с которой мужчина разводился трижды, необходимо, чтобы она вышла замуж за другого человека и имела бы с ним близость.

Если при никяхе в качестве махра (см. раздел "Никях") было отдано жене менее суммы минимального махра, который равен стоимости 33,6 г серебра (или 4,8 г золота), то опекун в любое время может ходатайствовать о расторжении такого брака.

Развод может случиться и до свадьбы, и до первой брачной ночи по нескольким причинам: а) если муж после никяха сразу даст развод; б) если муж станет отступником; в) если муж будет уличен в интимных отношениях с матерью или дочерью жены.

Такой развод называется фиркат. В этом случае муж должен будет отдать жене половину махра. Если в разводе повинна жена (к примеру, станет отступницей или будет уличена в интимных отношениях со своим пасынком), то муж не выплачивает махр, а если махр был уже выплачен, то он должен быть целиком возвращен мужу.

В книге "Нигмат-и Ислам" Мухаммада Зихни (ум. 1332/1914) говорится: "Если муж объявит своей жене, с которой находился в супружеской близости, о разводе в совершенно ясной, открытой форме, то сразу возникнет один ат-талаку ар-радж"и. Если муж скажет отцу своей жены: "Я отказываюсь от твоей дочери. Пусть выходит замуж за кого хочет"; или, когда жена просит разрешения пойти погулять, а муж скажет ей: "Я что, привязал тебя? Иди, ты свободна", или скажет ей: "Наш никях пропал", или "Дорога открыта, иди на все четыре стороны", – если подобные выражения были сказаны без намерения развода, то талак не возникает. Не возникнет талак и в том случае, когда муж обратится к своей жене словами: "Мама, дочь моя, сестра". Но если он скажет жене: "С сего момента будь мне сестрой", то возникнет один ат-талаку аль-баа"ин".

Если при объявлении жене одного из двух разновидностей талаков, не было сказано (или не будет показано на пальцах) их количество, то считается, что объявлен один талак. Если при этом было сказано или указано число 3 или более, то будет считаться, что развод состоялся по объявлению трех талаков.

В книге "Маджмуат-уз-Зухдиййа" Ахмад Зухди-паша (ум. в 1319/1901) пишет: "Талак – это развязывание узла. При объявлении ат-талаку аль-баа"ин, никях сразу прекращает свое действие. В этом случае муж не может возобновить супружеские отношения в течение срока идда. При объявлении ат-талаку ар-радж"и никях прекращает свое действие по истечении срока идда (муж может возобновить супружеские отношения с женой до истечения этого срока в любое время). Никях становится недействительным, если кто-либо из супругов сознательно отступит от веры (станет вероотступником) и объявление о разводе в этом случае не будет иметь никакого значения. (Следовательно, если супруги развелись после прекращения действия никяха по этой причине, то для нового никяха им надо вновь принять Ислам. Необходимость хулла в этом случае отпадает)".

После объявления развода муж обязан обеспечить полное содержание жены на протяжении всего периода идда. Сюда входит обеспечение ее питанием, одеждой и жильем.

Что такое идда

Термин идда применяется для обозначения промежутка времени, определенного Священным Кораном, в течение которого вдова или разведенная женщина, находившаяся в супружеских отношениях со своим мужем, не может вновь вступать в брак. Период идда необходим для определения возможной беременности и установления последующего отцовства. Он установлен Всевышним Аллахом для защиты прав женщины и ребенка. Количество дней периода идда может быть больше или меньше в зависимости от состояния женщины на момент развода. Например:

Если женщина была беременна до развода или до смерти мужа, то идда заканчивается после родов;

Если перед смертью мужа женщина не была беременна, то для нее идда заканчивается через 4 месяца и 10 дней;

Для разведенной небеременной женщины идда заканчивается после троекратного очищения (после трех менструальных периодов);

Для разведенных женщин, свободных от менструаций, идда заканчивается через 3 месяца (надо помнить, что при упоминании дней, месяцев, лет в Исламе подсчет ведется по лунному календарю. Количество дней в году по лунному календарю на 11 дней меньше и составляет 354 дня).

На протяжении всего периода идда, женщина не должна отлучаться из дома мужа ни днем, ни ночью. Муж (если он жив), в свою очередь, обязан содержать разведенную жену все это время. По ханафитскому и ханбалитскому мазхабам этот промежуток времени исчисляется от начала первого очищения до начала четвертого. По шафиитскому и маликитскому мазхабам он заканчивается после трех очищений.

Если развод был дан окончательный (ат-талаку аль-баа"ин), то мужу запрещено входить в дом (квартиру, комнату), где жена соблюдает срок идда. Если развод объявлялся менее трех раз, то по окончании срока идда мужу дозволено заключить новый никях с этой женщиной.

Мухаммад Кок-Коз

Нежелательность развода

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил своим последователям так: "Из всех дозволенных действий развод более всего ненавистен для Всевышнего" (Абу Дауд). Мусульманину не рекомендуется разводиться с женой только лишь потому, что она перестала ему нравиться. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: "Верующему не дозволено относиться недоброжелательно к верующей. Если ему ненавистно в ней дурное, то пусть удовлетворится тем, что доброго в ней есть" (Муслим). Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также подчеркивал, что лучший из мусульман тот, кто лучший для своих жен. "Уверовавшие, наилучшим образом проявляющие свою веру, – это те, у кого мягкий нрав, а из этих лучшие те, что добры к своим женам" (Тирмизи). Однако Ислам – это практическая религия, и в ней действительно признается, что существуют обстоятельства, когда сохранение брака невозможно. В этих случаях добрый совет и контроль над собой не могут разрешить проблему. Что же делать, чтобы сохранить брак в таких случаях?

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) наставлял мусульман избегать использования крайних мер кроме тех случаев, когда жена совершает явную мерзость. Даже и в этих случаях наказание должно быть легким, и если жена повинуется, то муж не имеет права терроризировать ее. "Если же они совершают явную мерзость, вы можете покинуть их в постелях их и назначить им легкое наказание. Если они станут покорны вам, то не ищите пути против них и не докучайте им" (Тирмизи).

Далее, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) осуждает всякое несправедливое физическое наказание. Некоторые мусульманские жены жаловались ему на то, что мужья бьют их. Услышав об этом, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) категорически заявил: "Те, кто бьют жен своих, не из числа лучших среди вас" (Абу Дауд). И нужно еще помнить, что по этому поводу Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал: "И лучший из вас тот, кто лучший для своей семьи, и я лучший среди вас для своей семьи" (Тирмизи). Одной женщине по имени Фатима бинт Кайс Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отсоветовал выходить замуж за человека, известного тем, что он бил своих жен: "Я пришла к Пророку и сказала: "Абуль Джам и Муавийа ищут моей руки". Пророк сказал: "Муавийа беден, а что до Абуль Джама, то он бьет женщин" (Муслим).

Для жены, муж которой отличается дурным поведением, создающим угрозу браку, в Коране дается следующий совет: "И если почувствует жена, что неласков супруг с ней или избегает ее, то не грех им уладить по доброму [возникшую неприязнь], ибо примирение [для супругов] – лучше" (4:128). В этом случае жене следует искать примирения с мужем (через посредство родственников или без него).

Важно отметить, что Коран не советует жене прибегать к двум мерам – отказывать в близости или применять физическую силу. Некоторые исламские теологи предлагали применение таких мер против мужа со стороны жены. Так, предлагалось сначала увещевать дурно поступающего супруга, затем запретить ему посещать по ночам супругу и, наконец, подвергнуть его символическому побитию.

Статистика установила, что среди житейских трагедий, приводящих к инфарктам, развод стоит на втором месте после смерти супруга. Наоборот, наибольшую продолжительность жизни имеют те, кто, вступив в брак, прожил в нем всю жизнь. Неслучайно поразительно большое число долгожителей перешагнули столетний рубеж вместе со своими женами. "Мужчины, не разводитесь. Это опасно для вашего здоровья", – советуют швейцарские медики. Они установили, что разведенные мужчины намного больше подвержены сердечно-сосудистым заболеваниям, чем одинокие женщины. Анализ документов страховых фирм позволяет врачам утверждать: у разведенных представителей "сильного пола" чаще наблюдаются нарушения психики, попытки самоубийства. Да и в больницы одинокие попадают в 8 раз чаще, чем женатые.

Подводя итог, следует сказать, что Ислам предлагает супружеским парам, испытывающим трудности и напряжение в браке, наиболее практические советы для сохранения брака. Если один из партнеров подрывает брак, то другому рекомендуется, в соответствии с Кораном, делать все возможное, чтобы сохранить священные узы. Если ни один из способов не приводит к результату, то супругам рекомендуется расстаться дружески и мирно.

Три религиозные системы поразительным образом различаются в отношении развода. Христианство полностью отрицает развод. Новый Завет безоговорочно настаивает на нерасторжимости брачных уз.

Это отношение основано на словах Иисуса (мир ему), сказавшего: "А я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать, и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует" (Евангелие от Матфея, 5:32).

Такой бескомпромиссный идеал является, без всякого сомнения, недостижимым. Он предполагает столь высокий уровень морального совершенства, которого человеческие сообщества вряд ли когда-либо смогут достичь. Когда супружеская пара понимает, что семейная жизнь не удалась, запрет на развод не приводит ни к чему хорошему. Принуждать такие пары к продолжению совместной жизни против их воли не только неэффективно, но и неразумно. Неудивительно, что весь христианский мир в итоге добился разрешения на развод.

Иудаизм, с другой стороны, позволяет развод без всякого повода к нему. В Ветхом Завете мужу дается право на развод с женой, если она ему просто не нравится: "Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего. И она выйдет из дома его, пойдет и выйдет за другого мужа; и сей последний муж возненавидит ее и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, или умрет сей последний муж ее, взявший ее себе в жены, то не может первый ее муж, отпустивший ее, опять взять ее себе в жены, после того, как она осквернена: ибо сие есть мерзость перед Господом, и не порочь земли, которую Господь, Бог твой, дает тебе в удел" (Второзаконие, 24:1–4).

Вышеприведенные стихи вызвали серьезные дебаты среди еврейских теологов, у которых возникли разночтения таких слов, как "неприятный", "непристойность", "отвращение", упомянутых в них. В Талмуде отражены эти разные точки зрения: "Школа Шаммай придерживается мнения, что муж не должен оставлять свою жену, пока не обнаружит ее вины в половых отношениях, в то же время, согласно учению Хиллел, считается, что он может развестись с ней, даже если она просто разбила блюдо в его доме. Ребе Акиба говорит, что развод возможен, если муж найдет другую женщину, красивее, чем его жена" (Гиттин, 90 а–б).

Новый Завет придерживается шаммаитской школы, иудейские же законы основаны на мнении последователей гиллелитской школы и ребе Акиба. Поскольку возобладала точка зрения гиллелитов, то восторжествовала нерушимая традиция иудейского права давать мужу свободу в инициации развода без всякой веской причины на это.

Ветхий Завет не только дает мужу право разводиться с "разонравившейся" женой, он считает развод с "плохой" женой обязанностью мужчины: "Плохая жена несет унижение, потупление взоров, ранит сердце. Опускаются руки и слабнут колени мужчины, жена которого не способна дать ему радости. Женщина – источник греха, и через нее мы гибнем. Не храни воду в худом сосуде и не позволяй дурной жене вести речи, какие ей хочется. Если же она восстает против воли твоей, дай ей развод и отправь от себя" (Екклесиаст, 25:25).

Талмуд указывает на те особые действия, которые может совершить женщина и после которых муж обязан дать ей развод: "Если она ела на улице, если она жадно пила на улице, если она кормила грудью на улице, – в каждом случае, как говорит ребе Мейер, она должна покинуть своего мужа" (Гиттин, 89а).

Развод – это разрыв взаимоотношений с женой, выраженный словесно или письменно, или знаком для немого. Ислам рассматривает брак как договор о совместной жизни, который лишь в крайних случаях может быть прерван путём развода.

Брак должен обеспечивать спокойствие, уверенность и стабильность как обоим супругам, так и их будущим детям. Ислам называет развод самым ненавистным Аллаху действием из тех, что Им разрешены. Об этом говорится в хадисе Пророка (мир ему и благословение): «Самым ненавистным из дозволенного для Всевышнего Аллаха является развод» (Абу Давуд, Ибн Маджа). Это самый последний шаг, процедура, к которой прибегают только после того, как все попытки помирить супругов оказываются тщетными.

Если между мужем и женой возникает спор, который они не могут уладить сами, в дело следует вмешаться представителям семей обоих супругов, чтобы привести их к примирению, т. к. Всевышний Аллах в Коране повелевает (смысл): «Если вы опасаетесь разлада между ними (супругами), то пошлите к ним по справедливому представителю со стороны его семьи и её семьи. Если они оба (т. е. представители сторон) пожелают примирения (их), то Аллах помирит их. Воистину Аллах – Знающий, Ведающий» (сура «Ан-Ниса», аят 35).

Развод порицаем, потому что через него утрачиваются достоинства брака, распадается семья. Однако, учитывая, что иногда развод неизбежен, если брак причиняет страдания супругам либо по другой причине, такой как отказ или неспособность мужа обеспечивать семью, сумасшествие супруга, потенция супруга или недостатки одного из супругов, препятствующие семейной жизни и т.д., Создатель проявил милость к рабам Своим и разрешил развод, не связывая его с какими-либо наказаниями.

Многие не знают предписаний, касающихся развода, и произносят бракоразводные слова, когда им вздумается и как хотят, не обращая внимания на то, когда, сколько раз и в какой форме это допустимо, а потом осознают свою ошибку и поспешность и впоследствии бегают от имама к имаму в поисках разных дорог для примирения. Чтобы не оказаться в такой ситуации, мусульманин в вопросе развода и в других шариатских вопросах должен придерживаться границ, установленных Творцом, и не переходить их.

В Священном Коране сказано (смысл): «…Таковы установления Аллаха, а тот, кто преступит установления Аллаха, тот поступает несправедливо по отношению к себе…» (сура «Ат-Талак», аят 1).

Развод предполагает произнесение вслух слов, прямо или косвенно указывающих на развод. Нет разницы, произойдёт это при свидетелях или нет, услышала эти слова жена или нет, как, например, слово «талак» (развод), т. е. имеется в виду произнесение именно этого слова в разных выражениях, как, например: «Я даю тебе развод» или «ты разведена» и т. д., или подобной фразы.

Условия произнесения развода

Поскольку развод – это разрыв отношений с женой, то для этого существуют условия, которые необходимо соблюдать при разводе, т. е. при произнесении слова «талак», и после развода, а именно:

Первое . Не дозволяется давать жене развод в период её менструального цикла. Если муж разведётся с женой, сказав бракоразводные слова в тот период, когда у неё менструация, то он совершает запретное.

Если, несмотря на запрет, муж даст развод, то он считается действительным.

Второе . Если муж имел с женой половые сношения после завершения менструации, то запрещено давать ей развод. Муж должен подождать до завершения нового цикла менструации, как бы долго он ни длился. После завершения этого цикла он, не вступая в половые отношения, может дать ей развод. Если, несмотря на запрет, муж даст развод, то он считается действительным.

Третье . Нежелательно заявлять о разводе сразу более одного раза. Следует ограничиться однократным разводом, поскольку это позволяет мужу как достичь желаемого, так и вернуть жену обратно, если он изменит своё решение в течение установленного срока (идды). Если же он сразу даст жене троекратный развод, то он не сможет соединиться с ней, пока она не выйдет замуж за другого и не произойдёт близость с ним, и только после развода с ним или его смерти она может снова выйти замуж за своего первого мужа.

Желательно, чтобы продолжительность времени между каждым случаем произнесения слов развода соответствовала месячному циклу жены, т. е. после каждого раза, как у неё завершатся месячные выделения, произнесение одного развода.

Нежелательно говорить: «Ты разведена два раза» или «ты разведена три раза», или: «ты разведена, ты разведена, ты разведена».

Всевышний Аллах в Коране сказал (смысл): «О Пророк! Когда вы (т. е. мусульмане) хотите развестись с жёнами, то разводитесь согласно установленному сроку, ведите счёт этому сроку (для случая возврата их обратно) и бойтесь Аллаха, Господа вашего (подчиняйтесь Его велению и запретам)...» (сура «Ат-Талак», аят 1).

В этом аяте в словах Всевышнего «согласно установленному сроку» имеется в виду, чтобы произнесение слов развода происходило после каждого раза, как у супруги завершатся месячные выделения, и ей можно будет совершать обязательные молитвы.

Однажды к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) подошёл человек и сказал, что он развёлся со своей женой, объявив ей формулу развода сразу три раза. Пророк (мир ему и благословение) рассердился на него и сказал: «Ты играешь с Книгой Аллаха! Я же ведь среди вас».

Четвёртое . Необходимость соблюдения женщиной идды. Идда после развода – это период времени, в течение которого женщина после развода не имеет права снова выходить замуж, если муж имел с ней половую близость.

Пятое . Запретность жены для мужа в том случае, если он дал ей развод один или два раза, а затем не вернул её себе в жёны, заявив это вслух до окончания срока идды, т. е. не вернул её словами: «Я возвращаю тебя себе в жёны» или «Я возвращаю тебя» в течение срока идды, до истечения которого она не имеет права выйти замуж за другого.

Шестое . Запретность жены для мужа в том случае, если он дал ей развод трижды. Нет разницы, произнёс муж бракоразводные слова трижды сразу одновременно в одном месте или между каждым менструальным циклом жены по одному разу, или же произнёс один раз, имея намерение дать троекратный окончательный развод. В этом случае она становится запретной для своего мужа до тех пор, пока не вступит в законный брак с другим мужчиной и между ними не произойдёт половое сношение. А если по какому-либо случаю они разведутся, то после этого, соблюдая все условия, такие как завершение времени идды, совершение нового никяха и выплаты махра и т. д., прежний муж может взять её снова в жёны.

Об этом Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл): «Если же он дал ей развод (в третий раз), то не разрешается она ему после, пока не выйдет она за другого мужа (и между ними произойдёт близость), а если тот (за которого она выйдет замуж) даст ей развод, то нет греха над ними (имеется в виду на ней и на её первом муже), что они вернутся друг к другу (т. е. к супружеской жизни), если оба они думают выполнять установления Аллаха. Таковы установления Аллаха, которые разъясняет Он для людей знающих» (сура «Аль-Бакара», аят 230).

Таким образом, Творец сделал жену запретной для мужа, который дал ей трижды развод, до тех пор, пока она не побывает замужем за другим.

Это вызвано тем, что в первые годы Ислама жёнам давали развод неограниченное число раз и снова их возвращали.

И Всевышний Аллах ниспослал следующий аят (смысл): «Развод (после которого можно вернуть жену) допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях (без вреда по отношению к ней), либо отпустить её по-доброму…» (сура «Аль-Бакара», аят 229).

Тем самым Всевышний ограничил число разводов, что оградило женщин от произвола их мужей, т. к. мужья будут знать, что если он и в третий раз произнесёт бракоразводные слова, то он уже не имеет права вернуть её себе в жёны, пока она не выждет время идды после его развода, потом выйдет за другого, вступит с ним в половую близость, и, если они по какому-либо случаю разведутся, она опять выждет время идды после второго мужа, и только потом она становится ему дозволенной для женитьбы на ней ещё раз.

Если при совершении брачного договора (никях) перед человеком, за которого она выходит замуж после развода с первым мужем, поставить условие и сказать: «Когда ты совершишь с ней половой акт, ты с ней разведёшься» или «…она после этого не твоя жена», то такое условие делает этот никях недействительным.

Но если при заключении брачного договора условия о разводе не оговариваются, то такой никях считается действительным, даже если они разведутся сразу после половой близости, но это нежелательно. Следует знать, что после первого и второго произнесения слова «талак» жена имеет право на содержание и обеспечение жильём со стороны мужа в течение периода идды.

Если после первого или второго произнесения слов талака до истечения времени идды муж не вернул её себе в жёны, как сказано выше, то они могут вновь соединиться (без необходимости выйти ей замуж за другого), обновив весь процесс никяха, соблюдая все его первоначальные условия. Это возможно, если при разводе будет произноситься слово «талак» (т. е. бракоразводные слова) только один или два раза вместе или отдельно и при этом супруг, произнеся слова талака один или два раза, не подразумевает под этим троекратный развод (талак). Если же супруг произнесёт слово «талак» три раза или же, произнеся его один раз, будет иметь намерение на троекратный развод, то брак полностью расторгается. После этого, согласно Шариату, супруги уже больше не могут оставаться мужем и женой. Однако они вправе в будущем снова создать семью при наличии вышеупомянутых условий.

Примечание. Любая семья, которая окажется в доразводной или послеразводной ситуации, должна проконсультироваться у алимов и имамов, разбирающихся в этих вопросах, и, ещё раз взвесив, решить, стоит ли прибегать к такому серьёзному средству, как развод.

Случаи, когда муж дает развод жене одним только словом «талак», появились и в Казахстане. Такое явление в соседних странах давно стало проблемой.

МУЖ СКАЗАЛ: «ТАЛАК»

22-летняя алматинка Айгуль Кожабекова приняла ислам семь лет назад. Стала интересоваться исламским вероучением благодаря двоюродному брату, который читал Коран, не один раз ездил в Мекку.

Это совсем не то, что говорят вокруг про религию ислам. Политика, войны, катаклизмы, общество, семейные отношения - это всё ничто, когда в сердце есть Аллах, - говорит Айгуль Азаттыку.

Четыре года назад Айгуль вышла замуж, за мусульманина. Родила сына, назвали Муххамадом. Муж работал продавцом в магазине автозапчастей.

Молодая женщина рассказывает, что вначале всё было хорошо. Она вышла замуж, не видя своего мужа до свадьбы. Таковы традиции ислама, ислам запрещает ссориться, женщина покоряется мужу, говорит Айгуль. Они жили на съемной квартире, денег не хватало. Айгуль не работала. По ее словам, она, как истинная мусульманка, смирилась со всеми бытовыми и земными проблемами.

Муж первый раз заговорил о разводе (в исламе это называется «талак»), когда увидел сына - Мухаммад родился с заячьей губой. Айгуль проглотила обиду, вытерла слезы, стала усердней молиться.

Второй раз муж произнес «талак», когда сказал, что хочет жениться во второй раз, чтобы родился нормальный ребенок. Даже назвал имя будущей новой жены. В таких случаях женщине дается три месяца, чтобы она могла выйти замуж за другого или уйти из дома. Айгуль решила уйти.

По словам женщины, муж живет со второй женой, а ей совсем не помогает. Но Айгуль не хочет об этом рассказывать.

Аллах сказал: «Если вы сохраните чью-то тайну, я тоже сохраню вашу тайну». Извините, но я больше ничего не хочу говорить, - добавляет Айгуль.

В Таджикистане или Кыргызстане, например, после нового явления заключения браков только в мечетях появилась проблема разводов также со ссылкой только на каноны ислама. Вольное толкование религиозных канонов о возможности дать жене развод трехкратным произношением слова «талак» породило еще одну социальную проблему, которая противоречит светским устоям.

Так как миллионы мужчин работают гастарбайтерами в России, появилось следующее новое явление, когда мужья стали просто присылать женам СМС-сообщения со словом «талак». Депутат парламента Кыргызстана Турсунбай Бакируулу обратился на днях в муфтият с просьбой запретить развод по телефону или по Интернету.

«Я ПОМОГАЮ И БУДУ ПОМОГАТЬ…»

24-летний алматинец Рустем Байниязов читает намаз с детских лет. У него вся семья религиозная. Дед был имамом в маленьком ауле в Карагандинской области.

Для меня ислам не просто слово из пяти букв. Азан, намаз, мечеть, Мекка - эти слова для меня значат всё. Это и смысл, и образ жизни, - говорит Рустем Байниязов.

Рустем женат во второй раз. С первой женой развелся, она живет в городе Жаркент. От нее у Рустема есть дочь Хадиджа.

По шариату муж должен помогать жене, если имеется общий ребенок. Я и помогаю. Это делает только глубоко верующий человек. В месяц посылаю 50 тысяч тенге. Это зависит от ризык, то есть что пошлет Аллах, - говорит Рустем корреспонденту Азаттыка.

Рустем живет в Алматы, работает в частной юридической конторе, зарабатывает в месяц до 150-200 тысяч тенге (до полутора тысяч долларов). От второй жены, Муслимы, у Рустема растет сын Ибрагим.

Мои жены общаются. Первая жена замуж не вышла, таков ее выбор. Может быть, встретит мусульманина, который возьмет ее в жены. Дай Аллах, - говорит Рустем.

По словам Рустема, в первой семье никогда не было ссор, просто в какой-то момент поняли, что лучше жить отдельно. На то, по словам Рустема, воля Аллаха.

Ислам в целом не поощряет разводы, мужчине надлежит отпустить ее. Таким мужчинам необходимо напомнить слова Аллаха: «Когда вы разведетесь с женами и когда они достигнут определенного для них срока (иддат - три месяца), тогда или удерживайте их благопристойным образом, или отпускайте их против их воли…», - говорит Рустем.

ДОКУМЕНТ ИЗ ЗАГСА НУЖЕН ВСЕМ

Сотрудник отдела пропаганды Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК) Асылбек Ауесханулы говорит Азаттыку, что в исламе не приветствуется развод.

На такой шаг идут в крайних случаях. Сейчас в Алматы из 100 процентов развелись 30 процентов. В их число входят и мусульмане, - говорит он.

Асылбек Ауесханулы говорит, что участились случаи, когда двое молодых людей без участия родственников решают пожениться, а потом через месяц разводятся. По его мнению, пропаганду семейных отношений надо начинать со школьной скамьи, нужны учебники для средних и старших классов, книги для определенного возраста. Семья крепкая, если в ней присутствуют духовные ценности, говорит Асылбек Ауесханулы.

Вот уже полтора года, как имамы установили правило в мечетях: прежде чем совершать бракосочетание в мечети, молодые должны принести бумагу из ЗАГСа. Отныне этого правила будут придерживаться во всех мечетях города Алматы и всего Казахстана, - говорит Асылбек Ауесханулы Азаттыку.

Казахстан - правовое государство и независимо от религии и вероисповедования будущая семья должна регистрироваться в ЗАГСе, потому что в случае развода мужчина должен платить алименты, помогать ребенку, говорит представитель ДУМКа.

Бумага с ЗАГСа нужна не только мусульманам. Она всем нужна. Независимо от того, какой религии придерживается человек, - говорит Азаттыку начальник отдела городского ЗАГСа Алматы Шынар Алимхан.

Если супруги намерены расторгнуть брак по каким-то внутренним убеждениям, подтверждением расторжения брака должен быть соответствующий документ. Шынар Алимхан говорит, что согласно кодексу о браке и семье и расторжение брака проводится в судебном порядке.

По данным ЗАГСа Алматы, за девять месяцев нынешнего года было расторгнуто 4254 брака, за девять месяцев прошлого года - 4215.

Алма КЕНЖЕБЕКОВА

… Эта тема, не так давно поднятая в СМИ, вызвала большой резонанс в обществе. Напомним, в публикации говорилось, что в Казахстане молодые девушки выходят замуж за представителей радикальных течений ислама, затем их мужья, произнося слово «талак» или «развод», разводятся с ними и передают их своим друзьям. В результате женщина за один только год может поменять несколько мужей, родить детей, но не будет знать, чей это ребенок. Что на самом деле означает слово «талак»? Как в исламе прописаны процедуры заключения брака и развода? Как ислам относится к семье и семейным ценностям? - с этими вопросами корреспонденты zakon.kz обратились к наиб-имаму Центральной мечети Алматы Нурмухамеду Иминову.

Нурмухамед Зибибуллаевич, как вы оцениваете статью «Халяль проституция по-казахски», действительно ли в Казахстане имеются такие факты?

К сожалению, в последнее время некоторые представители нетрадиционных радикальных течений ислама начали по-своему практиковать религиозный развод (талак), что порождает немало проблем, связанных с брошенными на произвол судьбы девушками, которых они зачастую используют для удовлетворения своих низменных страстей и пагубных целей. Поэтому неудивительно, что данная статья вызвала широкий резонанс в обществе, уже само ее название как бы намекает на расцвет одной из форм проституции среди верующего населения Казахстана.

- О ком конкретно идет там речь?

Думаю, будет лучше, если на этот вопрос ответят авторы статьи, так как в ней не указаны названия течений, которых придерживаются эти люди, и вообще нет никакой информации о них, поэтому мы не можем подтверждать приведенные в публикации данные о жертвах деструктивных течений. Скажу лишь, что к нам такие люди не обращались. Но даже если эта статья и правдива и у нас действительно есть случаи, которые там описываются, то, думаю, они единичны и нельзя говорить, что в Казахстане эта ситуация набирает обороты, масштабы.

Но самое главное, мы должны понять, что такие вещи ни в коем случае нельзя приписывать религии ислам, в традиционном исламе такого нет, и не может быть, это к исламу не имеет никакого отношения, ибо сама по себе проституция противоречит исламу, канонам религии, также как название «халяль-проституция» противоречит истинному исламу. В исламе проституция – харам, то есть категорически запрещенное и является большим грехом, за который следует наказание в обоих мирах. В исламе нет никакой «халяль-проституции», как не может быть и любой другой дозволенной проституции. Проституция в исламе запрещена в любом ее виде и в любых ее формах. И даже если эксперты приписывают подобные случаи тем или иным нетрадиционным течениям, то выявить их и назвать весьма сложно в силу того, что сегодня сама молодежь, которая попадает в сети деструктивных объединений, не знает, кто они на самом деле. То есть незнание религии, основных постулатов ислама, низкий уровень религиозной грамотности являются причинами того, что наша молодежь становится жертвой различных псевдорелигиозных объединений.

Уважаемый наиб-имам, давайте, воспользовавшись случаем, подробно расскажем нашим девушкам, что такое никах и талак (брак и развод по исламу), чтобы они действительно не попали в сети мракобесия и деструктивных течений.

Начнем с первого. В исламе есть условия заключения брака (никах), создания семьи. И только при их соблюдении никах будет действителен с точки зрения религии. Любой, кто желает жениться, выйти замуж, создать семью, должен соблюдать эти условия. Одним из главных условий никаха является обоюдное согласие молодых, то есть никто никого не может заставить выйти замуж или жениться. О девушках хочу сказать особо, их согласие выйти замуж обязательно, никто не имеет права выдавать замуж насильно, даже отец родной.

Во времена Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) был случай, когда к нему пришла одна женщина и сказала: «О Посланник Аллаха! Мой отец заставил меня выйти замуж за сына своего брата». Тогда Посланник Аллаха предоставил ей выбор согласиться с этим браком или отказаться от него. И этот наглядный пример показывает, что девушка имеет право выбора. Следовательно, брак, заключенный без ведома или против воли одного из супругов, считается недействительным.

Вторым условием является присутствие свидетелей при заключении брака, как минимум двоих мужчин или одного мужчины и двух женщин. Это должны быть знакомые молодоженам люди, которые в дальнейшем при необходимости могли бы подтвердить заключение брака. Если это будут просто случайные прохожие, то потом их найти будет очень проблематично, поэтому имамы при заключении семейных уз, просят молодых привести с собой знакомых людей и таким образом, избежать каких-то нежелательных последствий, недоразумений.

Также по канонам шариата необходимо присутствие «вали», это отец девушки, который дает свое согласие на заключение брака. Связано это с тем, что отец несет ответственность за свою дочь и ответственность за последствия этого никаха. Но поскольку мы живем в светском государстве, не стоит пренебрегать законами, поэтому мы бы порекомендовали сначала официально расписаться в ЗАГСе, и только потом приехать в мечеть и заключить никах.

Следующее условие - никах не должен нести временный характер. Если человек априори женится или выходит замуж с целью развесить, то такой никах не может считаться религиозным бракосочетанием и относится к временному никаху, что также категорически запрещено в исламе. Подобного рода никах является «никахом мутаа», когда одна из сторон ставит условие о дальнейшем разводе, даже если срок не определен. Иными словами, при создании семьи человек должен иметь намерение прожить со своим супругом или супругой всю свою жизнь.

Но жизнь есть жизнь и в жизни всякое бывает, в том числе, когда люди уже не могут жить друг с другом, и вынуждены расстаться…

Понимаю вас, супруги действительно могут прибегнуть к разводу как к крайней мере решения семейного конфликта, но я сейчас говорю о другом: если человек изначально ставит себе цель развестись в дальнейшем, то этот никах ни будет считаться легитимным с точки зрения религии - в исламе временный брак запрещен. И если молодые люди поступают так, то это значит, что они не знают шариата, не знают условий никаха.

Общеизвестно, что заключение никаха зачастую происходит не в мечетях, а в других местах, скрытно. Как с этим бороться?

Первое - должен быть родительский контроль. Если каждый родитель будет интересоваться своим ребенком, чем он занимается, с кем проводит большую часть своего времени, с кем знакомится, то эту проблему можно будет избежать еще на стадии знакомства с сомнительным молодым человеком.

А тем, кто скрывает свой брак от родителей, хочется сказать, что не стоит ждать счастья от такого никаха, потому что без благословения родителей семейное благополучие хрупко. В хадисе говорится «Довольство Аллаха - в довольстве родителей». То есть без довольства родителей, без их благословения достичь счастья в этом мире и в мире вечном будет весьма сложно.

Второе - низкий уровень религиозной грамотности, сокрытие факта заключения брака. Если бы молодые люди пришли в мечеть, обратились к официальному духовенству, им бы подробно объяснили условия никаха и талака, а также обязанности супругов в семейной жизни. Однако приверженцы нетрадиционных религиозных течений стараются не просвещать своих будущих жен в вопросах заключения брака и развода по исламу, им выгодно, чтобы они не знали истинные нормы шариата, так им легче ими манипулировать, запугивать.

- То есть они действуют по принципу: для женщины незнание лучше знаний?

Верно. Они приводят «фетвы» своих псевдошейхов и действуют так, как им удобно.

- Что делать тем, кто уже сделал скрытый, запрещенный никах?

Если одно из условий никаха не было соблюдено, то такой никах считается недействительным, поэтому этим людям нужно покаяться, понять, что все это время жили в грехе, осознать свою ошибку и зарегистрировать свой брак в ЗАГС, затем заключить никакх в мечети в соответствии с шариатом.

- Теперь о талаке - процедуре развода по исламу…

В исламе семья имеет большое значение в жизни каждого верующего. Семья – это островок тепла, уюта и любви. Но как бы это ни было прискорбно, в жизни бывают случаи, когда человек, как вы сказали, вынужден развестись. Причины могут быть разные. Это и физические недостатки супруга, к примеру, бездетность, это и частые разногласия, и прелюбодеяние одного из супругов и т.д. В шариате прописаны условия развода, без соблюдения которых развод считается недействительным.

Во-первых, о разводе супруг сообщает словом «талак». Термин «талак» в исламском праве подразумевает намерение развестись со своей супругой и происходит он от арабского «талака», что означает быть свободным, получить развод. Более точный смысл его таков: с этого момента мы с тобой разведены и ты не моя жена. То есть талак это полный разрыв супружеских уз и прекращение совместной жизни.

Во-вторых, в исламе запрещено заявлять о разводе сразу более одного раза. После того, как муж впервые произнес слово «талак», должен пройти один менструальный цикл, после чего он может еще попытаться сохранить семью, не отпустить жену или, наоборот, опять повторить слово «талак». И так три раза до полного развода.

Талак, развод вступает в силу в момент произнесения этого слова независимо от того, сказано оно было в шутку или всерьез, поэтому в исламе возбраняется его произнесение даже в шутку, или в порыве гнева, или в качестве устрашения. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Три действия таковы, что будь они сказаны в шутку или всерьез, они вступают в силу, - это никах, талак и отзыв талака». Поэтому супруг, прежде чем произнести слово «талак», должен четко осознавать всю серьезность своего решения и подходить к этому предельно взвешенно, вдумчиво. Ведь если он опять потом захочет жениться на своей бывшей жене, то есть захочет вернуть ее к себе, то сможет это сделать лишь после того, как она выйдет замуж за другого и разведется.

В упомянутой нами статье говорится, что, объявив жене талак, муж через несколько дней позвонил другу и предложил взять ее к себе в жены. Такое допустимо в исламе?

Это не то чтобы допустимо, это в корне противоречит исламу и указывает на незнание шариата. В исламе разведенная женщина не может выйти замуж за другого до тех пор, пока не закончится идда. Идда - это период, когда женщина ждет три менструальных цикла, чтобы выяснить, беременна она или нет. Если она окажется беременной, то идда продлевается вплоть до родов. При этом она живет в доме мужа, с которым еще не развелась, он ее содержит, полностью обеспечивает. Это обязательное условие.

За это время муж должен подтвердить свое намерение о разводе, сказав три раза «талак» после каждого менструального цикла, либо взять свои слова обратно и не разводиться. Как видим, ислам досконально прописал как условия заключения брака, так и правила развода. То есть в исламе развод допустим, но в тоже время эта процедура описывается как самое ненавистное из всего дозволенного. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Из дозволенных деяний самым ненавистным для Аллаха является развод». Развод – крайняя мера, когда уже невозможно сохранить семью и вместе жить, вести хозяйство, рожать и воспитывать детей.

Откуда представители радикальных религиозных течений берут такие «фетвы», которые нарушают все нормы ислама, дозволяют попользоваться девушкой, а потом бросить ее на произвол судьбы?

Из интернета. К сожалению, сегодня в Сети полно различных проповедей сомнительного толка, поэтому хотелось бы посоветовать девушкам быть более разборчивыми, осторожными, повышать свою религиозную грамотность, культуру, духовность, а если они все же попали в какую-то нехорошую ситуацию - обращаться в официальное духовенство, благо сейчас для этого есть все условия. К примеру, созданы и действуют сайты Духовного управления мусульман Казахстана, где можно задать онлайн-вопросы или написать письмо, или позвонить по указанным там телефонам. Также можно прийти в ближайшую мечеть и обратиться непосредственно к имаму, представителю традиционного ислама и я уверяю, ни одно такое обращение, ни один вопрос не останется без внимания.

Еще одни момент, на котором хотелось бы заострить вынимание - это разумность поступков. В статье «Халяль проституция по-казахски» приводится пример, когда взрослая женщина, имеющая определенный жизненный опыт, в течение пяти лет девять раз вышла замуж и развелась. Данный факт трудно воспринять даже с точки зрения логики. Конечно, бывают случаи, когда девушка может ошибиться с выбором спутника жизни, и вынуждена, расторгнув брак, выйти замуж за другого человека. Но когда это повторяется неоднократно, тем более в такой короткий срок, то стоит задуматься, насколько сам человек дает себе отчет о правильности своих действий. Такое не только противоречит канонам ислама, но даже не вписывается в общепринятые человеческие рамки разумности.

Новое на сайте

>

Самое популярное