Домой Бизнес Студенты мгоу но5 (2 группа). Отчет о прохождении производственной (педагогической) практики Федеральное агентство по образованию

Студенты мгоу но5 (2 группа). Отчет о прохождении производственной (педагогической) практики Федеральное агентство по образованию

ОТЧЕТ О ПРОХОЖДЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Я, Позняк Елена Николаевна, проходила педагогическую практику в СОШ №8 г. Мозыря в период с 05.09.2010 по 24.10.2010 г.

Педагогическая практика началась с установочной конференции в университете. Нам объяснили цели и задачи практики. В этот же день состоялась беседа с групповым руководителем, на которой нам рассказали основное направление педагогической деятельности студентов-практикантов: овладение методикой проведения уроков, умение активизировать деятельность учеников в урочное время.

За мной был прикреплен 9 «А» класс, в котором 27 ученика. В этом классе я проходила практику в качестве учителя-предметника.

Классным руководителем этого класса является Дайнеко Елена Владимировна. Она познакомила меня с планом воспитательной работы в 9 «А» классе.

Основная цель, которая была поставлена в начале практики – это выработать профессионально-педагогические умения и навыки.

В первую неделю я посетила уроки физкультуры у учителя-предметника Сенько И.Г. с целью изучения методики проведения уроков, ознакомления с типами, целями и задачами уроков, структурой урока, наблюдения за организацией дисциплины и поддерживанием внимания учащихся, исследования методов и приемов объяснения нового материала, организации самостоятельной работы учащихся. Посещение уроков помогло мне при подготовке и проведении своих уроков, написании планов-конспектов.

Также я посетила уроки истории, математики, истории, белорусского языка и др. в 9 «А» классе с целью ознакомления с учащимися этого класса и учеником, на которого была написана психологическая характеристика.

В соответствии с индивидуальным планом я провела 13 уроков, 11 из которых были зачетными.

В процессе проведения учебных занятий мною были приобретены профессионально-педагогические умения и навыки, включающие в себя умение на основе учебной программы и учебника конкретизировать содержание предстоящих учебных занятий и определять обучающие, развивающие и воспитательные цели урока, умение определять тип и структуру урока, умение готовить к занятиям необходимые учебно-наглядные пособия и технические средства обучения, умение оформлять план-конспект урока и других видов учебных занятий, умения и навыки использования разнообразных приемов установления порядка и дисциплины учащихся в начале урока, умение придавать работе над пройденным материалом повторительно-обучающий характер, умение использовать устные, письменные и практические упражнения по применению полученных знаний на практике и многие другие.

Также я посетила уроки, проводимые студентами-практикантами с целью наблюдения за организацией дисциплины и поддержания внимания учащихся в процессе изложения нового материала, за организацией осмысления и запоминания учащимися новых знаний на уроке, за организацией работы учащихся с учебником при закреплении нового материала, за умением практикантов ставить проблемные вопросы в процессе обучения, за умением использовать дополнительный материал в качестве приема активизации познавательной деятельности учащихся и др. Это позволило мне сравнить методику проведения своих уроков с уроками моих товарищей.

У меня сложились очень хорошие отношения с учащимися.

На протяжении всей практики я поводила методики с классом для написания психологической характеристики.

Таким образом, во время прохождения педагогической практики в школе я провела всю необходимую учебно-воспитательную работу. Педагогическая практика оказала положительное влияние на развитие моих профессиональных личностных свойств и качеств. Я научилась осмысленно применять психолого-педагогическую теорию в реальных условиях школьного обучения и воспитания. Был получен опыт в подготовке и поэтапной разработке учебных занятий, умения и навыки в определении темы, целей и задач урока, а также в правильном подборе необходимых учебно-наглядных пособий.

Главным своим достижением и успехом в ходе практики считаю приобретение педагогической уверенности и осмысленности своих действий в ходе урока, чего мне определенно не хватало на начальном и пробно-тренировочном этапах практики. Считаю, что педагогическая практика такого рода достаточно эффективна, помогает овладеть педагогической умелостью в целом; такую педагогическую практику следует продолжать использовать для подготовки будущих учителей-предметников и в дальнейшем.

После прохождения педагогической практики я отметила для себя очень много интересных вещей. Первое, это то, что мое отношение к профессии педагога изменилось в положительную сторону. Второе, вопреки тому, что я не представляла себя в роли учителя, то теперь я понимаю, что у меня для этого куча задатков.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Направление:«Педагогическое образование»

Профиль «Начальное образование»

3 курсза очная форма обучения

Продолжительность - 06.04 - 23.04. 2015 года

Цель практики: Целью педагогической практики является закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося, приобретение ими практических навыков и компетенций, а также опыта самостоятельной профессиональной деятельности:знакомство будущих учителей начальной школы с основными формами и методами деятельности педагогических коллективов, овладение основными умениями и навыками учебно-воспитательной, методической и научной деятельности, необходимыми для дальнейшей работы.
Деятельность педагога профессионального обучения является сложной и многоаспектной, отсюда одна из задач педагогической практики - адаптация к условиям профессиональной деятельности, развитие интереса к профессии, формирование педагогического мышления и в конечном итоге выработка индивидуального стиля деятельности.

Задачи практики:

  • углубление и закрепление теоретических знаний по дисциплинам профессионального цикла;
  • формирование у студента целостной картины будущей профессиональной деятельности;
  • овладение нормами профессии в мотивационной сфере: осознание мотивов и духовных ценностей в избранной профессии;
  • изучение способов и средств профессионально-педагогической коммуникации;

способствовать приобретению практических умений и навыков планирования и организации деятельности педагога учебного учреждения.

Требования к отчету по практике.

Отчет должен содержать:

  • Дневник по практике с индивидуальным планом и его выполнением.
  • Конспект-анализ (исследования) по наблюдению и практической деятельности (тема, содержание, результаты, выводы, контрольные вопросы, задания для самостоятельной работы и т.д.), утвержденный преподавателем базы практики и методистом факультета.
  • Общий отчет о проделанной работе . В нем отражаются личностно-профессиональные изменения, произошедшие в студенте за время практики (личностно-профессиональный рост студента, расширение жизненного опыта, повышение мотивации учебной деятельности, формирование представления о будущей профессии и т.п.), оценка собственных возможностей как профессионала.
  • Анкета-отчет характеристику с места прохождения практики, в которой указана предварительная оценка за практику. Документ подписывается заведующей или старшим воспитателем и заверяется печатью дошкольного учреждения.

Студенты-практиканты после прохождения практики должны представить:

  • отчет по приведенному образцу - конспект исследования
  • дневник практики;
  • анкета-отчет;
  • характеристику с места прохождения практики.

а) основная литература:

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для ВУЗов. Гриф МО РФИздательство: Московский психолого-социальный университет. - М.: МПСУ, 2010. - 448 с.
  2. Немов Р.С. Психология: учебник для бакалавров / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2013. - 639 с.

б) дополнительная литература:

  1. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 т. / А. Анастази. - М.: Педагогика, 1982.
  2. Божович Л.И. Проблема формирования личности / Л.И. Божович. - М., 1997. - 351 с.
  3. Крейг П. Психология развития / П. Крайг. - СПб.: Питер, 2006. - 944 с.
  4. Лутошкин А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы / А.Н. Лутошкин; под ред. Б.В. Вульфова. - 3-е изд. перераб. и доп. - М: Просвещение, 1986. - 206 с.
  5. Мудрик А.В. Психология и воспитание / А.В. Мудрик. - М.: МПСИ, 2006. - 472 с.
  6. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 5-е изд. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2007. - Кн. 2: Психология образования. - 606 с.
  7. Реан А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розун - СПб.: Питер, 2008. - 432 с.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

  1. http://www.ychitel.com/ "Учитель". Педагогический журнал. Предназначен для учителей, преподавателей, воспитателей учебных заведений и внешкольных учреждений всех форм, типов и уровней. На сайте - новости российского образования; анонсы публикаций и тексты некоторых из них; законодательные документы об образовании; образовательные методики и педагогический опыт; материалы по правовому обучению.
  2. http://www.vestnik.edu.ru - Сайт журнала «Вестник образования».
  3. http://www.mon.gou.ru - Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.
  4. http://www.ug.ru/ "Учительская газета". На сайте представлены публикации газеты и материалы ее приложений.
  5. http://www.uroki.net Uroki.net. На страницах этого сайта можно найти следующую информацию: сценарии школьных праздников, классные часы, а также материалы для завучей, классных руководителей и директоров школ, лицеев, гимназий.
  6. http://window.edu.ru/window Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Cистема предоставляет свободный доступ к интегральному каталогу образовательных интернет-ресурсов, к электронной библиотеке учебно-методических материалов для общего и профессионального образования и к ресурсам системы федеральных образовательных порталов. Имеется также "Глоссарий терминов по образованию" и система новостей образования.
  7. http://www.den-za-dnem.ru Школа: день за днем. Педагогический альманах. На сайте представлены новости образования и календарь памятных дат; сведения об образовательных учреждениях; материалы к воспитательным мероприятиям и библиотека электронных текстов.
  8. http://ru.wikipedia.org . Википедия - свободная энциклопедия.
  9. http://www.voppsyl.ru/about/subscribe Вопросы психологии (электронный).

10.http://cyberleninka.ru/ Киберленинка.

  1. http://elibrary.ru . Научная электронная библиотека LIBRARY.RU.
  2. http://www.twirpx.com/files/ Электронная библиотека.

Права и обязанности студентов-практикантов

Студент-практикант имеет следующиеправа:

  • выбор типа учреждения в соответствии с индивидуальными интересами и тематической направленностью его научной работы (курсовой, ВКР и т. д.);
  • обращаться за консультацией по всем вопросам, возникающим в ходе практики, к руководителям практики, администрации учреждения и социальному педагогу, пользоваться научной и научно-методической литературой, иметь доступ к открытым нормативно-законодательным актам и другим документам, необходимым для выполнения заданий практики;
  • обращаться за методической помощью к факультетскому, групповому руководителю и преподавателю-методисту;
  • присутствовать на открытых занятиях педагогов, педагогических советах, психолого-педагогических консилиумах, планерках, конференциях, семинарах, родительских собраниях, проводимых в учреждении, где они проходят практику;
  • изучать опыт работы педагогов образовательных учреждений, специалистов, работающих в социальных учреждениях;
  • выступать с результатами, полученными в ходе практики, на студенческих конференциях;
  • собирать в ходе практики материалы для курсовых, выпускных квалификационных работ, организовывать необходимую опытно-экспериментальную работу,
  • вносить предложения о совершенствовании организации практики в учреждениях и на факультете,
  • творчески выполнять любое задание,
  • на продление сроков прохождения практики по уважительной причине (болезнь, академический отпуск, семейные обстоятельства).

Вобязанности студента входит:

  • организовывать свою практическую деятельность в соответствии с правилами внутреннего распорядка базы практики;
  • выполнять распоряжения администрации и руководителей практик;
  • находиться в образовательном или социально-педагогическом учреждении ежедневно не менее 6 часов согласно графику своей работы, установленному в соответствии с режимом работы учреждения и по согласованию с групповым руководителем;
  • вести ежедневно дневник практики;
  • своевременно заполнять и сдавать документацию в день, установленный руководителем практики факультета;
  • сдать документацию, соответствующую целям и содержанию практики (перечень документации определяется и утверждается на заседании кафедры);
  • присутствовать на установочной и заключительной конференции;
  • пройти медицинское обследование.

В случае невыполнения требований студент может быть отстранен от прохождения практики.

Студент, отстраненный от практики или получивший неудовлетворительную оценку, а также не сдавший практику в установленные сроки, считается не выполнившим учебный план данного семестра. Ему может быть предоставлена возможность вторичного прохождения практики в другом учреждении в дополнительно отведенные сроки.

Конспект-исследования

Конспект-исследования

  1. Характеристика образовательного учреждения
  1. Вид образовательного учреждения.
  2. Адрес.
  3. Фамилия, имя, отчество директора образовательного учреждения.
  4. В каком здании расположено, имеющаяся территория и её оборудование.
  5. Реализуемые программы (комплексные, парциальные, технологии, методики).
  6. Сведения о педагогических кадрах в классе (количество, образование, квалификация, педагогический стаж работы).
  7. Количество начальных классов.
  8. Предметно-развивающая среда в классе (соблюдение принципов её создания, обеспеченность материалами и оборудованием в соответствии с возрастом детей, реализуемой программой).
  9. Развивающая среда образовательного учреждения (наличие дополнительных помещений, их функция, оборудование, использование в воспитательно-образовательном процессе с детьми).
  10. Связь с социумом (с какими учреждения школа сотрудничает, с какой целью).
  11. Участие школы в мероприятиях города (района, области).
  1. Анализ - исследование физкультминутки в классе
  1. Какое место занимает физкультминутка в режиме дня школьника.

2. Основные требования к проведению физкультминуток.

  1. Сколько времени заняла физкультминутка?
  2. Соответствует ли подбор упражнений данной возрастной группе. Сколько взято упражнений.
  3. Каково качество выполнения детьми упражнений. Замечал ли учительнеправильное выполнение и как он реагировал на это?
  4. Какими приемами воспитатель добивался правильности выполнения упражнений.
  5. Опишите поведение учащихся во время проведения физкультминутки.
  6. Какое сопровождение использовал воспитатель при проведении физкультминутки. Как закончилась гимнастика.
  7. Поберите упражнения для проведения физкультминуток, с помощью методической литературы. Проведите под контролем учителя Опишите подробно.

3) Анализ поведения детей на перемене

1. Основные задачи перемены в учебной деятельности школьника.

2. Основные правила поведения учащихся на перемене.

3. Реакция учителя и учащихся на звонок перед переменой.

4. Опишите поведение детей во время перемены.

5. Использовались ли подвижные игры на перемене, опишите какие, все ли участвовали.

6. Подберите и проведите, используя литературу, игры для отдыха детей во время перемены. Опишите, подробно (цель, задачи, включенность учащихся)

4) Исследование урока

1. Организация детей на уроке.

2. Название, задачи, цель урока.

3. Оборудование и материал, используемый в работе с детьми.

4. Тон учителя, его речь.

5. Какие формы работы использовались: коллективные или индивидуальные.

6. Был ли материал, даваемый учащимся трудным или наоборот, не достаточно трудным?

7. Сколько детей обращалось за помощью к учителю.

8. Как и в какой форме оказывал учитель помощь учащимся на уроке?

9. Как дети слушали объяснения учителя в начале занятия, в середине и в конце?

10. Какие методы и приемы использовал учитель в работе с детьми?

11. После занятий побеседовать с учащимися, какие уроки им нравятся и почему?

12. Подобрать с помощью методической литературы одно занятие. Название, цель, задачи. Провести под контролем учителя. Описать подробно.

5) Провести классный час

Схема проведения классных часов.

  1. Определить тему, цель и задачи классного часа.
  2. Провести подготовительную работу с учащимися (индивидуальные занятия, подбор литературы и т.д.)
  3. Продумать оборудование и использование наглядности.
  4. Спланировать ход проведения:
  • Вступительная беседа;
  • Постановка проблемы;
  • Обсуждение темы. Высказывания учащихся.
  • Проведение упражнений (индивидуальных, групповых, парных заданий);
  • Делаем выводы.
  1. Подвести итоги.

Схема анализа классного часа

  1. Тема классного часа и его место в общей системе воспитательной
    работы классного руководителя (классного воспитателя).
  2. Образовательно-воспитательные задачи классного часа, их
    личностный смысл для каждого школьника.
  3. Подготовка учителя и учащихся к проведению классного часа:

а) своевременность подготовки учителя и учащихся к проведению мероприятия;

б) уровень самостоятельности и активности школьников в его подготовке;

в) педагогическая обеспеченность учебно-наглядным оборудованием.

4. Ход классного часа:

а) убедительность, четкость, эмоциональность классного руководителя в постановке и раскрытии перед учащимися цели и
задач классного часа;

б) соответствие содержания, тематической направленности и
технологии проведения мероприятия уровню развития коллектива класса;

в) педагогическое мастерство классного руководителя в прове-дении классного часа: педагогическая культура, такт, обще-ние, внешний вид воспитателя; создание психологической совместимости на начальном этапе проведения классного часа;
рациональное использование учебного времени; коррекционные действия классного руководителя.

5. Итоги классного часа:

а) достижение цели и задач классного часа;

б) позитивные и негативные аспекты проведенного мероприя-тия, их причины;

ДНЕВНИК СТУДЕНТА ПО ПРАКТИКЕ

Студент(-ка)_____________________________________________________________________

(имя, отчество, фамилия)

Форма обучения _________курса________группы____________________

профиля________________________________________________________________________

квалификации (степени) бакалавр__________________________________________________

(нужное подчеркнуть или вписать)

направляется на __________________________________________________________практику

(вид практики)

в (на) __________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

(организация, предприятие, адрес)

Период практики

с «___»________________20___ г.

по «___» ______________20___ г.

Преподаватель-руководитель практики ______________________________________________

________________________________________________________________________________

(должность, ученая степень, звание, имя, отчество, фамилия)

Кафедра ________________________________________________________________________

Телефон ___________________ e-mail _____________________

Образец ведения дневника практики

ОтчЁт

о прохождении __________________________________ практики

вид практики (учебная, производственная, педагогическая, преддипломная)

Место прохождения практики ____________________________________

сРОКИ ПРАКТИКИ:__________________________________________________

Руководители практики:

от (направляющей стороны)______________________/__________________________ (подпись) (фио, должность)

от (принимающей стороны)_____________________/________________________________

(подпись) (фио, должность)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка за практику____________________________________________________________

Обучающийся-практикант___________________________ ______________________

(Ф.И.О.) (подпись)

Руководитель организации ______________________ ____________________

(Ф.И.О.) (подпись)

Отчет о прохождении учебной практики сдан «______» ________________20__г.

Оценка________________________________________________________________

Руководитель практики от (направляющей стороны)___________________________________

___________________

(подпись)

ОТЧЕТ-АНКЕТА

ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

  1. В свободной форме опишите 1-2 ситуации, произошедшие лично с Вами на практике или при Вашем участии, которые Вам показались затруднительными (с детьми, преподавателями, родителями, администрацией)
  2. Опишите трудности и ошибки (если таковые имели место) в Вашей учебной практике.
  3. Каковы причины затруднений?

а) Недостаток знаний.

б) Недостаток практических умений.

в) Свойства и качества личности.

г) Недостаточная помощь педагога.

д) Другое (напишите).

4 . Готовы ли вы к работе в качестве педагога (воспитателя)

а) Да. б) Не вполне. в) Нет.

  1. Если «НЕТ или НЕ вполне», назовите причины.
  2. В чем вы видите положительное влияние практики?

а) В возможности применять знания, полученные в вузе.

б) В получении практических умений.

в) В возможности проверить правильность выбора профессии.

г) Другое (напишите).

  1. В чем вы видите недостатки практики?

а) В плане практики.

б) В коротком отрезке времени, отведенном для практики.

в) Другое (напишите).

  1. Довольны ли вы практикой?

а) Вполне. б) Скорее доволен, чем нет.

в) Скорее нет, чем да. г) Недоволен.

  1. Что, на Ваш взгляд, Вам больше удается в профессиональном общении и взаимодействии (с детьми, преподавателями, родителями)
  1. Ваши предложения, пожелания по совершенствованию практики.

Характеристика-отзыв студента,прошедшего учебную практику

Характеристика

На___________________________________________________

(Ф.И.О. студента)

о прохождении учебной практики в учреждении №_______________

  1. Владение современными педагогическими технологиями воспитания и обучения дошкольников, способность к педагогическому творчеству, умение применять их в работе с детьми.
  2. Умение управлять детским коллективом, индивидуальный и личностно-ориентированный подход к детям.
  3. Качество и объем общественно полезной работы (оформление методического кабинета, пополнение его материалами, изготовление стендов и выставок).
  4. Отношение к практике, к своей профессии и к сотрудникам учреждения (организованность, дисциплинированность, доброжелательность, самокритичность, ответственность, инициативность и др.).
  5. Предложения по совершенствованию педагогической деятельности студента-практиканта.

Руководитель учреждения №

Федеральное агентство по образованию

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

Отчет по педагогической практике

студента 5 курса гр. 522

географического факультета

Гусева Александра Михайловича,

проходившего педагогическую практику в СОШ № 1 г. Саратова

Руководитель практики

от факультета ________________ Т.Д. Крысанова

Преподаватель практики ________________ Г.Г. Медведева

Руководитель группы

студентов ________________ Л.Ю. Горшкова

Саратов 2010

Ведение

Студент по специальности «География», при освоении образовательно-профессиональной программы педагогического профиля должен пройти педагогическую практику. Практика была пройдена в период с 29 августа по 3 ноября 2010 года в одной из школ г. Саратова – МОУ СОШ № 1.

Целями практики явились:

    закрепление полученных знаний по уже пройденным дисциплинам, связанным с преподавательской деятельностью;

    получение опыта работы с детьми под руководством учителя в школе.

В процессе практики решаются следующие задачи:

Закрепление и углубление методических знаний, их применение;

Формирование и развитие профессиональных умений и навыков;

Развитие профессиональных личностных свойств и качеств (умение проявлять выдержку; такт; гуманное отношение; культура общения и т.д.);

Воспитание устойчивого интереса, любви к профессии и потребности в самообразовании;

Выработка творческого и исследовательского подхода к профессиональной деятельности;

Ознакомление с современным профессиональным опытом.

Научным руководителем практики от учебного заведения была учитель географии Г.Г. Медведева.

  1. Учебная работа

За время прохождения педагогической практики мною было проведено 10 уроков, 2 из которых во внебазовом 10 «Б» классе.

Обучение проводилось по учебнику В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. География материков и океанов. 7 кл. – М., Дрофа, 2005. – 318.

Были проведены уроки в 7 «Б» классе по следующим темам:

    Рельеф Земли

    Обобщение по теме «Литосфера» Роль атмосферы в жизни Земли. Климатические карты

    Климатообразующие факторы

    Климаты Земли

    Обобщение по теме «Атмосфера»

    Воды Мирового океана

    Схема поверхностных течений

Проведены уроки в 10 «Б» классе по следующим темам:

    Государственный строй стран

    Политическая география

Во время проведения уроков мною были подготовлены две контрольные работы по пройденным темам. На первой контрольной, ученикам был роздан материал контрольной работы, напечатанный на отдельных листах. Учащиеся должны были ответить на вопросы и подписать рисунок. На второй контрольной учащиеся писали на отдельных листах по вариантам. Работы рассчитаны на весь урок. Для закончивших раньше учеников, предусматривалось дополнительное задание.

В ходе подготовки конспектов возникали затруднения, в частности, недостаточно полно раскрыты темы в тексте учебника. Дабы свести этот недостаток к минимуму, приходилось прибегать к использованию других источников информации. Наиболее ценным источником с точки зрения получения новых данных по той или иной теме послужила сеть Интернет и детская энциклопедия серии «Аванта+».

В планировании и организации уроков большую помощь оказала учитель географии, Медведева Галина Геннадьевна. Несколько слов о кабинете географии. Кабинет в целом светлый, чистый. В классе старая, деревянная доска, также есть компьютер и проектор. В целом, класс приспособлен к проведению уроков по географии.

Стиль общения с учениками был основан на активном методе взаимодействия с учащимися и был весьма демократичным. Все проводимые уроки были достаточно спокойными.

При изучении нового материала я задавал ученикам наводящие вопросы, как бы заинтересовывая их темой урока. Кроме того для более лучшего восприятия информации учащимися, мной использовался широкий спектр методов обучения: объяснения, беседа, иллюстративный материал презентаций и энциклопедии.

Я думаю, что учащиеся проявили интерес к моим урокам. Это достигалось благодаря использованию различных средств обучения, в том числе и презентаций.

  1. Воспитательная работа

Реализация учебных задач невозможна без воспитательной работы. Целью этой работы в школе является создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе. При прохождении практики мной был изучен опыт работы различных преподавателей базового класса по воспитанию учащихся в процессе обучения.

Особое внимание было обращено на проводимую воспитательную работу учителей русского языка, алгебры и конечно географии. На основе их опыта были изучены основы организации процесса обучения на уроке, осуществление личностно-ориентированного подхода к учащимся, проблемы воспитания в подрастающем поколении, а также усвоение нравственных норм в обществе (таких как – уважение к человеку, проблемы общения в коллективе, и проч.).

Много полезной информации об учащихся дала классный руководитель, Галина Геннадьевна Медведева. Благодаря этой информации было составлено определенное представление о вверенном классе. Это впоследствии позволило быстрее «найти общий язык» с классом, постараться более глубоко применить личностно-ориентированный подход к каждому ученику.

Проблемы, возникающие по ходу практики, в основном были связаны с недисциплинированным поведением учеников во время уроков. По моему мнению это было вызвано недостатком опыта в управлении коллективом, а так же моей низкой способностью к управлению в целом. Тем не менее, случаи неподобающего поведения учеников на моих уроках были достаточно редкими, поскольку большая часть класса проявляла интерес к предмету.

По итогам практики были составлены психолого-педагогические характеристики отдельного ученика и класса в целом. При составлении характеристик большую помощь оказала классный руководитель.

В рамках воспитательной работы была оказана помощь в организации проведения плановой эвакуации учеников из здания школы. Была проведена беседа с учащимися по поводу их осведомленности о техники пожарной безопасности.

Заключение

После прохождения практики в СОШ №1, мной был получен опыт по преподаванию в общеобразовательном учреждении. Этому способствовал выбор учебного заведения и полученные знания в Университете.

На сегодняшний день СОШ № 1 это 34 педагога, среди них: 78% имеют первую и высшую квалификационную категорию; 6 учителей награждены знаком «Отличник народного образования», «Почетный работник образования»; 1 - Заслуженный учитель РФ, 1 - учитель награждён знаком Губернатора области «Надежда Губернии», 1 - был помещен на районную Галерею Почёта. 3 - победителя конкурса Лучших учителей на получение денежного поощрения в рамках национального проекта «Образование».

В школе проводится районная научно-практическая конференция «Шаг к успеху» для обучающихся 5–8 классов и школьная конференция для 1 – 11 классов. Музейная комната «Соколовая гора» неоднократно становилась победителем городских конкурсов. В школе существует Детская общественная организация «Содружество» (5-11 кл.) и «Пчельник» (2-4 кл.).

Развита сеть дополнительного образования: детский музыкальный театр «Радуга»; ВИА «Гелиос»; детская музыкально-художественной студия «Улыбка»; танцевальный коллектив «Эдельвейс»; художественная студия «Гармония»; литературный клуб «Проба пера», выпускающий детскую литературную газету «Соколова гора». На начало 2009/2010 учебного года – 400 учеников, 18 класс-комплектов.

В СОШ № 1 наряду с новыми молодыми специалистами преподают высококвалифицированные учителя с многолетним опытом работы. Это помогает молодым учителям совершенствовать свои навыки, в тоже время опытным педагогам отрадно видеть в стенах школы своих выпускников, ныне ставших им коллегами. Они оказали неоценимую помощь в прохождении практики.

Нельзя сказать что школа оснащена всеми инновационными технологиями, но это не является препятствием для обучения.. Кроме того, школе организован пропускной режим, при этом проникновение внутрь здания посторонних людей, а также выпуск детей без разрешения учителей, либо родителей невозможен. Ведется видеонаблюдение за входом в школу.

Для прохождения педагогической практики были организованы необходимые условия. Небольшие неудобства доставила периодическая смена расписания в сентябре.

Особых проблем при прохождении практики не возникало. Основной причиной затруднений было отсутствие должного опыта в областях преподавания географии, а также психологии и педагогики. Достижению больших результатов должно способствовать дальнейшее совершенствование знаний и умений в профилирующих областях.

Список использованных источников

    География материков и океанов. 7 кл. В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. – М., Дрофа, 2005. – 318

    Поурочные разработки по географии. Материки, океаны, народы и страны. 7кл. Н.А. Никитина. – М., Вако, 2006. – 288

    Экономическая и социальная география мира. 10 кл. В.П. Максаковский. – М., Просвещение, 2005. – 350

    http://www.rusedu.ru/detail_2825.html

    Энциклопедия для детей. Геология. М.Д. Аксенова. – М., Аванта+, 2002. – 688

    Энциклопедия для детей. Страны, народы, цивилизации. М.Д. Аксенова. – М., Аванта+, 2000. – 704

    Географический энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1988. – 241

Приложения

Приложение №1. Самоанализ урока по физической географии

Предмет: География материков и океанов

Тема урока: Климатообразующие факторы

Ф.И.О. учителя: Гусев Александр Михайлович

Число учащихся по списку: 25 человек

Класс: 7 «Б»

Присутствует: 24 человека

Цели и задачи урока:

    Продолжить формирование представлений и знаний об Атмосфере и климате Земли.

    Познакомить учащихся с основными типами воздушных масс и постоянными ветрами.

    Сформировать представление о зависимости между направлениями господствующих ветров и поясами атмосферного давления.

Тип урока: комбинированный.

Анализ урока:

Материал урока соответствует требованиям программы, и объяснение материала направлено на достижение поставленной цели. Материал для данного урока был взят из учебника по географии: География материков и океанов. 7 кл. В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. – М., Дрофа, 2005. И из брошюры «Поурочные разработки по географии. Материки, океаны, народы и страны», автор Н.А. Никитина 7 класс. – М., ВАКО, 2006.(В помощь школьному учителю). Тип урока – комбинированный. В начале урока учитель приветствовал учеников и поставил цели и задачи предстоящего урока, что заняло примерно 3 минуты. Тема и число были написаны на доске. Таким образом, учащиеся были осведомлены, чем они будут заниматься на уроке. Проверка домашнего задания была в форме устного индивидуального опроса и заняла 8 минут. Всего было опрошено 4 ученика, ответы были не у всех полными и некоторые требовали помощи учителя. Выбор учеников был обусловлен недостатком у них оценок, а также некоторое равнодушие к изучаемому предмету. Затраты времени, на мой взгляд оказались оптимальными: на объяснение нового материала осталось достаточно времени. Затем шло объяснение нового материала – 25 минут. Оставшиеся 5-8 минут были отведены на закрепление полученных знаний, подведение итогов урока и выставление оценок.

    Методический компонент урока:

На уроке применялись следующие методы обучения: рассказ, элементы беседы, работа с картографическим и схематическим материалом.

    Деятельность преподавателя.

В начале урока учителем были поставлены цели и задачи предстоящего занятия. Таким образом, учащиеся были осведомлены, чем они будут заниматься на уроке. Затем проводился опрос учащихся по пройденной теме «Роль атмосферы в жизни Земли. Климатические карты», далее последовало объяснение нового материала. Рассказ учителя сочетался с общением с классом. Учитель направлял размышления учеников в нужное русло, продолжая объяснение новой темы.

    Деятельность учащихся.

Почти все ученики на уроке были внимательны (лишь за некоторым исключением), проявляли интерес к изучаемой теме, активно принимали участие в беседе. Качество ответов было на достаточно высоком уровне (но все, же иногда требовалась помощь учителя), была видна подготовка домашнего задания учениками, в целом учащиеся показали хорошие остаточные знания из курса 6 класса и пройденной ранее темы.

    Вывод.

Поставленные цели и задачи урока были реализованы, учащимся была дана необходимая информация по теме «Климатообразующие факторы».

Приложение №2. Анализ урока по физической географии

Предмет: География материков и океанов

Тема урока: Как люди открывали мир

Ф.И.О. учителя: Медведева Галина Геннадьевна

Число учащихся по списку: 25 человек

Класс: 7 «Б»

Присутствует: 25 человек

Цели и задачи урока: ознакомить учащихся с историей географических открытий.

Тип урока: Лекция

Учитель четко сформулировал тему урока. Число и тема зафиксированы на доске. Подготовка класса заняла 5 минут.

Изучение нового материала опиралось на подготовленную лекцию учителя по выбранной теме. На лекцию отводилось 30 минут. В процессе чтения лекции особых проблем как с дисциплиной, так и с изучаемым материалом не возникало.

Преподаватель заранее точно сформулировал те аспекты материала, которые должны освоить учащиеся. Перед уроком был сделан акцент на то, что после урока будут выборочно собраны тетради и поставлены оценки за работу на уроке.

В связи с правильно выполненными деталями, внимание учеников к новой теме не было потеряно. В конце урока было дано домашнее задание в устной форме, что заняло 5 минут.

Педагогические

  • Социально-культурная деятельность (2)

    Учебное пособие >> Социология

    ... по формуле «потребитель получил досуго-вую услугу, а моя ... школами и студиями, школами искусств, спортивными школами ... по масштабам игровая деятельность. Как свидетельствует педагогическая практика ... , Кемерово, Саратове , Ставрополе, Перми... персональные отчеты . ...

  • Заключение ответственного руководителя практики о работе студента(технические навыки, охват работы, качество, активность, дисциплина)

    Примеры характеристик студента с места практики

    За время прохождения производственной практики в государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Колледж искусств» студентка _________________ проявила себя дисциплинированной, стремящейся к получению знаний, навыков и умений, необходимых в данной области управления. Основной задачей её практической работы стало ознакомление с основными аспектами работы отдела кадров колледжа. Под руководством опытного специалиста, начальника отделов кадров колледжа изучала основные законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по управлению персоналом; трудовое законодательство; структуру и штат предприятия, его профиль, специализацию и перспективы развития; кадровую политику и стратегию предприятия; порядок составления прогнозов, определения перспективной и текущей потребности в кадрах; источники обеспечения предприятия кадрами; состояние рынка труда; системы и методы оценки персонала; методы анализа профессионально квалификационной структуры кадров; порядок оформления, ведения и хранения документации, связанной с кадрами и их движением; порядок формирования и ведения банка данных о персонале предприятия; методы учета движения кадров, порядок составления установленной отчетности; возможности использования современных информационных технологий в работе кадровых служб.

    Несмотря на короткий срок прохождения практики ___________ проявила себя активной, дисциплинированной студенткой, смогла охватить очень большой объем необходимой информации. Помогала оформлять личные дела вновь принятых сотрудников. Изучала основы работы с информационно-правовыми системами « Гарант» и « Консультант».

    Ко всем заданиям своей производственной практики ______________ относилась очень ответственно, поручения с документами выполняла аккуратно. Практическая работа ____________ заслуживает высокой оценки.

    За время прохождения практики ознакомилась со структурой организации, порядком ведения кадрового делопроизводства, учета и хранении документов. Принимала участие в подготовке документов.

    В отношении профессиональных качеств _____________ проявила себя как человек компетентный, исполнительный, аккуратный, ответственно относится к порученным заданиям. Умело применяет теоретические знания, полученные в период обучения в практической деятельности ______________ внимательна при работе с документами, легко ориентируется в их содержании. Владеет навыками работы за компьютером, которые использовала при составлении различных документов.

    В межличностных отношениях вежлива, общительна, легко приспосабливается к работе в коллективе.

    В период прохождения практики ___________________ проявила себя дисциплинированным и ответственным сотрудником. Четко соблюдала распорядок рабочего дня компании, следовала поставленным указаниям, заданиям.

    Изучала процесс управления персоналом компании, применяла теоритические и практические навыки в работе. В процессе студентка имела возможность не только изучать документацию, но и принимала участие в её составлении, чем показала высочайшую степень знаний в области кадрового документооборота.

    По моему мнению ______________ показала хорошие знания теории на практике.

    Стандартная характеристика содержит следующие сведения:

    1. Имя, отчество и фамилии сотрудника, дата рождения, образование.

    2. Указывается место работы, с которого выдается характеристика, называются должности, которые занимал сотрудник, за время работы в данной компании, и обязанности, которые он выполнял.

    3. Указываются положительные качества сотрудника (личные и деловые); сведения о поощрениях и наградах.

    4. Сведения о курсах повышения квалификации, которые прошел сотрудник, а также его участие в различных проектах компании.

    5. Указывается, для каких целей и для кого выдается характеристика.

    Пример характеристики на сотрудника

    ХАРАКТЕРИСТИКА

    На маркетолога ООО «ДаунТаун» Иванова Николая Евгеньевича

    Иванов Николай Евгеньевич 1985 года рождения. В 2007 году закончил с отличиемГосударственный Университет Гуманитарных Наук.

    Работает на должности маркетолога с октября 2009 года.

    За время работы проявил себя как квалифицированный специалист. Является настоящим профессионалом, умело руководит вверенным ему направлением, пользуется заслуженным уважением среди сотрудников.

    Н. Е. Иванов постоянно повышает свой профессиональный уровень: посещает тематические мероприятия, тренинги и семинары, читает специализированную литературу, ответственно и серьезно относиться к выполнению должностных обязанностей.

    Руководство компании выделяет постоянное стремление Н. Е. Иванова к профессиональному развитию: в настоящее время он получает дополнительное профессиональное образование по специальности «управление персоналом».

    За добросовестное отношение к работе награжден грамотой «Лучший сотрудник 2009».

    В общении с коллегами дружелюбен и внимателен. За время работы внедрил конкретные предложения, которые оказали благотворное влияние на деятельность компании.

    Характеристика выдана для представления по месту требования.


    Андреев

    А. А. Андреев

    Дата, печать
    Пример характеристики на студента

    ХАРАКТЕРИСТИКА

    Иванова Николая Евгеньевича
    1985 года рождения, украинца, образование высшее

    Иванов Н.Е. - выпускник инженерно-экономического факультета киевского Национального Университета Технологи и Дизайна. За время обучения проявил себя как старательный студент, постоянно повышал свой профессиональный уровень. Иванов Н.Е.. неоднократно принимал участие в научных конференциях. Выступал с содержательными докладами по тематике маркетинга. Выпускник также принимал участие в межуниверситетской студенческой конференции «Новое поколение Маркетологов», где выступил с темой: «Падение медиа-бюджетов в условиях финансового кризиса».

    Иванов Н.Е.. с первого курса работал над темой дипломной работы «Интернет-маркетинг». Дипломная работа показывает, что выпускник прекрасно ориентируется в исследованном материале и свободно владеет теоретическими основами, удачно соединяет теорию с практическим анализом реальных компаний.

    Следует отметить, что Иванов Н.Е.. печатался в журналах «Выпускник», «Молодые Предприниматели».

    Выпускник требователен к себе, пользуется уважением среди товарищей и преподавателей факультета.

    Декан инженерно-экономического факультета
    Сидорова

    Л. К. Сидорова

    Выпускник инженерно-экономического факультета Государственного Университета Гуманитарных Наук (специальность: маркетинг, дневная форма обучения). Дата, печать

    Пример характеристики на студента с места практики

    ХАРАКТЕРИСТИКА

    1. Название практики: преддипломная.

    2. Место прохождения практики:
    ООО «ДаунТаун»,
    г. Москва, ул. Тимура Фрунзе 2. оф. 1,
    тел. (044) ___ __ __

    3. Выполняемая студентом работа на предприятии (подразделении):
    Изучение внутренней документации компании (документы по кадрам, внутренние процедуры, должностные инструкции), изучение опыта работы компании «ДаунТаун», анализ деятельности предприятия, знакомство с отчетностью и планами компании.

    4. Оценка прохождения практики (деятельности студента) руководителем предприятия (подразделения):
    Иванов Николай Евгеньевич за время прохождения преддипломной практики показал хороший теоретический уровень подготовки в вопросах управления предприятием. Всю порученную работу выполнял добросовестно. Стремился приобретать новые знания, чтобы быть еще более полезным. В целом работу Николаева Н. А. можно оценить на «отлично».

    5. Время прохождения практики:
    Прибыл ______________
    Убыл ________________

    Генеральный директор ООО «ДаунТаун»
    Музафаров

    С. Г. Музафаров

    Настоящая характеристика выдана студенту Государственного Университета Гуманитарных Наук Иванову Николаю Евгеньевичу.

    Характеристика студента с места практики - это документ, прилагаемый к отчету о преддипломной или производственной практики. Она составляется ответственным лицом организации или руководителем студента. Но, как правило, руководитель доверяет студенту написать на себя характеристику самостоятельно. Рассмотрим ее содержание основные требования к оформлению.
    Что пишут в характеристике на студента?

    Заголовок с указанием места прохождения, информация об организации и ее реквизиты
    Эта информация должна быть юридически достоверна.

    Информация о сроках прохождения практики
    Может располагаться в произвольном месте характеристики (см. ниже).

    Описание должностных обязанностей студента
    Пример: В обязанности практиканта Петрова В.Д. входило составление трудовых договоров, проверка анкетных данных сотрудников организации, работа с бухгалтерскими документами и оформление архивной документации.

    Характеристика теоретических знаний студента и приобретенных им практических навыков
    Пример: Практикант Иванов А.Б. успешно применял полученные в Университете теоретические знания для выполнения заданий на производстве. Помимо этого,
    в период прохождения практики студент изучил структуру предприятия и координацию отделов, освоил основные принципы документооборота, составления отчетности и договоров.
    Оценка выполненной студентом работы
    Пример: Руководство организации ООО "Образец" положительно оценивает работу студента Петрова П.С. в период с ___ по ____, все поставленные задачи были им выполнены в срок с соблюдением требований к качеству исполнения.

    Характеристика профессиональных качеств студента
    Проявляет внимательность к мелочам, особенно к финансовым документам. Работоспособен, исполнителен. Компетентен в профессиональной сфере.

    Оценка личных качеств практиканта
    Пример: Общителен, дружелюбен, проявляет инициативу, стремится помогать коллегам и работать в команде.

    Итоговая оценка
    Пример: Результаты работы студента Петрова В.Г. в рамках производственной практики заслуживают оценки "отлично".

    Печать, дата, подпись руководителя
    Подпись должна быть заверена в отделе кадров.

    Отметим, что недостатки и недочеты, в отличие от рецензии на дипломную работу, указывать необязательно.
    Пример характеристики с места практики

    Другие примеры смотрите ниже.

    Характеристика

    На студента Кафельникова Михаила Львовича, проходившего практику во ФГУП "Электроавтоматика" с 11.04.11 по 28.04.11.

    Студент Кафельников М.Л. проходил практику в отделе разработки и внедрения автоматизированных систем. За время производственной практики на Кафельникова М.Л. были возложены следующие обязанности:

    Составление конструктивных схем сбора двигателей малой мощности.
    Систематизация отчетной документации.
    Доработка чертежей базовых деталей производственного оборудования.

    В течение всей практики Кафельников М.В. показал себя исключительно с положительной стороны. Личные качества проявлялись в умении найти общий язык с коллегами в решении поставленных задач. Отличается коммуникабельностью и инициативностью. Целеустремлен, всегда доводит решение поставленных задач до конца.
    Успешно применял полученные в университете теоретические знания в области машиностроения, закрепляя и развивая их в процессе производственной практики.

    За время работы студент освоил и закрепил следующие практические навыки:

    Составление проектных чертежей.
    Монтаж базовых частей промышленного оборудования.
    Корректировка рабочих параметров производственных установок.

    Также практикант получил опыт работы в инженерном коллективе (работа в команде).

    Оцениваю работу студента Кафельникова М.В. в течение всего срока практики на "отлично" и рекомендую его к зачислению в производственный штат предприятия по окончании университета.

    Главный инженер ФГУП "Электроавтоматика", доктор технических наук, профессор Белобородов С.В.

    1

    В статье обсуждаются проблемы подготовки учителя начальной школы в условиях прикладного бакалавриата. Описаны инновационные формы учебного процесса, обеспечивающие самоопределение студентов, получение ими личностного опыта, формирование их профессионального самосознания. Показано, что важнейшим условием решения задачи профессионального самоопределения является погружение студентов в реальную педагогическую практику, начиная с первых дней обучения. Выявлены особенности организации педагогической практики студентов для развития их профессионального самосознания: 1) начальное игровое погружение в педагогическую проблематику, 2) ее сетевой и межвозрастной характер, 3) непрерывность, 4) включение заданий по практике в академические дисциплины семестра. Усложнение традиционных задач педагогической практики по мере взросления студента (от первичного столкновения с педагогической реальностью через пробы с сопровождением к самостоятельному педагогическому действию) параллельно ведет к усложнению и детализации образа себя как будущего педагога. Доказано, что сочетание классического университетского обучения и постоянной педагогической практики приводит к возможности интеграции студентом теории и практики и повышает уровень профессионального самосознания будущего педагога.

    профессиональное самоопределение

    подготовка учителя начальных классов

    практика

    1. Ефлова З. Б. Позиционирование педагога как требование и проблема внедрения ФГОС нового поколения // Герценовские чтения. Начальное образование. Т. 3. Вып. 1. Начальное образование: соответствие стандарту. – СПб.: Изд-во ВВМ, 2012. – 386 с. – С. 307-313.

    2. Лаврентьева Е. А. Прикладной бакалавриат: перспективы и проблемы // Высшее образование в России. – 2014. – № 5. – С. 54–60.

    3. Лукина А. К. Особенности мотивации студентов – будущих педагогов //Материалы международной научно-практ. конф. Достижения высшей школы 15–22 ноября 2014 г. София, 2014.

    4. Попованова Н. А., Шадрина М. А. Структурно-функциональная модель профессиональной компетентности будущего педагога // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. – 2015. – № 2. – С.82-88.

    5. Профессиональный стандарт педагога. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» от 18 октября 2013 года.

    6. Слободчиков, В. И., Исаев, Е. И. Психология развития человека / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. – М.: Школьная пресса, 2000. – С. 320-336.

    7. Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – СПб.: Питер, 2000. – 416 с.

    Реформа образования в России требует нового учителя, носителя гуманистических ценностей, владеющего современными образовательными технологиями. Современный этап общественного развития в России характеризуется высоким уровнем неоднородности детского сообщества, что требует от учителя толерантности, способности к распознаванию проблем ребенка и выбору (поиску, созданию) адекватных средств их решения . Роль учителя начальной школы, по нашему мнению, заключается не только в создании условий для развития и становления личности ребенка как субъекта учебной деятельности , но, прежде всего, в эмоциональном развитии, формировании позитивного самоотношения и самооценки, уверенности в себе, умения устанавливать отношения со сверстниками. Э. Эриксон называл этот период «трудолюбие против чувства неполноценности» .

    Успешность профессиональной подготовки будущих педагогов определяется осознанностью выбора будущей профессии, адекватностью представлений студентов о содержании педагогической деятельности, о тех качествах личности и профессиональной компетентности, которыми они должны овладеть. Н. А. Попованова и М. А. Шадрина показали, что значимым компонентом профессиональной компетентности будущего педагога является личностный опыт студента, который может быть сформирован только при его включении в реальную профессиональную деятельность .

    Целью нашей работы стало выявление особенностей организации практики будущих учителей начальных классов для создания условий профессионального самоопределения студентов - будущих педагогов.

    Материалом для написания статьи послужили данные опросов студентов прикладного бакалавриата Сибирского федерального университета (СФУ) по профилю «Учитель начальных классов», проведенных в 2014-2016 гг., студенческие дневники практик, их рефлексивные отчеты об учебных событиях, материалы студенческих творческих отчетов о завершенном этапе практики. Работа велась в рамках эксперимента.

    Методы исследования: опрос, полуструктурированное интервью, анализ продуктов учебно-профессиональной деятельности студентов (дневников практик, рефлексивных отчетов, творческих презентаций).

    Опрос о мотивах поступления студентов-первокурсников СФУ по профилю «Учитель начальных классов» от 2014 года показал, что только 8% поступивших не испытывали колебаний, а 2/3 опрошенных испытывали серьезные сомнения в выборе будущей профессии. Треть опрошенных выбрали это направление в силу невозможности получения той профессии, которую им действительно хотелось бы получить. Ведущим мотивом выбора направления обучения для 82 % опрошенных является «работа с людьми», что позволяет говорить об общегуманитарной направленности большинства студентов .

    В первые дни учебных занятий 2014 и 2015 годов нами был проведен опрос студентов - будущих учителей начальных классов относительно их представлений о качествах личности, важных для педагогической деятельности. Важнейшими были названы такие качества, как: профессионализм, компетентность , терпимость, тактичность, доброта, организаторские способности, авторитетность, справедливость, человечность, ответственность, порядочность. За общегуманистическими образами педагога у студента пока нет представления о сущности педагогического труда, о тех требованиях, которые предъявляет педагогическая профессия к её носителю. Это тормозит развитие адекватной учебной мотивации студента и его проектирование собственного профессионального развития .

    Средством обогащения индивидуального опыта студента может быть реализация программ прикладного бакалавриата, смысл которого - обучение через раннее включение студентов в реальную педагогическую деятельность и создание условий для рефлексии этой деятельности. Этот подход делает возможным работу в «зоне ближайшего развития» самого студента. Приобретение студентами опыта взаимодействия с детьми и с будущими коллегами, опыта педагогической деятельности дает связь теоретического обучения и непосредственной практики. Этапность и событийность учебного процесса, когда событие понимается как оформление завершенного этапа учебной или практической деятельности, позволяет обеспечить осмысленность деятельности студента на практике .

    В целях построения более адекватного образа профессионала и обеспечения более глубокого понимания смысла педагогической профессии был проведен интенсивный семинар (организационно-деятельностная игра), состоящий из нескольких этапов:

    • Запуск игрового действия.
    • Поиск путей решения игровой проблемы.
    • Выделение профессионально-педагогического содержания игры.
    • Выход из игрового действия на самопознание и обнаружение собственных установок на профессиональное образование.
    • Знакомство с дисциплинами и местами практики в 1 и 2 семестрах, уточнение и присвоение образовательных задач.

    Для того чтобы практика студентов-педагогов обеспечивала построение адекватного образа профессии, самопознание и профессиональное самоопределение студентов-первокурсников, она должна быть построена с учетом их возрастных особенностей, а также особенностей их социальной ситуации. Мы видим три характеристики студенческой педагогической практики, существенно влияющих на становление и развитие профессионального самосознания будущих учителей: 1) непрерывность в течение всего учебного семестра; 2) возможность для сотрудничества со студентами других курсов и других ступеней образования; 3) включение заданий по практике в академические дисциплины семестра.

    Прежде всего, практика должна быть непрерывной, т. е. продолжаться на протяжении всего учебного года. Непрерывность практики обеспечивает развития способности студента строить со-бытийную общность с учениками и педагогами школы, формирует чувство ответственности, позволяет видеть плоды и результаты собственной деятельности.

    Важная особенность этой практики - ее межвозрастной и сетевой характер. На практику одновременно выходят студенты различных курсов бакалавриата и магистратуры, а также студенты педагогического колледжа. Такой подход позволяет обеспечить: 1) взаимную представленность различных студенческих возрастов и уровней образования; 2) само- и взаимообучение через совместное решение задач практики, участие в совместной деятельности; 3) формирование способности к совместной педагогической деятельности.

    Третья важная особенность этой практики - её органичная включенность в целостную систему учебной деятельности студента, включающую такие элементы: «учебный предмет» - «практика» - «событие» - «исследование» - «рефлексия» - «постановка вопроса». Учебный предмет даёт некоторое теоретическое знание, которое становится присвоенным только в результате проверки его на практике, открытии и переоткрытии его в собственной исследовательской деятельности. Поэтому в рамках каждого учебного предмета студентам формируется задание, которое студент выполняет на практике, закрепляя тем самым полученное знание, осваивая применение знания в реальной педагогической ситуации. Качество выполненного задания, а также образовательный прирост студента отслеживается преподавателем учебной дисциплины. Вместе с тем выполнение заданий на практике, участие в организации жизнедеятельности детей в школе ставят перед студентом новые вопросы и проблемы, ответы на которые он ищет в ходе теоретического обучения.

    Задачи практики меняются по мере взросления студента. В первом семестре основная задача - «почувствовать» ребенка и себя во взаимодействии с ним. Это осуществляется за счет организации свободного времени школьников, проведения активных перемен, помощи в подготовке и проведении внеурочных мероприятий, помощи в выполнении детских домашних заданий. Групповое выполнение большинства заданий практики дает возможность «деятельного» знакомства с одногруппниками и студентами других ступеней образования, что обеспечивает впоследствии качественное учебное, профессиональное и личное общение. Первичное деятельное столкновение с педагогической реальностью дает возможность студенту избавиться от массы иллюзий; увидеть школу уже не учеником, но возможным будущим учителем. Это ведет к уточнению собственных представлений о труде учителя, об ученике, о своем месте в этой школьной реальности.

    Задача практики второго семестра - понять урок и его внешнюю организацию; совершить реальное действие с группой детей во внеурочном пространстве, что обеспечивает укрепление студента в своем педагогическом самоопределении, дает представление о педагогическом сотрудничестве и запускает новый виток внутриличностной работы студента.

    В третьем семестре происходит углубление задач предыдущих семестров, а также разработка проекта собственного урока и проба его проведения. Общая задача практики этого этапа студенческой жизни - профессионально-педагогическое самоопределение студентов, проба установления доверительных отношений с ребенком во внеурочной деятельности, наблюдение за деятельностью учителя, проба организаторского действия с группой детей.

    В течение 4-8 семестров на практике традиционно будущие педагоги усваивают и отрабатывают методики и технологии построения учебного процесса в младшей школе, постепенно наращивая свой исследовательский потенциал. Задачи педагогического самоопределения должны стать сопутствующими и цементирующими их профессионального инструментального оснащения.

    На всех этапах практики большое внимание уделяется развитию рефлексивных способностей студентов: от них требуется не только описать проведенные мероприятия, заполнить дневник практик, но и ответить на вопросы о собственных затруднениях, способах их разрешения, взаимодействии в группе студентов, отношениях с наставниками практики, с родителями учеников, с администрацией. По итогам семестровой практики проводятся совместные студенческие конференции, где будущие учителя в минигруппах в форме творческих презентаций размышляют о достигнутом и неудавшемся. Важно, что конференция, так же как и практика, межвозрастная и сетевая: есть чему учиться друг у друга, создавая прототип собственного профессионального сообщества.

    По итогам практики первого года обучения более 80 % студентов отметили, что они проводили внеучебные мероприятия, активные перемены, психологические исследования; 63 % - осуществляли наблюдение за деятельностью учителя, детьми и их взаимодействием; почти половина оказывали помощь в выполнении домашних заданий во время работы группы продленного дня, работали с документами, и т.д. Таким образом, очевидно, что деятельность студентов была достаточно разнообразной и охватывала различные компоненты профессиональной деятельности учителя.

    Отвечая на вопрос о развитии компетенций в ходе практики, значительная часть студентов отмечала развитие коммуникативных, организаторских способностей, инициативности, самостоятельности, стрессоустойчивости. Четвертая часть студентов отметили, что уже могут применять на практике знания из психологии личности, социальной психологии и теории учебной деятельности, т.е. из того, что узнали на учебных дисциплинах, а у 12 % повысился интерес к дальнейшей работе с учениками, к профессии учителя. Также студенты отметили, что стали более уверенными, сдержанными, «волнение при общении с классом ушло», стали внимательно относиться к детям, к каждому ребенку, стали более опытными, больше узнали о жизни класса - 35 %, 8 % отметили, что приобрели необходимые знания по организации развивающих уроков.

    Также появились новые трудности, которые студенты не отмечали в течение прохождения практики, но заговорили о них в конце года, а именно: агрессивное поведение детей, в основном мальчиков, и неумение с ним справиться - эту сложность отмечали более трети студентов. Пятая часть студентов испытывала трудности в работе с детьми-инофонами, фиксировали недостаток своих компетентностей в этой сфере. Эта отсроченная фиксация затруднений ценна и может говорить о внутреннем усложнении образа ученика и ребенка и образа себя как ответственного за изменения в этом ученике, ребенке.

    Отрадно, что значительная часть студентов стали осознавать роль ответственности в деятельности педагога. Они отмечают, что педагог закладывает фундамент, основу для становления личности ребенка, что «от педагога зависит будущее ребенка», «педагог начальных классов - это вторая мама». Причем, на втором курсе значительно увеличивается количество студентов, которые считают, что «профессия педагога очень ответственная», и отмечают развитие этого качества у себя. В опросе в конце 3 семестра студенты отметили, что практика помогает им лучше понимать детей, видеть свои пробелы в знаниях, развивать профессионально важные качества.

    Надо отметить, что практика повлияла и на изменения отношений студентов с преподавателями университета - руководителями практики: почти вдвое (с 80 до 45 %) уменьшилось количество тех, кто не понимает, как выполнять задания практики, около 40 % отметили, что им стало «проще, так как они имели опыт, и знали конкретную цель практики»; многие стали отмечать возникновение совместной работы со школьными учителями, здесь прослеживается положительная динамика. Если во втором семестре только 12 % студентов отмечали наличие доверительных отношений с учителями, то по итогам 3-го семестра 25 % студентов отмечают, что «учитель стал больше нам доверять» и «пришло понимание, что наставник всегда готов нам помочь». Это важный момент, который говорит нам о встраивании студентов в учебно-профессиональное педагогическое сообщество, о создании событийной общности и сотрудничества между учителем и студентом-практикантом. От учителя в первую очередь студент получает основную помощь и приобретает необходимые навыки, нужные в педагогической сфере. Практикант наблюдает за учителем, учится у него, анализирует его действия и пробует сопоставлять и применять эти действия к себе.

    По последним опросам с 23 % до 40 % выросло количество студентов, точно принявших решение стать учителями. Все из этих 40 % в своих самоотчетах на вопросы о причинах своего решения отмечают положительную роль практики: описывают из своей учебной практики ситуации-вызовы, ситуации успеха, ситуации-удивления.

    Однако также существенно увеличилось количество «сомневающихся» - с 23 % до 35 % от общего числа студентов. Мы считаем это также положительной динамикой развития профессионального самосознания будущих педагогов. Это говорит об их серьезном отношении к выбору будущей профессии, к содержанию педагогического труда, развитии рефлексивных способностей, роль которых необычайно важна в деятельности педагога .

    Воздействие практико-ориентированных форм учебной работы и собственно педагогической практики на профессиональное становление студентов - будущих педагогов многопланово. Можно выделить общие, типичные результаты:

    Уточнение студентами конкретных знаний о профессии педагога, формирование проблемного поля освоения и развития педагогической деятельности.

    1. Постановка студентами ценностно-смысловых вопросов педагогической деятельности, профессионально-педагогическое самоопределение, осознание своих возможностей в осуществлении педагогической деятельности.
    2. Вхождение в педагогическую среду и культуру, развитие рефлексивных способностей, социальных и профессионально- педагогических компетенций
    3. Формирование у студентов установки на учебу, на осмысление своих ресурсов и дефицитов как профессионала.
    4. Группообразование, знакомство, формирование студенческой событийной общности, являющееся важным условием личностного развития студентов.

    Библиографическая ссылка

    Лукина А.К., Волкова М.А., Воронина Н.Б. РОЛЬ ПРАКТИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ СТУДЕНТОВ-БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2.;
    URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24252 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное