Домой Недвижимость Порядок прекращения полномочий президента. Основания и условия прекращения полномочий президента рф

Порядок прекращения полномочий президента. Основания и условия прекращения полномочий президента рф

Для изучения этого вопроса Вам понадобится:

    Конституция РФ (ст.91,92)

    Постановление КС РФ от 11.07.2000г. №12-П по делу о толковании ст.91 и 92 Конституции РФ о досрочном прекращении полномочий Президента РФ в случае стойкой нетрудоспособности по состоянию здоровья.

Президент РФ обладает неприкосновенностью. Законодательство не дает содержание данного состояния, поэтому для его трактовки применяются по аналогии закона соответствующие нормы ФЗ от 08.05.1994г. (ред. от 27.07.2011г.) №3-ФЗ «О статусе члена СФ и депутата ГД» и ФЗ от 12.02.2001г. (в ред. от 28.12.2010г.) №12-ФЗ «О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи».

Прежде всего, это неприкосновенность личности Президента РФ (физическая, психическая, имущественная, информационная).

Действующего Президента нельзя привлечь к юридической ответственности (кроме конституционно-правовой).

Президенту предоставляется государственная охрана (ФЗ от 27.05.1996г. (ред. от 28.12.2010г.) №57-ФЗ «О государственной охране»).

Президент РФ прекращает свои полномочия в случае:

    Принесения присяги вновь избранным Президентом.

  1. Отставки.

    Стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия.

    Отрешения от должности.

Отставка – это добровольный уход Президента со своего поста. Решение принимается самим Президентом. Мотивация может быть разнообразной (от личных до политических мотивов). Подразумевается одновременное объявление об отставке и издание соответствующего указа. Нельзя объявить, что ухожу в отставку через несколько недель или месяцев. Отменить решение об отставке также нельзя. Однако четкой правовой регламентации этого вопроса нет. Б.Н. Ельцин, уходя в отставку в декабре 1999 года, обратился к народу через новостные каналы в прямом эфире в 20-00 часов уже издав указ о сложении с себя полномочий президента с 00-00 часов 1 января 2000 года.

Прекращение полномочий по состоянию здоровья в случае если это добровольный уход с поста Президента РФ, то юридически это ничем не отличается от отставки. Следовательно, подразумевается, что мнение Президента не имеет решающего значения при прекращении полномочий по данному основанию. Определяющим будет медицинское заключение, в котором объективно будет установлена фактическая невозможность Президента в связи с расстройством функций организма, носящих постоянных, необратимый характер, осуществлять свои полномочия. Однако в действующем законодательстве не содержится какой-либо трактовки данной процедуры. Постановление КС указывает на данный пробел, но не восполняет его.

Отрешение от должности – юридическая процедура привлечения Президента РФ к конституционно-правовой ответственности.

Предложение о выдвижении обвинения против Президента может быть внесено по инициативе не менее 1/3 депутатов Государственной Думы. Предложение должно быть мотивировано – обвинение в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления. Затем формируется специальная комиссия Государственной Думы для рассмотрения данной инициативе. После чего вопрос выносится на рассмотрение Государственной Думы, которая принимает решение о выдвижении обвинения против Президента 2/3 от общего числа депутатов.

Затем принятое решение передается в Совет Федерации, который направляет документы в Верховный Суд РФ для заключения о наличиях в действиях Президента признаков состава преступления (материальная экспертиза ). После этого Совет Федерации направляет документы в Конституционный Суд для заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения (формальная экспертиза ).

После экспертиз вопрос рассматривается Советом Федерации. Решение об отрешении президента принимается 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Процедура рассмотрения данного вопроса в задействованных органах власти прописана в их регламентах.

На всю процедуру от выдвижения до принятия окончательного решения отводится 3 месяца. Срок присекательный.

Конституция РФ (ст. 92) предусматривает основания прекращения полномочий Президента РФ как в обычном порядке, так и досрочно.

Срок пребывания в должности Президента, установленный Конституцией РФ, начиная с 31 декабря 2008 года составляет 6 лет. Таким образом, согласно ч. 1 ст. 92 Конституции РФ по истечению этого срока и с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации Президент Российской Федерации прекращает исполнение своих полномочий. Это обычный порядок прекращения полномочий Президента.

Также, согласно Конституции, одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд. Цель этого ограничения - препятствие формированию несменяемого клана управляющих лиц, появление и сохранение стойких корпоративных групп, открытие путей притока к власти молодых, энергичных людей, политических деятелей и лидеров нового поколения. Конституция предоставляет способному политику, оправдавшему себя на должности Президента, право выдвижения на другой срок, кроме очередного.

Кроме обычного порядка, статьями 92-93 Конституции предусмотрено досрочное прекращение полномочий Президента. Это необходимо для обеспечения непрерывности осуществления президентской власти.

В соответствии со ст. 92 (ч. 3) Конституции РФ в случае досрочного прекращения исполнения Президентом РФ своих полномочий их исполнение до вступления в должность вновь избранного Президента РФ возлагается на Председателя Правительства РФ. Также он временно исполняет обязанности Президента во всех случаях, когда их исполнять не в состоянии Президент РФ. Временно исполняющий обязанности Президента ограничен в президентских полномочиях: он не вправе распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре предложений Конституции.

В любом случае выборы нового Президента РФ должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения полномочий.

Досрочное прекращение полномочий возможно в следующих случаях:

По инициативе самого Президента РФ - в случае его отставки.

Отставка - это добровольный уход с должности Президента и поэтому она предполагает наличие заявления Президента о сложении своих полномочий. Данное заявление служит началом развития событий отставки Президента. Оно подается в письменной форме с указанием года, месяца, дня и часа, с которого начинается отставка. Причем отставка должна следовать в день объявления о ней. Конституция не требует от Президента мотивации отставки. Она также не допускает ее возможности в пользу другого лица. Подача в отставку и принятие Председателем Правительства на себя выполнение обязанностей Президента имеют уже бесповоротный для Президента характер.

C объявленного момента Председатель Правительства считается автоматически приступившим к исполнению обязанностей Президента. В свою очередь и премьер незамедлительно делает заявление о том, что вступил в исполнение обязанностей. Такое его заявление необходимо для общественного спокойствия и обеспечения нормального продолжения общего хода государственных дел.

Ст. 82 Конституции РФ предусмотрен порядок вступления Президента в должность, принесение народу (в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда) присяги в торжественной обстановке, но не отрегулирован законодательно порядок ухода Президента в отставку.

31 декабря 1999 года россияне стали свидетелями первой в истории современной России отставки Президента Б.Н. Ельцина. Своим Указом 31.12.1999 N 1761 "Об исполнении полномочий Президента Российской Федерации" он публично объявил о своей отставке и досрочном прекращении полномочий.

По не зависящим от воли Президента РФ причинам - в случае стойкой неспособности Президента РФ по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

Стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие Президенту полномочия является следующим конституционным основанием прекращения исполнения президентских обязанностей.

Медицинская комиссия дает заключение о том, что Президент уже не в состоянии вернуться к делам и тогда Председатель Правительства приступает к исполнению обязанностей Президента, делая специальное объявление об этом. Со дня такого объявления начинается отсчет указанных в Конституции трех месяцев для проведения новых выборов.

Нужно ли делать Президенту специальное заявление о прекращении своих полномочий? Ответ на этот вопрос зависит от конкретной ситуации. Его замещение Председателем Правительства на время отпуска не предусмотрено. Находясь в отпуске, Президент продолжает оставаться «при исполнении». Поэтому формулировка ч. 3 ст. 92 рассчитана на экстраординарные ситуации. А вот при их наступлении все зависит от конкретных обстоятельств.

По инициативе Федерального Собрания - в случае принятия им решения об отрешении Президента РФ от должности (импичмент).

Отрешение Президента от должности является высшей формой ответственности Президента.

Основанию - отрешения Президента от должности - посвящена отдельная статья Конституции. Президент РФ, согласно ст. 93 Конституции, может быть «…отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления…». Эти обвинения должны быть подтверждены документально заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения (ч. 1 ст. 93 Конституции РФ).

Этапы процедуры отрешения Президента РФ от должности.

1. Выдвижение обвинения.

Инициировать процедуру обвинения могут только депутаты Государственной Думы. Чтобы только поставить такой вопрос необходимо собрать подписи не менее 150 депутатов. Депутаты обязаны указать конкретные признаки преступления и обосновать причастность Президента к этому преступлению.

После этого Дума образует специальную комиссию, которая имеет право заслушивать любых лиц, для уточнения фактов, положенных в основу обвинения, заслушивать представителя Президента РФ.

В результате работы комиссия дает заключение о наличии факта преступления, а также о соблюдении процедуры выдвижения обвинения.

После этого Государственная Дума собирается на заседание и рассматривает предложение о выдвижении обвинения и заключение специальной комиссии. Это заседание может быть как открытым, так и закрытым.

Если Дума большинством в 2/3 голосов от своего общего состава (не менее 300 голосов) принимает Постановление о выдвижении обвинения против Президента, данное постановление в течение пяти дней направляется в Совет Федерации, Конституционный и Верховный Суд РФ.

Постановление об отказе в выдвижении обвинения является окончательным и подлежит официальному опубликованию.

Принятие постановления о выдвижении обвинения является очень важной точкой, т.к. п.4 ст. 109 Конституции запрещает Президенту распускать Госдуму как раз с момента выдвижения обвинения.

2. Заключение Верховного суда Российской Федерации.

Верховный Суд РФ, получив Постановление о выдвижении обвинения, участвует в продолжении данной процедуры, т.к. Конституция прямо требует заключения о наличии признаков преступления.

Пока процедура рассмотрения этого вопроса в Верховном Суде не урегулирована. Неизвестно, какая именно структура Верховного Суда должна рассматривать данный вопрос. Можно предположить, что заключение должно приниматься большинством от общего числа членов Верховного Суда РФ.

Заключение Верховного Суда направляется в Совет Федерации.

3. Рассмотрение вопроса Советом Федерации.

Совет Федерации рассматривает факты, установленные в ходе рассмотрения дела в Госдуме и Верховном Суде, после получения постановления Госдумы и заключения Верховного Суда (если заключение содержит подтверждение о наличии признаков преступления).

Совет Федерации созывается на заседании для направления для запроса в Конституционный Суд РФ о даче заключения по поводу соблюдения установленного порядка выдвижения обвинения.

Совет Федерации должен направлять запрос в Конституционный Суд в месячный срок со дня принятия Постановления Госдумой.

4. Заключение Конституционного Суда Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ не позднее 10 дней после регистрации запроса обязан дать заключение. В нем констатируется либо соблюдение, либо несоблюдение установленного порядка выдвижения обвинения.

5. Принятие решения Советом Федерации.

Не позднее трех суток после получения заключения из Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка созывается внеочередное заседание Совета Федерации с первым вопросом об отрешении от должности Президента РФ.

На это заседание приглашаются Президент и руководители высших органов государственной власти. На заседании выступают Председатель Госдумы - с сообщением об основаниях выдвижения обвинения, Председатель Конституционного Суда - для оглашения заключения, Председатель Верховного Суда - для оглашения данного этим судом заключения. Затем заслушивается заключение Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам. Наконец, слово по его желанию может быть предоставлено Президенту либо его представителю.

В итоге тайным голосованием принимается Постановление об отрешение Президента от должности. Если не набирается 2/3 голосов от общего состава Совета Федерации (не менее 119 голосов), рассмотрение обвинения против Президента прекращается.

Прекращение обвинения означает, что по данным основаниям данному Президенту РФ не могут быть впредь предъявлены обвинения.

С объявлением решения Совета Федерации об отрешении от должности Президента начинается исполнение обязанностей Президента Председателем Правительства РФ. Хотя в законе и не указано, но для общественного спокойствия и нормального хода государственных дел излишним не будет заявление Председателя Правительства о том, что он приступил к исполнению обязанностей.

Отрешение Президента от должности предполагает привлечение его к ответственности за данной преступление в обычном порядке. В этом случае на Президента не распространяется действие закона "О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи".

президент власть политика суверенитет

Конституция РФ (ч. 2 ст. 92) предусматривает три возможности досрочного прекращения полномочий Президента РФ: в случае его отставки; при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия; при отрешении Президента РФ от должности.

Отставка – добровольный уход Президента РФ со своего поста. Это можно сделать соответствующим официальным заявлением, изданием указа Президента РФ. Б.Н. Ельцин издал Указ от 31 декабря 1999 г. в соответствии с которым передал полномочия Председателю Правительства РФ с 12 ч. 00 минут 31 декабря 1999 г. Указ вступил в силу с момента его подписания.

Прекращение полномочий по состоянию здоровья происходит независимо от мнения Президента РФ. Эта процедура в Конституции РФ не урегулирована. Как считает С.А. Авакьян, определяющим обстоятельством должно являться заключение авторитетной медицинской комиссии. Конституционный Суд РФ в постановлении от 11 июля 2000 г. отметил, что досрочное прекращение полномочий Президентом РФ в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия требует особой процедуры с целью объективного установления фактической невозможности для Президента РФ в связи с расстройством функций организма, носящих постоянный, необратимый характер, принимать решения, вытекающие из его конституционных полномочий.

Президент РФ, согласно ст. 93 Конституции РФ, может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Предложение о выдвижении обвинения должно быть выдвинуто по инициативе одной трети депутатов Государственной Думы. Предложение должно содержать указания на конкретные признаки преступления, которое вменяется в вину Президенту РФ. Оно направляется Думой на заключение специальной комиссии для оценки процедурных правил и фактической обоснованности обвинения. На данном этапе у Государственной Думы нет права ни отклонить предложение, ни отказать в образовании комиссии. Предложение депутатов поступает в письменном виде с подписями депутатов. Специальная комиссия образуется Думой в составе председателя, заместителя председателя и 13 членов. Председатель избирается путем открытого голосования большинством от общего числа депутатов палаты. Члены комиссии избираются по представлению депутатских объединений общим списком (пропорционально их представительству). Практика такова, что комиссия должна действовать до тех пор, пока Государственная Дума не примет решения относительно предложения о выдвижении обвинения.

Постановлением от 19 июня 1998 г. Государственная Дума утвердила Положение о Специальной комиссии. В соответствии с ним, она заслушивает на своих заседаниях лиц, которые могут сообщить о фактах, положенных в основу предложения о выдвижении обвинения, запрашивать документы и материалы у органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций, привлекать к работе комиссии экспертов и т.д.

Заключение комиссии принимается большинством голосов членов комиссии и рассматривается на заседании Думы. Доклад делает председатель Специальной комиссии, содоклады – депутат, уполномоченный депутатами палаты, внесшими предложение о выдвижении обвинения, а также Президент РФ или уполномоченный представитель Президента РФ в Думе. После прекращения обсуждения представителям фракций и депутатских групп представляется слово по мотивам голосования не более 5 минут каждому. По итогам обсуждения Государственная Дума принимает постановление о выдвижении обвинения против Президента РФ. Решение о способе голосования принимается большинством голосов депутатов.

Постановление Государственной Думы в пятидневный срок направляется в Совет Федерации, а также в Конституционный Суд и Верховный суд для дачи заключений. Вместе с постановлением в Совет Федерации направляются заключение специальной комиссии и стенограмма заседания Государственной Думы. Совет Федерации начинает рассмотрение обвинения Президента РФ после получения постановления Государственной Думы и заключения Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков соответствующего преступления.

Председатель Совета Федерации незамедлительно направляет постановление Государственной Думы и все документы в Комитет по конституционному законодательству и созывает заседание Совета Федерации для принятия решения о направлении запроса в Конституционный Суд о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ. После получения заключения Конституционного Суда РФ Председатель Совета Федерации созывает его заседание в срок, не превышающий 72 часов. На заседание СФ приглашаются Президент РФ, Председатель ГД, Председатель Правительства РФ, Председатели Конституционного и Верховного Суда РФ.

Рассмотрение вопроса начинается с сообщения Председателя ГД об основаниях выдвижения обвинения против Президента РФ. Затем слово предоставляется Председателю Конституционного суда для оглашения его заключения и Председателю Верховного Суда для оглашения заключения данного Суда. После этого заслушивается заключение Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству. Президенту либо его представителю предоставляется слово по их желанию.

В соответствии с ч.3 ст.93 Конституции РФ решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента РФ. Решение принимается Советом Федерации тайным голосованием с использованием бюллетеней. Решение Совета Федерации об отрешении от должности Президента РФ считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа членов Совета Федерации, и оформляется постановлением Совета Федерации.

В ч. 3 ст. 92 Конституции РФ говорится, что «во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии исполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента РФ не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложение о поправках и пересмотре положений Конституции РФ». Причем исполнение полномочий Президента РФ может быть и временно возложено на Председателя Правительства указом Президента РФ, но в исключительных случаях с целью обеспечения непрерывного осуществления государственной власти.

Общепризнанно является основным должностным лицом государства. На основании действующей редакции Конституции страны его избирают на срок в 6 лет, после чего он обязан сложить свои полномочия. Однако в случае необходимости там также прописаны основания досрочного прекращения исполнения полномочий президента РФ. Применяются они исключительно в том случае, когда имеются веские обстоятельства, которые побуждают главу государства покинуть свой пост.

Основания

Все основания досрочного прекращения полномочий президента РФ четко зафиксированы в 92-й статье Конституции. Только приведенные в ней 3 причины могут применяться для того, чтобы президент мог уйти со своей избранной должности. На настоящий момент такими причинами могут считаться:

  • отрешение от должности;
  • отставка;
  • неспособность выполнять долгое время рабочие требования по состоянию здоровья.

Однако стоит признать, что помимо вышеупомянутых причин досрочного прекращения полномочий президента РФ существует еще целый ряд. К ним относятся смерть главы государства, утрата им дееспособности вне зависимости от причин, признание президента умершим или безвестно пропавшим. То есть в тех ситуациях, когда он просто физически не может выполнять свою роль.

Отставка президента

Одним из основных оснований досрочного прекращения полномочий президента РФ смело можно назвать отставку. Проводится она исключительно по добровольному желанию главы государства уйти со своего поста до непосредственного истечения своего срока. При этом сами мотивы такой отставки регулируется исключительно самим президентом и никем иным. Сам порядок досрочного прекращения полномочий президента РФ подобным путем до сих пор четко не был отрегулирован. Сейчас для этого потребуется написать письменное заявление, в котором президент выявляет свое желание покинуть пост. После этого заявку невозможно отозвать, поскольку в дальнейшем ей занимается исключительно парламент страны -

Отстранение по причине здоровья

Еще одним основанием для досрочного прекращения полномочий президента РФ можно назвать стойкую неспособность по состоянию своего здоровья выполнять надлежащие полномочия. Подобная ситуация должна решаться исключительно при помощи законодательно урегулированной процедуры, однако подобный акт до сих пор принят не был. На данный момент понимание подобного правила было сформулировано исключительно Конституционным Судом страны в своем Постановлении от 2000 года. В первую очередь он требует, что в подобном порядке отстранения нельзя осуществлять облегченную процедуру, чтобы исключить любую возможность необоснованного досрочного прекращения полномочий президента РФ. При этом в подобный период никакое лицо или государственный орган не имеют право присваивать себе его полномочия неконституционным способом.

Импичмент

Смещение с должности главы государства, более известное в западных странах как процедура импичмента, является высшей формой ответственности президента. Процедура достаточно сложна, однако она препятствует, в случае необходимости, главе страны злоупотреблять своей властью. В ней сразу участвуют множество человек - депутаты Госдумы, Совета Федерации, а также судьи Верховного и Конституционного суда.

Основаниями для смещения с должности президента могут быть только совершение государственной измены, утвержденное в 275-й статье Уголовного кодекса, а также совершение им тяжкого преступления по списку. Однако следует учесть тот факт, что подобные основания многими учеными предлагается рассматривать в политическом аспекте, а вовсе не уголовном. Под изменой они предполагают совершение им действий, которые четко вредят интересам страны, явное злоупотребление своими полномочиями, подрыв суверенитета, принятие актов, которые нарушают конституционные права и свободы обычных граждан и другие нарушения, влекущие кризис политической, правоохранительной или иных систем.

Порядок процедуры отрешения

Порядок импичмента в Российской Федерации четко закреплен в 93-й статье Конституции. Для этого требуется пройти несколько стадий:

  1. Не менее трети членов Госдумы должны выдвинуть обвинение, по которому специально назначенная комиссия дает заключение.
  2. Далее Дума принимает решение, действительно ли они собираются выдвинуть обвинения против главы числом голосов не менее 2/3.
  3. Верховный Суд страны выясняет, имеются ли в действиях президента признаки преступления, а Конституционный суд выносит заключение о том, соблюдался ли установленный в законе порядок выдвижения обвинений.
  4. После этого Совет Федераций должен проголосовать за смещение президента РФ с его должности числом голосов не менее 2/3.

Все это проводится в течение 3 месяцев после выдвижения Госдумой обвинений, иначе оно считается отклоненным.

Случаи досрочного прекращения полномочий президента РФ

В истории страны можно привести в пример несколько попыток Государственной Думы сместить президента Ельцина с его поста. Первая началась в 1995 году, когда ему в вину предъявили сентябрьский переворот 1993 года и события в Чечне. Однако большинство депутатов попросту не голосовали, поэтому решение не было принято. Вторая попытка началась в 1999 году, однако она также провалилась.

В конечном итоге Борис Ельцин добровольно ушел в отставку в последний день 1999 года посредством указа и уведомления. Именно это можно назвать единственно успешным случаем.

В РФ прекращение полномочий Президента:

· Выборы нового Президента:

o С момента принесения присяги новым Президентом

· Досрочно:

o Отставка – добровольный уход со своей должности – он должен об этом объявить. Прекращение полномочий в связи с отставкой – прекращения полномочий Президента, а не исполнения. Нельзя вернуть. Президент не уходит в отставку и передаёт исполнение полномочий Председателю Правительства до назначения новых выборов, но не передаёт свою должность кому-то. У нас нельзя объявить об отставке досрочно (за n время).

§ Вдруг он передумает

§ Вдруг произойдут какие-то события, которые заставят его исполнять свои обязанности

Конституцией не предусмотрены указы исполняющего обязанности президента как категории. День в день, час в час.

o Стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие Президенту полномочия – возникают два вопроса: как определить стойкую неспособность и кто определяет это. КС дважды обращался к этому вопросу и давал толкование ст. 62: Президент может болеть и серьёзно болеть, Председатель может временно осуществлять полномочия и.о. Президента. Это не влечёт новые выборы. В зарубежном опыте стараются делать так, чтобы народ не узнал об этих временных проблемах со здоровьем.
Это должна определять специальная государственная медицинская комиссия. В Германии она существует постоянно, окончательно вопрос решает BVerfG.

o Отрешение от должности

§ Одна палата (ГД) выдвигает обвинение

§ Другая палата (СФ) принимает решение об отрешении

§ Председатель ВС – даёт пояснение по заключению

§ Председатель КС – в СФ даёт заключение о том, что были соблюдены все конституционные требования

§ Президент в соответствии с регламентом СФ имеет право присутствовать на этих заседаниях СФ или направляет представителя.

Конституция не называет это судом над Президентом. Однако по факту оно так и есть. Имеет два последствия: 1) возможность возбуждения уголовного дела и 2) гарантии Президенту согласно ФЗ.



· Временно исполняет обязанности Президента Председатель Правительства РФ. Встаёт вопрос, а если он не может, то кто.

Президент прекращает исполнение полномочий с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ (ст. 92, ч.1 Конституции РФ)

Конституция (ст.92, ч.2) предусматривает 3 возможности досрочного прекращения полномочий Президента РФ:

· Отставка

· При стойко неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия

· Отрешение Президента от должности

1. Отставка

Добровольный уход Президента со своего поста

Данный ход он может претворить в жизнь путем издания соответствующего указа.

Так поступил товарищ Ельцин в 1999г.

Прекращение таким способом предполагает прекращение полномочий с момента издания указа , никаких отложенных отставок в наших условиях не может быть (хотя на Западе это практикуется для того, чтобы успеть передать дела своему временному сменщику).

2. По состоянию здоровья

Конкретных указаний на особенности такого ухода Конституция нам не дает, но Сурен любезно поясняет, что это, «видимо», происходит без испрашивания мнения Президента, независимо от его воли (т.к. без этого эта форма ничем не отличалась бы от отставки). Определяющим обстоятельством для данной формы ухода является заключение авторитетной медицинской комиссии о стойкой и необратимой неспособности по состоянию здоровья осуществления Президентом принадлежащих ему полномочий.

Стоит сказать, что мнение Авакьяна по поводу необязательности волеизъявления на досрочное прекращение полномочий подтверждается Постановлением КС от 11.07. 200Ог. По делу о толковании ст.91 и ст.91, ч.2 Конституции РФ.

3. Отрешение от должности

Данное основание заложено ст.93 Конституции РФ.

Президент может быть отрешен от должности:

· только на основании выдвинутого ГД обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления

Предложение о выдвижении обвинения против Президента вносится по инициативе не менее 1/3 депутатов ГД с формулированием ими своих мотивов и сбором подписей.

Затем ГД образует специальную комиссию из депутатов Палаты для оценки процедурных правил и фактической обоснованности обвинения. Комиссия состоит из :

· Председатель,

· заместителя председателя

· 13 членов комиссии.

Данная комиссия действует до тех пор, пока ГД не примет решения относительно предложения о выдвижении обвинения. Главные задачи данной комиссии :

· Проверка кворума для выдвижения обвинения и иных процедурных правил до принятия Думой решения о выдвижении обвинения,

· Ознакомление с документами, свидетельствующими о фактах, положенных в основу предложения о выдвижении обвинения

· Заслушивание представителя Президента РФ

Главный итог ее работы : выработка для ГД заключения об обоснованности обвинения и о соблюдении всех процедурных правил. Данное заключение после этого рассматривается на заседании Государственной Думы. В его ходе наличествуют :

ü Доклад Председателя Комиссии, подготовившей заключение

ü Содоклад депутата, уполномоченного депутатами, выдвинувшими обвинение

ü Содоклад Президента или его полномочного представителя в ГД

По итогам обсуждения ГД 2/3 голосов от общего числа депутатов палаты принимает постановление о выдвижении обвинения против Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления для отрешения его от должности. Если все принимается, то Председатель объявляет об этом Палате, а затем оформляется постановление ГД , которое в 5 – дневный срок направляется в КС и ВС для дачи заключений .

Гарантии бывшему Президенту РФ:

Урегулированы ФЗ «О гарантиях Президенту РФ…», который НЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ НА ОТРЕШЕННЫХ ОТ ДОЛЖНОСТИ ПРЕЗИДЕНТОВ РФ!!!

ü Пожизненно сохраняется государственная охрана в местах его постоянного или временного пребывания

ü Право на медицинское обслуживание, которое им предоставлялось на день прекращения Президентом своих полномочий

ü Жизнь и здоровье Президента подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета на определенные категории случаев

ü Обладает специфической неприкосновенностью (не может быть привлечен к УОтв и АдмОтв за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий Президента РФ, *не может быть задержан и арестован по делам, которые связаны с исполнением им своих полномочий в прошлом и т.п.)

ü Имеет право не ежемесячное пожизненное денежное содержание в размере 75% месячного денежного вознаграждения

ü Получает в пожизненное пользование одну из государственных дач

ü Имеет право бесплатно пользоваться правительственной связью и другими видами связи органов государственной власти

Получает в свое распоряжение аппарат помощников, содержащийся за счет средств федерального бюджета

Новое на сайте

>

Самое популярное