Домой Услуги Валютные отношения в международном частном праве. Международное частное право Международные расчеты, валютные и кредитные отношения

Валютные отношения в международном частном праве. Международное частное право Международные расчеты, валютные и кредитные отношения


В основном в российской литературе по международному част ному праву используется не термин лмеждународное частное ва лютное право, а понятие лкредитные и расчетные отношения с иностранным элементом. Международное частное валютное пра-
276 во ~ относительно новый термин в отечественной юриспруденции. Он имеет несколько парадоксальный характер - одновременно и частное, и валютное (валютное право - отрасль публичного пра ва), Однако применение его вполне обосновано, поскольку речь идет о валютном финансировании частно правовой деятельности. Международное частное валютное право представляет собой само стоятельную отрасль международного частного права, имеющую са мостоятельный, устойчивый характер, особый предмет регулирова ния. Международное частное валютное право - это совокупность норм, регулирующих финансирование международной коммерче ской деятельности. Понятие лмеждународное частное валютное право зародилось в немецкой правовой науке и в настоящее время воспринято доктриной и практикой большинства государств. В ос нове институтов международного частного валютного права лежит зависимость реализации международных расчетных и кредитных отношений от валютной политики государства.
В российском законодательстве полностью отсутствует коллизи онное регулирование частных валютных отношений с иностранным элементом. Это серьезный недостаток нашего законодательства, по скольку при решении коллизионных вопросов постоянно возникает необходимость применения аналогии права и закона. Финансирова ние международных коммерческих операций производится на об-щих основаниях посредством применения валютного законодатель ства РФ, норм ч. 2 ГК РФ, регулирующих специфику гражданско- правовых расчетных отношений. Кроме того, применяются нормы международных соглашений, регламентирующих отношения в сфе ре финансирования внешнеторговой деятельности и международ ных расчетов. Россия участвует также в Соглашении о создании Платежного союза СНГ 1997 г.
Основными формами финансирования международной коммер ческой деятельности в настоящее время являются безоборотное фи нансирование, факторинг, форфейфинг, финансовый лизинг.
Финансовый (подлинный) лизинг характеризуется тем, что ох ватывает сложный комплекс хозяйственно-экономических отноше ний, участниками которых выступают три стороны: фирма-изго товитель, фирма-пользователь (наниматель), лизинговая фирма

(наймодатель). Лизинговая фирма по договору с фирмой-пользова- 277 телем приобретает у фирмы-изготовителя в собственность необхо димое оборудование и сдает его внаем фирме-пользователю. Лизин говые операции осуществляются в основном финансовыми общест вами или компаниями, являющимися филиалами банков, кредитными и страховыми организациями. Финансовый лизинг оп-ределяется как вид средне- и долгосрочного лизинга, который пре дусматривает выплату арендатором в течение срока действия дого вора платежей, покрывающих полную стоимость амортизации обору дования и прибыль наймодателя.
Лизинговая фирма выполняет исключительно финансовые функ ции и заключает два договора: с нанимателем - договор аренды, с поставщиком - договор купли-продажи. По истечении срока арен-ды наниматель может вернуть имущество лизинговой фирме (лиз- бэк); заключить новый договор на аренду; выкупить имущество по остаточной стоимости.
Договоры международного финансового лизинга наиболее рас пространены в транспортных операциях (лизинг морских и воздуш ных судов, контейнеров) или связаны с приобретением продукции тяжелого машиностроения (лизинг оборудования для нефтегазовой промышленности). Срок действия договора составляет 10Ч15 лет, оборудование является дорогостоящим, поэтому наймодатель заве домо несет существенный финансовый риск. В целях снижения та кого риска заключается договор финансового лизинга, при котором финансовая корпорация является посредником между продуцентом товара и нанимателем. Фирма-продуцент (собственник имущества) непосредственно продает товар финансовой корпорации (кредито ру), которая становится наймодателем должнику (фирме-пользова телю). В качестве формы финансирования коммерческих контрак тов финансовый лизинг представляет собой договор особого рода, сочетающий в себе элементы договора займа и договора имущест венного найма.
На универсальном уровне международный финансовый лизинг регулируется нормами Оттавской конвенции о международном фи нансовом лизинге 1988 г. (РФ присоединилась к этой Конвенции в 1998 г.). Положения Конвенции имеют диспозитивный характер; в

278 основном это унифицированные материальные нормы, но есть и не сколько традиционных коллизионных привязок, позволяющих оп ределить право, применимое к взаимоотношениям сторон по между народному финансовому лизингу.
Финансовый лизинг определен в ст. 1 Конвенции как сделка, в которой одна сторона (лизингодатель) по указанию другой стороны (лизингополучателя) заключает соглашение (договор поставки) с третьей стороной (поставщиком). Лизингодатель приобретает ком плект машин, средств производства и иное оборудование на услови ях, одобренных лизингополучателем, и заключает лизинговое со глашение, которое предоставляет лизингополучателю право исполь зовать оборудование за арендную плату. Конвенция разграничивает два вида соглашений: договор поставки между лизингодателем и поставщиком и лизинговое соглашение между лизингодателем и ли- зингополу чателем.
Конвенция определяет характерные черты любого договора финансового лизинга:
лизингополучатель сам определяет оборудование и выбирает поставщика, не полагаясь на решение и квалификацию лизингода теля;
оборудование приобретается лизингодателем в связи с лизин говым соглашением, которое с ведома поставщика заключено или будет заключено между лизингодателем и лизингополучателем;
арендные платежи, подлежащие выплате по лизинговому со-глашению, рассчитываются с учетом амортизации всей или сущест венной части стоимости оборудования.
В Конвенции специально подчеркивается, что она применяется независимо от того, предоставлено ли лизингополучателю право на выкуп арендованного оборудования. Следовательно, выкуп имуще ства лизингополучателем не относится к обязательным признакам финансового лизинга. Из круга объектов финансового лизинга ис ключается оборудование, которое будет использоваться только пер соналом лизингополучателя, а также в семейных или домашних це лях. Таким образом, под международным финансовым лизингом понимаются сделки, заключаемые главным образом в сфере пред принимательской деятельности.

Сфера действия Конвенции определена в ст. 3: в случае согла- 279 шения сторон о применении Конвенции ее положения применяют ся, если предприятия лизингодателя и лизингополучателя находят ся в разных государствах. Таким образом, финансовый лизинг имеет международный характер в случае разной национальности сто рон. Кроме того, Конвенция распространяется только на отношения между контрагентами (в том числе и поставщиком) из государств - участников Конвенции. Конвенция применяется и в том случае, ес ли в силу норм международного частного права соглашение о по ставке и лизинговое соглашение подпадают под действие права го сударстваЧучастника Конвенции. При этом применение Конвен ции всецело зависит от воли сторон - стороны сделки вправе договориться об ином правовом регулировании.
Конвенция направлена на перенесение ответственности за по ставленное оборудование с лизингодателя на поставщика, так как лизинговая фирма имеет в сделке только финансовый интерес. Ли зингодатель не несет никакой ответственности перед лизингополу чателем за качество оборудования, за исключением случаев, когда убытки были следствием того, что лизингополучатель полагался на выбор и суждения лизингодателя или он вмешивался в выбор по ставщика при определении оборудования. Это положение может быть изменено соглашением сторон. Лизингодатель освобождает ся также от ответственности перед третьими лицами за вред, при чиненный оборудованием, эксплуатируемым лизингополучате лем (ст. 8). В случае банкротства лизингополучателя на получен ное по лизинговому соглашению оборудование не может быть наложен арест и оно не включается в конкурсную массу (ст. 7).
Оттавская конвенция 1988 г. урегулировала все основные во просы, связанные с заключением и исполнением операций ио меж дународному финансовому лизингу. Положения гл. 34 ГК РФ, рег ламентирующие договор финансовой аренды (лизинг), в принципе полностью соответствуют положениям Конвенции. К сожалению, в РФ действует не только ГК, но и специальный Федеральный закон О лизинге, который во многих случаях противоречит Конвенции 1988 г.
Закон РФ О лизинге в качестве основного признака между на-

280 родного лизинга устанавливает признак, что лизингодатель или ли зингополучатель являются нерезидентами РФ. Договор междуна родного лизинга регулируется Законом РФ О лизинге, если ли зингодателем является резидент РФ, т.е. предмет лизинга находится в собственности резидента РФ. Если же лизингодателем является нерезидент РФ, т.е. имущество находится в собственности нерезидента РФ, то договор международного лизинга все равно ре гулируется российским законодательством в области внешнеэконо-мической деятельности (ст. 7).
Между тем сфера действия Оттавской конвенции определяется в зависимости от того, где находится место деятельности участников лизинговых отношений, а то обстоятельство, кто является собствен ником лизингового имущества, и налоговый домицилий сторон не имеют правового значения. Поэтому, если участники договора фи нансового лизинга имеют предприятия в разных странах, должна применяться Оттавская конвенция, а не национальное законода тельство (если стороны сами не договорились об ином). Таким об разом, ст. 7 Закона РФ О лизинге противоречит международно му договору с участием РФ. Исходя из положений ст. 15 Конститу ции РФ и ст. 7 ГК РФ, приоритетному применению в данной ситуации подлежит именно Конвенция 1988 г., а не Закон О ли зинге.

Тема 9

Международное частное валютное право

Богуславский, М. М.

Ерпылева, Н. Ю. Международное частное право: учебник. М., 2006.

Лунц, Л. А. Курс международного частного права. В 3 т. М., 2002.

Международное частное право: учебник/ под ред. Г. К. Дмитриевой. М., 2007.

Международное частное право: учебник/ под ред. Н. И. Марышевой. М., 2004.

Международное частное право: Иностранное законодательство/ сост. А. Н. Жильцов, А. И. Муранов. М., 2001.

Международные валютно‑кредитные и финансовые отношения/ под ред. Л. Р. Красавиной. М., 2002.

Рынок ценных бумаг: учеб. пособие для вузов/ под ред. Е. Ф. Жукова. М., 2004.

Общие начала международного частного валютного права

Валютное право существует как публичное и частное право, причем «публичное валютное право охватывает государственную валютную политику, а частное валютное право – это отношения между частными лицами, связанные с оборотом валютных ценностей» (О. Кольс). В отечественной доктрине МЧП термин «международное частное валютное право» практически не используется. Употребляется понятие «кредитные и расчетные отношения с иностранным элементом». Термин «международное частное валютное право» имеет несколько парадоксальный характер – одновременно и частное, и валютное. Однако применение данного термина вполне обоснованно, поскольку речь идет о валютных отношениях в сфере частно‑правовой деятельности.

Международное частное валютное право представляет собой самостоятельный институт (подотрасль) МЧП, имеющий устойчивый характер и особый предмет регулирования; это совокупность норм, регулирующих финансирование международной коммерческой деятельности, валютные, кредитные расчетные отношения частно‑правового характера, связанные с иностранным правопорядком. Понятие «международное частное валютное право» зародилось в немецкой юриспруденции; в настоящее время воспринято доктриной и практикой многих государств.

Предмет регулирования международного частного валютного права – международные валютные отношения, складывающиеся при функционировании валюты в мировом хозяйстве. Они представляют собой разновидность денежных отношений, возникающих при функционировании денег в международном обороте. «Валютой» принято называть только те деньги, которые признаны мировым сообществом в качестве всеобщих эквивалентов (М. Г. Степанян).

Под иностранной валютой понимаются деньги, принадлежащие к валютной системе страны, иной, чем та, чьему праву подчинено обязательство (Л. А. Лунц). В английском Законе 1882 г. иностранная валюта определяется как деньги, не являющиеся валютой Великобритании. Под иностранной валютой понимаются также деньги, отличные от валюты места платежа (Дж. Фалконбридж).


Валютные операции осуществляются посредством валютных обязательств. Сумма валютного обязательства всегда должна быть определенной либо определимой (Л. А. Лунц). В валютных обязательствах различаются:

– денежная единица, в которой исчислена сумма обязательства, – валюта долга;

– денежные знаки, которые являются средством погашения денежного обязательства, – валюта платежа.

«Валюта долга и валюта платежа (в явном или скрытом виде) имеются в составе каждого обязательства, исчисленного в определенной сумме. Иногда они совпадают (вексель в сумме 100 ф. ст. с платежом в Лондоне – фунт стерлингов является валютой долга и валютой платежа); если же, например, в договоре речь идет об уплате «100 фунтов стерлингов в долларах США», то фунт стерлингов является валютой долга, а доллар – валютой платежа» (Л. А. Лунц). В вексельном законодательстве многих стран присутствует оговорка об «эффективном платеже», что предполагает оплату векселя только в валюте платежа, указанной непосредственно в векселе.

Возможность обмена национальной валюты на валюту любого другого государства решается по национальному законодательству. Основной критерий в этих операциях – конвертируемость валюты. Ограничения конвертируемости валюты – это правовые препятствия, связанные с особенностями национального валютного регулирования.

Международные денежные единицы являются коллективными валютами. Они отличаются от национальных валют по эмитенту (выпускаются международными валютно‑кредитными организациями) и по форме (безналичная). Международная денежная единица – это искусственная валютная единица, представляющая собой условный масштаб, применяемый для соизмерения международных долговых обязательств и платежей (М. Г. Степанян). Для обслуживания международных экономических отношений используются СПЗ, ЭКЮ и евро.

СПЗ (специальные права заимствования – SDR) выпускаются Международным валютным фондом для международных платежей и резервных средств. Они были введены в 1970 г. и существуют в форме записей на счетах МВФ. СПЗ распределяются между странами – членами МВФ. Эмиссия СПЗ осуществляется в форме безналичных перечислений путем записей по счетам стран – участниц системы СПЗ. СПЗ выступают в качестве актива, альтернативного золоту или доллару США, выполняют отдельные функции мировых денег по регулированию платежных балансов, осуществлению международных расчетов с «мультивалютной оговоркой» в СПЗ (Р. А. Ражков). Стоимость СПЗ первоначально соотносилась с золотом, но с 1974 г. стала определяться на основе «корзины» валют (доллар США, евро, фунт стерлингов и йена). Поскольку курсы этих валют плавающие, «плавает» и курс SDR (Г. Вельяминов). Наряду с СПЗ в международных расчетах (особенно в сфере международных перевозок) используется международная расчетная единица «золотой франк» (GF); между золотым франком и СПЗ всегда имеет место соотношение 1 SDR= 3,061 GF.

Ранее широкое распространение имела международная расчетная единица экю, которая выпускалась Европейским валютным институтом (до 1994 г. – Европейский фонд валютного сотрудничества). С введением евро в 1999 г. экю утратила свое значение.

С 1 января 1999 г. для стран – участниц Европейского Союза введена единая валюта – евро. Присоединение к зоне евро требует от страны соответствия Маастрихтским критериям конвергенции:

– уровень инфляции не должен превышать более чем на 1,5 % средний уровень в трех странах ЕС с самой низкой инфляцией;

– дефицит бюджета должен составлять не более 3 % от ВВП, государственный долг – быть ниже 60 % ВВП или стремиться к этому значению;

– страна должна продемонстрировать стабильность валютного курса по отношению к евро;

– национальное законодательство должно быть совместимо с Договором ЕС, уставом Европейской системы центральных банков, уставом Европейского центрального банка.

Валютные операции на территории РФ регламентируются валютным законодательством РФ, определяющим понятия иностранной валюты и валютных ценностей. Основной нормативный акт – Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Валютные ценности – это иностранная валюта, ценные бумаги в иностранной валюте, фондовые ценности и другие долговые обязательства в иностранной валюте. Валютные ценности являются объектами гражданских прав и могут находиться в собственности и резидентов, и нерезидентов. Нормы российского валютного законодательства имеют административно‑правовой характер, но обладают и частно‑правовым эффектом. Действие этих норм распространяется и на правоотношения, которые в соответствии с российским коллизионным правом подчинены иностранному закону. Иностранные публично‑правовые нормы валютного права часто признаются в судах и арбитражах, если фактический состав сделки связан с правом иностранного государства.

  • Понятие и система международного частного права
    • Понятие и предмет международного частного права
    • Место международного частного права в системе права, его основные принципы
    • Нормативная структура международного частного права
    • Методы регулирования в международном частном праве
    • Унификация и гармонизация норм международного частного права; роль международных организаций в его развитии
  • Источники международного частного права
    • Понятие и специфика источников международного частного права
    • Национальное право как источник международного частного права
    • Международное право как источник международного частного права
    • Судебная и арбитражная практика как источник международного частного права
    • Доктрина права, аналогия права и закона, общие принципы права цивилизованных народов как источник международного частного права
    • Автономия воли субъектов правоотношения как источник международного частного права
  • Коллизионное право - центральная часть и подсистема международного частного права
    • Основные начала коллизионного права
    • Коллизионная норма, ее строение и особенности
    • Виды коллизионных норм
    • Интерлокальное, интерперсональное и интертемпоральное право
      • Интерперсональное право
      • Интертемпоральное право
    • Основные типы коллизионных привязок
      • Закон национальности (личный закон) юридического лица
      • Закон места нахождения вещи
      • Закон страны продавца
      • Закон места совершения акта
      • Закон места совершения правонарушения
      • Закон валюты долга
      • Закон суда
      • Закон, избранный сторонами правоотношения (автономия воли, право выбора права сторонами, оговорка о применимом праве)
    • Современные проблемы коллизионного права
    • Квалификация коллизионной нормы, ее толкование и применение
    • Пределы применения и действия коллизионных норм
    • Теория отсылок в международном частном праве
    • Установление содержания иностранного права
  • Субъекты международного частного права
    • Положение физических лиц в международном частном праве; определение их гражданской правоспособности
    • Гражданская дееспособность физических лиц в международном частном праве
    • Опека и попечительство в международном частном праве
    • Правовой статус юридических лиц в международном частном праве
    • Специфика правового статуса транснациональных компаний
    • Правовое положение иностранных юридических лиц в РФ и российских юридических лиц за рубежом
    • Правовое положение государства как субъекта международного частного права
    • Основные виды гражданских правоотношений с участием государства
    • Международные межправительственные организации как субъекты международного частного права
  • Право собственности в международном частном праве
    • Коллизионные вопросы права собственности
    • Правовое регулирование иностранных инвестиций
    • Правовое положение иностранных инвестиций в свободных экономических зонах
    • Правовое положение собственности Российской Федерации и российских частных лиц за границей
  • Право внешнеэкономических сделок
    • Общие положения
    • Коллизионные вопросы внешнеэкономических сделок
    • Сфера действия обязательственного статуса по внешнеэкономическим сделкам
    • Форма и порядок подписания сделок
    • Международно-правовая унификация права внешнеэкономических сделок
    • Международный торговый обычай
    • Теория ««lex mercatoria»» и негосударственное регулирование внешнеэкономических сделок
    • Договор купли-продажи
    • Обязанности сторон в договоре международной купли-продажи товаров
    • Договор об исключительной продаже товаров
    • Договор о франшизе
    • Договор о лизинге
  • Право международных перевозок
    • Общие положения права международных перевозок
    • Международные железнодорожные перевозки
    • Правовые отношения в сфере международных железнодорожных перевозок
    • Международные автомобильные перевозки
    • Правовые отношения в сфере международных автомобильных перевозок
    • Международные воздушные перевозки
    • Правовые отношения в сфере международных воздушных перевозок
    • Воздушные перевозки на привлеченных судах
    • Международные морские перевозки
    • Отношения, связанные с риском мореплавания
    • Законодательство Российской Федерации в области торгового судоходства и мореплавания
  • Международное частное валютное право
    • Понятие «Международное частное валютное право». Финансовый лизинг
    • Договор факторинга
    • Международные расчеты, валютные и кредитные отношения
      • Международные расчеты
    • Формы международных расчетов
    • Международные расчеты с использованием векселя
    • Международные расчеты с использованием чека
    • Правовая специфика денежных обязательств
  • Интеллектуальная собственность в международном частном праве
    • Понятие и особенности интеллектуальной собственности
    • Специфика авторского права в международном частном праве
    • Международная охрана авторских прав и смежных прав
    • Специфика права промышленной собственности в международном частном праве
    • Международное и национальное регулирование изобретательского права
  • Брачно-семейные отношения в международном частном праве (международное семейное право)
    • Основные проблемы брачно-семейных отношений с иностранным элементом
    • Заключение браков
    • Расторжение браков
    • Правоотношения между супругами
    • Правоотношения между родителями и детьми
    • Усыновление (удочерение), опека и попечительство над детьми
  • Наследственные правоотношения в международном частном праве (международное наследственное право)
    • Основные проблемы в области наследственных отношений, осложненных иностранным элементом
    • Правовое регулирование наследственных отношений с иностранным элементом
    • Наследственные права иностранцев в РФ и российских граждан за рубежом
    • Режим «выморочного» имущества в международном частном праве
  • Международное частное трудовое право
    • Коллизионные проблемы международных трудовых отношений
    • Трудовые отношения с иностранным элементом по законодательству Российской Федерации
    • Несчастные случаи на производстве и «увечные» дела
  • Обязательства из правонарушений в международном частном праве (международное деликтное право)
    • Основные проблемы обязательств из правонарушений (деликтов)
    • Зарубежная доктрина и практика деликтных обязательств
    • Деликтные обязательства с иностранным элементом в Российской Федерации
    • Унифицированные международно-правовые нормы деликтных обязательств
  • Международный гражданский процесс
    • Понятие международного гражданского процесса
    • Принцип «закон суда» в международном гражданском процессе
      • Принцип «закон суда» в международном гражданском процессе - страница 2
    • Национальное законодательство как источник международного гражданского процесса
    • Международный договор как источник международного гражданского процесса
    • Вспомогательные источники международного гражданского процесса
      • Вспомогательные источники международного гражданского процесса - страница 2
  • Судебное разбирательство гражданских дел с иностранным элементом
    • Общие начала процессуального положения иностранных лиц в гражданском судопроизводстве
    • Гражданская процессуальная право-и дееспособность иностранных лиц
      • Гражданская процессуальная право-и дееспособность иностранных лиц - страница 2
    • Правовое положение иностранного государства в международном гражданском процессе
    • Международная подсудность
    • Международная подсудность в национальном законодательстве
      • Международная подсудность в национальном законодательстве - страница 2
    • Международная подсудность в международных соглашениях
    • Наличие процесса по тому же делу, между теми же сторонами в иностранном суде как основание для оставления иска без рассмотрения
    • Установление содержания иностранного права, его применение и толкование
      • Установление содержания иностранного права, его применение и толкование - страница 2
    • Судебные доказательства в международном гражданском процессе
    • Исполнение иностранных судебных поручений в национальном законодательстве
    • Исполнение иностранных судебных поручений в соответствии с международными договорами
    • Признание и исполнение иностранных судебных решений
    • Признание и принудительное исполнение иностранных судебных решений в национальном законодательстве
      • Признание и принудительное исполнение иностранных судебных решений в национальном законодательстве - страница 2
    • Признание и принудительное исполнение иностранных судебных решений в международных соглашениях
    • Нотариальные действия в международном частном праве и международном гражданском процессе
  • Международный коммерческий арбитраж
    • Правовая природа международного коммерческого арбитража
    • Виды международного коммерческого арбитража
    • Право, применимое арбитражем
    • Арбитражное соглашение
    • Характер, форма и содержание арбитражного соглашения; его процессуально-правовые последствия
      • Характер, форма и содержание арбитражного соглашения; его процессуально-правовые последствия - страница 2
    • Признание и исполнение иностранных арбитражных решений
    • Международный коммерческий арбитраж за рубежом
    • Международный коммерческий арбитраж в Российской Федерации
    • Международно-правовые основы деятельности третейских судов
    • Рассмотрение инвестиционных споров

Понятие «Международное частное валютное право». Финансовый лизинг

В основном в российской литературе по международному частному праву используется не термин «международное частное валютное право», а понятие «кредитные и расчетные отношения с иностранным элементом». Международное частное валютное право относительно новый термин в отечественной юриспруденции. Он имеет несколько парадоксальный характер - одновременно и частное, и валютное (валютное право - отрасль публичного права). Однако применение его вполне обосновано, поскольку речь идет о валютном финансировании частноправовой деятельности.

Международное частное валютное право представляет собой самостоятельную отрасль международного частного права, имеющую самостоятельный, устойчивый характер, особый предмет регулирования. Международное частное валютное право - это совокупность норм, регулирующих финансирование международной коммерческой деятельности.

Понятие «международное частное валютное право» зародилось в немецкой правовой науке и в настоящее время воспринято доктриной и практикой большинства государств. В основе институтов международного частного валютного права лежит зависимость реализации международных расчетных и кредитных отношений от валютной политики государства.

В российском законодательстве полностью отсутствует коллизионное регулирование частных валютных отношений с иностранным элементом. Это серьезный недостаток нашего законодательства, поскольку при решении коллизионных вопросов постоянно возникает необходимость применения аналогии права и закона. Финансирование международных коммерческих операций производится на общих основаниях посредством применения валютного законодательства РФ, норм ч. 2 ГК РФ, регулирующих специфику гражданско-правовых расчетных отношений.

Кроме того, применяются нормы международных соглашений, регламентирующих отношения в сфере финансирования внешнеторговой деятельности и международных расчетов. Россия участвует также в Соглашении о создании Платежного союза СНГ 1997 г.

Основными формами финансирования международной коммерческой деятельности в настоящее время являются безоборотное финансирование, факторинг, форфейфинг, финансовый лизинг.

Финансовый (подлинный) лизинг характеризуется тем, что охватывает сложный комплекс хозяйственно-экономических отношений, участниками которых выступают три стороны: фирма-изготовитель, фирма-пользователь (наниматель), лизинговая фирма (наймодатель). Лизинговая фирма по договору с фирмой-пользователем приобретает у фирмы-изготовителя в собственность необходимое оборудование и сдает его внаем фирме-пользователю.

Лизинговые операции осуществляются в основном финансовыми обществами или компаниями, являющимися филиалами банков, кредитными и страховыми организациями. Финансовый лизинг определяется как вид средне- и долгосрочного лизинга, который предусматривает выплату арендатором в течение срока действия договора платежей, покрывающих полную стоимость амортизации оборудования и прибыль наймодателя.

Лизинговая фирма выполняет исключительно финансовые функции и заключает два договора: с нанимателем - договор аренды, с поставщиком - договор купли-продажи. По истечении срока аренды наниматель может вернуть имущество лизинговой фирме (лиз-бэк); заключить новый договор на аренду; выкупить имущество по остаточной стоимости.

Договоры международного финансового лизинга наиболее распространены в транспортных операциях (лизинг морских и воздушных судов, контейнеров) или связаны с приобретением продукции тяжелого машиностроения (лизинг оборудования для нефтегазовой промышленности). Срок действия договора составляет 10-15 лет, оборудование является дорогостоящим, поэтому наймодатель заведомо несет существенный финансовый риск. В целях снижения такого риска заключается договор финансового лизинга, при котором финансовая корпорация является посредником между продуцентом товара и нанимателем.

Фирма-продуцент (собственник имущества) непосредственно продает товар финансовой корпорации (кредитору), которая становится наймодателем должнику (фирме-пользователю). В качестве формы финансирования коммерческих контрактов финансовый лизинг представляет собой договор особого рода, сочетающий в себе элементы договора займа и договора имущественного найма.

На универсальном уровне международный финансовый лизинг регулируется нормами Оттавской конвенции о международном финансовом лизинге 1988 г. (РФ присоединилась к этой Конвенции в 1998 г.). Положения Конвенции имеют диспозитивный характер; в основном это унифицированные материальные нормы, но есть и несколько традиционных коллизионных привязок, позволяющих определить право, применимое к взаимоотношениям сторон по международному финансовому лизингу.

Финансовый лизинг определен в ст. 1 Конвенции как сделка, в которой одна сторона (лизингодатель) по указанию другой стороны (лизингополучателя) заключает соглашение (договор поставки) с третьей стороной (поставщиком). Лизингодатель приобретает комплект машин, средств производства и иное оборудование на условиях, одобренных лизингополучателем, и заключает лизинговое соглашение, которое предоставляет лизингополучателю право использовать оборудование за арендную плату.

Конвенция разграничивает два вида соглашений: договор поставки между лизингодателем и поставщиком и лизинговое соглашение между лизингодателем и лизингополучателем.

Конвенция определяет характерные черты любого договора финансового лизинга:

  1. лизингополучатель сам определяет оборудование и выбирает поставщика, не полагаясь на решение и квалификацию лизингодателя;
  2. оборудование приобретается лизингодателем в связи с лизинговым соглашением, которое с ведома поставщика заключено или будет заключено между лизингодателем и лизингополучателем;
  3. арендные платежи, подлежащие выплате по лизинговому соглашению, рассчитываются с учетом амортизации всей или существенной части стоимости оборудования.

В Конвенции специально подчеркивается, что она применяется независимо от того, предоставлено ли лизингополучателю право на выкуп арендованного оборудования. Следовательно, выкуп имущества лизингополучателем не относится к обязательным признакам финансового лизинга. Из круга объектов финансового лизинга исключается оборудование, которое будет использоваться только персоналом лизингополучателя, а также в семейных или домашних целях. Таким образом, под международным финансовым лизингом понимаются сделки, заключаемые главным образом в сфере предпринимательской деятельности.

Сфера действия Конвенции определена в ст. 3: в случае соглашения сторон о применении Конвенции ее положения применяются, если предприятия лизингодателя и лизингополучателя находятся в разных государствах. Таким образом, финансовый лизинг имеет международный характер в случае разной национальности сторон. Кроме того, Конвенция распространяется только на отношения между контрагентами (в том числе и поставщиком) из государств - участников Конвенции.

Конвенция применяется и в том случае, если в силу норм международного частного права соглашение о поставке и лизинговое соглашение подпадают под действие права государства-участника Конвенции. При этом применение Конвенции всецело зависит от воли сторон - стороны сделки вправе договориться об ином правовом регулировании.

Конвенция направлена на перенесение ответственности за поставленное оборудование с лизингодателя на поставщика, так как лизинговая фирма имеет в сделке только финансовый интерес. Лизингодатель не несет никакой ответственности перед лизингополучателем за качество оборудования, за исключением случаев, когда убытки были следствием того, что лизингополучатель полагался на выбор и суждения лизингодателя или он вмешивался в выбор поставщика при определении оборудования.

Это положение может быть изменено соглашением сторон. Лизингодатель освобождается также от ответственности перед третьими лицами за вред, причиненный оборудованием, эксплуатируемым лизингополучателем. В случае банкротства лизингополучателя на полученное по лизинговому соглашению оборудование не может быть наложен арест и оно не включается в конкурсную массу.

Оттавская конвенция 1988 г. урегулировала все основные вопросы, связанные с заключением и исполнением операций по международному финансовому лизингу. Положения гл. 34 ГК РФ, регламентирующие договор финансовой аренды (лизинг), в принципе полностью соответствуют положениям Конвенции. К сожалению, в РФ действует не только ГК, но и специальный Федеральный закон «О лизинге», который во многих случаях противоречит Конвенции 1988 г.

Закон РФ «О лизинге» в качестве основного признака международного лизинга устанавливает признак, что лизингодатель или лизингополучатель являются нерезидентами РФ. Договор международного лизинга регулируется Законом РФ «О лизинге», если лизингодателем является резидент РФ, т.е. предмет лизинга находится в собственности резидента РФ. Если же лизингодателем является нерезидент РФ, т.е. имущество находится в собственности нерезидента РФ, то договор международного лизинга все равно регулируется российским законодательством в области внешнеэкономической деятельности.

Между тем сфера действия Оттавской конвенции определяется в зависимости от того, где находится место деятельности участников лизинговых отношений, а то обстоятельство, кто является собственником лизингового имущества, и налоговый домицилий сторон не имеют правового значения. Поэтому, если участники договора финансового лизинга имеют предприятия в разных странах, должна применяться Оттавская конвенция, а не национальное законодательство (если стороны сами не договорились об ином).

Таким образом, ст. 7 Закона РФ «О лизинге» противоречит международному договору с участием РФ. Исходя из положений ст. 15 Конституции РФ и ст. 7 ГК РФ, приоритетному применению в данной ситуации подлежит именно Конвенция 1988 г., а не Закон «О лизинге».

72. Место международного валютного права в МФС. Итак, международная финансовая система состоит из нескольких подсистем: валютной, платежной, кредитной, долговой и ряда других. Международное финансовое право как надстроечное международно-правовое явление, соответственно, отражает в своей системе реалии и состоит, в свою очередь, из крупных нормативных блоков (институтов): международного валютного права, международного платежного права, международного кредитного права, международного долгового права и т.д. Для каждого из этих нормативных блоков характерны свой набор «типовых» правоотношений, определенные особенности правового регулирования. Вместе с тем, все они тесно связаны друг с другом.

Международные валютные правоотношения складываются по поводу статуса национальной и иностранных валют, обмена одной валюты на другую, правил функционирования национальных, региональных и глобального валютных рынков. Международно-правовые нормы, которые регулируют все эти аспекты, и образуют обширный и важнейший институт международного валютного права.

Международное валютное право «обслуживает» своим регулированием отношения с участием субъектов международного права - государств и международных (межправительственных) организаций. Отношения в валютной сфере, которые складываются на частноправовом уровне, регулируются внутренним правом соответствующих государств. В международной валютной системе заметно использование неправовых норм, в том числе мягкого права, а также методов транснационального и наднационального регулирования.

Международные валютные правоотношения функционируют и «внутри» международной торговой системы, международной

инвестиционной системы, и как автономное, самостоятельное - самодостаточное - пространство. В рамках этого целостного пространства сосуществуют валюты всех государств мира и ряд искусственных (коллективных) валют. На международном валютном «поле» происходят яростные столкновения государственных интересов, противостояние валют, валютные войны и блокады; складываются валютные союзы и осуществляется валютная экспансия. Валютные механизмы используются государствами для перекачки ресурсов в свои экономики, поиска места в международном разделении труда, для закрепления или изменения мироустройства в своих интересах.

Валютная дипломатия стала составной частью дипломатической деятельности многих государств и внешнеэкономической политики в целом. В министерствах иностранных дел развитых государств имеются специальные отделы (департаменты), занимающиеся международными валютными и финансовыми проблемами, а в посольствах этих стран за рубежом - советники по международным валютным и финансовым вопросам (часто представители министерств финансов).

В рамках валютно-финансовых интеграционных объединений государства, в частности, берут на себя обязательства:

  • * поддерживать в согласованных пределах рыночный курс своей валюты согласованными методами;
  • * использовать в качестве основы паритета валют стран участниц либо авторитетную национальную валюту, либо корзину валют, либо международную денежную единицу;
  • * создать и обеспечивать функционирование специальных фондов, которые оказывали бы помощь в поддержке курсов национальных валют и предоставляли кредиты при затруднениях;
  • * учредить совместный межгосударственный орган для оперативного денежно-кредитного и валютного регулирования с передачей ему части (а затем все больше и больше) полномочий, свойственных государственному суверенитету.

Таким образом, в международной валютной системе наиболее заметно проявляются два взаимосвязанных процесса: глобализация и региональная интеграция. Эти процессы ведут всю систему к новому облику и требуют все новых и новых средств международно-правового регулирования.

Эволюция международной валютной системы. Международная валютная система в своем развитии прошла несколько

этапов. Каждому этапу соответствовал свой механизм международно-правового регулирования.

Главная проблема, которая была интернационализирована государствами в первую очередь, состояла в том, чтобы найти способ соотнести валюту (денежную единицу) одной страны к валюте другой страны, или, другими словами, способ формирования валютных курсов. Без этого невозможно было бы обеспечить международную торговлю, необходимую свободу платежей и расчетов.

Вторая проблема, которая была интернационализирована государствами в валютной сфере, связана с первой: как поддерживать равновесие платежного баланса в международной торговле (торгового баланса).

Последующее развитие международной валютной системы определялось различными подходами к решению данных проблем.

Обычно выделяются следующие этапы эволюции международной валютной системы:

  • * Парижская валютная система (18671922 гг.);
  • * Генуэзская валютная система (2040е гг. XX века);
  • * Бреттонвудская валютная система (4070е гг. XX века);
  • * Ямайская, или Кингстонская, валютная система (со второй половины 70х гг. XX века).

Формированию международной валютной системы на универсальном (на тот момент) уровне предшествовало создание Латинского монетного союза (1865 г.). Великобритания односторонними актами стремилась превратить фунт стерлингов в «мировую валюту» своего времени. В ответ под эгидой Франции ряд европейских континентальных государств создали международную организацию, в рамках которой выработали общие правила устойчивого денежного обращения, чеканки монет и осуществления расчетов. Латинский монетный союз явился первой в истории международной организацией, созданной с целью многостороннего решения проблемы состыковки национальных валют друг с другом.

Создание Латинского монетного союза послужило толчком к созыву Парижской валютной конференции и соответствующим образом направило развитие событий: во-первых, золото осталось единственным металлом, к которому государства были готовы привязывать свои валюты, чтобы определить стоимость одной национальной валюты по отношению к другой; во-вторых, обнаружилось, что монеты как единственный денежный инструмент не позволяют обеспечить нужды мировой экономики. В денежном обращении европейских государств (перед Первой мировой войной) появились бумажные деньги. Государствам Европы потребовались более совершенные правила, регулирующие международную валютно-финансовую систему.

В 1867 году Наполеон III созвал валютную конференцию, объединившую порядка 20 наиболее заинтересованных государств, в том числе: Германию, Италию, Францию, Норвегию, Голландию, Данию, Швецию.

На конференции было решено, что основным валютным стандартом будет золотая монета (золото как единственная форма «мировых денег»), В 1868 году в Вене было подписано соглашение, положениями которого французский франк был выбран в качестве международной платежно-расчетной единицы в экономических взаимоотношениях государств-участников. Французский франк стал вытеснять английский фунт стерлингов на европейском пространстве. Гегемонии фунта стерлингов, которую Британская империя утверждала односторонними актами, была противопоставлена гегемония французского франка, которую Франция обеспечивала коллективными - многосторонними - средствами, закрепляя ее юридически международными договорами.

Основные положения, о которых договорились государства участники Парижской валютной системы, сводятся к следующему:

  • * каждая национальная валюта получала золотое содержание, т.е. как бы «привязывалась» к определенному количеству золота, что позволяло сравнивать одну валюту с другой для нужд международных расчетов и платежей, например и прежде всего в международной торговле; поэтому Парижскую валютную систему часто называют системой «золотого стандарта»;
  • * национальные валюты должны были свободно конвертироваться в золото; таким образом, валютные курсы были «плавающими», т.е. устанавливались на основе спроса и предложения - в условиях честной конкуренции на валютном рынке;
  • * государства и банки создавали свои резервы из золота, которые должны были служить для конвертации денег в золото по желанию предъявителя; расчетами в золоте обеспечивалось равновесие платежных балансов государств, взаимодействующих в сфере международной торговли.

Государства-участники Парижской валютной системы выравнивали свои платежные балансы за счет золота. По окончании определенного периода торговли (например, одного года) стороны определяли величину отрицательного сальдо, т.е. объем образовавшегося долга в иностранной валюте по результатам двусторонней торговли, и государстводолжник «покрывало» сальдо поставками золота. Новый торговый год между странами начинался с «чистого листа» - при восстановленном равновесии платежного баланса.

Великобритания же выравнивала платежный баланс в зоне фунта стерлингов своей национальной валютой (не теряя резервов в золоте), сохраняя при этом ее золотое содержание. Конкуренция между двумя валютами на межгосударственном уровне продолжалась. Позднее США, Япония, Россия, большинство европейских государств перестроили свои валютные системы на золотомонетный стандарт по правилам, выработанным на Парижской конференции.

Переход государств-участников на бумажные деньги (банковские, казначейские билеты), а также увеличение финансового инструментария (появление чеков, векселей в международных расчетах) - всё это объективно уменьшало роль золота. Суверенное право государств на чеканку монет, печатание бумажных денег, использование в обороте чеков, векселей было закреплено и расширялось посредством международно-правового обычая.

Вместе с тем, у многосторонней валютной системы, сформированной на Парижской конференции 1867 года, обнаружились недостатки: во-первых, государства почти всегда и постоянно печатали больше национальных денег, чем было обеспечено золотыми резервами, а во-вторых, не у каждого государства в принципе имелись золотые запасы. Объемы же международной торговли и ее формы умножались. Понадобились более сложные приемы обеспечения валютных курсов для нужд международной торговли и для поддержания равновесия платежных балансов.

В 1922 году на Генуэзской конференции были приняты решения, положившие начало становлению нового механизма - системы золотодевизного стандарта. Она складывалась под воздействием итогов Первой мировой войны 19141918 гг. и Великой депрессии 19291933 гг. При этой системе отрицательное сальдо платежного баланса могло погашаться не только золотом, но и ценными бумагами («девизами»), например векселями. Процесс восстановления равновесия платежного баланса оказался более маневренным. Так в межгосударственные финансовые отношения на основании многосторонних решений были вовлечены в качестве финансового инструментария ценные бумаги.

На конечном этапе Второй мировой войны, на международной конференции 1944 года в Бреттон-Вудсе (США), благодаря изощренной дипломатической активности США получила международно-правовое оформление Бреттон-вудская валютная система, в центре которой встал американский доллар. Были установлены новые методы определения валютных курсов и поддержания равновесия платежных балансов. К золоту привязали не все национальные валюты, а только одну - доллар США (35 долларов = 1 тройская унция золота: 31,1 г). Все прочие национальные валюты привязали к доллару, т.е. зафиксировали их валютные курсы по отношению к доллару США.

Американский доллар юридически превращался в мировую валюту, он становился необходимым всем государствам для расчетов за товары по внешней торговле. Долларами государства стали наполнять свои резервы наряду с золотом. Одновременно США стали контролировать мировой рынок золота и превратились в крупнейшего держателя золотых запасов, который должен был гарантировать устойчивость доллара. Для регулирования проблем, связанных с неравновесием платежного баланса, создавались Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития.

С одной стороны, в международной финансовой системе добавилось стабильности. С другой стороны, вся международная финансовая система была развернута к односторонней выгоде США: Соединенные Штаты держали в своих руках «печатный станок»; отрицательное сальдо платежного баланса покрывалось вновь отпечатанными долларами. Зарубежные государства - держатели долларов превратились в заложников доллара США.

В свою очередь, США несли обязанность поддерживать зафиксированный курс доллара к золоту, а также погашать отрицательное сальдо платежного баланса во внешней торговле с любым государством золотом, если государство потребует этого. Оба эти обязательства США нарушили. Они печатали все больше и больше долларов, которые растекались по всему миру. Инфляция, свойственная данному процессу, как бы «размазывалась» по всем странам; мировое сообщество несло ущерб и риски от этого ради процветания Америки. Однако доллары США, оказавшиеся за рубежом, - не просто бумажки, это долговые обязательства США, государственный долг, и он все растет и растет, давно уже достигнув критического по всем критериям размера.

Государства не обращались к США с просьбой погасить золотом отрицательное сальдо США в двусторонней торговле; только однажды это сделала Франция. В 1971 году Франция открыто потребовала расплатиться золотом по образовавшемуся долгу (конвертировать доллары в золото), и США отказались сделать это. Франция, а за ней и другие, в основном европейские, страны, в свою очередь, отказались от обязательной привязки национальных валют к доллару и взяли курс на создание коллективной европейской валюты. Бреттонвудская система разваливалась, промежуточные меры со стороны США по ее спасению (например, «удешевление» доллара, уменьшение его золотого содержания) не помогли.

На очередной сессии МВФ в Кингстоне, в 1976 году, были определены основы четвертой - Ямайской - многосторонней валютной системы в форме поправок к Договору о МВФ (вступили в силу в 1978 году). Суть поправок заключалась в следующем: упразднялось обязательное привязывание национальных валют к доллару, и государства получили право самостоятельно выбирать любую валюту, по отношению к которой они устанавливают и контролируют валютный курс; в качестве коллективной резервной валюты была введена некая искусственная валютная единица надгосударственного характера под названием СДР - специальные права заимствования; доллар США «отвязывался» от золота, и США больше не контролировали мировой рынок золота, золото становилось обычным товаром со свободной ценой на него.

Главное в Ямайской валютной системе состояло в том, что механизм обязательного универсального стандарта в виде доллара США прекратил существование. Государства получили право выбора любого режима валютного курса. Закрепился принцип свободы выбора системы валютного курса (в одностороннем порядке или на многосторонней основе; фиксированного курса или плавающего) под надзором МВФ. В результате такой кардинальной реформы Бреттонвудской системы в международной финансовой системе образовались некие валютные зоны: целые группы стран привязывали свои национальные валюты к какой то одной - сильной и стабильной, по их мнению, - валюте. Несколько десятков стран привязали свои курсы к доллару США, целый ряд стран - к европейским валютам, позднее - к экю и евро (зона евро); часть государств - к японской иене, британскому фунту стерлингов; около 20 стран - к СДР; около 30 стран - к «корзине» валют. Некоторые страны (США, Канада, Великобритания, Япония) установили режим независимого плавания.

Глобальный финансово-экономический кризис 20082010 гг. поставил на повестку дня очередное реформирование действующей мировой валютной системы, включая механизм МВФ, и международной финансовой системы в целом. Пока же государства члены МВФ, по рекомендации «Большой двадцатки», ограничились некоторым перераспределением квот внутри МВФ в пользу «недопредставленных» государств, прежде всего развивающихся стран. Однако эти меры носят промежуточный, переходный характер. На самом деле происходят глубинные процессы создания предпосылок для формирования новой архитектуры международной валютной системы - системы будущего, где роль доллара как мировой валюты будет уменьшаться.

В настоящее время в мире политическими и юридическими средствами разворачиваются и легализуются два взаимосвязанных процесса:

  • * формирование региональных коллективных валют, в основном в привязке к интеграционным объединениям, которые сложились и складываются в мире;
  • * подготовка условий на основе конкуренции региональных валют для появления некоей единой глобальной валюты искусственного происхождения. Прототипом такой валюты может стать расчетная единица СДР либо какая-то денежная единица за пределами системы МВФ, скорее всего, на основе корзины наиболее сильных национальных и/или региональных валют, которые «отвоюют» достаточную зону влияния в международной финансовой системе. Для России важно, чтобы в ату «корзину» вошел российский рубль или коллективная денежная единица, которая сложится на постсоветском пространстве.
  • 74. О мировых экономических и финансовых конференциях 2030х гг. XX века. С точки зрения становления и развития некоторых норм и принципов международного финансового права интерес представляют действия, правовые и политические позиции ведущих государств, которые демонстрировались на мировых экономических и финансовых конференциях 2030х гг. XX века. Это было время, когда в международной финансовой системе особо ожесточенная борьба развернулась между Великобританией, Францией и США, а Запад в целом стремился экономически и финансово «задушить» Советскую Россию.

Так, страны Антанты в целях изоляции России, используя ее тяжелое положение, отказались принимать российское золото в оплату товаров, которые были необходимы стране в связи с разразившимся голодом. В 1921 году в Брюсселе была созвана конференция для решения вопросов развития отношений между Советской Россией и европейскими странами, в том числе по вопросам оказания помощи голодающим российского Поволжья. Однако западные страны потребовали, чтобы Россия признала царские долги и открыла экономику для западных компаний под жестким иностранным контролем. Разрушенная и ослабленная страна пойти на такие условия не могла, поэтому в дополнение к «золотой блокаде» государства Антанты применили «кредитную блокаду» России: отказали ей в кредитах, требовавшихся для восстановления экономики. Подобные действия представляли собой попытку государственного финансово-экономического шантажа и свидетельствовали о крупных пробелах в международно-правовом обеспечении равноправных и справедливых отношений между государствами. Оценка резолюций Брюссельской конференции была дана в дипломатической ноте российского правительства от 28 октября 1921 года.

Этапным событием в развитии международных финансовых отношений и международного финансового права явилась Генуэзская конференция по экономическим и финансовым вопросам, созванная в апрелемае 1922 года. Инициировали подготовку и созыв конференции Великобритания и Франция, а в ее работе приняли участие представители около 30 государств. Подготовка к Генуэзской конференции велась в январе 1922 года на Каннской конференции во Франции. В резолюции конференции содержался параграф, в котором за «каждой нацией» признавалось «право избирать для себя ту систему, которую она предпочитает», что было расценено в России как признание двух систем собственности - частной и общенародной (государственной).

Другие положения резолюции Каннской конференции касались России и Германии. От России по-прежнему требовали признать все долги и обязательства предыдущих (царского и Временного) правительств; вернуть иностранным инвесторам национализированную собственность и дать гарантии в отношении иностранного капитала, а точнее - предоставить иностранному капиталу широкие льготы, фактически ввести в стране «режим капитуляций»; отказаться от монополии внешней торговли. Германии предоставлялась отсрочка по репарационным платежам.

Согласованная европейскими государствами на Каннской конференции позиция явилась основой для переговоров на Генуэзской конференции. «Русский вопрос» стал главным, хотя официальная повестка состояла в принятии мер по экономическому восстановлению Центральной и Восточной Европы. Россия на основе ранее подписанного протокола представляла на конференции интересы других советских республик - Азербайджанской, Армянской, Белорусской, Бухарской, Грузинской, Украинской, Хорезмской, Дальневосточной.

Российское правительство создало специальную комиссию по подсчетам задолженности царского и Временного правительств и исчислению убытков, нанесенных интервенцией западных стран на территории России в 19171922 гг. Общая сумма российских долгов составила около 18,5 млрд. золотых рублей; убытки, понесенные Россией от интервенции, - 39 млрд. золотых рублей.

Позиция России заключалась в том, чтобы все долги по военным кредитам, взятым предыдущими правительствами, были аннулированы вместе с процентами. Довоенные долги Россия готова была признать. Кроме того, Россия выразила готовность предоставить бывшим иностранным собственникам российские предприятия в аренду или в концессию. Взамен Россия просила кредиты, потребовала юридического признания нового - Советского - государства, а также предложила широкое сотрудничество, в том числе экономическое, на основе принципов равноправия, взаимной выгоды, сотрудничества. Это была программа мирного сосуществования двух экономических систем, противопоставленная программе западных стран по ликвидации «мирными средствами» советской власти в России. Все предложения России были отклонены, а «русский вопрос» было решено рассмотреть на отдельной - Гаагской - конференции в июне-июле 1922 года.

На Гаагской конференции стороны повторили свои позиции, и переговоры зашли в тупик. Россия в дополнение к предыдущим идеям выразила готовность в каждом конкретном случае обсуждать вопрос о компенсациях иностранным собственникам национализированных российских предприятий, но по-прежнему жестко отвергала требования реституции. Гаагская конференция закончилась ничем. Линия Великобритании на создание единого фронта против России возобладала. Возрожденная Россия могла явиться серьезным конкурентом на хлебном и нефтяном рынках; ослабленная и контролируемая Россия становилась источником дешевых ресурсов.

Интересно, что в ходе Генуэзской конференции в Париже под председательством французского посла в России была созвана конференция кредиторов России (с участием держателей русских облигаций из Франции, Бельгии, Дании, Японии, США). Подобного рода мероприятие можно считать прообразом Парижского клуба кредиторов, который дефакто появился позднее.

На Генуэзской конференции, среди прочих, был создан финансовый комитет, который обсуждал специальные вопросы международных финансовых отношений и выработал рекомендации, положенные в основу соответствующей резолюции. Эти решения усилили государственное вмешательство в международные финансовые отношения, а также открыли дорогу доллару США для последующей финансовой экспансии.

Стараясь вырваться из мирового финансово-экономического кризиса 19291933 гг., США и европейские страны начали девальвировать свои валюты, чтобы сделать национальные товары на международном рынке более конкурентоспособными и через внешнюю торговлю подтолкнуть внутренне производство. Кон курирующая девальвация - это прием, сопоставимый с нечестной конкуренцией в международной торговле. Однако если в международной торговой системе уже в те годы сложились принципы, препятствующие нечестной конкуренции, то в международной финансовой системе таких принципов не было.

В 1930 и 1931 гг. дипломатическая и политико-правовая активность государств в международной системе вылилась в проведение Женевских конференций по унификации вексельных и чековых законов в государствах мира. В результате были приняты многосторонние международные конвенции, регламентирующие порядок применения в платежном обороте векселей и чеков. Тем самым проблематика векселей и чеков была интернационализирована, попала под международно-правовое регулирование. Международное право усилило воздействие на внутренние правовые системы государств в части финансового инструментария.

В июне 1933 года в Лондоне под эгидой Лиги Наций состоялась Всемирная экономическая конференция. Ставилась цель - согласовать план действий по оживлению мировой экономики, стимулированию международной торговли, стабилизации цен на сырье и восстановлению золотого стандарта. США отказались связывать руки какими-либо коллективными решениями, поскольку проводили самостоятельный «новый курс» в национальной экономике, и конференция завершилась без особых успехов. Этот шаг был воспринят как сигнал «спасаться самостоятельно»; США принесли общий порядок в международной системе в жертву эгоистичным национальным интересам. Как итог в мире возросли торговые барьеры, начались девальвации национальных валют, усилилась политическая нестабильность, а Германия окончательно взяла курс на перевооружение страны и авторитаризм.

В ходе Лондонской конференции встретились главы центральных банков Европы и США. Обнаружилось кардинальное различие в подходах: европейские центральные банки выступали за возврат золотого стандарта, а США - против любой фиксации валютных курсов (поскольку в рамках «нового курса» президента Рузвельта планировали «играть» на курсах в своих интересах).

Таким образом, стало очевидным, что правила в международной финансовой системе могут создаваться только двумя «игроками» - Европой и США. Если их воля совпадает - рождается норма, если нет - государства «продавливают» свои национальные интересы силой, часто силой экономической, финансовой.

75. Институты и нормы международного валютного права.

Можно сделать вывод, что основополагающими институтами международного валютного права, которые первыми сложились на многостороннем уровне, являются: а) институт конвертируемости национальных валют, поддержания валютных курсов; б) институт поддержания равновесия платежных балансов.

В рамках международного валютного права государства в силу международно-правового обычая закрепили и расширили целый ряд суверенных прав. Они имеют право на национальную валюту и вольны самостоятельно определять внешний вид, форму и название денег - национальной валюты. Например, деньги могут быть бумажными и/или в форме монет; они образуют наличные деньги. Наличные деньги - это исторически преходящая форма денег; постепенно она уступает место безналичным («невидимым») деньгам. К безналичным относятся деньги на текущих банковских счетах, которые служат основой чекового обращения, а также расчетов посредством кредитных/дебетовых карточек. В наше время происходит становление денег будущего - «электронных денег», движение которых регулируется посредством компьютерных программ.

Некоторые страны допускают, разрешают или юридически оформили свободное хождение на своей территории вместе с национальной валютой - или даже вместо нее - определенной иностранной валюты (например, доллара США). В рамках интеграционных объединений национальные валюты заменяются общей валютой. Общая - коллективная - денежная единица складывается, как правило, на основе «корзины» национальных валют.

По двусторонним международным договорам одно государство может печатать национальные деньги другого государства по заказу этого другого государства. Например, в России печатаются бумажные деньги и чеканятся монеты для ряда государств СНГ.

Главные договорные нормы, или принципы, международного валютного права, установленные на многостороннем уровне, состоят в том, что государства несут обязанность: а) обеспечить конвертируемость своей национальной валюты; б) устранить ограничения на международные платежи по текущим операциям (ст. VIII Договора о МВФ). Конвертируемость национальной валюты означает, что резиденты и нерезиденты свободно - без всяких ограничений - могут менять национальную валюту на иностранную, использовать иностранную валюту в сделках. Конечно, из этих правил имеются разрешенные исключения, прежде всего связанные с состоянием платежного баланса страны.

В рамках определенных исключений государства могут жестко фиксировать курс национальной валюты по отношению к иностранной, регулировать его прямыми ограничениями и запретами на использование иностранной валюты, однако именно такую практику вся стратегия МВФ и пытается изжить.

В идеале конвертируемость валют должна быть свободной, а регулирование курса должно достигаться гибкими, преимущественно рыночными, методами (включая регулирование денежной массы, валютных резервов и т.п.). От конвертируемости по текущим операциям можно переходить к конвертируемости по операциям с капиталом - с прямыми и портфельными инвестициями. Однако путь к полной конвертируемости зависит от состояния с платежным балансом, от качества валют.

Принято различать валюты: обратимые (свободно конвертируемые - полностью или частично); необратимые (замкнутые, неконвертируемые). Обратимыми называют валюты стран, в законодательстве которых отсутствуют ограничения на операции, связанные с обменом национальной валюты на любую другую валюту. К таким валютам относятся: доллар США, евро, канадский доллар, японская иена и др. Неконвертируемым пока является китайский юань.

Валютные ограничения могут касаться не только вопросов обратимости валют, но и отдельных лиц. Например, в некоторых государствах существуют ограничения на валютные операции только для резидентов.

Вот несколько примеров того, в какой форме могут быть ограничения конвертируемости валют по текущим операциям:

  • * требование к импортеру до заключения контракта депонировать в Центральном банке (ЦБ) или другом банке (обычно в национальной валюте) часть предстоящего платежа по импортной сделке для получения необходимой валюты, чтобы оплатить импорт. Такое требование авансирования импорта увеличивает стоимость иностранной валюты по сравнению с ее прямой покупкой на свободном валютном рынке;
  • * прямое распределение правительством или Центральным банком (ЦБ) иностранной валюты между импортерами в форме индивидуальных или генеральных квот;
  • * требование получать предварительное разрешение ЦБ на осуществление платежа по импорту или на открытие импортного аккредитива;
  • * требование обязательной продажи ЦБ иностранной валюты, полученной от экспорта;
  • * ограничения на выплату командировочных в иностранной валюте (ограничение платежей за услуги);
  • * ограничения на перевод за границу зарплаты и дивидендов;
  • * ограничения на платежи процентов по внешнему долгу и т.п.

Международное валютное право, как видим, также активно воздействует на внутреннее право государств, унифицируя и гармонизируя его. Международное валютное право в каком-то смысле состыковывает национальные валютные системы для обеспечения платежных балансов государств мира и недопущения международных валютных кризисов.

Пробелом международного валютного нрава можно считать практическое отсутствие международно-правовых норм, касающихся валютных резервов государств. Государства самостоятельно определяют размеры, структуру валютных резервов, порядок и условия их использования. Многие параметры валютных резервов отдельных государств обладают экстерриториальным эффектом, т.е. способны воздействовать на валютные курсы, международную торговлю и международную финансовую систему в целом.

Так, по размеру валютных резервов Китай, например, находится на одном из первых мест в мире; значительная часть этих резервов состоит в долларах США. Этот факт налагает особую остроту на отношения между Китаем и США, а также на состояние всей международной финансовой системы. Юридических (международно-правовых норм), которые регулировали бы эту ситуацию, нет.

Следует также обратить внимание на проблематику платежных балансов. С одной стороны, поддержание международно-правовыми средствами равновесия платежных балансов государств на двусторонней и многосторонней основе - предмет международного валютного права. С другой стороны, в явлении платежного баланса сходятся вопросы и проблемы правового обеспечения широкого комплекса международных финансовых отношений: платежно-расчетных, кредитных, долговых и т.п. В таком понимании международно-правовые нормы, касающиеся платежного баланса, предстают как комплексный институт, связывающий все прочие институты МФП.

Теория платежного баланса прошла длительную и сложную эволюцию. Первые попытки оценить международные экономические операции предпринимались еще в Великобритании в XIV веке, когда был зафиксирован отток золота из страны. Само понятие «платежный баланс» впервые было введено в 1767 году в экономическую теорию Джеймсом Стюартом. Первая официальная публикация платежного баланса была произведена в США в 1923 году. Большая работа в стандартизации методов составления платежных балансов была проделана Лигой Наций, которая в 1924 году дала первую публикацию платежных балансов 13 стран за 1922 год. В 1927 году Лигой Наций были предложены рекомендации по международному сопоставлению внешнеэкономических показателей. За основу рекомендаций брались образцы платежных балансов США и Великобритании. В 1947 году в качестве документа ООН была опубликована схема составления платежных балансов. В последующем эта работа была продолжена Международным валютным фондом (МВФ).

Очень важно, чтобы государства вели платежный баланс максимально единообразно с тем, чтобы обеспечить сравнимость результатов. В этих целях Международный валютный фонд (МВФ) разработал специальное Руководство по составлению платежного баланса в форме рекомендаций. В настоящее время действует Руководство издания 1993 года (5е издание). Государства-члены МВФ используют его в качестве основы для ведения своих платежных балансов (с некоторыми национальными особенностями счетоводства). Своя схема составления платежного баланса, близкая по содержанию, имеется в ОЭСР.

С 1976 года США стали официально измерять платежный баланс только по текущим операциям - как баланс торговых операций. Этому примеру последовал и ряд других стран. Эксперты МВФ на основе национальных данных, пересчитывая их, составляют и публикуют данные о полных платежных балансах. Можно предположить, что требования к содержанию и правилам ведения платежных балансов будут ужесточаться и унифицироваться. Россия после вступления в МВФ регулярно публикует свой платежный баланс.

Платежный баланс ведется по бухгалтерскому правилу: каждая учитываемая операция представлена двумя записями - как кредит со знаком плюс и как дебет со знаком минус.

76. Механизм действия МВФ в международной валютной системе. Действующий в рамках МВФ механизм нацелен, главным образом, на поддержание стабильности международной финансовой системы, равновесия платежных балансов, недопущение/преодоление финансовых кризисов.

Обязательства, взятые государствами по Уставу МВФ, в сфере обмена валют заключаются в следующем:

  • * государства-участники должны уведомлять Фонд о своих правилах обмена валют и об их изменении;
  • * они должны также «сотрудничать с Фондом и другими государствами-членами, чтобы обеспечить исполнение согласованных правил валютного обмена и развивать стабильную систему валютных курсов» (ст. IV Устава МВФ);
  • * государства должны быть под «строгим надзором» МВФ, который осуществляется, как правило, в форме периодических консультаций (обычно - ежегодных), затрагивающих на практике всё экономическое положение целиком.

Для включения в процесс поддержания равновесия платежных балансов МВФ располагает значительными ресурсами. «Запуск» механизма МВФ осуществляется в форме «процедуры заимствования», или купли-продажи (что одно и то же). Поскольку речь идет об использовании «резервных ресурсов», выделение Фондом иностранной валюты государству-участнику называется резервным траншем.

Механизм этого в общих чертах таков:

  • * государства-участники получают на основе квот, выделенных Фондом, определенное количество прав заимствования - СДР;
  • * если у государства появляется необходимость использовать права заимствования для того, чтобы обеспечить равновесие платежного баланса, то оно может обменять имеющиеся СДР на «свободно обращаемую валюту» (ст. XIX); «обменять СДР на валюту» означает «продать СДР и купить валюту»;
  • * в данной ситуации государство, имеющее СДР, обращается к МВФ и просит «назначить» ему другое государство, являющееся членом Фонда, которое обязано продать валюту в обмен на эквивалентное количество СДР; «назначенное» государство не вправе отказаться от этого.

Указанный механизм был разработан с тем, чтобы СДР стали «главным резервным инструментом» международной валютной системы. МВФ производит выпуски СДР.

Есть и второй вариант получения государством-участником от Фонда иностранной валюты - выкупить у МВФ ту валюту, которую государство внесло при вступлении в организацию. При этом покупка валюты осуществляется в обмен на национальную валюту (а не на СДР, созданные Фондом) и продает валюту сам Фонд, а не назначенное государство.

Фонд не вправе препятствовать покупке валюты, необходимой государству, имеющему СДР; не вправе ставить условия для такой операции. Вместе с тем, эти операции также должны соответствовать «критерию необходимости».

В итоге в авуарах Фонда может скопиться национальной валюты государства в сумме, не превышающей 100% квоты-доли данного государства. Другими словами, получение иностранной валюты в порядке «резервных траншей» завершается, когда государство возвращает себе валюту, предоставленную Фонду ранее.

Помимо вариантов получения иностранной валюты в порядке «резервных траншей» имеются также варианты получения иностранной валюты в порядке «кредитных траншей», которые уменьшают ликвидность Фонда.

По такой процедуре государства имеют возможность получить иностранной валюты до 200% от своей квоты. Однако Фонд в этом случае выставляет специфические условия, соблюдение которых, по мнению Фонда, направлено на устранение проблем, лежащих в основе дефицита валюты.

77. 0 валютных операциях на частноправовом уровне.

На частноправовом уровне валютные сделки (как правило, в форме купли-продажи иностранной валюты) совершаются либо на межбанковском рынке, либо на валютных биржах. Соответственно регулируется порядок таких сделок законодательством о банках и банковской деятельности, о биржах и биржевой деятельности, гражданскими и торговыми кодексами, законами о валютном регулировании, актами центральных банков, подзаконными актами. Весь этот законодательный массив в разных странах постепенно унифицируется и гармонизируется. Международный валютный рынок носит децентрализованный характер: сделки совершаются биржами и банками по унифицированным правилам.

Валютные биржи представляют собой предприятия, которые предоставляют площадку и услуги по совершению купли-продажи валюты - преимущественно со спекулятивными целями. Наиболее известны валютные биржи Лондона, Нью-Йорка, Токио, Сингапура, Гонконга, Франкфурта-на-Майне, Цюриха, Парижа, Брюсселя.

Масштабы валютных спекулятивных операций в наше время огромны. Большие закупки и/или продажи иностранной валюты способны сильно повлиять на курсовое соотношение валют и их стабильность, что ударяет по экономике отдельных стран и даже регионов мира. В последнее десятилетие спекуляциями на биржах стали заниматься и банки, что, по мнению экспертов, послужило одной из причин финансово-экономического кризиса 2008 2010 гг. Как следствие, рассматривалось даже предложение ввести глобальный налог на спекулятивные операции банков, но оно не нашло поддержки.

Межбанковский валютный рынок обеспечивает круглосуточную куплю-продажу валюты для текущих нужд банков, для финансирования проектов с участием банков, предоставления займов и т.п. Масштаб валютных сделок составляет порядка 3 триллионов долларов в день. Сделки купли-продажи валюты банками совершаются по согласованным правилам и могут предусматривать: а) немедленную поставку валюты (т.е. на второй рабочий день со дня заключения сделки; такие сделки называются сделками «спот»); б) срочные поставки валюты - по форвардным сделкам (например, по сделкам «своп», когда одновременно, единой сделкой, покупается одна валюта и продается другая). Курсовое соотношение валют по сделкам «спот» и форвардным сделкам различно.

Как правило, у каждого крупного банка имеется банк-корреспондент за рубежом (или несколько таких банков-корреспондентов), и на основании межбанковского договора в банке/банках корреспондентах открываются счета по каждой иностранной валюте. Такие счета называются счетами «ностро» («nost.ro» - наш).

Счета иностранного банка в национальном банке называются «лоро».

Центральные банки нередко повышают процентные ставки, чтобы привлечь иностранную валюту в страну, а это, в свою очередь, сказывается на внутреннем обменном курсе.

78. О валютных рисках. В торговых и валютных сделках почти всегда существует риск понести потери на изменении курса иностранной валюты по отношению к национальной. Валютным рискам подвержены также должники и кредиторы при кредитных правоотношениях, если кредит выражен в иностранной для них валюте. Риски несут держатели иностранной валюты (частные лица, банки, государство), официальные валютные резервы.

При золотом стандарте валютные риски были минимальны, поскольку курсы валют были относительно устойчивыми. При долларовом стандарте в условиях Бреттон-вудской системы валютные риски усилились и были связаны с периодическими официальными девальвациями и ревальвациями. В современных условиях валютные риски еще более возросли.

Практика выработала различные методы предохранения от валютных рисков: защитные, валютные, многовалютные, «золотые оговорки», хеджирование. Защитные оговорки включаются как в международные договоры, так и в частноправовые контракты; они предусматривают возможность пересмотра первоначальных условий договора в процессе его исполнения.

Разновидностью защитной оговорки является валютная оговорка, в соответствии с которой сумма денежного обязательства меняется в зависимости от изменения курсового соотношения между валютой платежа и какой-либо другой валютой. При «многовалютной» оговорке в качестве валюты оговорки используется комбинация («корзина») валют.

Другой разновидностью защитной оговорки являлась «золотая оговорка»; она фиксировала золотое содержание валюты платежа, чтобы избежать потерь при ее возможном обесценении. Проблема в том, что рыночная цена золота тоже зачастую подвержена непрогнозируемым и существенным колебаниям.

Наиболее распространенным методом страхования валютных рисков становится так называемое «хеджирование» - создание встречных требований и обязательств в иностранной валюте. Так, например, британское предприятие ожидает поступления долларов США через 6 месяцев и решает продать будущие доллары в обмен на фунты стерлингов по срочному курсу на 6 месяцев. Заключив такую сделку, предприятие, с одной стороны, имеет право требования на доллары, а с другой стороны, создало обязательство уплатить доллары; право требования и созданное обязательство уравновесили друг друга. Если предприятие «проиграет» на курсе в одном случае, оно «отыграет» свое в другом случае. В данном случае «форвардная» валютная сделка выступила в качестве инструмента подстраховки от непрогнозируемого изменения валютных курсов.

79. Рынок «евродолларов» в Европе. В 60е гг. XX века в международной валютной системе произошло зарождение исторически уникального явления. Дело в том, что европейские страны перестали доверять хранение своих долларовых резервов американским банкам, потому что эти банки (и их филиалы) находились и находятся под сильным влиянием правительства США, т.е. государства.

Европейские страны договорились хранить свои долларовые накопления в лондонских банках, на которые не распространяется юрисдикция США. В результате Центральный банк (ФРС) США потерял контроль над своей валютой - долларами. Доллар США стал вращаться как «общеевропейская валюта». Такой доллар - «оторванный» от страны-хозяина, превратившийся в общеевропейскую резервную валюту - назвали «евродолларом». В Европе сложился рынок «евродолларов», который со временем вышел за рамки самой Европы.

Постепенно сложились «еврорынки» всех основных европейских валют, перешагнувших национальные границы. Термин «евро...» стал применяться в случаях, когда операция по кредитованию в той или иной валюте осуществлялась за пределами страны этой валюты (евро-франк, евромарка и т.п.). Общая денежная единица стран Европейского Союза - это логический результат деятельности «еврорынков».

Примечательно, что предвестником евродолларового рынка считается расположенный в Париже российский банк - Коммерческий банк для Северной Европы (Banque Commerciale pour l"Europe du Nord). Банк носил сокращенное название «Евробанк». Еще в 50х гг. этот банк брал и давал кредиты в долларах США, которые называли «доллары Евробанка». Позднее родился термин «евродоллары».

В настоящее время рынок евродолларов - самый большой депозитный рынок в мире. Важной особенностью еврорынков было то, что на них не распространялись требования центральных банков по обязательному резервированию. Это удешевляло операции по кредитованию на межбанковском рынке.

Новое на сайте

>

Самое популярное