Домой Недвижимость Сколько алавитов в сирии. Кто такие алавиты

Сколько алавитов в сирии. Кто такие алавиты

Что не так с этой страной?

Этническая карта Сирии. Фото: wikipedia.org

Как и Израиль, Сирия была искусственно образована победителями мировой войны, объединившими в одних границах враждебные нации и религии. В 1918 году Франция и Великобритания нарисовали на карте побеждённой Оттоманской империи новую страну, где мусульмане-сунниты (по разным оценкам, 60–75% населения) составили абсолютное большинство над алавитами, шиитами, курдами, друзами и христианами. При этом и французские колонизаторы, и будущие сирийские диктаторы, следуя политике «разделяй и властвуй», в противовес ему поддерживали меньшинства.

Что почти 100 лет удерживало Сирию от развала?

Сначала патриотический порыв в борьбе за независимость - французские войска были выведены с территории страны только в 1946 году. Позже сплотили общий враг, Израиль, и панарабизм - политическое течение, стремившееся к объединению в одно государство всех арабов, независимо от исповедуемых ими версий ислама. В 1970 году очередной переворот привёл к власти командующего ВВС и ПВО Хафеза Асада, алавита. Он взял курс на построение светского государства с опорой на армию и спецслужбы. В 1982 году во время штурма правительственными силами города Хама, удерживаемого партией «Братья-мусульмане», погибли несколько десятков тысяч мирных жителей. После этого и до начала нынешнего сирийского кризиса исламисты серьёзно себя не проявляли.


Совместное фото диктаторов: Хафез Асад, Сирия; Иди Амин, Уганда; Анвар Саддат, Египет; Муамар Каддафи, Ливия. 1972 год, до нашего времени не дожил никто. Фото: AFP / EAST NEWS

Кто такие алавиты и как они оказались у власти?

Принадлежность алавитов к исламу признаётся далеко не всеми мусульманами. Их вера сочетает принципы шиизма, элементы христианства, зороастрийский мистицизм и веру в реинкарнацию мужчин. Алавиты хранят в тайне свои обычаи, поэтому о них известно, по большей части, со слов недоброжелателей. Считается, что они совершают намаз два раза в день, отмечают Рождество и Пасху, не имеют запрета на алкоголь, отрицают шариат и хадж, молятся на родных языках.

Составляя около 12% населения Сирии, алавиты издавна были беднейшей и ущемляемой кастой. Получив защиту французской администрации, многие алавитские семьи искали выход из бедности в выборе военной карьеры для своих сыновей. Так со временем они составили костяк офицерского корпуса, который привёл к власти семью Асадов.

Башар Асад - диктатор?

В 1997 году в своем «мерседесе» по дороге в аэропорт разбился Басиль Асад, старший сын Хафеза, готовившийся им в преемники. Младший Башар был немедленно вызван из Лондона, где под псевдонимом строил карьеру офтальмолога. Президентом с результатом в 97,29% его выбрали на референдуме, проведённом после смерти отца в 2000-м.

Асад был самым проевропейским из лидеров Среднего Востока. Он носил джинсы, часто водил свой Audi A6, ужинал в модных ресторанах Дамаска и женился на выросшей в Лондоне сотруднице банка J. P. Morgan Асме Ахрас, ставшей одной из самых элегантных первых леди мира. Изменения были не только внешними. При Башаре сформировано первое за десятилетия гражданское правительство Сирии, либерализирован доступ в интернет, освобождены многие политические заключённые, разрешены частные банки и первая в стране независимая газета - иллюстрированный юмористический буклет «Фонарщик».

Башар и Асма Асады. Знакомы с детства, женаты с 2000 года. У пары есть двое сыновей и дочь. Фото: Abd Rabbo-Mousse/ABACAPRESS.COM / EAST NEWS

Впрочем, первые же проявления демократии показались президенту опасными. После ряда выступлений столичной интеллигенции с требованием отменить чрезвычайное положение, установленное в Сирии ещё в 1963 (!) году, появились новые политзаключённые и прекратил печататься «Фонарщик». В 2007-м сирийцам был закрыт доступ к Facebook, YouTube, Twitter и многим новостным сайтам. В том же году Башар Асад был переизбран президентом с результатом в 97,6% «за».


Одна из карикатур «Фонарщика», за которые её автору Али Ферзату в 2011 году переломали руки сотрудники спецслужб. Фото: Ali Ferzat

Что было причиной восстания в 2011 году?

С 2006 по 2011 годы Сирия страдала от рекордной засухи. Несколько последовательных лет недородов привели к уничтожению более 800 000 крестьянских хозяйств, и почти 1,5 миллиона человек были вынуждены переехать в города, где перебивались случайными заработками. Эта миграция переполнила и без того перенаселённые города. С 1950-х до 2011 года население Сирии выросло с 3,5 до 23 миллионов жителей. Работа, еда, вода - всё это стало дефицитом. Подспудная религиозная рознь и загнанное силовиками в подполье недовольство режимом были теперь усугублены экономической ситуацией.

Что было поводом для восстания в 2011 году?

Протестные настроения среди суннитской бедноты были подогреты успешными выступлениями оппозиции в соседних странах. «Арабская весна» в Сирии начиналась с появления множества политических граффити. В феврале в южном городе Дараа полтора десятка школьников возрастом от 10 до 15 лет были арестованы за граффити и избиты в полиции. Они принадлежали к влиятельным местным семьям, и с требованием освобождения мальчиков на улицы вышли сотни людей. Силовики открыли огонь.


В 2011 году число политических граффити в Сирии выросло настолько, что баллоны с аэрозольной краской начали продавать по удостоверениям личности. Фото: Polaris / EAST NEWS

В этих местах до сих пор сильны племенные узы и обычаи - своих надо защищать, за кровь следует мстить - и на митинг собрались тысячи. Чем чаще стреляли силовики, тем многочисленнее и яростнее становились демонстранты. 25 марта после пятничной молитвы на митинг в Дараа вышли 100 000 человек, 20 из них были убиты. Протесты мгновенно перекинулись на другие города. Везде власть отвечала насилием.


Апрель 2011 года, демонстранты требуют прекратить установленную правительственными войсками осаду города Дараа. Фото: AFP / EAST NEWS

Как в Сирии началась война?

Более трети населения Сирии составляли молодые люди 15–24 лет, уровень безработицы среди которых был особенно высок. Весной и летом 2011 года после каждой пятничной молитвы, которые суннитские имамы использовали для политинформации и пропаганды, на улицы по всей стране выходили сотни тысяч протестующих. Скоро полиция не смогла их сдерживать, и против оппозиции начали проводить военные операции. Города окружались и зачищались с использованием боевой техники и авиации. Реакцией было массовое дезертирство суннитов из армии и создание вооружённого крыла оппозиции - Свободной Сирийской Армии. Уже в конце 2011 года стычки протестующих с властями превратились в уличные бои.


После удара правительственной авиации дым поднимается над удерживаемым повстанцами городком Дума к югу от Дамаска. Фото: AFP / EAST NEWS

Кто поддерживает стороны конфликта из-за рубежа?

На региональном уровне гражданская война в Сирии - это очередной эпизод противостояния суннитов и шиитов. Основную поддержку оппозиции оказывают суннитские нефтяные монархии Персидского залива (прежде всего, Саудовская Аравия с Катаром) и Турция, в чьи интересы входит ослабление соседей и получение статуса главной силы региона. Локальная шиитская сверхдержава Иран, признающая алавитов своими, стремится сохранить сплошную зону влияния до Средиземного моря через Ирак и Сирию до Ливана. Только пришедшие на помощь иранские и ливанские отряды помогли Асаду выстоять в критические моменты войны.

Россия продолжает советскую политику поддержки арабских режимов, противостоящих США. После падения Каддафи в Ливии правительство Асада осталось последним из них.

Администрация Барака Обамы категорически не желала втягиваться в очередную войну на фоне продолжения боевых действий в Ираке и Афганистане, но оказалась заложником своего статуса главного защитника демократии. Впрочем, американская помощь оказалась недостаточной для победы сирийской оппозиции, а теперь, когда её главной ударной силой стали исламские радикалы, и вовсе поставлена под вопрос.


В феврале 2015 года оппозиция обстреляла из города Дума миномётами сирийскую столицу Дамаск, убив как минимум пятерых жителей. В ответ правительственная авиация нанесла удар, под которым погибли восемь человек и была ранена эта девочка. Фото: AFP PHOTO / EAST NEWS

Что происходит в Сирии сейчас?

К этому моменту погибли до 250 000 сирийцев, более четырёх миллионов бежали из своих домов. Ситуацию критически осложняет нестабильность в соседнем Ираке, откуда в Сирию проникла агрессивная идеологически и мощная в военном отношении группировка «Исламское государство Ирака и Леванта». В ситуации, когда правительственные силы и умеренная оппозиция чрезвычайно утомлены войной, именно ИГИЛ расширяет свои территории за счёт тех и других. На севере он воюет с курдами за территории вдоль границы с Турцией, на юге вплотную подобрался к Дамаску. Кроме потери столицы, критической угрозой для правительства Асада является приближение боевых действий к исконным алавитским землям на побережье Средиземного моря и ключевому порту Латакия. Считается, что именно для его обороны в Сирию прибыл российский контингент.


Мирное решение не просматривается, а для военного ни одна из сторон не имеет существенного превосходства. В ситуации, когда США избегают наземной операции, главной общей проблемой является ИГИЛ. Асад с его алавитами, иранские шииты, суннитские партизаны, курды - теоретически они могли бы прийти к компромиссу, хотя бы и в виде раздела страны. Но что делать с силой, единственная цель которой - абсолютная победа путём аннигиляции противников? (via)


Лето 2015. Контролируемый оппозицией городок Дума. Фото: AFP PHOTO / EAST NEWS

В.ЩЕННИКОВ

Дотошные журналисты периодически сообщают об открытии в той или иной части света раньше неизвестных групп людей.

Обычно это происходит в труднопроходимых тропических лесах, вдали от населенных пунктов. Однако оказывается, что совсем рядом, в лесистых горах северо-западной части Сирии, на по бережье Средиземного моря проживает небольшая община алавитов, о нравах, обычаях, а главное - о религии которых знают в основном только её члены. И это при том, что многие алавиты занимают высокие государственные посты в Сирии. Среди них и генеральный секретарь Партии арабского социалистического возрождения (ПАСВ), президент Сирийской Арабской Республики (САР) Хафез Асад.

Скудость информации об этом народе объясняется стремлением алавитов держать в тайне все, что касается их религиозной доктрины и внутриобщинных дел. А это, в свою очередь, связано с постоянной борьбой за выживание на протяжении всей истории, за независимость своих принципов от влияния окружающих их больших народов и воздействия могущественных религий.

За годы работы в Сирии у меня было много знакомых среди алавитов, я часто бывал у них в гостях, но об особенностях алавитской веры смог узнать от них немного. И все-таки на основе бесед с ними и представителями других многочисленных конфессии, проживающих в этой стране, а также данных научной литературы я смог создать определенное представление об этой общине и ее добрых, гостеприимных людях.

Алавиты в Сирии - это свыше трех десятков племен, составляющих 12 процентов населения САР, то есть немногим более 1 миллиона человек.

Главным фактором, исторически объединяющим алавитов, является религиозная нусайритская доктрина. Обычаи, обряды, праздники алавитов испытывают на себе влияние Корана, Торы, Евангелия, язычества. Однако главным источником веры является ислам, поскольку нусайризм возник в результате одного из многочисленных расколов в исламе как крайняя шиитская секта в последней трети IX века.

Как рассказывал мне давний знакомый Абу Омар, нусайриты обожествляют Али - зятя пророка Мухаммеда и четвертого «праведного халифа». - История алавитов в последние столетия, - продолжал Абу Омар, - это история борьбы за выживание, противостояния враждебным внешним силам. Нередко конфликтные ситуации возникали у алавитов с исиаилитами, друзами и маронитами. Случались междоусобицы и внутри алавитского сообщества. Наиболее сложным для нусайритов вопросом были отношения с суннитским исламом.

Сунниты нападали на алавитов, угнетали и преследовали их, запрещали своим женщинам выходить за них замуж. Что касается собственно религии и обычаев, сунниты критиковали алавитов за употребление вина, учение о переселении душ, за обожествление Али. Некоторые суннитские улемы заявляли, что нусайриты большие еретики, чем иудеи, «вред от них нации Мухаммеда больший, чем от турок, французов и др. Они не верят на деле ни в Аллаха, ни в его пророка, ни в Коран». Еще в тот период, когда учение нусайризма зародилось в Багдаде, его приверженцы подвергались нападкам суннитов, что вынудило их перекочевать в горный район Средиземноморского побережья.

Одна из горных деревень.

Алавитские племена живут в основном в горных районах на северо-западе страны. Чтобы освоить каменистую землю, приходится тяжко трудиться


В городе Латакия тоже живут алавиты.


Продавцов больше. чем покупателей.


Мне часто приходилось бывать в районе Хамы и Махарды. Там на восточных склонах хребта Ансария в живописных местах расположены деревни, где проживают в основном алавиты и христиане. «Все легенды и небылицы об алавитах, - говорил мне Абу Али, сын которого учился в то время в Москве, - это неграмотные выдумки врагов Сирии, врагов ее свободы и независимости, рассчитанные на простаков. Не нужно трогать наши религиозные устои, не нужно указывать пальцем на наших представителей, стоящих у власти. Вспомните, сколько представителей небольших народов стояли у руля в бывшем Советском Союзе. И сейчас в руководстве России немало выходцев из таких нацменьшинств. Нужно всем жить в мире, не превращать религию в орудие политики».

Примеры из глубокой истории подтверждают слова Абу Али о постоянном стремлении алавитов находить общий язык со своими соседями. В период крестовых походов (XI-XIII вв.) их участники вначале притесняли нусайритов, однако затем стали сотрудничать с ними и, в частности, помогли в борьбе с их извечными соперниками исмаилитами. Большую роль в укреплении позиций алавитов сыграл эмир Хасан Макзун Синджари (умер в 1240 г.), который пришел в алавитские горы из Синджара.


Важным аспектом нусайритской доктрины является феномен «Аль-Баб» (Врата) - титул ближайшего сподвижника имама. У каждого имама был свой Аль-Баб. Например, у Али - Сальман Фариси. У имама Хасана Аскари - Абу Шуэйб Мухаммед Ибн Нусэйр ан-Нумейри, который положил начало обожествлению имамов. Происхождение Нумейри точно не установлено. Его деятельность проходила в основном в Багдаде, где он умер в 873 году. Наследниками и дальнейшими разработчиками его теории стали Мухаммед Ибн Джундаб и Мухаммед Джаннан Джунбалани. В период пребывания в Египте Джунбалани взял в ученики Хусейна Ибн Хамдана аль-Масри аль-Хусейби, который стал главой течения после смерти учителя и считается вторым основателем нусайризма. Впоследствии Хусейби переселился из Ирака в Дамаск, а затем в Халеб. Позже под руководством Абу Сайда аль-Меймуна Сурура Ибн Касема ат-Табарани (938-1008 гг.) центром нусайризма стала Латакия. После смерти Табарани у алавитов не было центральной власти. Каждый шейх стал действовать самостоятельно.

Краеугольным камнем нусайритского учения является тезис о «божественной триаде»: Али, Мухаммеде и Сальмане аль-Фариси, которые обозначаются символами «айн», «мим», «син-Амас».Али - это божественный смысл, то есть сам Бог, все сущее - от него. Мухаммед - имя, отражение смысла. Он создал Сальмана аль-Фариси, который является вратами Аллаха, то есть вратами в смысл через имя. Эти три понятия неразделимы, и кто их разделит, считают нусайриты, тот-еретик.

Эта триада напоминает христианскую, где Али - Бог Отец, Мухаммед - Бог Сын, Сальман - Бог Дух Святой. Человек, полагают нусайриты, не в состоянии ничего узнать об Аллахе, если тот сам не даст ему способа для этого. Это - явление Аллаха перед людьми в образе и подобии человека. Таким образом Аллаха можно понять лишь через его видимое воплощение. Нусайриты считают, что Бог являлся народу неоднократно и в разных образах. В алавитских книгах указывается, что он появлялся семь раз - в лице Адама , Нуха (Ноя ), Якуба , Мусы (Моисея ), Сулеймана , Исы (Иисуса), Мухаммеда. Все это воплощения Али, который был сущностью не только последнего проявления - Мухаммеда, но и всех предыдущих.

Божественность Али не нуждается в доказательствах, а является аксиомой, на которой строится вся доктрина. Исходя из этого, определяются символы веры.

Священная книга нусайритской религии начинается словами: «Кто наш господин, который создал нас? Ответ: это эмир верующих, эмир веры, Али Ибн Абу Талеб, Бог. Нет Бога, кроме него». Нусайриты считают, что сам Мухаммед заявил о божественном Али: «Я из Али, а Али из меня».

По мнению нусайритов, вначале, до сотворения Земли, люди были светящимися огнями и планетами, не знали ни послушания, ни греха. Они наблюдали Али как Солнце. Затем Али являлся им в разных обличиях, демонстрируя, что познавать его можно лишь тогда, когда он сам выберет средство для этого. После каждого появления проходило семь тысяч семьсот семьдесят семь лет и семь часов. Затем Али-Бог создал земной мир и дал людям телесную оболочку. Из грехов создал чертей и дьяволов, а из козней дьявола-женщину.Поэтому алавиты не учат своих женщин молитвам и они не допущены к тайне их религии.

Важным элементом нусайритской религии является учение о переселении душ. Считается, что после смерти душа переселяется из человеческого тела в тело животного, или растения, или другого человека. И так семь раз. В том числе правоверные, например, переселяются в ослов, а иудеи - в обезьян. Души плохих людей, независимо от вероисповедания, переселяются в тех животных, которых употребляют в пищу.

Алавиты имеют свои трактовки Страшного суда , Последнего дня, Второго пришествия Али и т. д. Они отмечают шиитские праздники, посвященные Али, и христианские - Рождество (25 декабря), Пасху, а также иранский навруз (17 марта).

Я обратил внимание, бывая в гостях у Абу Али или Абу Омара, что они и члены их семей по-своему относятся, например, к соблюдению Рамадана - месяца поста. «Я сам, - говорил Абу Омар, - определяю свое отношение к посту, согласовывая свои действия с Пророком во время молитвы».

Однако даже в алавитском обществе нусайритское религиозное учение не едино, поскольку отдельные его положения трактуются различными племенами по-разному. Шималийюн (северяне), или шамсийюн (поклонники Солнца), считают, что Али «произошел из сердца Солнца». Поклонники света (схожи с шамсийюнами) считают, что Али «произошел из глаза Солнца»; калязиюн - последователи шейха из Галилеи Мухаммеда Калязи - отождествляют Али с Луной.

Кроме разницы ориентации на Солнце или Луну алавиты также делятся на тех, кто поклоняется свету («нур») и тьме («зульм»). Это одно из основных различий между алавитскими племенами. К племенам направления «нур» относятся хаятия и калябия, к «зульм» - хаддадия.

Любая алавитская община делится на категорию «особых» («хасса»), включающую приближенных к религиозному учению, и «рядовых» («амма»). Алавитские шейхи имеют три степени: «имам» - высшая, а затем «накыб» и «наджиб». Имам возглавляет группу верующих. Он их господин, глава, ответственный за них, хранитель тайны религии, учитель. Он представитель Али на Земле. Считается, что он знает будущее. Любые массовые мероприятия проводятся под руководством имама. Накыб - представляет в общине Мухаммеда, наджиб - Сальмана. Так «божественная триада» отражается в управлении алавитской общиной.

Посвящение в «особую» категорию обычно происходит в возрасте 18 лет, на что имеют право только мужчины, рожденные от отца и матери алавитов. От посвященного требуется соблюдение целого ряда условий, главное из которых - сохранение тайны религии. Обряд посвящения состоит из нескольких этапов и проходит на собраниях «особых» алавитов под руководством местного имама, в ходе которых дается клятва не разглашать тайну (подкрепляется бокалом вина), читаются суры. Посвященный пятьсот раз повторяет священное слово «Амас» (Али, Мухаммед, Сальман). Вот отсюда и начинается покрытая тайной суть алавитской общины, что, в свою очередь, порождает уйму легенд.

Существует принципиальная разница между «рядовыми» алавитами и «особыми». «Скрытые знания» («особые») - это главные знания о нусайритской доктрине. Принцип деления на «явные» и «скрытые» знания называют «батиния». Этот принцип перекликается с принципом «такия», которого мусульмане придерживаются в общении с «неверными».

Когда на территории Сирии установилась власть Османской империи , нусайриты подверглись жестоким преследованиям. На протяжении нескольких столетий, в частности в XVIII и XIX веках, османские власти предприняли многочисленные широкомасштабные карательные походы в алавитские горы, в ходе которых осуществлялись массовые убийства местного населения.

С конца XIX века османы усилили давление на алавитов с тем, чтобы те изменили веру. Среди причин этого были опасения активизации антитурецкой работы французов среди нусайритской общины. Это давление привело к появлению реформаторского течения среди алавитских шейхов, которые ввели суннитские молитвы. В алавитских районах были построены первые мечети.

После краха Османской империи, несмотря на сотрудничество в предшествовавшие годы, отношения между Францией и алавитами поначалу не сложились. Алавиты под руководством шейха Салеха Али в 1919 году начали восстание против французских властей и против их союзников - исмаилитов. После нескольких лет борьбы, которая шла с переменным успехом, в 1921 году восстание закончилось компромиссом, главным образом вследствие того, что Франция перешла к политике поддержки алавитского сепаратизма. В этих условиях было образовано Алавитское государство в рамках французского мандата, которое существовало с 1922 по 1936 год. Это алавитское образование входило в федеральный союз с Сирией, хотя алавиты в принципе добивались полной самостоятельности. В 1928 году Алавитское государство включало два бывших санджака: Латакийский (области Латакия, Джебле, Баниас, Масьяф, Хаффа) и Тартусский (области Тартус, Сафита, Тель Калях).

Алавитский флаг был белого цвета с желтым солнцем посередине и четырьмя красными углами. Население Алавитского государства насчитывало 278 тысяч человек, из них 176 тысяч алавитов, 52 тысячи суннитов, 44,5 тысячи христиан и 4,5 тысячи исмаилитов.

Политика Алавитского государства состояла в том, чтобы сплотить большинство алавитов к поддержке французского мандата, в то время как сунниты и христиане выступали с юнионистских позиций. Однако к середине 30-х годов французы прекратили поддержку сепаратистских течений и в 1936 году приняли решение присоединить Алавитское государство к Сирии. Алавитские шейхи протестовали против этого и направили послание премьер-министру Франции. В нем отмечалось, что алавитский народ, сохранявший свою самостоятельность на протяжении многих лет, отличается своей религией, обычаями и историей от суннитов. Кроме того, предоставление Сирии независимости, хотя оно является положительным явлением, будет означать установление господства суннитских кланов над алавитами. Таким образом, алавиты не могут согласиться с требованиями французов о присоединении к Сирии. Это послание подписали шейхи Сулейман Муршид, Мухаммед Сулейман Ахмед, Мухаммед Бек Джунейд, Сулейман Асад, Азив Ага Хавваш, Махмуд Ага Джедид.

5 декабря 1936 года Алавитское государство все же было присоединено к Сирии в соответствии с постановлением французских властей. Сепаратистское движение среди алавитов продолжалось еще некоторое время, однако, начиная со второй половины 30-х годов, алавитские руководители начали действовать с учетом неизбежности существования алавитской общины в рамках единой Сирии.

В частности, они старались заручиться поддержкой суннитов и, таким образом, гарантировать сохранение своей самобытности в рамках единого государства. Сунниты, со своей стороны, стремились интегрировать алавитские районы. Таким образом интересы суннитов и алавитов совпали в том, чтобы признать последних мусульманами. В 1936 году группа алавитских шейхов выступила с заявлением, в котором было указано, что каждый алавит - это мусульманин, выполняющий пять заповедей ислама. Одновременно имевший большой авторитет муфтий Палестины Амин Хусейни огласил фетву о том, что алавиты - это мусульмане, и все должны сотрудничать с ними на этой основе. Эта фетва имела определенное значение, особенно в связи с тем, что за ней стояли влиятельные суннитские круги Дамаска, которые вели борьбу за объединение Сирии. Вместе с тем большинство суннитских религиозных деятелей, в том числе в Сирии, не присоединились к палестинскому муфтию в этом вопросе.

В то же время алавиты пытались развивать отношения и с шиитскими религиозными центрами. В 60-е годы первые группы студентов были направлены в шиитский центр Неджеф, а несколько ранее в суннитский университет Аль-Азхар. Однако, как и суннитские шейхи, шиитские высшие авторитеты не торопились признавать алавитов мусульманами.

Являясь в большинстве бедными крестьянами и ремесленниками, алавиты не могли соперничать в экономической области с крупными суннитскими землевладельцами и торговцами. В связи с этим они активно проникали в армию, стремясь через этот важнейший государственный институт обрести влияние.

В алавитской среде нашли широкий отклик социалистические идеи, в результате чего многие из них, особенно офицеры, вступили в партию БААС (ПАСВ).

Как-то, направляясь в сторону живописнейшей части Сирии, где далеко в горах находится знаменитый замок Салах эд-Дина, я проезжал деревню Кардаха. Ничем не примечательная, в несколько десятков домов, вся в зелени, она, как оказалось, является родиной Хафеза Асада. В то время там еще жила его мать. Весь дальнейший путь к месту нашей конечной цели - замку я слушал рассказ Абу Али о президенте и его семье.

Свн Сирийского президента Басель Асад.

После отторжения Турцией Александретского санджака Асады лишились расположенных там своих земель, составлявших основное богатство семьи. Ее члены в связи с этим вынуждены были вести сложную борьбу за выживание. Это, вероятно, наложило отпечаток на их жизненные устои, характер и принципы, приучив как, впрочем, и большую часть алавитов в то время к выносливости и взаимной поддержке.

Сам президент и его жена Аниса Махлюф ведут скромный, почти аскетический образ жизни.

Я вспомнил рассказ российского художника О. Комова, который долгое время находился рядом с X. Асадом, работая над его скульптурой, установленной ныне перед входом в главную библиотеку страны. По наблюдениям мастера, X. Асад очень сентиментальная, чувствительная натура. Он не курит, обладает высокой работоспособностью. В свободное время любит слушать классическую музыку. Эрудирован, в манерах строг. В разговорах предпочитает внешне отдавать инициативу собеседнику, внимательно выслушать его точку зрения. При этом он умеет уступить, отвлечь внимание шуткой.

Жена X. Асада, родившаяся в деревне, занята домашними заботами, воспитанием детей, которых в семье пятеро. Старшая дочь Бушара - фармацевт, преподает в университете, сын Басель - выпускник инженерного факультета Дамасского университета, в настоящее время - офицер. Басель высоко эрудированный молодой человек, достаточно ориентирующийся в политической обстановке, известен в арабском мире как мастер высокого класса в конном спорте. Сыновья X. Асада Мадж, Махер и Бишр учатся в школе. В течение многих лет регулярно общаясь с русскими на курсах летчиков в СССР, сирийский президент всегда тепло отзывается о нашей стране и ее людях.


Бывшие армяне

Алавиты являются потомками населения армянского Киликийского царства. Начало Киликийского царства относят к 1080 году, а пало Киликийское царство в 1375 году. Уцелевшее в горных районах северо-западной Сирии и южной Турции население в какой-то степени сохранило свою изначальную религию, которая претерпела лишь ограниченное воздействие ислама. В современной Сирии алавиты составляют 10-12% населения и проживают, главным образом, в окрестностях Латакии (северо-западная часть Сирии). Они составляют также значительную часть населения в турецкой Александрете (Пограничная с Сирией область Турции). В религиозной доктрине алавитов остаточный исмаилитский ислам сочетается с элементами древневосточных астральных культов и христианства. Алавиты почитают солнце, луну, верят в переселение душ, отмечают ряд христианских праздников, носят христианские имена. Алавиты верят также в божественную троицу, к ликам которой они относят имама Али, пророка Мухаммеда и Салмана аль-Фарси (один из сподвижников Мухаммеда). За пределами Сирии алавитов не признают мусульманами, но в Сирии они считаются субобщиной шиитов, так как, согласно сирийской конституции, президентом страны может быть только мусульманин, и признание алавитов мусульманами открывает им дорогу к власти. Алавиты в настоящее время, составляя 10% населения Сирии, полностью контролируют всю страну. Вся сирийская элита, включая президента Асада — алавиты. А те армяне, которые сохранили свою религию, остались армянами. Сейчас алавиты и армяне — это два различных народа. И языки у них разные. Но для того, чтобы стать разными народами, вполне достаточно поменять религию. Сербы и хорваты говорят на одном языке, который так и называется сербохорватский. Их разделяет только то, что хорваты католики, а сербы православные. А так это, в общем-то, один народ. Еще одна часть этого народа, которая исповедует ислам, называется босняками и живут они в ныне независимой Боснии-Герцеговине. Разная религиозная принадлежность настолько разделила этот народ, что еще совсем недавно они между собой жестоко воевали. Евреи и финикийцы — это один и тот же народ. Иврит и финикийский язык — это один и тот же язык. Разница только в религии. Евреи исповедовали (и исповедуют) иудаизм, а финикийцы были язычниками. В результате евреи — это евреи, а финикийцы — это совсем другой народ. Религия, если она разная, то это действительно опиум для народа. Народ, столкнувшись с такой проблемой, обычно распадается.

Алавиты

Алавиты, также известные как «кызылбаши» (очевидно, по аналогии с персидскими шиитами-кызылбашами), «Али-Алла» (обожествляющие Али) или нусайриты (по имени основателя) — исламская религиозная секта, стоящая, собственно, на границе между крайним шиизмом и особой религией. Они откололись от исмаилизма и ушла так далеко, что во многом потеряли связи с исламом вообще, превратившись в особую религию из смеси ислама, христианства и доисламских восточных верований (зороастризма, манихейства, гностицизма, астральных культов).

Происхождение

Течение основано богословом Абу Шауибом Мухаммедом Ибн Нусайром (ум. в Басре ок. 883 г.). Последний, будучи приверженцем одиннадцатого шиитского имама аль-Хасана аль-Аскари, проповедовал его божественность, себя же считал его пророком и посланником — «Вратами».

Основы вероучения

Главная священная книга алавитов — «Китаб аль-Маджму», содержит 16 сур и является подражанием Корану. Она начинается следующим образом: «Кто наш господин, который создал нас? Ответ: это эмир верующих, эмир веры, Али Ибн Абу Талеб, Бог. Нет Бога кроме него».

В основе вероучения алавитов — представление о «Вечной Троице»: Али как воплощение Смысла, Мухаммед как воплощение Имени и Сальман аль-Фариси, сподвижник Пророка и первый неараб (перс), принявший ислам как воплощение Врат («Аль-Баб». «Врата» — титул ближайшего сподвижника всякого имама). Они выражаются буквами: «айн», «мим» и «син-Амас»: алавиты, с их унаследованной еще от исмаилитов приверженностью «тайному знанию», вообще склонны к каббалистическим построениям. В этой троице Али — воплощение Божественного Смысла, то есть в сущности сам Бог; все сущее — от него. Мухаммед — Имя, отражение Бога; Мухаммед создал аль-Фариси, который есть врата Бога через Имя. Они единосущны и нераздельны. Весьма почитается также Фатима, дочь пророка Мухаммеда и супруга Али — как бесполое существо из света аль-Фатир. Познать Бога невозможно, если только он сам не откроется, явившись в образе человека; таких явлений было семь (в лице признаваемых исламом пророков): Адам, Нух (Ной), Якуб (Иаков), Муса (Моисей), Сулейман (Соломон), Иса (Иисус) и Мухаммед. Всё это — вополощения Али. Сам Мухаммед (согласно алавитам) заявил: «Я из Али, а Али из меня»; но Али был сущностью не только Мухаммеда, а и всех предыдущих пророков.
При этом алавиты очень почитают также Ису (Иисуса Христа), христианских апостолов и ряд святых, празднуют Рождество и Пасху, на богослужениях читают Евангелие и причащаются вином, используют христианские имена. Поклоняются они также Луне, Солнцу, вечерней и утренней заре, но в этом вопросе у них существуют разногласия. Так называемые «шамсиюн» (поклонники Солнца) полагают, что Али «произошел из сердца Солнца». Поклонники света считают, что Али «произошел из глаза Солнца», тогда как «калязиюн» (по имени основоположника — шейха из Галилеи Мухаммеда Калязи) отождествляют Али с Луной. Кроме того алавиты делятся на тех, кто поклоняется свету («нур») и тьме («зульм»).
По поверьям алавитов, люди существовали до сотворения Земли и были светящимися огнями и планетами; тогда они не знали ни послушания, ни греха. Они наблюдали Али как Солнце. Затем Али являлся им в разных обличьях, демонстрируя, что познавать его можно лишь тогда, когда он сам выберет средство для этого. После каждого появления проходило семь тысяч семьсот семь лет и семь часов. Затем Али-Бог создал земной мир и дал людям телесную оболочку. Из грехов он создал демонов и шайтанов, а из козней шайтана — женщину. Как и большинство шиитских сект, алавиты верят в переселение душ (танасух). После смерти душа человека переселяется в животное, причём душа дурного человека — в тех животных, которых употребляют в пищу; после семикратной инкарнации душа праведного попадает в звёздную сферу, душа же грешника — в сферу демонов. У женщин души нет. Женщин алавиты не учат молитвам не допускают на свои богослужения.
В исламской традиции алавиты отвергают шариат, а также те из хадисов, что восходят к истинным и мнимым врагам Али — первому халифу Абу-Бакру (как «узурпатору» власти Али) и жене Пророка Аише (сражавшейся против Али).

Культ, обряды, организация

Вслед за исмаилитами, алавиты проводят резкий раздел между избранными, обладающими тайным знанием, и непросвещенной массой. Избранные имеют имя «особых» («хасса»), прочие — «рядовые» («амма»). Руководит любой общиной имам, он представитель Али на земле, ему ведомо будущее, без него не могут проводиться никакие обряды. Низшие, после имама, категории шейхов — «накиб» (представляющий Мухаммеда) и «наджиб»(представляющий Сальмана). Хасса может быть только тот, кто родился от отца и матери — алавитов. В хасса посвящают с совершеннолетием (18 лет), в собрании «особых» под руководством местного имама; сообщив посвящяемому тайны религии, с него берут клятву не разглашать их, в подтверждение чего он причащается бокалом вина и пятьсот раз произносит священное слово «Амас» (Али, Мухаммед, Сальман). Обряды исмаилитов тоже окружены налётом тайны: они свершаются по ночам в особых часовнях (кубба, араб.: купол), расположенных на возвышенных местах.
Обрядовую сторону ислама алавиты сильно упростили. Пост рамадана они сохранили, но он длится у них только полмесяца (а не месяц). Ритуальные омовения отсутствуют, намаз только два раза в день (вместо пяти). Отменены многие исламские запреты, включая запрет алкоголя.
Взаимоотношения с другими религиями
Правоверные мусульмане ненавидели алавитов, тем более, что их учение было близко к исламу и потому воспринималось не как особая религия, а как извращение истинной веры. Суннитские улемы уверяли, что алавиты еретики злейшие, чем иудеи, а «вред от них общине Мухаммеда больший, чем от турок, французов и других. Они не верят на деле ни в Аллаха, ни в его Пророка, ни в Коран». Сами алавиты, в свою очередь, также дистанцировались от мусульман и гораздо охотнее сближались с христианами, на женщинах которых нередко женились. Так, сближение между турецкими армянами и курдским алавитским племенем заза (в районе Дерсим) было таким тесным, что у нынешних потомков турецких армян сохранилось воспоминание об «армянах-заза» (кстати, заза, так легко сближавшиеся с армянами, почитавшие их святыни, ходившие к их священникам и т. д., в то же время ненавидели мусульман и считали всякое общение с мусульманином величайшим осквернением). Этим объясняется неоднократное появление гипотез, согласно которым алавиты являются потомками христиан: то ли крестоносцев, то ли киликийских армян и т. д.

Алавиты в ХХ веке

Алавиты и в Турции, и в Сирии всегда решительно поддерживали секуляризацию общества и борьбу за гражданское равноправие. В Сирии французы в августе 1920 г. создали «автономную территорию алавитов» со столицей в Латакии, 12 июня 1922 г. объявленную «Государством алавитов». У этого государства был свой флаг: белый с жёлтым солнцем посередине и четырьмя красными углами. Население его составляло 278 тыс. чел., из них 176 тыс. алавитов. Государство было присоеденено к Сирии французами 5 декабря 1936 г., вопреки протестам алавитских шейхов. Сирийские алавиты, боявшиеся попасть под власть мусульман-суннитов, во-первых начали декларировать принадлежность алавизма к исламу (первая такая декларация была сделана в июле 1936 г.), а во вторых — упорно стремиться к занятию престижных постов в Сирии, что им и удалось вполне в 1971 г., когда алавит Хафез Асад (кстати из непосвященной массы — «амма») стал президентом Сирии. Это вызвало негодование многих правоверных, указывавших, что по конституции президентом Сирии может быть только мусульманин; официальное признание алавитов мусульманами (течением шиизма), состоявшееся в 1973 г., не могло утишить этого негодования. Оно подогревается тем, что единоверцы Асада стали практически господствующей группой в Сирии. Это в свою очередь разжигает ваххабистские настроения в Сирии, которые становятся знаменем оппозицонности секулярно-алавитскому режиму. Однако, в настоящее время наблюдается процесс постепенного сближения алавитов с шиитами-двенадцатиричниками, составляющими подавляющее большинство шиитов в мире. Этот процесс был инициирован Хафезом Асадом и продолжается при его сыне Башаре. В алавитских селениях строятся мечети, алавиты соблюдают рамадан и другие мусульманские обряды. Власти оказывают давление на алавитское духовенство, требуя отказаться от признания божественности Али. В обозреваемом будущем ожидается окончательное слияние алавизма и шиизма.

Численность и расселение

В настоящее алавитов около 2,5 миллионов, большинство в Сирии (1,7 млн, то есть более 11 % населения), прежде всего в районе Латакии-Тартуса, и в Турции (главным образом в сирийской части Турции, то есть в районе Александретты). Алавитские племена Сирии делятся на четыре группы: Хаятыя, Калябия, Хаддадия и Мутавира.

Президент Сирии Башар Асад принадлежит к незначительной общине алавитов. Религиозная тема - одна из самых болезненных и опасных на Ближнем Востоке, где бок о бок живут представители самых разных конфессий, не всегда терпимо относящиеся друг к другу. Алавиты изначально были белой вороной даже в этом многоцветном восточном ковре: они не только давным-давно оторвались от ислама, но и окружили свое вероучение плотной завесой тайны.

СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ, ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ

Мусульмане с самого начала ненавидели алавитов и до сих пор относятся к ним как к отщепенцам. Они даже ставят их ниже «неверных» - христиан и иудеев! По их мнению, алавиты исказили ислам. В середине IX века некто Абу Мухаммад ибн Нусайр взял и провозгласил богом уважаемого шиитского имама аль-Хасана аль- Аскари. Себя Нусайр назначил его пророком и посланником. Приверженцы новой веры стали называться нусайритами, позже - алавитами. Религиозная община была относительно немногочисленна, и ее членам приходилось постоянно мимикрировать - подстраиваться под разные условия и обстоятельства. Алавиты сближались то с христианами, то с турецкими армянами, то с курдами, то с огнепоклонниками, постоянно что-то заимствуя и перенимая у них. И такой плагиат не только не запрещался - поощрялся! Если твоей жизни угрожает опасность, на людях ты можешь назваться хоть буддистом, хоть адвентистом, это не будет считаться предательством, так рассуждают алавиты. Главное - в душе оставаться верным самому себе. Поведение на людях - это одно, а твои истинные убеждения - совсем другое. Последнее, по мнению алавитов, нужно тщательно скрывать от непосвященных. Насколько же сильно это отличается от православия с его идеалом: умирай, но от своей веры не отступайся!

Священная книга алавитов «Китаб аль-Маджму» содержит 16 сур (глав) и является подражанием Корану. Но никто из европейских востоковедов никогда эту книгу в глаза не видел! Известно, что учение алавитов основывается на поклонении Святой Троице. На первом месте в ней по значимости Али - лучезарное существо, в котором воплотился бог. На втором - пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует! На третьем - Сальман аль-Фарси, сподвижник пророка. Весьма почитается также Фатима - дочь пророка Мухаммада и супруга Али (что отдаленно напоминает культ Девы Марии в христианстве, только алавиты считают Фатиму существом бесполым). По мнению нусайритов, бог уже несколько раз являлся в образе человека - Адама, Ноя, Иакова, Моисея, Соломона, Иисуса и Мухаммада. Но его главное и последнее явление еще впереди. Они также почитают христианских апостолов и ряд свитых, празднуют Рождество и Пасху, на богослужениях читают Евангелие и причащаются вином. Христианские имена у них в чести. Нусайриты также поклоняются луне, солнцу, вечерней и утренней заре, свету и тьме. По их понятиям, люди существовали до сотворения земли-в виде святящихся огней и планет. Тогда они были безгрешны и невинны. Они наблюдали Али как солнце Затем Али представал перед ними в разных обличьях, между каждым из его визитов проходило ровно 7 777 лет и 7 часов. Потом Али создал землю, дал людям телесную оболочку. Из грехов сотворил демонов и шайтанов, а из козней шайтана - женщин. Ясно, что женщина не особо высоко ценится в алавизме. У женщин нет души, поэтому их не допускают на богослужения и не учат молитвам. Более того, от женщин скрывают суть алавизма. Женщинам даже отказано в реинкарнации, в которую верят нусайриты. Только мужская душа имеет возможность получить после смерти лучшую жизнь. Правда, если алавит был плохим человеком, вряд ли он может рассчитывать на хорошее перевоплощение, только в животное. Мужчины в алавизме вообще на особом положении. Например, им дозволено все, что не разрешается мужчинам-мусульманам: алкоголь, сигареты. Ничего зазорного они не видят и в совокуплении друг с другом. В этом вопросе алавиты еще в древности были куда большими либералами, чем современные европейцы. Один древнейший шиитский ученый-ересиограф в своей книге так описывал подход нусайритов к гомосексуализму: «Это - акт смирения и покорности и одно из желанных и приятных наслаждений… Аллах - велик он и славен! - ничего этого не запрещал».

БОЛЬШОЙ СЕКРЕТ ДЛЯ МАЛЕНЬКОЙ КОМПАНИИ

Обряды алавитов для посторонних тайна за семью печатями. Известно о них немного. В алавитских общинах есть избранные (хасса) и есть рядовые (амма). Хасса могут быть только те, кто родился от матери и отца алавитов. Хасса могут стать имамами или шейхами. В хасса посвящают по достижении совершеннолетия на особом собрании. Как говорят враги алавитов, проходят эти собрания под покровом ночи в особых часовнях - куббах, расположенных на возвышенностях. Новобранцу передают секретные знания, потом с него берут клятву никому их не разглашать, в знак чего он причащается бокалом вина и 500 раз произносит особое священное слово.

Молятся нусайриты по пять раз в день, но не кладут поясные и земные поклоны, как мусульмане. Для молитвы не собираются в храмах и мечетях - каждый молится у себя дома. Понятия пятничной молитвы не существует. Перед молитвой не совершают омовение. Содержание молитв - загадка, это тщательно скрывают от посторонних.

Известно, что нусайриты придерживаются поста, но, в отличие от мусульманского, длится он у них всего пару недель. Они отрицают закят — обязательную для мусульман милостыню в пользу бедных. Обязательный для мусульман хадж - паломничество в Мекку и ее окрестности - алавиты не признают. Кааба для них пустое место. По их мнению, дом бога Али - солнце.

НА ОСОБОМ ПОЛОЖЕНИИ

Большинство алавитов живут в Сирии, прежде всего в районе Латакии - Тартуса. Кроме того, они компактно расселены в районах Хамы и Хомса. В Турции они сосредоточены в основном на юге, недалеко от границы с Сирией. Несколько тысяч алавитов есть в Ливане и на Голанских высотах в Израиле. По приблизительным подсчетам, алавитов чуть более 2 миллионов человек. Капля в арабском море! Для сравнения: шиитов около 200 миллионов, суннитов более 1 миллиарда 400 тысяч человек.

Как же крошечная, по восточным меркам, конфессия, застрявшая во вневременье, смогла сыграть такую важную и неоднозначную роль в геополитике Ближнего Востока? История ее восхождения на политический олимп Сирии заслуживает отдельного рассказа.

Во время распада Османской империи алавиты пытались создать на территории современной Сирии собственное государство. Не вышло. Их звезда взошла в начале XX века В августе 1920 года в Сирии, находящейся под французским мандатом Лиги Наций, была создана автономия алавитов со столицей в Латакии, спустя два года объявленная государством алавитов. У государства был свой флаг белый с желтым солнцем посередине и четырьмя красными углами. Население страны составляло около 200 тысяч человек. В 1936 году государство присоединили к Сирии, вопреки протестам алавитских шейхов. В то время в Сирии господствовали шииты, и проницательные ведущие шейхи-алавиты приняли несколько деклараций о безусловной принадлежности алавизма к шиитскому исламу. Мусульманские теологи уверяли, что алавиты давно откололись от шиизма и ушли так далеко, что потеряли связи с исламом вообще. Некоторые мусульмане открыто называли их извратителями истинной веры, но хитрые алавиты сидели тихо и дожидались своего часа. На самом деле их проповедники убеждали молодежь активно участвовать в общественной жизни страны, стремиться к занятию государственных постов. Самым настойчивым оказался Хафез Асад - сын бедного крестьянина. В ноябре 1970 года в результате государственного переворота он пришел к власти. Это был вызов всему мусульманскому миру! Негодованию правоверных не было предела.

Согласно конституции Сирии, лидером страны мог быть только мусульманин. Хафез Асад в ответ на это официально признал алавизм ответвлением шиизма и стал править страной. А чтобы ни у кого не было сомнений, велел строить по всей стране мечети и побуждать своих единоверцев соблюдать пост рамадан и другие мусульманские обычаи. Но исламисты не смирились, в 1982 году подняли восстание, которое Хафез Асад жестоко подавил, убив, по разным оценкам, от 7000 до 35000 мусульман. В 2000 году у руля страны встал его сын Башар Асад. И снова мусульмане попытались свергнуть президента алавита. Во что это вылилось, хорошо известно. Но чем закончится - большой вопрос. Вряд ли мусульманский мир смирится с «меньшинством у власти, которое навязало свою волю большинству».

Новое на сайте

>

Самое популярное