Домой Бизнес Управление военного образования главного управления кадров министерства обороны российской федерации. Военное образование: цель — на развитие Руководство главного управления кадров мо рф

Управление военного образования главного управления кадров министерства обороны российской федерации. Военное образование: цель — на развитие Руководство главного управления кадров мо рф

История отдела кадров Военной академии материально-технического обеспечения неразрывно связана с историей самого вуза, и подобно тому, как театр начинается с вешалки, так академия начинается с отдела кадров.


Все изменения, происходящие в нашем государстве и его военном ведомстве, в первую очередь отражаются на состоянии кадровой работы. Принимаются новые законы, выходят новые указы президента, приказы министра обороны и его заместителей, регулярно вносятся изменения в Трудовой кодекс. В результате меняется организационно-штатная структура академии, порядок и условия прохождения военной службы и заключения трудовых отношений. На все изменения необходимо реагировать четко и своевременно, сочетая высокую требовательность при выполнении указаний начальника академии со скрупулезной дотошностью в оформлении служебных документов, и при этом – постоянно учитывать индивидуальные качества каждого военнослужащего и гражданского работника.



Коллектив отдела кадров Военной академии

материально-технического обеспечения



Отдел кадров академии – это не только ряд кабинетов, где принимают на работу, увольняют и направляют в отпуск. Это место, где вас внимательно выслушают, дадут необходимую справку, проконсультируют, объяснят, какие нужны документы и как их заполнить, скажут, куда обратиться по интересующим вас вопросам. Ведь от того, как сработает кадровик, зависит, без преувеличения, судьба каждого члена коллектива. В отделе кадров отражена вся трудовая деятельность человека, его профессиональный рост и намечена дальнейшая перспектива.

Главная заслуга и гордость отдела – это воспитанный годами службы и работы коллектив настоящих профессионалов, преданных своему делу и всегда готовых выполнить любые задачи. В отделе свято чтут память ветеранов, своим трудом оставивших яркий след в его истории.

За время своего существования, в том числе в суровые военные годы, отдел проходил различные этапы развития, при этом военнослужащие и гражданский персонал отдела всегда уверенно справлялись с поставленными задачами по работе с кадрами благодаря их компетентности и глубокому знанию своего дела.

Эти принципы были заложены замечательным тандемом – двумя фронтовиками, обладающими высокими организаторскими способностями, умеющими действовать в экстремальных условиях и не понаслышке познавшими, что такое человеческие отношения: генерал-полковником Константином Николаевичем Абрамовым, Героем Советского Союза, начальником академии, и полковником Иваном Тимофеевичем Захаренко, начальником отдела кадров. Они сумели создать коллектив, в котором человеческие качества и ответственность за порученный участок работы ставились выше личных интересов. Каждый из них на своем направлении, будь то профессорско-преподавательский состав, слушатели, адъюнкты или гражданский персонал, старался глубоко вникнуть в суть дела, отдать все свои силы на благо процветания родной академии.

В дальнейшем неизменные традиции отдела продолжили: полковник Б.К. Черепенков, участник боевых действий в Афганистане; полковник С.П. Грамоткин, выпускник академии 1984 года, имеющий богатейший опыт работы в высших военно-учебных заведениях Министерства обороны; генерал-майор М. М. Синюков, также выпускник академии 1990 года, прошедший все ступени военного профессионала-кадровика от помощника начальника отделения кадров мотострелковой дивизии до начальника управления Главного управления кадров Минобороны России, участник боевых действий в Северо-Кавказском регионе, награжденный орденом Мужества; полковник В. В. Хренов, участник боевых действий в Афганистане и локальных конфликтах; полковник А. Г. Харин, выпускник академии 1995 года, на высоком уровне продолживший традиционный стиль работы отдела.

Заместителями начальника отдела кадров в разное время были офицеры с активной жизненной позицией – настоящие профессионалы своего дела: подполковники А.А. Моисеенко; Г.А. Жуков; А.А. Секацкий, А.А. Залесский, полковник В.А. Фролов, В.В. Трифонов, каждый из которых в любой момент готов был возглавить отдел и организовать выполнение возложенных задач на высочайшем уровне.

В работе с постоянным составом качественно и внимательно работали подполковник А. И. Дахин, старшие прапорщики В. Я. Залесский и И. В. Половцев, они снискали уважение у офицеров и прапорщиков академии. И. В. Половцев проводил большую работу по компьютеризации, сократив тем самым огромный объем бумажной работы, модернизировал отчетность с центральным аппаратом по средствам модемов (за полторы секунды годовой отчет передавался в Управление кадров).

Ответственный участок по работе с переменным составом, прибывшим для обучения в академию, вели: полковник С. В. Курасевич (участник боевых действий в Афганистане, выпускник академии 1980 года), подполковники Н. В. Кулаков, В. Г. Иванов (участник локальных конфликтов), Д. В. Бурмистров, С. Д. Еськов, майоры Г.А. Колодий, М.И. Ковальков, капитаны С.А. Бухарцев, А. Ю. Лекарев А. В. Строгонов, старшие прапорщики В. Я. Селецкий, Т. В. Бондарева. Эти глубоко знающие свое дело специалисты снискали заслуженное уважение и авторитет у всего личного состава вуза. А вот, например, В. П. Образцова была не только штатным сотрудником отдела, но и как очень отзывчивый, неравнодушный человек, оказывала помощь слушателям в различных житейских вопросах.

В работу по организации трудовых отношений гражданского персонала академии неоценимый вклад внесли А. И. Чиркунов, Г. Е. Гуц, Е. А. Соломатина, Т. М. Поликарпова.

Такой качественной работы отдел добился, по общему мнению, потому, что большая часть сотрудников являлась выпускниками академии и на себе познала все тяготы и лишения военной службы, знала, как надо обращаться с людьми, организовывать и выполнять поставленные задачи.

Успех работы отдела кадров академии не был бы достижим без непосредственного влияния и участия Управления кадров Тыла Вооруженных Сил, основной состав которого также состоял из выпускников Военной академии тыла и транспорта. Генерал-лейтенант Р.А. Бердников, генерал-майор В.С. Петрушечкин, полковники В.В. Невзоров, А.М. Соломаткин, А.А. Большаков, Ф.Ф. Рязанцев (в настоящее время работает в администрации Президента РФ), И.Е. Паршин, В.А. Швец, В.А. Жуков, Я.А. Тарасов, И.Н. Суслов, В.А. Холодов, В.Н. Шебордаев, М.М. Шорин, Е.Г. Дема, И.А. Шутов всегда считали академию своей «альма-матер» и относились к ней с отеческой заботой и любовью.

Сегодня отдел кадров органов материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации непосредственно подчинен заместителю министра обороны Российской Федерации генералу армии Д. В. Булгакову, а возглавляет его полковник Е.М. Жаворонок, выпускник академии 1987 года, один из самых заслуженных и мудрых кадровиков настоящего времени, прошедший все дороги, ведущие через пески Афганистана, горы Чечни, военные округа до центрального аппарата органов военного управления Минобороны России в столице нашей Родины. Главный эксперт отдела кадров – подполковник А.В. Пашков, выпускник академии 2016 года, грамотный специалист и надежный помощник, отвечает за направление по работе с кадрами в военных вузах материально-технического обеспечения.



С октября 2018 года отдел кадров академии возглавляет подполковник Усцелемов Юрий Николаевич, назначенный приказом Министра обороны № 739 от 16 октября начальником отдела. Юрий Николаевич прибыл с воинской должности начальника отделения (по работе с кадрами прапорщиков) отдела (по работе с прапорщиками и военнослужащими по контракту) Управления кадров Западного военного округа. Вверенное ему подразделение продолжает занимать достойное место, как в академии, так и среди кадровых органов материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, а также военно-учебных заведений Минобороны России. Отдел кадров Военной академии материально-технического обеспечения имеет заслуженный авторитет сплоченного коллектива высокопрофессиональных специалистов, способных так же эффективно и оперативно решать поставленные задачи, как и их предшественники.

В период реформирования Вооруженных Сил России и системы военного образования, оптимизации сети военно-учебных заведений, создания профессиональной армии личный состав отдела внес весомый вклад в формирование основ новой кадровой политики, а в настоящее время энергично проводит линию на эффективность деятельности академии и повышение ее авторитета в обществе.

Сборы в филиале Военной академии

материально-технического обеспечения (г. Омск)


Следует вспомнить, что в 2010 году отделу кадров были непосредственно подчинены отделения кадров всех вузов тыла, включенных в качестве филиалов академии: Тольяттинского военного технического института, Ульяновского высшего военно-технического училища, Военно-транспортного института Железнодорожных войск и военных сообщений (г. Петродворец), Вольского высшего военного училища тыла, Военно-ветеринарного института (г. Москва), Военного инженерно-технического университета (г. Санкт- Петербург). А затем, в этом же году, были ликвидированы филиалы в Тольятти и в Москве. В 2012 году филиалы в Санкт-Петербурге и Петродворце переформированы в институты, а в состав академии включены в качестве новых филиалов Пензенский артиллерийский инженерный институт и Омский танковый инженерный институт, в состав которого, в свою очередь, включался учебный центр по подготовке младших специалистов в г. Острогожске Воронежской области, и формировался аналогичный учебный центр после ликвидации в г. Уссурийске. В 2013 году в академии был сформирован Научно-исследовательский институт (Военно-системных исследований МТО ВС РФ), который полностью состоит на кадровом обеспечении в академии.

В течение указанного периода времени академия трижды переходила на новый штат, а отделом кадров были выполнены организационные указания более чем по 300 перечням изменений к штатам.

Время реформ, переходный период, в течение которых было издано множество новых нормативных актов, потребовали от сотрудников отдела кадров мобилизации всего потенциала – не только профессионального, но физического и психологического. Именно благодаря кропотливой и настойчивой работе офицеров-руководителей отделений кадров филиалов и институтов: полковника А. Н. Щавелева, подполковника К. А. Манченко, майоров М. С. Новикова, А.В. Васильева, капитана И. К. Фролова удалось сохранить и впоследствии приумножить тот кадровый потенциал, который создавался предыдущими поколениями кадровиков.

Не смотря на сложные, масштабные и ответственные задачи кадрового обеспечения возложенные на коллектив отдела кадров, их решение главным образом обусловливает четкое взаимодействие и бесперебойную работу отделов и служб, институтов и филиалов академии по выполнению кадрового заказа на подготовку высококвалифицированных специалистов для Вооруженных Сил России, других федеральных органов исполнительной власти, а также дружественных зарубежных государств. День в отделе проходит в слаженной и напряженной работе. Офицеры и гражданский персонал проявляют высокую ответственность и компетентность, умение преодолевать трудности, пользуются авторитетом и доверием среди офицеров и работников академии, филиалов и институтов. Сотрудники отдела также активно участвуют в жизни академии.

На фото (слева направо) Т.М. Грунина, О.Л. Симакина, С.А. Маклярская,

капитан А.В. Грекова, В.И. Скороходова, Н.В.

Орабинская, А.А. Григорьева, Т.В. Затулыветер



Работа в отделе осуществляется по направлениям:

Постоянный состав (офицеры и прапорщики), ответственным за это направление назначена специалист по кадрам Т.В. Затулыветер, она организует работу с военными кадрами постоянного состава, ведет штатно-должностной, статистический и пономерной учета кадров военнослужащих постоянного состава академии инспектор по кадрам Т. В. Петренко - ветеран отдела кадров, обеспечивает оформление документов персонального учета военнослужащих, ведет личные дела, служебные карточки, выдает справочные документы. Полковник в отставке А. Л. Матюшенко, выпускник академии 1994 года, отвечает за мобилизационную работу и организационно-штатные вопросы, лейтенант И.Ю. Тришанков, проводит работу с военнослужащими по контракту военнослужащими, состоящими в распоряжении по их дальнейшему служебному предназначению.

Переменный состав (курсанты, слушатели, адъюнкты и докторанты академии), ответственный за это направление назначена специалист по кадрам В.И. Скороходова. Совместно с ней трудятся О.Л. Симакина, Е.В. Адылова. С момента возобновления набора в академию слушателей (в 2012 году) ими налажена четкая работа и взаимодействие с военными округами и центральными органами Военного управления по набору в академию слушателей, а так же курсантов, адъюнктов и докторантов, на обучение по программам с высшей оперативно-тактической подготовкой, и повышения квалификации офицеров по программам дополнительного профессионального образования.

Решение всех организационных вопросов, координация деятельности институтов и филиалов академии, планирование и контроль исполнения указаний начальника отдела кадров осуществляются под руководством капитана А. В. Грековой. А также подготовка наградного материала, учет и планирование награждений. С высоким качеством и достоверной точностью готовит она представления для поощрения наиболее отличившихся военнослужащих и гражданского персонала государственными наградами Российской Федерации, Министерства обороны РФ и заместителя Министра обороны РФ. Совместно с сержантом Р.В. Черняковым они выполняют задачи по оформлению, выдачи и учету документов, необходимых для выезда за пределы территории Российской Федерации военнослужащих и лиц гражданского персонала академии, как по частным вопросам, так и по служебным;

гражданский персонал, ответственная за это направление специалист по кадрам – С. А. Маклярская. Совместно с ней трудятся инспектора по кадрам Л.П. Пузакова и Н.А. Эртман. На хрупких плечах молодых сотрудниц лежит огромный объем работы по оформлению трудовых отношений с работниками академии, контролю соблюдения трудового и коллективного договоров, законов и нормативно-правовых актов в условиях бесконечных изменений в трудовом и пенсионном законодательствах. Введение новых унифицированных форм учетных документов, автоматизация работы с использованием новейшего программного обеспечения требуют от наших специалистов глубоких знаний, высокой ответственности и непрерывного повышения квалификации;

Ведение делопроизводства направлено на обеспечение единого порядка в документообороте отдела. Полноправной хозяйкой здесь считается В. М. Лагодзинская. С высоким качеством Валентина Михайловна осуществляет прием, обработку, регистрацию, учет, рассылку и доставку входящих и исходящих документов, контролирует правильное и своевременное их исполнение, оперативное доведение до исполнителей.

Заслуженные работники отдела кадров

Т.В. Петренко, В.М. Логадзинская



За все годы существования отдела кадров академии неоднократно и существенно менялись его функции и задачи, но всегда оставались неизменными умение найти подход к людям, самоотверженный личный пример в выполнении воинского и гражданского долга, высокий профессионализм –характерные черты работников отдела кадров прошлых лет и нынешнего поколения. Ратный, но зачастую неблагодарный труд сотрудников отдела – пример честного и бескорыстного исполнения должностных обязанностей, верности Вооруженным Силам России, с которыми связана вся наша жизнь.

«Выпускники военных ВУЗов должны быть готовы решать
самые сложные задачи. Для этого нужно запускать самые эф-
фективные образовательные программы».
Министр обороны Российской Федерации
генерал армии С.К. Шойгу

Генерал-полковник ГОРЕМЫКИН
Виктор Петрович, начальник Главного управления кадров Министерства обороны РФ, заслуженный военный специалист Российской Федерации

Подготовка квалифицированных военных кадров и развитие системы военного образования являются приоритетными задачами Мин­обороны России и важнейшими направлениями деятельности для обеспечения обороноспособности нашего государства.

В настоящее время система военного образования - это отлаженный и эффективно работающий механизм, задачей которого является подготовка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации военных кадров.

Сегодня эти задачи решают 26 высших военно-­учебных заведений и 9 филиалов. Они находятся в непосредственном подчинении главнокомандующих видами и командующих родами
войск Вооруженных Сил, руководителей центральных органов военного управления - заказчиков подготовки кадров и функционируют в едином нормативно-правовом и учебно-­методическом поле Российской Федерации (рис. 1 ).

В 2017 году статус самостоятельных вузов будет предоставлен Казанскому высшему танковому командному училищу и Московскому высшему общевойсковому командному училищу в форме выделения их из состава Общевойсковой академии.

Главной особенностью военного образования на современном этапе является глубокая интеграция с войсками, способность оперативно реагировать на их потребности в подготовке военных кадров. В чем это проявляется?

Первое . Совершенствование системы управления военной организацией государства в решении вопросов подготовки к ее вооруженной защите и создание в этих целях Национального центра управления обороной Российской Федерации привело к формированию Военного института управления национальной обороной в составе Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

Второе . Развертывание новых воинских частей и соединений (Арктическая группировка войск, соединения вблизи западной границы и др.) увеличило заказ на подготовку военных кадров. В 2017 году вузы выходят на полную емкость слушателей и курсантов. В последние годы проблемных вопросов с комплектованием первых курсов ни по количественному составу, ни по уровню знаний абитуриентов Минобороны не испытывает (в 2016 году средний конкурс составил: юноши - 4 чел., в командные вузы Сухопутных войск, ВДВ - более 6 чел. на место, Военно-медицинскую академию и Военную академию МТО - 9–11 чел., девушки - 11 чел. на место).

Во многом это результаты проведенной во всех субъектах Российской Федерации Всероссийской информационно-агитационной акции «Есть такая профессия - Родину защищать!» (рис. 2 ).

Третье . Перевооружение армии и флота, широкое использование в войсках беспилотных летательных аппаратов, робототехнических комплексов и систем, а также оружия на новых физических принципах вызвали необходимость подготовки соответствующих специалистов и открытия новых специальностей подготовки офицеров.

Четвертое . Переход на комплектование должностей младших специалистов для эксплуатации и применения сложных образцов вооружения и военной техники «контрактниками» потребовало их подготовки по программам среднего профессионального образования и формирования в вузах учебных центров. Сегодня такое обучение проводится в 25 вузах и их филиалах по 70 военным специальностям и 33 специальностям СПО.

Пятое . Придание военному образованию мобильности и увеличение количества обучающихся послужило активному внедрению новых форм обучения. С 1 сентября 2016 г. подготовка слушателей и курсантов военно-учебных заведений переведена на обучение по электронным учебникам и учебным пособиям.

Шестое . Применение Вооруженных Сил в Сирийской Арабской Республике и необходимость оперативного использования полученного опыта в образовательной деятельности вузов потребовали приоритетного рассмотрения на преподавательские должности офицеров, принимавших непосредственное участие в боевых действиях.

Седьмое . Расширение военно-технического сотрудничества укрепило имидж и престиж Вооруженных Сил, значительно увеличило географию стран и количество иностранных военнослужащих, обучающихся в вузах военного ведомства, послужило созданию в этом году Координационного комитета по вопросам военного образования при Совете министров обороны государств-участников СНГ.

Сегодня можно с уверенностью сказать о стабилизации системы военного образования и создании всех условий для ее дальнейшего развития, которое спланировано и проводится по следующим основным направлениям.

Первое. Совершенствование организации подготовки военных кадров, ее мобильности.

Результаты внезапных проверок и опыт применения войск показали необходимость усиления практической направленности обучения, введения для слушателей и курсантов режима подготовки, максимально приближенного к условиям прохождения военной службы в войсках.

В этой связи были скорректированы подходы к организации учебного процесса. В основу планирования положены боевые уставы, наставления и инструкции, результаты тактико-специальных учений. Практики и стажировки синхронизированы с мероприятиями боевой подготовки войск. Совместные межвузовские командно-штабные учения и военные игры проводятся на едином театре военных действий с участием соответствующих командований. Уровень знаний и умений слушателей и курсантов оценивается в соответствии с нормативами по боевой подготовке.

В результате возросла интенсивность подготовки военнослужащих, уже с первого курса появилась ярко выраженная практическая направленность обучения, повысился уровень знаний и умений обучающихся, необходимых для их быстрой адаптации в войсках.

Новые подходы к подготовке курсантов уже сегодня позволили им выполнять учебно-­боевые задачи на одном уровне с профессиональными войсковыми специалистами.

Показательным является проведение боевых стрельб в составе расчетов слушателей и курсантов Военной академии войсковой ПВО на государственном полигоне Капустин Яр. Боевые расчеты поразили все воздушные цели, а уровень подготовки слушателей и курсантов оценен на «отлично».

Аналогичные результаты показывают расчеты и экипажи курсантов других вузов.

Приведу еще два примера. В этом году курсанты Дальневосточного высшего общевойскового командного училища выиграли во всех номинациях армейских международных игр среди морских пехотинцев, а курсанты филиала Общевойсковой академии в г. Казани на равных с экипажами военных округов сражались за победу в танковом биатлоне.

Сегодня каждый пятый выпускник военного вуза завершает обучение с отличием, максимально сокращен период их становления в реальных условиях прохождения воен­ной службы, а в отзывах из войск отмечаются фундаментальная теоретическая подготовка и уверенные практические навыки выпускников в выполнении боевых и учебно-боевых задач (рис. 3 ).

Высокое качество подготовки подтверждают и результаты Международных олимпиад курсантов, в которых ежегодно победителями и призерами по всем учебным дисциплинам становятся представители вузов Минобороны России.

В дальнейшем мы планируем сохранить сложившуюся систему подготовки курсантов по программам «специалитета», слушателей - «магистратуры», продолжить «погружение» обучающихся в войсковую среду, увеличивать долю практического обучения на базе воинских частей и организаций, организовав наставничество войсковых специалистов над слушателями и курсантами.

Второе направление - развитие информационной образовательной среды и системы непрерывной подготовки военнослужащих в течение всего периода военной службы.

В этом направлении уже сделаны первые шаги - как отмечено ранее, с 1 сентября слушатели и курсанты военно-учебных заведений переведены на обучение по электронным учебным изданиям.

На основании утвержденного Министром обороны Российской Федерации единого стандарта вузовскими коллективами разработаны и оцифрованы свыше 12,5 тысяч учебников и учебных пособий. Внедрены базовые электронные учебники по 40 общим для всех вузов дисциплинам.

Электронные учебные издания отличает современное интерактивное и мультимедийное сопровождение, возможность проводить самоконтроль и оценивать знания обучающихся.

Все они объединены в единый информационный образовательный ресурс, к которому, как и к Президентской библиотеке имени Б.Н. Ельцина, электронному фонду диссертаций Российской национальной библиотеки и ведущим электронным библиотекам России, обеспечен доступ каждого военно-­учебного заведения (рис. 4 ).

Важный шаг в этом направлении - это интеграция электронных образовательных ресурсов «родственных» военных и гражданских вузов.

К примеру, уже сегодня организовано информационное взаимодействие Военной академии МТО и ее филиала в г. Вольске с Государственным университетом нефти и газа имени И.М. Губкина, Военно-воздушной академии с Московским государственным техническим и Санкт-Петербургским государственным университетами гражданской авиации. Работа по другим вузам продолжается.

Дальнейшее развитие электронной информационной образовательной среды направлено на расширение ее возможностей и обеспечение доступности военно­служащим как в период обучения в вузе, так и во время службы в войсках.

В этих целях предусмотрено создание закрытых сегментов электронных изданий, наполнение электронной библиотеки ресурсами научно-­исследовательских организаций, расширение взаимодействия ресурсов военно-­учебных заведений и профильных гражданских вузов.

Спланировано подключение к единой информационной образовательной среде всех воинских частей для предоставления военнослужащим, независимо от места прохождения военной службы, возможности использовать образовательные ресурсы в интересах повышения уровня профессиональных знаний, постоянного поддержания контакта с ведущими кафедрами и обеспечения непрерывной профессиональной подготовки в течение всего периода военной службы.

Третье, не менее важное направление, - это совершенствование содержания подготовки слушателей и курсантов.

Разработка и практическая апробация в реальных условиях новых форм и способов ведения боевых действий, а также опыт эксплуатации и применения поступающего в войска вооружения и военной техники ставят перед военным образованием задачу оперативного внедрения полученных результатов в образовательную деятельность.

В этой связи, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации, Военная академия Генерального штаба и Военная академия МО РФ получили право и перешли на подготовку слушателей по самостоятельно устанавливаемым образовательным стандартам.

Это позволило решить поставленную задачу за счет расширения прав вузов в формировании учебных программ, их оперативной корректировки с учетом опыта войск и усиления практической составляющей образовательного процесса.

В настоящее время во исполнение поручения Президента Российской Федерации совместно с Минобрнауки России прорабатывается вопрос распространения права реализации самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов на все военные вузы.

Для совершенствования программ подготовки и содержания базовых военно-профессиональных дисциплин широко используется потенциал недавно созданного федерального учебно-методического объединения вузов Минобороны России по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 56.00.00 «Военное управление».

Уже сегодня оно активно работает над актуализацией федеральных государственных образовательных стандартов, координирует образовательную деятельность вузов в интересах обеспечения качества и развития высшего образования.

В дальнейшем федеральное УМО мы видим в качестве основной площадки для формирования содержания обучения слушателей и курсантов, выработки предложений по сопряжению военно-профессиональной составляющей подготовки по уровням военного управления (оперативно-стратегический, оперативно-тактический и тактический), внедрению единых подходов к методике преподавания дисциплин профессионального цикла и проведению межвузовских военных игр, командно-штабных и тактико-специальных учений.

Четвертое направление - это повышение уровня профессиональных компетенций преподавательского состава военно-учебных заведений.

За последнее время возросла укомплектованность вузов педагогами, имеющими ученую степень и ученое звание. Сегодня свыше 65 % преподавателей и научных работников военных вузов - это доктора и кандидаты наук, а 70 % от всего научного потенциала Минобороны России сосредоточено в военно-учебных заведениях.

Повысилась эффективность работы адъюнктуры и военной докторантуры. 60 % обучающихся завершают работу над кандидатской или докторской диссертацией по окончании обучения, а 80 % - в течение года после окончания адъюнктуры или военной докторантуры.

Хотелось бы особо акцентировать внимание, что военный педагог должен быть не только хорошим ученым и методистом, но и войсковым практиком, который может передать слушателям и курсантам свой опыт, научить их грамотно руководить подчиненными и выполнять боевые и учебно-боевые задачи, эффективно применять и правильно эксплуатировать сложнейшее вооружение и военную технику.

Широко внедряемое привлечение военных педагогов к мероприятиям повседневной, боевой и оперативной подготовки войск, испытаниям новых образцов вооружения и военной техники показало ее высокую эффективность.

Интенсивность этой работы ежегодно повышается. По сравнению с прошлым годом более чем в 2 раза возросло количество военных педагогов, участвовавших в учениях и внезапных проверках войск, в 1,5 раза - в испытаниях вооружения и военной техники.

Это позволяет преподавательскому составу не только поддерживать связь с
войсками, но и «чувствовать» должность, к которой он готовит слушателей или курсантов.

В первую очередь, такая форма повышения профессионального мастерства должна стать одной из основных для преподавателей кафедр «Стратегии», «Оперативного искусства», «Управления войсками и службы штабов», «Управления повседневной деятельностью войск» и многих других.

Кроме того, планируем ввести в активную практику стажировку преподавателей вузов на соответствующих должностях в органах военного управления, воинских частях и научных организациях.

В рамках развития системы военного образования и перевооружения Российской армии Минобороны России особое внимание уделяет комплексной модернизации инфраструктуры и учебно-материальной базы военно-учебных заведений (рис. 5 ).

В этих целях Министром обороны Российской Федерации утверждены программы развития каждого военно-учебного заведения на период до 2020 г., которые взаимоувязаны с Государственной программой вооружений и государственным оборонным заказом.

Они предусматривают упреждающую поставку в вузы современного вооружения, военной и специальной техники, которая синхронизирована с обеспечением учебных заведений соответствующими учебно-тренировочными средствами. Стоит отметить, что свыше 60 % учебно-тренировочных средств, закупаемых в рамках государственного оборонного заказа, поступают в вузы и учебные центры.

К 2020 году доля современных образцов вооружения, военной техники и тренажеров в вузах будет доведена до 70 % и выше.

Перспективным направлением развития тренажерной базы является не только обеспечение одиночной подготовки военнослужащих, но и широкое внедрение комплексных тренажерных средств, позволяющих обучать управлению подразделениями в условиях современного боя при применении межвидовой группировки войск (сил).

По решению Министра обороны Российской Федерации в последние два года особое внимание уделяется еще одному направлению развития - это привлечение в военное образование наиболее способной молодежи и ее ранняя профориентация на выбор профессии офицера.

В этих целях в 2015 году в трех военно-учебных заведениях созданы школы для одаренных детей: IT-технологий, инженерная и спортивная (рис. 6 ).

Ребята проходят конкурсный отбор, углубленно и с прикладной направленностью изучают профильные предметы, осваивают методологию научных исследований, теорию и практику проведения научных экспериментов, проводят летнюю практику в научных подразделениях вуза и НИИ.

Реализация этих подходов позволяет не только отобрать и подготовить воспитанников к обучению в военном вузе, но и развить их творческие способности, сформировать научные интересы и вовлечь в исследовательскую деятельность с учетом специфики будущей профессиональной деятельности.

К решению этих задач, а также к подготовке несовершеннолетних граждан к военной или к иной государственной службе вовлечены все довузовские учебные заведения, которые по праву являются значимым элементом всей системы военного образования.

В Минобороны сформирована сеть довузовских учебных заведений, география которых вот уже на протяжении 6 лет ежегодно расширяется (рис. 7 ).

Сегодня помимо трех школ для одаренных детей, в нее входят десять суворовских военных училищ, Нахимовское военно-морское училище с филиалами во Владивостоке и Севастополе, пять президентских кадетских училищ и пять кадетских корпусов, а также Московское военно-музыкальное училище.

В 2015 году открыто Пермское суворовское военное училище. Это первое суворовское военное училище, которое создано в Российской Федерации за последние почти четверть века.

В прошлом году открыто еще одно - Тульское суворовское военное училище.

1 сентября 2017 года первых воспитанников примет Петрозаводское президентское кадетское училище и филиал Нахимовского военно-морского училища в Мурманске.

Как и ныне действующие, эти учебные заведения будут оснащены современным учебно-лабораторным оборудованием, специализированными классами для углубленного изучения предметов и освоения дополнительных общеразвивающих программ.

Приоритетное направление их развития - это повышение качества подготовки воспитанников и совершенствование методики учебно-­воспитательного процесса.

В этих целях создано учебно-методическое объединение федеральных государственных общеобразовательных организаций Минобороны России.

Секция УМО, действующая на базе Пансиона воспитанниц, занимается вопросами содержания образовательного процесса, внедрения и развития инновационных технологий, апробации новых форм и методов обучения и воспитания.

Важная задача стоит перед секцией № 2, сформированной на базе Московского суворовского военного училища. Завершается выработка единых подходов к освоению предмета «Основы военной подготовки», в котором изучаются основы тактики, РХБЗ, огневой и строевой подготовки. Сегодня уже разработаны «Требования к результатам освоения обучающимися основ военной подготовки по годам обучения» и «Рабочая учебная программа по основам военной подготовки». С учетом поступивших предложений, эти документы в ближайшее время будут утверждены и реализованы во всех учебных заведениях.

Повышением уровня лингвистической подготовки обучающихся занимается секция № 3. Специалисты Лингвистического центра Минобороны России вырабатывают единые подходы и осуществляют методическое сопровождение языковой подготовки воспитанников, обеспечивают повышение методического мастерства преподавателей иностранных языков.

И еще ряд вопросов, над решением которых работает военное ведомство в целях развития системы военного образования (рис. 8 ).

Первый - это введение обязательного лицензирования программ военной подготовки и выдача по результатам их освоения соответствующего документа.

К примеру, в виде приложения к аттестатам об основном общем образовании и (или) полном общем образовании.

Второй - установление выпускникам довузовских учебных заведений дополнительных баллов за освоение программ военной подготовки, которые предлагается учитывать при поступлении на обучение по образовательным программам бакалавра.

Третий - создание в Московском и Тульском суворовских военных училищах подразделений с углубленным изучением основ и направлений военной науки, так называемых «научных классов».

Наиболее способные суворовцы будут изучать физические основы действия машин и механизмов, промышленных технологических процессов, микропроцессорной техники и проводить исследования. В этих целях в училищах будут созданы специализированные экспериментальные лаборатории и задействована база предприятий промышленности.

В завершение хочу еще раз подчеркнуть, что функционируя в едином образовательном пространстве Российской Федерации, систе­ма военного образования является неотъемлемой частью военной организации государства и находится на страже интересов своего Отечества.

Как поступить на военную службу по контракту на воинские должности, для которых предусмотрены воинские звания офицеров, гражданину, не находящемуся на военной службе, и военнослужащему, проходящему службу по призыву?

Гражданин, не находящийся на военной службе, изъявивший желание поступить на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, подаёт заявление в военный комиссариат по месту воинского учёта (месту жительства) или в воинскую часть.
Гражданину, не находящемуся на военной службе, обратившемуся непосредственно в воинскую часть с заявлением о поступлении на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, командиром (начальником) воинской части после рассмотрения его кандидатуры выдаётся отношение. Отношение представляется гражданином в военный комиссариат по месту воинского учёта (месту жительства).
Военнослужащий, проходящий службу по призыву и изъявивший желание поступить на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, подаёт рапорт по команде командиру (начальнику) воинской части.
Гражданин (военнослужащий, проходящий военную службу по призыву), заявление (рапорт) которого принято к рассмотрению, является кандидатом, поступающим на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера.
Отбор кандидатов из числа граждан, не находящихся на военной службе, осуществляется военными комиссариатами, а из числа военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, – воинскими частями.
Военные комиссариаты проводят отбор кандидатов на основании:
– отношения, выданного командиром (начальником) воинской части;
– перечней вакантных воинских должностей, подлежащих комплектованию офицерами, представляемых в военные комиссариаты командирами (начальниками) воинских частей.

Отбор кандидатов из числа граждан, не находящихся на военной службе, осуществляется военными комиссариатами

По уровню квалификации кандидат должен иметь опыт не менее:

– одного года прохождения военной службы по родственной военно-учётной специальности для граждан, прошедших военную службу по призыву, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву или по контракту на воинских должностях, для которых штатом предусмотрено воинское звание до прапорщика (мичмана) включительно;
– двух лет стажа работы по специальности, родственной военно-учётной специальности, для граждан, не прошедших военную службу по призыву или по контракту.
По уровню физической подготовки кандидат должен соответствовать требованиям к физической подготовленности граждан, поступающих на военную службу по контракту.
Требования к уровню образования и профессиональной подготовки не распространяются на граждан, не находящихся на военной службе, имеющих воинские звания офицеров и состоящих в запасе.
На кандидата, прошедшего отбор на военную службу по контракту, в воинской части подготавливается представление. Представление и личное дело кандидата представляются в порядке подчинённости в Главное управление кадров Министерства обороны РФ. Главное управление кадров рассматривает поступившие материалы, готовит и представляет статс-секретарю – заместителю министра обороны РФ проект приказа по личному составу.
Приказы по личному составу о приёме граждан на военную службу по контракту и заключению соответствующих контрактов подписываются статс-секретарём – заместителем министра обороны РФ.
Выписка из приказа о приёме на военную службу доводится Главным управлением кадров до кадрового органа вида (рода
войск) Вооружённых Сил РФ, военного округа, Северного флота, центрального органа военного управления, из которого поступили материалы на кандидата, а также до военного комиссариата по месту воинского учёта (воинской части, проводившей мероприятия по отбору) кандидата. Личное дело кандидата направляется в военный комиссариат по месту воинского учёта.
Кандидат должен соответствовать требованиям по уровню образования, квалификации, физической подготовки.
По уровню образования кандидат должен иметь высшее образование по направлению подготовки (специальности), родственное соответствующей воинской части, которая проводит мероприятия по отбору.
Военный комиссариат доводит приказ о приёме на военную службу до гражданина, вручает ему предписание для убытия в воинскую часть, информирует о порядке убытия и заключения контракта, направляет в воинскую часть его личное дело и уведомляет командира (начальника) воинской части о сроке его прибытия.

Уважаемые читатели! Если у вас есть вопросы, вы можете направить обращение, заполнив форму запроса в электронной приёмной на сайте Минобороны России (mil.ru).


Приказ, Министр обороны Российской Федерации, "Об утверждении Положения о Главном управлении кадров Министерства обороны Российской Федерации", от 27.11.2002 г., № 444

Приказ Министра обороны Российской Федерации «Об утверждении Положения о Главном управлении кадров Министерства обороны Российской Федерации» от 27 ноября 2002 г.
· 444
Утратил силу в соответствии с приказом Министра обороны 2005 г.
· 5

1. Утвердить Положение о Главном управлении кадров Министерства обороны Российской Федерации (приложение
· 1 к настоящему приказу).
2. Признать утратившими силу приказы Министра обороны Российской Федерации и его заместителей, внести изменения в приказы Министра обороны Российской Федерации и его заместителей согласно Перечню (приложение
· 2 к настоящему приказу).
МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С. Иванов
Приложение
· 1
к приказу Министра обороны
Российской Федерации
2002 года
· 444
ПОЛОЖЕНИЕ
о Главном управлении кадров Министерства обороны Российской Федерации
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации (далее именуется
· Главное управление) является центральным органом военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, предназначенным для осуществления руководства и контроля за работой кадровых органов Вооруженных Сил, направленной на обеспечение укомплектованности Вооруженных Сил офицерами, прапорщиками, мичманами в мирное время, в период проведения мобилизации, при введении чрезвычайного положения, военного положения и в военное время, организацию прохождения ими военной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также для руководства системой военного образования Министерства обороны.
Главное управление по вопросам работы с военными кадрами и военного образования взаимодействует с видами Вооруженных Сил, военными округами и родами войск Вооруженных Сил, центральными органами военного управления Вооруженных Сил, а в пределах своей компетенции
· и с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации.
2. Положение о Главном управлении кадров Министерства обороны Российской Федерации (далее именуется
· Положение) разработано на основании Положения о Министерстве обороны Российской Федерации.
В своей деятельности Главное управление руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, правовыми актами Министерства обороны и директивами Генерального штаба, указаниями центральных органов военного управления по вопросам, отнесенным к их компетенции, а также настоящим Положением.
3. Главное управление состоит из управлений, отделов и иных структурных подразделений. Организационная структура Главного управления определяется Министром обороны Российской Федерации, а его штат утверждается начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

    В ноябре 2016 г. исполнилось 100 лет со дня последнего корпусного праздника Морского училища, прошедшего во всем своем великолепии на излете существования Российской империи. Шла I Мировая война и это, конечно, наложило отпечаток и […]

    На наши вопросы отвечает начальник Новосибирского высшего военного командного училища генерал-майор В. Л. РАЗГОНОВ. — Виталий Леонидович, несмотря на новейшие разработки в области вооружения и техники мастерское владение […]

    FOR STRENGTHENING MENTAL HEALTH MILITARY PERSONALS Актуальные вопросы оборудования помещений для укрепления психического здоровья личного состава военных образовательных организаций высшего образования Essential questions […]

  • «Кафедре связи ВМФ Военно-морской академии 95 лет».

    7 декабря 2017 года кафедре ²Боевого применения средств связи и АСУ ВМФ²исполняется 95 лет. Неоднократно менялось название кафедры, её организационно – штатная структура, но коллектив кафедры всегда находится на острие научной и […]

  • THE INPUT PETR NIKOLAEVICH BURGASOV IN THE DEVELOPMENT OF EDUCATION Сведения об авторе. Костерина Наталья Александровна ‒ научный сотрудник филиала федерального государственного бюджетного учреждения «48 Центральный […]

    60 years in the service of the Navy к.в.н. А.Г.Брехов, к.в.н. В.П.Толмачев. (ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия») Аннотация В статье рассматриваются хронология и содержание важнейших событий в истории академического […]

  • Педагогическая практика военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны Российской Федерации

    Pedagogical practice of military educational organizations of higher education of the Russian Federation Ministry of defense Аннотация. В статье предложен вариант организации и проведения педагогической практики адъюнктов в высшем […]

  • ОСНОВЫ РЕГЛАМЕНТА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИТУАЦИОННОГО ЦЕНТРА ГУБЕРНАТОРА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

    THE BASICS OF THE SITUATION CENTER’S FUNCTIONING REGULATION OF KHABAROVSK TERRITORY’S GOVERNOR Сведения об авторе: генерал-лейтенант запаса Кащеев Александр Михайлович, старший научный сотрудник научно-исследовательской […]

  • Эволюция военно-морского образования в Военной академии Генерального штаба ВС РФ, проблемы и направления развития на современном этапе

Новое на сайте

>

Самое популярное